Игры с собаками дома и на прогулке. Учим собаку игровым командам: апорт, барьер, поиск и др Главные игры с собакой

Большинство щенков и взрослых собак, это нечто среднее между мастером разрушений и идеальным служебным животным, в какую сторону накренятся весы, зависит от хозяина. Адекватное восприятие мира, послушание и психическое здоровье собаки напрямую зависит от качества прогулок. Один из способов разнообразить прогулки и увеличить физические нагрузки питомца – ношение брошенных предметов, . За игровой формой выполнения скрывается серьезная логическая цепочка, обучающая питомца ряду умений. Существует несколько методик как научить собаку приносить палку, если вам интересно – подробности ниже!

Многие люди с сочувствием и страхом качают головой, выслушивая очередную «басню» о собаке-убийце, но лишь единицы задаются вопросом, не жил ли тот несчастный пес на цепи или в постоянно закрытом вольере, гулял ли питомец на улице, играли ли с ним хозяева. Именно так, чем больше вы активно играете с любимцем, тем уравновешеннее, адекватнее и самодостаточнее его характер.

Сразу оговоримся, команда не входит в список обязательных – учить или нет, дело хозяйское. Если ваш питомец будет занят в поисковых, спасательных и прочих видах работ – учить обязательно! (входит в нормативы) Выполняя команду, собака должна найти, принести и отдать хозяину брошенный предмет. Существует ряд пород, которые не выполняют «бесполезные» команды – «Если тебе нужна палка, не нужно ее бросать», думают они. Однако, щенки, гуляющие в компании «сородичей», никогда не откажутся порезвиться с палкой или мячиком. Обучая щенка команде «Апорт», вы занимаетесь разносторонним развитием навыков собаки, а именно:

  • Обыск и ориентация на местности – чтобы найти брошенный предмет, собаке нужно задействовать зрение и обоняние.
  • Построение логических связей – команда хозяина и определенное действие несет положительный эффект.
  • Обучение выдержке, команда «Апорт» в комплексе с «Место» – собака бежит за палкой только с разрешения хозяина.
  • Контроль эмоций – как бы ни была увлекательна игра, а палку нужно вернуть хозяину.
  • Умение строить отношения, доминировать, повиноваться – групповые игры щенков с палкой всегда сопровождаются рыком, лаем и стычками «понарошку». В будущем, умение отстоять себя или вовремя уступить, спасет питомца от лишних конфликтов.
  • Не совсем навык, но важный аспект – полноценное физическое развитие и максимальное качество прогулки.

Вам, наверное, часто приходилось видеть собак, гоняющихся за другими животными, бросающихся на проезжающие машины и велосипедистов, создающих в квартире ощущение того, что здесь только что “пробежала монгольская орда”. Можно смело утверждать, что этим четвероногим просто не повезло, они не приучены к игре, а для хозяев остаются всего лишь защищающими дом от незнакомцев “ухо-лапо-хвостами”.

Важность игры для собаки

Опытные собаководы утверждают: ничто не способно сблизить хозяина и питомца сильнее, чем игра. Для собаки это – приятное и веселое времяпровождение, когда она усваивает новые навыки и закрепляет выученные ранее команды. Для хозяина – зарабатывание авторитета “вожака стаи” без применения силы. Вот почему необходимо играть с питомцем, причем как можно больше.
Часто можно услышать недоуменный вопрос: зачем собаке игрушки? А если спросить, для чего они нужны детям, последует вполне закономерный ответ: для правильного ментального, эмоционального и психического развития, для развития моторики и снятия стресса. Все то же самое можно сказать и в отношении четвероногих питомцев.

Все ли собаки любят играть?

Большинство собак получают огромнейшее удовольствие от игры, для них это – самое любимое и увлекательное занятие. Окончание игры нередко очень расстраивает хвостатого озорника, так что приходится силой отнимать у нее игрушки. Для предотвращения этой проблемы нужно обучить команде “Дай!” Для этого, пока она держит игрушку, поднесите к ее носу лакомство и отдайте команду. Пройдет не так много времени, и в сознании животного выработается убеждение, что с отдачей предмета развлечение не заканчивается. Можно также поощрять выполнение команды продолжением игры.

Однако иногда встречаются собаки, не желающие играть. Они отвлекаются, робеют, не понимают хозяина. Расскажем вкратце о том, как помочь им раскрепоститься и научиться играть с хозяином.

Как приучить животное к игре

Поставим перед собой следующую цель: откорректировать отношения собаки и владельца, научить их интерактивным играм, развить заинтересованность питомца, улучшить его внимание и физическую форму.

А теперь усвоим несколько важных правил, соблюдение которых крайне необходимо:

1. Начинайте учить собаку играть там, где ей спокойно и она чувствует себя счастливой. После того, как появятся первые успехи, занятия можно будет продолжить в других местах.

2. Для занятий выбирайте время, когда ваш домашний любимец наиболее энергичен и восторжен. Тот, кто любит своего питомца без труда ответит, что это бывает после возвращения хозяина домой. Ваш друг наконец-то дождался вас и, как человек, жаждет ласки и доброго слова. Пожалуйста, забудьте о том, что вы хотите выпить кофе и вам нужно просмотреть почту. Обоюдное удовольствие, которое получите вы и ваш любимец от совместной потехи, зарядит вас огромной долей хорошего и бодрого настроения. Игрушки держите у входа в коридоре, либо в машине, если пес встречает вас у ворот.

