Фотографии. Джеф Раскин (Jef Raskin)

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Джефа Раскина

Джеф Раскин
Jef Raskin
День рождения: 09.03.1943, США
Дата смерти: 26.02.2005, США

В родном доме, окруженный родственниками и друзьями, тихо скончался, не дожив двух недель до 62 лет, великий Джеф Раскин. Он был 31-м по счету сотрудником в компании Apple, но именно ему она обязана компьютерами Macintosh, двадцатилетие которых отмечалось в прошлом году в январе. Раскина погубил рак поджелудочной железы

Джеф Раскин совершенно не соответствовал привычному облику компьютерного гуру, и отнюдь не только потому, что был разносторонним и увлекающимся человеком. Он был не просто программистом, но мыслителем и всегда чувствовал моральную ответственность за те коды, которые писал. Раскин считал, что создатели компьютерного интерфейса принадлежат к той же этической группе, что и хирурги, и их главная задача - не навредить.

Он вполне серьезно относился к "первому закону робототехники", придуманному Айзеком Азимовым для художественных целей (робот не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы ему был нанесен вред), переделав его формулировку для собственных нужд: "Никакая система не должна вредить контенту или своим бездействием допускать, чтобы контенту был нанесен вред".

Из этого постулата происходит и знаменитая дружественность интерфейса Apple, и многие другие удобства продуктов этой компании, и, может быть, даже известная заносчивость ее поклонников. Кстати, именно Джеф Раскин изобрел однокнопочную "мышь" в противовес первенцу "мышиного" племени от компании Xerox, имевшему три кнопки.

Одна кнопка всегда проще трех, не правда ли?

Что там говорить, происхождение самого названия Macintosh, которое тоже придумал Раскин, выдает в нем мечтателя и романтика - но с практической головой. McIntosh - так называется любимый сорт яблок Джефа; но он специально чуть-чуть изменил написание этого слова, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Джеф Раскин оставил Apple еще в 1982 году - чтобы основать компанию Information Appliance Inc. У этой компании была всего одна задача - сделать так, чтобы компьютер стал обычным инструментом для решения повседневных бытовых задач; ведь Джеф полагал, что единственная задача вычислительных машин - облегчить жизнь человеку.

Одновременно Раскин принялся за психологию познания - и к началу 1990-х подвел научную базу под проектирование дружественных компьютерных интерфейсов, после чего стало просто невежливo делать их сколько-нибудь сложными для понимания и освоения.

К 2000 году его знания и опыт получили воплощение в ставшей бестселлером книге "The Humane Interface". Джеф ввел понятие "эргономика разума" и корректно и последовательно описал термины и порядок создания интерфейсов, после чего эта прежде творческая дисциплина встала в жесткие рамки и приобрела четкие правила. Книга послужила основанием для сотен компьютерных курсов по всему миру, она переведена на десяток языков, в том числе русский.

Логическим следствием работы Джефа Раскина по максимальному очеловечиванию отношений с компьютером стало учреждение центра под названием Raskin Center for Humane Interfaces, где ведется работа над проектом Archy, целью которого создатели заявляют "переустройство базовых принципов машинных вычислений" и "принципиально новую парадигму отношений человека и компьютера". Сейчас над проектом работает сын Джефа - Аза Раскин.

Жаль, что публичной презентации первой рабочей модели Archy Джеф Раскин уже не увидит.

Джеф Ра́скин (Jef Raskin) (26 марта 1943 - 26 февраля 2005) - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

Раскин оставил Apple в 1982 и основал фирму Information Appliance, Inc. для реализации его собственных концепций исключённых из проекта Макинтош. Его первым продуктом стал SwyftCard, карта расширения для компьютера Apple II, содержавшая программный пакет SwyftWare. Позже Information Applicane поставляла Swyft как отдельный компьютер. Раскин заключил договор с фирмой Canon о производстве похожего продукта под именем Canon Cat. Компьютер был выпущен в 1987 году и содержал ряд инновационных решений в области юзабилити, но не имел коммерческого успеха.

В 2000 году была издана книга Джефа Раскина «The Human Interface», посвящённая проблемам взаимодействия человека с машиной и разработке интерфейса с учётом принципов когнетики.

В начале XXI века Раскин начал проект The Human Environment (THE), разработку компьютерного интерфейса основанную на его тридцатилетних работах и исследованиях в этой области. В 2005 году проект был переименован в Archy. Работы продолжены его сыном, Азой Раскин, в компании Humanized, которая была основана вскоре после смерти Джефа Раскина, чтобы сохранить его наследие. Позже, Humanized выпустили программу Enso, посвящённую памяти Джефа и основанную на его работах по интерфейсу. Работы по проекту Archy были приостановлены в 2008 году, разработчики переключились на создание плагина Ubiquity к Mozilla Firefox, воплощающего некоторые концепции интерфейса из задумок Джефа Раскина.

Литература

  • Раскин Д., Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2004. - 272 с., ил.

Ссылки

  • raskincenter.org (части сайта сохранившиеся в archive.org)
  • jefraskin.com

) - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer , наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x .

Джеф Раскин
англ. Jef Raskin

Джеф Раскин с моделью компьютера Canon Cat
Дата рождения 9 марта (1943-03-09 )
Место рождения Нью-Йорк , США
Дата смерти 26 февраля (2005-02-26 ) (61 год)
Место смерти Пасифика, Калифорния
Гражданство США США
Род деятельности Специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x .
Супруга Линда С. Блум
Дети Аза Раскин , Авива и Энея
Джеф Раскин на Викискладе

Раскин оставил Apple в 1982 и основал фирму Information Appliance, Inc. для реализации его собственных концепций, исключённых из проекта Макинтош. Его первым продуктом стал SwyftCard, карта расширения для компьютера Apple II , содержавшая программный пакет SwyftWare. Позже Information Appliance поставляла Swyft как отдельный компьютер. Раскин заключил договор с фирмой Canon о производстве похожего продукта под именем Canon Cat . Компьютер был выпущен в 1987 году и содержал ряд инновационных решений в области юзабилити, но не имел коммерческого успеха.

