Что такое брекетинг экспозиции. Что такое брекетинг или автовилка в фотографии

Что означает брекетинг вспышки? Особенности использования брекетинга фотовспышки. Функция AEB в фотоаппарате. Серия кадров с использованием брекетинга. Слияние кадров в одно изображение.

Совсем непонятное для сознания обычного человека понятие брекетинг означает автоматизированную коррекцию экспозиции одновременно в две стороны (плюс и минус). Отметим, что сегодня многие фотографы все еще используют брекетинг при съемке в эру развития цифровых технологий.

Многие принимают их за чудаков, однако половина из них точно отдают себе отчет в таком выборе, поскольку видят разницу в кадре, который был правильно экспонирован с первого раза и «вытянутым». Вторая половина фотографов просто балуется таким образом.

Следует понимать, что брекетинг предусматривает съемку 3-х или 5-ти кадров с выбранным шагом коррекции экспозиции. Таким образом, обеспечивается неровная серия: один кадр нормальный, один или два кадра с шагом в минус, затем также в плюс.

Однако брекетинг используется лишь в некоторых жанрах. Как правило, его применяют для съемки статичных предметов, ведь при съемке серии кадров движимых предметов с использованием данного режима может оказаться, что правильно экспонированным получился кадр, где объект имеет закрытые глаза, кадры “в плюс” получились смазанными, а в минус - затемненными.

Кроме того, снимать статику можно с коррекцией “на лету”, поскольку представляется возможным просматривать результаты на экране фотокамеры. Это весьма удобно, например, при фотографировании города. В таких условиях для съемки домов понадобятся одни настройки, для дороги другие, для неба третьи. Хоть это звучит немного неестественно, ведь установка выставляется для кадра в целом. Именно здесь и понадобиться брекетинг.

Функция AEB (автобрекетинг экспозиции) имеется в львиной доле современных зеркальных фотокамер. Нажимая кнопку спуска, Ваш фотоаппарат сделает одновременно 3 снимка с различной экспозицией. При этом один из кадров получится засвеченным, второй кадр получается отличного качества, а третий - немного затемненный. Для того, чтобы активировать эту функцию, следует покопаться в руководстве пользователя.

После того, как Вы получите три разных фото, возникнет резонный вопрос: что с ними делать. Вероятнее всего, один кадр имеет отличное качество, несмотря на применение типичных настроек. В этом и заключается преимущество функции AEB.

Отметим, что в фотошопе представляется возможным комбинировать лучшие части кадров в изображение прекрасного качества. Еще существует способ соединить одинаковые кадры с разной экспозицией, что позволяет создать фото с высоким динамическим диапазоном (формат HDR). Данный способ заключается в слиянии кадров с темной и светлой экспозицией, благодаря чему объединяются парочка по-разному проэкспонированных снимков в одно изображение.

Однако данный способ, как и прочие настройки фотокамеры, следует хорошенько изучить. Для этого необходима практика. К тому же для обработки кадров в HDR понадобятся знания в области фотошопа.

Брекетинг экспозиции – что это ? Это – специальный приём в фотографии, который Вы можете применить, чтобы с наименьшей потерей времени получить фотографию. Автобрекетинг – это автоматическая фотосъёмка серии из трёх и более кадров.

В результате – каждый кадр отличается своими значениями экспозиции , диафрагмы, или баланса белого, например.

Bracketing – приём в фотографии, которым Вам надо бы овладеть.
Настаивать не буду. Придёт время – сами в этом.

Фотографические мэтры, умудрённые сединой и опытом светописи, до сих пор называют эту технику фотосъёмки «вилкой».
Или, чтобы придать словам своим весомую значимость, эксповилкой.

Шучу.
Но мы же, с Вами, современные.
А потому и будем говорить на новом .
Откроем, немного, тайну и рассмотрим конкретный случай брекетинга экспозиции при съёмке .

Совсем не жаркая ночь. Вы допоздна фотографировали. Свадьбу, например.
И идёте, усталый, по ночной улице города. Ни смотреть по сторонам, ни фотографировать нет уже никаких сил.
Но, так устроен , краешком глаза, Вы замечаете весьма интересную ночную картинку. Необычную и ту, которую, неплохо было бы сфотографировать.