3. Перед игрой не гладьте и не чешите собаку, не берите ее на руки, не обнимайтесь с ней. При обучении такое поведение хозяина неприемлемо.

4. Не сюсюкайте и не воркуйте c питомцем, когда начинаете с ним играть.

5. Определите время, когда занятие следует закончить, чтобы собака не успела устать и потерять интерес. Лучше сократить его вдвое, чем допустить убывание радости и энергии вашего любимца к концу занятия.

6. Если вы предприняли несколько попыток, но животное не заинтересовалось игрой, ненадолго изолируйте его либо перестаньте обращать на него внимание. Это не должно восприниматься как наказание. Вы всего лишь даете понять, что единственное занятие, которое в данный момент интересует вас – это игра, все другие формы общения вам в данный момент не интересны.

7.Игрушки должны быть доступны собаке только тогда, когда играете с ней вы. Это правило особенно необходимо в случае с домашними любимцами, которые хорошо забавляются самостоятельно, но отказываются делать это вместе с владельцем.

Животное нужно обязательно научить переключению с одного предмета на другой. Хвалите его, когда пес предпочитает предмету, который у него в зубах, тот предмет, который вы держите в руках. Постепенно поощрением должна стать игрушка, а не еда.

Если не получается приучить собаку к игре

Вы использовали все, и у вас опускаются руки, потому что научить животное играть никак не получается. Не расстраивайтесь. Применяя методы дрессировки, можно обучить собаку игре, как любой другой команде. Сначала поощрите любимца лакомством, как только он дотронется до предмета, затем – после того, как возьмет его в зубы, далее – когда будет забирать у вас его, и, наконец, как только научится вам его приносить.

Общие советы по выбору игрушек для собак

Какие типы игрушек предпочтительнее использовать?

1. Чем меньше собака, тем меньшей должна быть игрушка. Однако, у этого правила есть исключения. Покладистому, мягкому и ласковому крупному псу вполне подойдет небольшая мягкая игрушка, а сверхактивному лилипуту собачьего мира – очень прочная и, желательно немаленькая.

2. Есть игрушки мягкие, есть пожестче. Определите предпочтения своего питомца и выберите то, что ему больше всего нравится.

3. Старайтесь иметь несколько предметов для игры, чтобы животное не зацикливалось на одной.

4. В качестве игрушки можно использовать контейнер для еды, если ваш друг любит перекусить.

5. Все собаки в восторге от предметов, которые издают звуки.

Типы игрушек по темпераменту собаки.

1. Для любителей поесть.
– бросайте лакомый кусочек, чтобы собака догоняла его;
– то же самое можно повторить с круглым контейнером для еды;
– купите резиновую игрушку с отверстием, которую можно заполнять едой или проделайте то же самое с носком.

2. Для любителей преследовать:

Любая забава на веревочке или удочке;
– мячи;
3. Для любителей потягаться за добычу:
– флисовые игрушки;
– носки, веревки, полотенца;
– шланги.

В какие игры играть с собакой?

В первую очередь, можно практиковать беспредметные игры. Но, прежде всего, выясните, что собаке нравится, а что ее раздражает. Если она жмется или пятится, значит, вы ведете себя жестко. Верный знак того, что нужно отойти – если животное ложится на спину.

Для игры вовсе не обязательно наличие игрушек, многие собаки и их хозяева прекрасно развлекаются и без них. Например вы можете:

Поиграть в знакомые всем с детства “салки-догонялки”. Касайтесь бока собаки и убегайте, провоцируя питомца догонять вас.

“Порычать” и “полаять” на животное.

Похлопать ладонями по бокам, потолкать пса от себя.

Поочередно похватать любимца за лапы или хвост. Нужно обязательно хвалить его, когда он оборачивается к вам.

Наклониться ниже собаки, чтобы раззадорить ее.

Игры с предметами, все же, предпочтительнее, но нужно соблюдать определенные правила:

1. Пес должен ощущать больше внимания, заботы и любви со стороны хозяина, когда игрушка находится у него.

2. Ни в коем случае нельзя трясти ею перед носом питомца.

3. Собаки, по природе своей, хищники. Их больше заводят предметы, которые быстро отдаляются по земле от них.

4. Собаки обожают “потягушки”. Нужно поощрять любовь питомца к этой занимательной игре.

5. Особое внимание нужно уделять робким животным. Не нависайте над ними, старайтесь всегда находиться сбоку.

6. Лучше всего чередовать игры без предметов и с предметами, питомец должен быть заинтересованным в вашем присутствии.

7. Забудьте о послушании и наказании на ранних этапах приучения к игре. Несложно будет добавить контроль, когда появится любовь к этому занятию.

8. Не запрещайте собаке рвать игрушки, но только в вашем присутствии.

9. Если, схватив предмет, пес убегает, похвалите его в момент хватания, а потом повернитесь и убежите. Все собаки, как правило, бегут за хозяином. Не пытайтесь после этого отобрать у животного игрушку, а лучше предложите питомцу беспредметную игру.

Виды игр

“Преследование”. Двигая предмет по земле все быстрее, приучайте собаку двигаться за ним. Хвалите питомца, стимулируя его к игре и развивая заинтересованность. В начале занятий не нужно требовать от животного поднять игрушку. Пес начнет делать это, когда поймет, что за хорошую игру его поощряют.