В 2000 году была издана книга Джефа Раскина «The Humane Interface», посвящённая проблемам взаимодействия человека с машиной и разработке интерфейса с учётом принципов когнетики .

В начале XXI века Раскин начал проект The Human Environment (THE), разработку компьютерного интерфейса, основанного на его тридцатилетних работах и исследованиях в этой области. В 2005 году проект был переименован в Archy. Работы продолжены его сыном, Азой Раскином , в компании Humanized, основанной вскоре после смерти Джефа Раскина для сохранения его наследия. Humanized выпустили программу Enso, посвящённую памяти Джефа и основанную на его работах по интерфейсу. Работы по проекту Archy были приостановлены в 2008 году, разработчики переключились на создание плагина Ubiquity к Mozilla Firefox , воплощающего некоторые концепции интерфейса из задумок Джефа Раскина.

Литература

  • Раскин Д., Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2004. - 272 с., ил. ISBN 5-93286-030-8
Род деятельности:

Специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x .

Дата рождения: Гражданство:

США США

Дата смерти: Супруга:

Линда С. Блум

Дети:

Раскин оставил Apple в 1982 и основал фирму Information Appliance, Inc. для реализации его собственных концепций, исключённых из проекта Макинтош. Его первым продуктом стал SwyftCard, карта расширения для компьютера Apple II , содержавшая программный пакет SwyftWare. Позже Information Applicane поставляла Swyft как отдельный компьютер. Раскин заключил договор с фирмой Canon о производстве похожего продукта под именем Canon Cat . Компьютер был выпущен в 1987 году и содержал ряд инновационных решений в области юзабилити, но не имел коммерческого успеха.

В 2000 году была издана книга Джефа Раскина «The Humane Interface», посвящённая проблемам взаимодействия человека с машиной и разработке интерфейса с учётом принципов когнетики .

В начале XXI века Раскин начал проект The Human Environment (THE), разработку компьютерного интерфейса, основанного на его тридцатилетних работах и исследованиях в этой области. В 2005 году проект был переименован в Archy . Работы продолжены его сыном, Азой Раскином , в компании Humanized, основанной вскоре после смерти Джефа Раскина для сохранения его наследия. Humanized выпустили программу Enso , посвящённую памяти Джефа и основанную на его работах по интерфейсу. Работы по проекту Archy были приостановлены в 2008 году, разработчики переключились на создание плагина Ubiquity к Mozilla Firefox , воплощающего некоторые концепции интерфейса из задумок Джефа Раскина.

Напишите отзыв о статье "Раскин, Джеф"

Литература

  • Раскин Д., Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2004. - 272 с., ил. ISBN 5-93286-030-8

Ссылки

  • raskincenter.org ()
  • jefraskin.com

К сожалению указанные в ссылках вебсайты больше не поддерживаются. Причины были указаны Азой Раскиным в ответе на письмо в дискуссионной группе Canon Cat: groups.google.com/group/canon-cat/browse_thread/thread/c1d24fdc8a7237af

Отрывок, характеризующий Раскин, Джеф

– Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины!
Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой.
– Ежели бы были причины… – начала она. Но Наташа угадывая ее сомнение, испуганно перебила ее.
– Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она.
– Любит ли он тебя?
– Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
– Но если он неблагородный человек?
– Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа.
– Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня.
– Да я жить не могу без него! – закричала Наташа.
– Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
– Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее забыть всё и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Всё это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.

В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с покупщиком в свою подмосковную.
В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что то, желая не быть услышанной, и всё время обеда была еще более взволнована, чем прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга.
– Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, – начала Наташа кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили. – Мы объяснились с ним нынче.
– Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал?
Наташа задумалась.
– Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
Соня грустно вздохнула.
– Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…

«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред» . Азимов-Раскин

На фото: Джеф Раскин. То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.

Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

  • Привел Стива Джобса в Xerox PARC .
  • Носил «гугл-очки» еще до появления компании Google.
  • Ненавидел компьютерную мышь.
  • Создал компьютерную кошку .
  • Не любил GUI , мечтал о ZUI .
  • Ему было мало одного курсора, он сделал два.
  • Дирижировал оркестром.
  • Вместе с Дональдом Кнутом играл на инструментах , и тоже фанател от органа.
  • Написал язык программирования для гуманитариев , который содержал 6 инструкций.

Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) - DOS Navigator , затем его сменил Total Commander .

Под катом немного наследия Джефа Раскина.



Джеф Раскин и его «первое яблоко»



Джеф и его портативные пк



Джеф и его банда



Складной велик



Рабочий стол



У Раскина патент на крыло аэроплана



Прототип «кошки» из картона



Молотками и шуруповертами



Кошка в разрезе



Запилим свой шрифт для удобства



Двойной курсор: черное - то, что можно удалить, серое - где начнется печать.



Пасхалка внутри кошки

инструкция

Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)



Прозрачность для пользователя



Раскин сделал джойстик для Apple //


Немного комиксов

Плакат

Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксису

Jef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.


Большая картинка

Книга

Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, – а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.

Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.

  • Книга в html (но с назойливой рекламой)
  • Список статей Раскина
  • Статья из Компьютерры