И, как бы Вам не хотелось…

Вы помните, что другого такого случая не будет. И такой сюжет Вам больше никогда не «покажут».
Вы снова влетели в ситуацию, как будто бы, кто-то, не ведомый, и не понятно для чего, создал для Вас обстоятельства и условия.
Всё сложил. Всех свёл – и время года, и свет, и , и Вас, конечно же… А, может, Вам это почудилось?

Что делать?

Спасибо за время, которое Вы уделили искусству фотографии.
И приглашайте друзей своих. Простым нажатием на кнопки социальных сетей. Ниже они находятся.

Благодарю.

Увы, далеко не каждый обладатель новенького зеркального фотоаппарата внимательно прочитывает инструкцию к нему. Но если вы решитесь на такой шаг, то в числе прочих возможностей вашей камеры вам может встретиться необычное слово "брекетинг". Обычно в инструкции очень скупо рассказывается, как эту функцию включить, но вот для чего она предназначена, написано, к сожалению, далеко не всегда. Давайте вместе разберемся что такое брекетинг и чем он может быть вам полезен.

Начать, наверное, нужно с того, что динамический диапазон матрицы цифрового фотоаппарата гораздо уже, чем у человеческого глаза. Попробую пояснить это на примере. Возьмем обычную фотографию, сделанную в помещении против окна (прошу не ругать за неудачное построение кадра - это часть сферической панорамы):

Если бы мы с вами оказались в этом помещении, то глядя своими глазами на данную сцену вполне могли бы видеть и то, что находится за окном, и то, что находится в темных углах. То есть от наш глаз обладает способностью различать очень светлые объекты (улицу за окном) одновременно с очень темными (обои по краям кадра). Матрица цифрового фотоаппарата, даже зеркального, даже полноматричного к сожалению "отсекает края". То, что светлее определенного порога она передает как абсолютно белое, а то, что темнее противоположного порога - как черное.

Глядя на эту картинку вы ни за что не догадались бы, что обои на самом деле темно-красные, а не черные, а за окном стоит многоэтажный дом. Камера не может передать таких тонкостей, хотя невооруженным глазом мы все видели просто прекрасно.

Для исправления ситуации можно "сдвинуть динамический диапазон" матрицы в светлую сторону. Просто немного увеличим выдержку и на матрицу попадет больше света. Тогда эта же самая фотография выглядела бы вот так:

Смотрите-ка: обои действительно красные. Точнее сказать - темно-красные. И накидка на стол выглядит похожей на белую в отличие от грязно-серой на предыдущем снимке. И плитка на полу теперь имеет более реальный цвет. Но что случилось с окном?

Получается: одно лечим, другое - калечим.

Теперь проведем другой эксперимент: сфотографируем эту же сцену с более короткой выдержкой. На матрицу попадет меньше света и снимок станет более темным:

С одной стороны можно подумать, что мы безнадежно все испортили. Но посмотрите - появился пейзаж за окном! Пусть он слегка размыт из-за тюлевых занавесок, но он есть. Теперь нет сомнений, что за окном находятся какие-то строения.

Вот такая у нас получается незадача. Первый снимок - "ни нашим ни вашим", второй слишком светлый, зато хорошо проработаны темные участки. Третий - слишком темный, зато виден пейзаж за окном.

Вот бы из этих трех снимков сделать один, в котором соединить положительные качества каждого!

Что такое брекетинг экспозиции

И вот тут мы как раз плавно подошли к этому таинственному термину - брекетингу экспозиции (ударение на первый слог - брЕкетинг) . Это как раз тот самый вариант, о котором мы только что говорили - снять три снимка с разной выдержкой, а потом сделать из них один.

Если в фотокамере предусмотрена такая функция, то это просто здорово. Иначе вам придется вручную менять настройки экспозиции (менять выдержку) и делать три кадра. Один нормальный, второй посветлее, третий - потемнее. Сами понимаете, что необходимость изменения выдержки приведет к тому, что вы не сможете сделать три снимка, с одной и той же точки, направив объектив в точности в то же самое место. Держа камеру в руках вы будете иметь три снимка, которые могут не склеиться автоматически.