“Апортировка”. Нужно иметь две одинаковые игрушки и поочередно бросать то в одну, то в другую сторону на расстояние 1,5-2 метров от себя. Приучите собаку любить это занятие, постепенно увеличивая расстояние. Со временем начинайте бросать вторую игрушку только после того, как животное принесет вам первую.

“Потягушки”. Играя в преследование, не отпускайте предмет после того, как его поймает собака, постепенно увеличивая силу. Потяните его слегка на себя, и если пес не отпустит добычу, похвалите его за это. Попытайтесь отвлекать внимание собаки, пока она занята перетягиванием. В конце концов, отдайте трофей победителю. Причем, позволяйте робким собакам побеждать вас чаще. О дисциплине подумаете позже.

“Догонялки”. Многие питомцы любят играть в догонялки. Они хватают игрушку и хотят, чтобы их догоняли. Эта забава очень полезна в случае с робкой собакой или той, которая только появилась в доме. Суть ее в том, что доминирующий член “стаи” мотивирует к общению более слабого.

Если в вашем доме несколько собак

Когда в доме появляется вторая собака, следует позаботиться о сохранности игрушек. Собаки очень ревностно относятся к своей собственности. И если другой посягнет на нее, сразу начинают возмущаться (что очень мягко сказано). Даже животные, которые никогда раньше не дрались, начинают показывать всю свою хищническую суть. Ведь, по их мнению, основной закон выживания – обладание чем-либо. Недоразумения из-за игрушки в скором времени перерастут в серьезные потасовки, что, во-первых, плохо скажется на психике любимцев и, во-вторых, нарушит атмосферу спокойствия в доме.

Чтобы избежать соперничества, лучше всего давать игрушку, когда животные разрознены и забирать сразу же, как только они окажутся вместе. Умный хозяин никогда не создаст для своих любимцев ситуацию соперничества.

Когда случится, что более сильная собака отобрала что-то у более слабой, не забирайте добычу у победителя. Лучше дайте обиженной новую забаву. Но если ситуация повторяется, значит сама собака отдает свои игрушки. Оставьте все как есть.

Игрушка как средство общения

Игрушка – достаточно серьезная вещь в воспитании собаки. От того, насколько эффективно вы будете ее использовать, зависит построение ваших взаимоотношений с домашним любимцем.
Самая интересная, безопасная и увлекательная игра, не требующая применения жестких методов – “Принеси” (апорт). Если использовать положительное подкрепление, то научить питомца приносить вам предметы довольно легко. К слову сказать, и собака, делающая это, находит в таком занятии много увлекательного. Как правило, эта забава нравится всем питомцам, ведь у них сильно развит инстинкт ношения предметов во рту. А тут еще появляется возможность угодить хозяину. Для многих из них – это верх удовольствия.

Следует только придерживаться некоторых правил безопасности: не бросать предмет слишком высоко, чтобы животное не повредило суставы, случайно приземлившись на задние лапы, и не использовать тяжелее предметы, чтобы не травмировать голову и зубы.
Гораздо больше предостережений существует для тех, кто любит забавляться с собакой в “Перетягивание каната”. Это занятие может быть опасным и для хозяина, и для его питомца. Животное может проявить агрессию, и даже стать неуправляемым. Поэтому не позволяйте детям такую игру с домашним любимцем. Да и самим вам лучше воздержаться от этого занятия, если вы – не профессиональный тренер.

Игрушка как мотиватор

Есть собаки, для которых игрушка – более сильный мотиватор, чем даже еда. То есть, у хозяина появляется возможность посредством ее мотивировать питомца с первых дней его появления в доме. Только определитесь, которая из нескольких имеющихся влияет на четвероного друга сильнее всего.

Игрушка – важный фактор эмоционального, психического и даже физического развития животного. Та, которую он грызет больше других и имеет над ним большую власть, только с ней он испытывает минуты упоительной радости.

И не забывайте о главном – ваш ласковый голос, поощрение, жесты воспринимаются домашним любимцем особенно чутко. Общение с хозяином невозможно заменить никакой игрушкой. Дарите любовь своей собаке, воспитывайте, играя с ней, понимайте и гордитесь ею. Друзья уходят, любимые бросают, а собака остается преданной до конца. Поэтому воспитайте себе не только преданного, но и интересного, игривого, шутливого компаньона. Удачи вам в этом!

Игра для собаки – не просто дурачество, как может показаться на первый взгляд. Играя, собака избавляется от лишней энергии, развивается умственно и физически. Регулярные активные игры на свежем воздухе продлевают молодость и питомца, и его владельца. Во время игры между собакой и владельцем устанавливается тесная эмоциональная связь. Положительные эмоции делают собаку более доверчивой к людям, более послушной и гибкой в общении. Собака, предоставленная сама себе, часто становится нервной и пугливой, теряет интерес к окружающему миру. Ее жизнь превращается в набор последовательных действий: поесть, поспать, «сделать дела».

Кроме того, посредством игры легко дать понять собаке, кто в вашей семье главный, научить ее послушанию без криков и физических наказаний. Игра – это та же дрессировка, обучение собак следить за действиями владельца, ждать команды. Многие люди не осознают этого, считая, что все методы дрессировки собак направлены лишь на облегчение управления питомцем. Но ведь важно научить собаку выполнять команды с удовольствием! А проще всего сделать это именно во время игры, когда собака в хорошем настроении, получает радость от общения с любимым человеком и готова выполнить любую команду, лишь бы продлить развлечение. Например, играя в мяч, можно отрабатывать команды «ко мне», «сидеть», «лежать» и другие, вплетая их понемногу в процесс, разбавляя игру обучением жизненно важным навыкам.

Моя собака не любит играть

Видел ли кто-нибудь здорового физически и психически щенка, который не любит играть? Не резвится с однопометниками и мамой? Не бегает радостно за своим хвостом и не треплет брошенную ему игрушку? Представить такого малыша крайне сложно. Выбирая щенка, человек приезжает в дом заводчика и видит перед собой несколько веселых активных малышей, которые играют практически все время, свободное от сна и приема пищи. Малыш, окруженный любовью и заботой, обожает играть! Он доверяет человеку, стремится к общению с ним и счастлив, когда двуногий гигант, отвечая на его провокации, затевает веселую игру. Взрослея, собаки становятся более сдержанными, однако полностью утрачивают интерес к активным играм только животные, лишенные возможности играть (с оговоркой на психическое и физическое здоровье, разумеется). Если владелец только кормит собаку и выводит ее на пять минут «сделать дела», собака со временем забывает, как же весело играть. Теряется интерес к играм – исчезает связь между человеком и собакой. Владелец рискует превратиться в инструмент для удовлетворения ежедневных собачьих нужд.

Однако важно понимать, что у каждой собаки свои предпочтения. Не зря существует огромное количество методов дрессировки собак, ведь любая собака – индивидуальность. Исходя из породных особенностей и характера своего питомца, человек должен выбрать те игры, которые будут нравиться его собаке. Одни животные обожают воду, другие любят бегать целыми днями, третьи готовы на все ради любимого мячика. Если обратить внимание на служебное собаководство, мы увидим, что кинологи не пытаются научить собаку сразу всем «трюкам». Для каждой рабочей собаки выбирают занятие, которое ей по душе – поиск наркотиков и взрывчатки для собак с острым нюхом, задержание нарушителя для животных доминантных, страстно желающих доказать свое превосходство окружающим, поиск людей в завалах для собак, любящих преодолевать препятствия, спасение утопающих для животных, любящих воду. Разумеется, не все так однозначно, но основой любой методики дрессировки собак служит само стремление животного к выполнению тех или иных действий. Принуждать нельзя. Собака должна получать удовольствие от выполнения команды, тогда особенных проблем в обучении не предвидится. То же касается и игры: внимательно посмотрите на свою собаку, изучите ее, чтобы понять, какие игры доставят ей максимальную радость. Бигли, йорки и таксы будут счастливы, если предложить им найти спрятанный предмет, фоксы и джек-расселы готовы бегать за мячом весь день, китайские хохлатые и шпицы будут счастливы побегать вместе с владельцем, преодолевая препятствия на своем пути (невысокие барьеры, лестницы, тоннели и прочее). Но помним про индивидуальность: не все таксы обладают выраженным охотничьим инстинктом, а йорки не всегда гиперактивны.

Границы дозволенного

Играя, важно помнить, что во время активных развлечений собаки часто проверяют свое положение в стае, пытаются подняться по иерархической лестнице. Это нормальное поведение, обусловленное рефлексом, заложенное самой природой – так щенки, уже в месячном возрасте, пытаются именно во время игры доказать свое превосходство. Поэтому внимательно наблюдайте за собакой, не позволяйте питомцу покусывать руки и другие части тела, прижимать вас или вашу руку в земле, запрыгивать на грудь. Кроме того, собака может просто «забыться», легонько тяпнуть владельца или зарычать на него (важно различать игривое урчание и рык). Нельзя допускать такого поведения, иначе вы рискуете оказаться в подчиненном положении! При попытке укусить (даже легко, играя, что среди собак считается нормой поведения) отдайте команду «нельзя!» недовольным голосом и прекратите игру на некоторое время. Собака должна осознать, что рычать на человека, кусать и царапать его – недопустимо.

Обучение игровым командам

В мире существует более двух десятков разновидностей спортивных состязаний для собак и их владельцев. Самые известные в России – аджилити, фристайл, дог-фризби, соревнования по курсингу. Все они, по своей сути, являются не чем иным как игрой. Но не у всех людей есть желание и свободное время, чтобы всерьез заниматься с собакой каким-либо видом спорта. Однако для обычной игры на природе почти у каждого собаковода найдется и время, и желание. Выбрав подходящий метод дрессировки собак, несложно научить питомца простым игровым навыкам: барьер, апорт, поиск, выборка.

Барьер – преодоление собакой препятствия. По команде питомец должен перепрыгнуть стоящий на его пути предмет. Обучать этой команде можно щенков, начиная с 3 месяцев. Ограничения: беременные суки и собаки, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы.

Научить собаку перепрыгивать через препятствие очень просто. На начальном этапе перегородка должна быть глухой – слишком велик соблазн проползти под перекладиной. Желательно, чтобы перегородку было сложно или невозможно обойти. Самый простой способ – установить перегородку (например, из картона или фанеры) в дверном проеме. Перегородка должна быть такой высоты, чтобы собака могла перепрыгнуть через нее, не прилагая особенных усилий (чуть выше локтевого сустава питомца).