Немного спасает штатив. Если поставить на него камеру и очень аккуратно, не сдвигая ее в пространстве, сделать три снимка с разной выдержкой, то получится то, что нужно. К сожалению для владельцев некоторых камер это единственный вариант. Получается некий ручной брекетинг.

Однако, если в инструкции к фотоаппарату вам встретилась эта возможность, то работа значительно упрощается. Вы просто выбираете данный пункт в меню (выделено красным):

Называться этот пункт меню может по-разному в разных камерах. В моей Canon EOS 5D MarkII пункт называется "Компенсация экспозиции / AEB".

Однако, если покрутить настройку (прошу прощения за эту дилетантскую фразу - просто в каждой камере надо крутить свое "колесико" - почитайте инструкцию к вашей камере), то появляются еще две цветных рисочки, которые расползаются в разные стороны от центральной:

При данном их положении первый снимок будет сделан с обычными параметрами выдержки, который вы сами установите, второй - сразу после первого, более темный, с более короткой выдержкой (компенсация экспозиции -2) и третий, более светлый - сразу за вторым с более длинной выдержкой (компенсация экспозиции +2).

Все это произойдет автоматически. Вам стоит только один раз нажать на кнопку спуска и три снимка будут сделаны уже без вашего участия.

Здесь стоит сделать два важных замечания. Новички часто жалуются, что у них в фотоаппарате данная функция "почему-то" не работает, хотя она имеется. Причин может быть две.

  • После установки положения рисочек не забывайте нажать на кнопку фиксации этой настройки. Посмотрите на последний снимок - там в правом нижнем углу есть подсказка (SET) Ok. Это означает, что для фиксации изменений значения параметра надо нажать кнопку SET (установить). В Вашем фотоаппарате она может называться иначе. Просто если вы ее не нажмете и начнете фотографировать, установка не будет применена и вы будете продолжать делать обычные кадры. Многие новички спотыкаются об это. Да что там новички, я и сам иногда забываю нажать на Set и приходится начинать настройку сначала.
  • Для того, чтобы камера делала три снимка по одному нажатию на кнопку "Спуск" в фотоапарате надо установить режим съемки "Серийная съемка". Посмотрите в инструкции к своей камере как это делается. Если у вас установлен режим"одиночный кадр", то для съемки в режиме эксповилки (так иногда называют брекетинг) потребуется нажать на кнопку спуска три раза. С одной стороны - вроде бы это не так уж сложно. С другой - каждое прикосновение к камере - это потенциальная опасность сдвинуть ее с места. Тогда три кадра могут просто не склеиться.

Снимая с брекетингом экспозиции не забудьте про штатив

Это кочка, о которую уже споткнулись многие новички, осваивающие съемку в режиме эксповилки. Если съемка идет на улице при нормальном освещении, то этот совет скорее всего не понадобится. Но если света недостаточно, вас может подстерегать проблема. Причем во время съемки вы можете даже не обратить на нее внимания. А вот когда придете домой и скачаете фото в компьютер...

Дело в следующем. Представьте себе, что вы снимаете на улице в яркий солнечный день. Само собой при хорошей освещенности выдержка будет очень короткая. Например 1/250. Если вы будете снимать в режиме эксповилки, то камера обязана будет сделать еще два кадра - один "потемнее", второй "посветлее". Чтобы сделать более темный кадр камера автоматически уменьшит выдержку, например до значения 1/320. Чтобы сделать более светлый кадр, выдержка будет увеличена до, например, 1/125. Все эти значения вполне допускают съемку с рук.

Теперь заходим в помещение. Нам здорово повезет, если освещения будет достаточно, чтобы снимать с выдержкой 1/30 и при этом "не задирать чувствительность матрицы до небес". Если же при таком раскладе мы будем снимать в режиме брекетинга экспозиции, то более темный кадр будет снят с выдержкой, например, 1/60 - это нормально, а вот для более светлого кадра выдержка будет установлена, скажем, 1/10 секунды. А вы же знаете, как я надеюсь, что при такой длинной выдержке уже нужен штатив.