Итак, дверной проем, перегородка, собака и владелец. Владелец стоит с одной стороны, собака с противоположной стороны препятствия. Можно приманить питомца лакомством или просто подозвать, но не командой «ко мне», а жестами или действиями (например, уходя вглубь комнаты спиной вперед, не сводя глаз с собаки). Заметив лакомый кусочек или боясь потерять из вида удаляющегося владельца, собака непременно перепрыгнет низкую перегородку. И вот в этот момент нужно спокойным тоном скомандовать «Барьер», затем сразу похвалить умницу. Через несколько тренировок нужно усложнить задачу: теперь оба, и учитель и ученик, стоят с одной стороны. Владелец командует «барьер», собака преодолевает препятствие. Это необходимо, чтобы собака поняла, что по команде она должна перепрыгнуть предмет независимо от того, движется она к владельцу или от него. Увеличивать высоту перегородки можно только тогда, когда собака усвоила команду на «отлично».

Апорт – охота за «добычей» и возвращение апортировочного предмета владельцу. Апортом может служить любая игрушка, которую собаке удобно держать в пасти: мячики, резиновые зверушки, специальные гантели, канаты – все зависит от предпочтений вашего питомца. Начинать обучение можно с 3-5 месяцев, ограничений нет (с осторожностью во время смены зубов).

Учить собаку выполнять команду «Апорт» нужно с конца: сначала питомец должен научиться отдавать игрушку в руки владельца, затем приносить предмет и только потом бежать за ним по команде. Дело в том, что научить собаку бежать за брошенным предметом очень просто, ведь четвероногому охотнику и без указаний человека интересно догнать «убегающую добычу». А вот добровольно отдавать свой трофей понравится не каждой собаке. Поэтому действовать нужно таким образом: разучиваем команду «дай» или «плюнь», а затем приучаем питомца приносить игрушку.

Итак, собака играет с апортировочным предметом. Владелец привлекает внимание питомца, находясь совсем рядом (если заставить собаку бежать через всю комнату, она может выплюнуть игрушку). Собака обращает внимание на владельца, он отдает команду «Плюнь», подставляя руку под игрушку, и одновременно показывает собаке лакомство. Происходит обмен – у владельца игрушка, у питомца вожделенный кусочек. Хвалить питомца нужно только в том случае, если он отдал игрушку вам в руки, а не просто выплюнул на пол в любом месте. Когда команда отработана, можно постепенно увеличивать расстояние, добиваясь, чтобы собака подходила к владельцу через всю комнату, неся свою «добычу» на обмен. После того как собака принесла игрушку и обменяла ее на лакомство, нужно снова привлечь внимание питомца к игрушке, «оживить» добычу, поиграть, пропищать (если игрушка снабжена пищалкой). Собака должна усвоить, что игрушка в руках человека становится гораздо привлекательнее – «оживает». Тогда питомец с еще большим удовольствием будет нести «добычу» в руки. Затем все просто – бросить игрушку и скомандовать «Апорт». Главное, объяснить собаке, как именно нужно выполнять команду: не хвалить, если питомец заигрался и долго не приносил «добычу», не хвалить, если он выплюнул игрушку на половине пути или под ноги человеку, не хвалить, если собака принесла игрушку, но не разжимает челюсти (отбирать силой нельзя, питомец должен сам отдать «добычу»). Собака должна получать похвалу и лакомый кусочек только за правильное выполнение команды (побежала, схватила, принесла и отдала в руки). Не стоит хвалить питомца за выполнение команды частично, так вы запутаете собаку, и выработка навыка займет больше времени.

Важно: чтобы сохранить заинтересованность собаки, апортировочный предмет должен быть доступен ей только во время игры. Если мячик, который вы используете в качестве апорта, весь день валяется на полу, питомцу будет скучно играть, ведь в течение дня он всегда может попробовать на зуб эту «добычу». Апорт – редкий трофей, большая удача.

Поиск – игра в прятки. «Прятаться» может предмет, лакомство или человек. В противоположность апорту, предмет, используемый для дрессировки и обучения собак команде «Ищи», должен быть хорошо знаком вашему питомцу. Для начала можно использовать любимую игрушку или лакомство.

В первую очередь нужно донести до собаки смысл команды: покажите ей кусочек лакомства, дайте понюхать, затем отойдите на несколько шагов, зажмите кусочек в кулаке и протяните собаке, скомандовав «Ищи». Питомец непременно уткнется носом в руку – разожмите ладонь, одновременно похвалив собаку ласковым голосом. Затем усложните задачу – прячьте лакомство не в руке, а где-то в комнате, но так, чтобы собака видела, куда вы положили кусочек. Не разрешайте брать лакомство без команды. Собака может отправиться на поиски только после команды «Ищи». Обязательно хвалите умницу: найденное лакомство – добыча, питомец не воспримет его как похвалу, а он должен понять, что сделал все правильно, поэтому ласковое слово и поглаживания обязательны. Следующий шаг – прятать лакомство так, чтобы собака не видела, куда вы кладете кусочек. Дайте питомцу понюхать руку, которой вы держали лакомство и скомандуйте «Ищи». Когда и этот этап пройден, можно учить собаку искать любимую игрушку или члена семьи: «ищи мяч», «ищи маму». Не забывайте хвалить питомца за правильные действия, поощряйте лакомством и словом.

Выборка – тот же поиск, но собаке предстоит не просто найти предмет, а выбрать именно тот, за которым ее послал владелец. Например, из трех вещей – мячик, тапок и косточка, - питомец должен принести владельцу именно мячик. Чтобы добиться результата, собака должна четко знать, где мяч, где тапок, а где кость, то есть должна уметь идентифицировать эти предметы. Выборка по запаху – тот же «трюк», но собака ищет запах, а не сам предмет. Для обучения служебных собак используют одинаковые гантели, на одну из которых наносят нужный запах. Затем владелец дает собаке понюхать тряпочку, на которую нанес тот же запах, и отдает команду «Ищи». Применительно к игровой ситуации можно действовать разными способами:

  • отправлять собаку на поиски любимой игрушки (ищи мяч), спрятав ее среди других предметов, с которыми собака играет. Если собака приносит другие игрушки, ей говорят спокойным голосом: «Нет! Ищи мяч!». Когда питомец принесет именно мяч, нужно похвалить его, угостив лакомством;
  • отправлять собаку на поиски предмета с определенным запахом. Можно натереть палочку чем-то вкусным (для начала, впоследствии это может быть любой запах, даже просто запах руки владельца). Затем дать собаке понюхать руку, которой вы натирали предмет (чтобы она почувствовала запах, который нужно найти) и отправить ее на поиски. По площадке должны быть разложены несколько палочек, но только одна – с нужным запахом. Трогать руками «неправильные» предметы нельзя, так как у собак очень острый нюх. Если сначала взять в руку, например, кусочек колбасы, которым вы натрете «добычу», а потом этой же рукой раскладывать другие палочки, собака запутается, так как для нее все они будут пахнуть одинаково, хотя вам будет казаться, что собака ошибается и приносит не тот предмет.

Важно: хвалить собаку нужно только после того, как она принесла «добычу» и отдала ее в руки. Для отработки этого навыка используется команда «Принести» или «Дай» после того, как питомец отыскал нужный предмет. В процессе обучения у собаки выработается нужный навык: «нашла добычу – отнесла владельцу», поэтому вам останется только скомандовать «Ищи», а питомец уже сам, без подсказки («дай»), вернется к вам и отдаст трофей.

Игры в поиск «пропажи» – одно из самых веселых и увлекательных занятий для собак. Прятать игрушку можно в кустах, в сугробах, можно закапывать «добычу» в песок. Даже самый крошечный песик будет рад взять след, представляя себя настоящей розыскной собакой! Положите в дырявый пакет кусок вареного мяса и «нарисуйте» им запутанную дорожку, волоча пакет по земле. В конце пути обязательно должна ждать «добыча»! Дайте собаке понюхать маленький кусочек пакета, испачканного мясом, и скомандуйте «Ищи!» – масса положительных эмоций гарантирована.

нЩ ХЦЕ РЙУБМЙ Ч ДТХЗЙИ ОПНЕТБИ, ЮФП ТБУЛПЧБООЩЕ ЙЗТЩ - ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ ДМС УПВБЛЙ! пДОЙН ЙЪ ЧЕМЙЮБКЫЙИ РПДБТЛПЧ АОПУФЙ ЗПМДЙ - ЙЪВЩФПЛ ТБДПУФЙ ЧП ЧУЕН, ЮФП ДЕМБЕФ ЧБЫ ЭЕОПЛ. й ЧПФ ХДБЮБ - ЧЩ УФБОПЧЙФЕУШ ХЮБУФОЙЛПН ЬФПЗП РТПГЕУУБ! чБЦОБС ЮБУФШ РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ - ТБЪЧМЕЛБФШУС ЧНЕУФЕ У ЗПМДЙ. йЗТЩ УП ЭЕОЛПН ОЕ ФПМШЛП ХУЙМЙЧБАФ УЧСЪШ НЕЦДХ ЧБНЙ, ПОЙ ФБЛЦЕ ХФПНМСАФ ЕЗП, ОП, РТЙ ЬФПН ЧЩ РПМХЮЙФЕ ФБЛЦЕ ПЗТПНОПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ.

ХВЕДЙФЕУШ, ЮФП ЧУЕ ЧБЫЙ ПВХЮБАЭЙЕ ЙЗТЩ ЪБВБЧОЩ, Б ФБЛЦЕ ВХДХФ РПМЕЪОЩ Й ХУРЕЫОЩ. рХУФШ ПОЙ ВХДХФ ОЕРТПДПМЦЙФЕМШОЩНЙ, ДБВЩ ЮТЕЪНЕТОП ОЕ ОБРТСЗБФШ ЧОЙНБОЙЕ НБМЩЫБ. рПМШЪХКФЕУШ ФЕН, ЮФП ЧБЫ ЭЕОПЛ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧБУ Й ЕЗП УБНПЕ УЙМШОПЕ ЦЕМБОЙЕ ВЩФШ ТСДПН Й ЙЗТБФШ У ЧБНЙ. еЗП ДПЧЕТЙЕ ВХДЕФ ТБУФЙ ФБЛ ЦЕ ВЩУФТП, ЛБЛ Й ЕЗП НБМЕОШЛЙЕ ОПЦЛЙ Й ФЕМШГЕ.