Если в указанном выше примере продолжать снимать с рук, то один из трех кадров, а именно более светлый, будет постоянно получаться не резким, размазанным. Это значит, что его нельзя будет использовать в построении идеального усредненного кадра. Следовательно, придется довольствоваться одним "средним" снимком, который, как мы выяснили, передает реальную картинку далеко не самым лучшим образом.

Отсюда - при съемке в режиме брекетинга экспозиции в условиях недостаточной освещенности использование штатива или какой-нибудь другой стабильной опоры является обязательным.

Как склеить снимки, снятые в режиме брекетинга

Для этого есть самые разные программы. В частности, можно использовать Adobe Photoshop CC. Там есть специальный пункт меню, который позволяет сделать из трех фотографий одну.

Ниже для сравнения даны два снимка - левый - обычный, правый - результат склейки. Решите сами, который из них больше похож на реальное изображение.

Таким образом, если в вашей фотокамере есть функция брекетинга экспозиции, помните о ней и используйте по возможности. У вас будут получаться более красивые и естественные фотографии. Особенно брекетинг поможет справиться с ситуациями, когда в кадре одновременно присутствуют и очень темные и очень яркие объекты.

И, напоследок, еще одна мысль. Не стоит использовать данный режим, если в сцене что-то движется. Надеюсь, сами понимаете, почему.

Существуют моменты, когда непросто решить, какой должна быть правильная экспозиция, чтобы получить наилучший фотоснимок снимаемой сцены. Вполне возможна ситуация, когда у вас не будет времени, чтобы подумать об . Или может быть, что в снимаемой сцене присутствуют элементы экстремальной яркости и очень глубокие тени. В такой ситуации вы можете быть не уверены, экспозиция по каким из этих элементов (ярким или темным) позволит вам получить лучший конечный фотоснимок. Решением всех этих проблем может стать брекетинг экспозиции .

Что такое брекетинг?

Брекетинг — это технический термин, обозначающий последовательность кадров одного и того же изображения, снятых с большой скоростью и с разной . Как правило, он представляет собой последовательность из 3 или 5 кадров, экспозиции которых отличаются на величину шага от 1/3 стопа (ступени) до целого стопа или даже двух стопов.

Каждая последовательность начинается с центральной экспозиции, которую фотокамера сочтет идеальной для всей снимаемой сцены. Тогда другой снимок будет сделан с пониженным значением экспозиции, а следующий с повышенным ее значением. Таким образом, «правильная» экспозиция становится «зажатой» между двумя экспозициями, одна из которых недоэкспонирована, а другая переэкспонирована на одну и ту же величину.

Как работает брекетинг экспозиции?

В то время как большинство цифровых зеркальных DSLR фотокамер снабжены функцией ручного брекетинга экспозиции, некоторые зеркальные, а также многие компактные фотоаппараты имеют встроенную функцию, известную как автоматический брекетинг экспозиции (Automatic Exposure Bracketing) или AEB. Функция AEB позволяет выбрать желаемый шаг экспозиции между кадрами, а затем быстро делает последовательность из 3 фотоснимков при одном нажатии на спуск затвора. Если вы делаете брекетинг вручную, не забудьте переключиться в для того, чтобы изменять только значения , а не глубину резкости каждого снимка.

Ваша последовательность будет сосредоточена вокруг экспозиции, которую фотокамера определит как оптимальную для получения наилучшего изображения. Это и будет первый кадр снимаемой сцены. Затем будет снята та же сцена, но с меньшей экспозицией, и, наконец, последний кадр с экспозицией большего значения, чем первый кадр. Это даст вам серию из трех снимков одной и той же темы, но с различным количеством теневых и яркостных деталей в них. Шаг экспозиции, который может быть установлен между кадрами этой серии может варьироваться от одной трети, двух третей или полной ступени экспозиции. Некоторые фотографы даже устанавливают шаг в две полные ступени между экспозициями кадров в серии.