ъБ НОПК!
чБЫ ЭЕОПЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦЕО УДЕМБФШ ДМС УЕВС ПФЛТЩФЙЕ, ЮФП ПЮЕОШ ЧЕУЕМП Й ИПТПЫП ХВЕЗБФШ ПФ ЧБУ, Й Ч ДПНЕ, Й ЧОЕ ЕЗП, ДБЦЕ ЛПЗДБ ЧЩ ЙЗТБЕФЕ. хЮЙФЕ ЕЗП ВЕЗБФШ ЪБ ЧБНЙ, РТЙДХНЩЧБС ЙЗТЩ, РППЭТСАЭЙЕ ФБЛПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. еУМЙ ПО ОЕНОПЗП НЕДМЙФЕМЕО, РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ВЕЦЙФЕ, РТЩЗБС ОБ НЕУФЕ, ЙМЙ ДЕМБКФЕ Н БМЕОШЛЙЕ ЫБЗЙ, ЮФПВЩ ПО РПКНБМ ЧБУ. пТЙФЕ Й ЫХНЙФЕ У ЧЕУЕМЩНЙ ОПФЛБНЙ, ЛБЛ ОЕОПТНБМШОЩК, Й ЗПЧПТЙФЕ ЕНХ: "иПТПЫЙК НБМШЮЙЛ (ДЕЧПЮЛБ), ЪБ НОПК!" - ЛБЛПЕ ЧЕМЙЛПЕ РТЙЛМАЮЕОЙЕ РЕТЕИЙФТЙФШ УЧПА НБНПЮЛХ! лПЗДБ ЧБЫ ЭЕОПЛ ХВЕЗБЕФ ПФ ЧБУ, ОЕ ВЕЗЙФЕ ЪБ ОЙН, ФБЛ ЛБЛ ПО РПДХНБЕФ, ЮФП ЬФП ЙЗТБ Ч РТЕУМЕДПЧБОЙЕ. юФПВЩ ПВНБОПН ЪБУФБЧЙФШ ЕЗП ЧЕТОХФШУС, УФБОШФЕ ОБ ЛПМЕОЙ Й РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ОБЫМЙ УПЛТПЧЙЭЕ. тБЪЗПЧБТЙЧБКФЕ ЧПЪВХЦДЕООП У ЬФЙН ОЕЧЙДЙНЩН РТЕДНЕФПН, ДБЦЕ РПТПКФЕУШ Ч "ЪЕНМЕ". чБЫ ЭЕОПЛ РТЙДЕФ Л ЧБН ТБЪХЪОБФШ, ЮФП ФБЛ ЪБЙОФТЙЗПЧБМП ЧБУ Й ЧЩ УРПЛПКОП ЧПЪШНЕФЕ ЕЗП ОБ РПЧПДПЛ.

рПКНБК ЭЕОЛБ
дЧПЕ УЙДСФ ОБ РПМХ Ч 3-6 НЕФТБИ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ОБРТПФЙЧ, ПДЙО ХДЕТЦЙЧБЕФ ЭЕОЛБ, МБУЛБС ЕЗП. рХУФШ ДТХЗПК ТБДПУФОЩН ЗПМПУПН ЪПЧЕФ ЕЗП: "нБМЩЫ, ЛП НОЕ, ЛП НОЕ!" ыЙТПЛП ПФЛТЩФШ ТХЛЙ Й ЪЧБФШ ЕЗП, Б ЛПЗДБ РТЙДЕФ, ЛТЕРЛП ПВОСФШ ЕЗП, РПИЧБМЙФШ.

НПЦЕФЕ ДЕМБФШ ЬФП У НСЮПН ЙМЙ ЙЗТХЫЛПК, РЕТЕВТБУЩЧБС ЙИ Й ЪБУФБЧМСС ЭЕОЛБ, ЗПОСФШУС ЪБ ОЙНЙ. рХУФШ ПО ИЧБФБЕФ ЙЗТХЫЛХ, ДБКФЕ ЕНХ МБЛПНУФЧП, ЮФПВЩ ПО ПФРХУФЙМ ЕЕ, РЕТЕВТПУШФЕ ЕЕ ДТХЗПНХ МЙГХ. фПФ ФПЦЕ РПИЧБМЙФ ЭЕОЛБ, РТЙМБУЛБЕФ, ЛПЗДБ ПО УИЧБФЙФ ЙЗТХЫЛХ, ХЗПУФЙФ ЕЗП Й ВТПУЙФ ЙЗТХЫЛХ РЕТЧПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. рПГЕМХК НЕОС!

РПГЕМХК НЕОС РП ЛПНБОДЕ - ПВХЮБАЭБС ЙЗТБ. ьФП ОЕ ХРТБЦОЕОЙЕ, ОП ЬФП ОЕЮФП, ДПУФБЧМСАЭЕЕ ТБДПУФШ ПВПЙН ЧУЕЗДБ. эЕОПЛ ПУПВЕООП ЗПМДЙ, РПФЕОГЙБМШОЩЕ МЙЪХОЩ. мЙЫШ УЛБЦЙФЕ ЕНХ: "рПГЕМХК, РПГЕМХК, НПМПДЕГ!" Й ПО ЛБЦДЩК ТБЪ ВХДЕФ ГЕМПЧБФШ ЧБУ. пО ВХДЕФ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТБД ХЗПДЙФШ ЧБН. рПГЕМХЙ ЕЗП ЛТБФЛЙЕ, ЪБУФБЧМСКФЕ ЕЗП ЕЭЕ Й ЕЭЕ, ЕУМЙ НПЦЕФЕ, ОП ОЕ РЕТЕХУЕТДУФЧХКФЕ, Б ФП ЗПМДЙЛ ЪБМЙЦЕФ ЧБУ ОБУНЕТФШ.