Когда мы устанавливаем экспозицию любого изображения, мы должны считаться с некоторыми потерями деталей в тенях и в наиболее ярких участках изображения, чтобы получить наиболее приемлемую экспозицию в целом, независимо от того, выставляем ли мы экспозицию самостоятельно или позволяем фотокамере сделать это за нас.

Преимущества брекетинга

Брекетинг дает фотографам свободу действий, позволяющую объединить полученную последовательность снимков в программах для редактирования изображений, для получения правильно отэкспонированного конечного изображения. Вы сможете дополнить или заменить детали в тенях и светах, которые не могут быть сняты в основном тональном диапазоне со снимаемого объекта, потому что экстремальные значения экспозиции выходят за рамки динамического диапазона датчика фотокамеры.

Брекетинг также предоставляет вам возможность оценить тонкое различие в экспозиции полученных кадров, позволяя выбрать наиболее компромиссную или понравившуюся экспозицию. Некоторые фотографы предпочитают потерять отдельные детали в тенях, чтобы уберечь наиболее яркие участки от клиппинга (пересвета), и оградить их от превращения в безликие белые области. Другие предпочитают иметь больше деталей в тенях.

Так что в следующий раз, когда у вас появятся проблемы с экспозицией, попробуйте поработать с функцией брекетинга. И возможно вы внесете ее в список своих основных рабочих инструментов!

Менее распространенный тип - Flash-брекетинг. Это брекетинг с использованием заполняющей вспышки, в сочетании с окружающим освещением. Например, при съемке портретов при ярком дневном свете, заполняющая вспышка используется для осветления лица и смягчения теней. Количество света, излучаемого вспышкой меняется от кадра к кадру, позволяя вам выбрать фотографию с наиболее приятным результатом.

Фокус брекетинг и брекетинг глубины резкости

Фокус брекетинг широко популярен в макрофотографии, где глубина резкости ограничена и зачастую очень мала. Делая серию снимков с различными частями композиции в фокусе, что позволяет использовать технику фокусировки, где в последствии можно объединить в Photoshop несколько кадров, сохранив в фокусе только те области изображения, которые нужны. Также можно использовать эту технику в пейзажах, когда элемент переднего плана очень близко к камере, и требуется, что бы глубина резкости захватывала как его, так и задний план. Для этого делается 2 снимка, на первом фокусируемся на объекте переднего плана, на втором на бесконечность. Далее два кадра "сшиваются" в редакторе. И у Вас все в фокусе!

Брекетинг баланса белого

Брекетинг баланса белого используется для компенсации различных видов освещения. С помощью него можно удалять цветовой оттенок, вызванный такими источниками света как лампа накаливания и т.п. Благодаря чему белые цвета сцены на фотографиях остаются белыми. С введением RAW формата снимков в фотографии брекетинг баланса белого устарел, потому что теперь мы можем указать баланс белого после съемки при редактировании фотографий в таких программах, как Photoshop Lightroom и т.п.

Экспобрекетинг (Брекетинг по экспозиции )

Экспобрекетинг на сегодняшний день является самым популярным и наиболее полезный типом брекетинга в фотографии. Когда фотограф говорит брекитенге, то, скорее всего, он имеет в виду именно Экспобрекетинг.

Есть два способа брекетинга экспозиции:

  • Автоматический брекетинг (AEB)
  • Ручной брэкетинг

Автоматический брекетинг (AEB)

Автоматический брекетинг (AEB) это функциональная возможность камеры, которая позволяет снять несколько кадров на основании предустановок, одним нажатием кнопки спуска. Например, выставляете в настройках AEB интервал экспозиции равный 1EV, и, нажав на кнопку спуска затвора, вы получите 3 кадра, одни с нормальной экспозиции, один немного пересвеченный, и один темноватый.

Различные камеры имеют различные конфигурации AEB. Зеркальные камеры начального уровня позволяют сделать 3 кадра с интервалом в один стоп, более дорогие модели имеют больший функционал, который позволяет делать до одиннадцати кадров, с 1/3 интервалами экспозиции и до 5 кадров..

Готов поспорить, многие даже не знают про существование данной функции в их камере, а, велика вероятность, что она есть.

В моей фотографии, я использую в основном две AEB конфигурации: три кадра с использованием брекетинга в 1EV или три кадра с интервалом 2EV. В крайних случаях при съемке HDR, можно использовать серию из трех кадров с интервалом в 3EV. В большинстве случаев лучше фотографировать со штатива, используя брекетинг, но, если условия освещения позволяет, то можно снимать с рук.

Ручной брекетинг

При использовании ручного брекетинга, вместо того, чтобы полагаться на камеру, чтобы сделать несколько снимки, фотограф может устанавливать ручные настройки корректировки экспозиции, после каждого сделанного кадра, чтобы компенсировать значение экспозиции от одного кадра к другому.

Пользуйтесь штативом, при использовании ручного экспобрекетинга. Первым делается кадр в нормальной экспозиции, затем проверите гистограмму, чтобы решить, какую экспозицию взять для следующего кадра. Затем, используя компенсацию экспозиции, выставите -1EV и сделайте второй снимок. Я проверяю гистограмму после каждого снимка и, в случае необходимости, делаю третий снимок в экспозицией +1EV.

Преимущество использования ручного брекетинга является то, что вы делаете меньше фотографий, если есть возможность покрыть весь динамический диапазон света, сделав два снимка, а не три. Это экономит место на карте памяти и на жестком диске.

HDR фотографии

Брекетинг является основой для HDR фотографии. Когда динамический диапазон сцены превышает динамический диапазон камеры, единственный способ охватить весь диапазон - снять несколько кадров с разными значениями экспозиции и объединить их вместе с помощью программного обеспечения для создания HDR изображения.

Смешивание экспозиции (Blending / Блендинг)

Blending Блендинг технология стала популярной в последние годы. Вместо того, чтобы полагаться на программы HDR, объединяя несколько снимков вместе, фотографы могут смешать их вручную в Photoshop с помощью масок светимость. Хотя этот метод является более сложным по сравнению с HDR, он дает нам гораздо больший контроль над процессом смешивания. Я расскажу о нем в следующей статье.

Лайфхак

Поделюсь с Вами лайфхаком, о том, как с помощью брекетинга можно получить более чистые и красивые фотографии. Я объединяю несколько снимков не для того, что бы расширить динамический диапазон, а для того, что бы уменьшить шум и улучшить качество конечного изображения. Техника та же делаем 3 снимка, но на сей раз с одинаковыми настройками и объединяем их в один. Лайфхак подойдет для тех, кто не доволен шумаши на своих фото, а так же для фото в темное время суток, особенно с рук.

И так, давай те, подводя итоги, составим пошаговую инструкцию к действию:

Шаг 1 - Проверьте,имеет ли ваша модель камеры функцию AEB. Если ваша камера имеет функции AEB, найдите ее и перейти к следующему шагу. Если ваша камера не имеет AEB, пользуясь моей статьей, делайте по три кадра, каждый раз меняя экспозицию перед следующим кадром.

Шаг 2 - В настройках AEB выставляем 3 кадра и интервал в 1EV.

Шаг 3 - Установите камеру в режим приоритета диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы, фотограф устанавливает значение диафрагмы вручную, а камера автоматически выбирает соответствующую выдержку. Поскольку диафрагма контролирует глубину резкости на фотографиях, очень важно, сохранить ее значение постоянным от снимка к снимку.

Шаг 4 - Установите камеру на штатив. Можно и с рук снимать, но это влечет за собой некие трудности в последующей обработки снимков, т.к., как бы вы не старались, все-равно кадры относительно друг друза сместятся.

Шаг 5 - Обязательно, отключите стабилизатор объектива, если таковой имеется, и выставите таймер 2с, для избежания тряски в момент нажатия на кнопку спуска. Либо пользуйтесь дистанционным пультом.

Шаг 6 - Дождитесь пока камера сделает все три снимка. Некоторые камеры сами делают все эти снимки, у некоторых нужно нажимать каждый раз на спуск, зависит от, выбранного вами, режима съемки, будь это серийная съемка или покадровая. Проверьте этот момент в настройках.

Вот и все, все просто, осталось попрактиковаться!
Всем удачи и хороший кадров, друзья!