рТСФЛЙ
йЗТБКФЕ ОБ ЧПЪДХИЕ Ч ФБЛЙЕ ЫХФПЮОЩЕ ЙЗТЩ ЛБЛ РТСФЛЙ. ьФП РПНПЦЕФ ПВХЮЕОЙА ЛПНБОДЩ "лП НОЕ" Й ХУЙМЙФ ЧБЫЕ РПМПЦЕОЙЕ ЪБЭЙФОЙЛБ-МЙДЕТБ. рПДПЦДЙФЕ, РПЛБ ПО ОЕ ОБЮОЕФ ПВОАИЙЧБФШ ФТБЧХ ЙМЙ ПФЧМЕЮЕФУС. вЩУФТП УРТСЮШФЕУШ ЪБ ДЕТЕЧПН, ЗДЕ ЕНХ ОЕ ВХДЕФ ЧБУ ЧЙДОП. чЩЗМСОЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ПВОБТХЦЙФ, ЮФП ЧБУ ОЕФ, Й ОБЮОЕФ ВЕЗБФШ Ч РПЙУЛБИ. лПЗДБ ПО ПЛБЦЕФУС ТСДПН, ЧЩИПДЙФЕ Й ТБДПУФОП РПИМПРБКФЕ Ч МБДПЫЙ, УЛБЪБЧ "лП НОЕ". уСДШФЕ ОБ ЛПТФПЮЛЙ У РТПФСОХФЩНЙ Л ОЕНХ ТХЛБНЙ, Й ХЧЕТСА ЧБУ, ПО РТЙВЕЦЙФ Л ЧБН!

рТЙОЕУЙ!
уСДШФЕ ОБ РПМ ОБ ЛХИОЕ Й ВТПУБКФЕ ЙЗТХЫЛХ ЭЕОЛХ, ЮФПВЩ ПО МПЧЙМ Й РТЙОПУЙМ ЕЕ ЧБН. "нБМЩЫ, МПЧЙ!" - ЬФЙ УМПЧБ ПЪОБЮБАФ ОБЮБМП ЙЗТЩ. лПЗДБ ПО РПОЕУЕФ ЙЗТХЫЛХ, УЛБЦЙФЕ "рТЙОЕУЙ ЛП НОЕ!" лПЗДБ ЧЕТОЕФУС У ЙЗТХЫЛПК, РХУФШ РПДЕТЦЙФ ЕЕ ОЕНОПЗП, РТЕЦДЕ ЮЕН ЪБВТБФШ ЕЕ Х ОЕЗП, РП ДЧХН РТЙЮЙОБН:

1. пО ВХДЕФ ЪОБФШ, ЮФП ЕЗП ИЧБМСФ ЪБ ФП, ЮФП ПО РТЙОЕУ ЕЕ.

2. х ОЕЗП ОЕ ЧПЪОЙЛОЕФ НЩУМЙ, ЮФП ЧЩ ЪБВЕТЕФЕ ЙЗТХЫЛХ ЧУСЛЙК ТБЪ, ЛБЛ ПО РТЙОЕУЕФ ЕЕ. уЛБЦЙФЕ "вТПУШ". лПЗДБ ПО ХУФХРЙФ ЧБН ЕЕ, РПИЧБМЙФЕ. еУМЙ ОЕ ПФРХУЛБЕФ, ПФВЕТЙФЕ БЛЛХТБФОП ЙЪП ТФБ УП УМПЧБНЙ "вТПУШ". уОПЧБ ВТПУБКФЕ ЕЕ, ЧЕУЕМП ТБЪЗПЧБТЙЧБС У ОЙН, ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК РП ЛХИОЕ. й ПО ЪБХЮЙФ УМПЧБ ЙЗТЩ. й ВХДЕФ ЪОБФШ ХЦЕ 3 УМПЧБ: ЛП НОЕ, ВТПУШ, РТЙОЕУЙ.

ФЕРЕТШ УДЕМБЕН РТЕДПУФЕТЕЦЕОЙЕ. еУМЙ Ч ВХДХЭЕН ЧЩ ИПФЙФЕ ЪБОСФШУС ОБФБУЛПК ЙМЙ ЧПУРЙФБФШ ТБВПЮЕЗП ТЕФТЙЧЕТБ ЧУЕЗДБ ЪБУФБЧМСКФЕ РПДБЧБФШ ЙЗТХЫЛХ Ч ТХЛЙ, У ЛПНБОДПК "дБК", Й ФПМШЛП ЪБФЕН ВТПУБКФЕ ЕЕ. фПМШЛП Ч ТХЛЙ, ХУМПЦОСС УЙФХБГЙА РПУБДЛПК УПВБЛЙ У ЙЗТХЫЛПК, У РПУМЕДХАЭЕК ДБЮЕК РТЕДНЕФБ ЧБН Ч ТХЛЙ. чП ЧФПТПН ЧБТЙБОФЕ ЙЗТЩ "рТЙОЕУЙ" ЙУРПМШЪХАФ 2 ЙЗТХЫЛЙ. дБКФЕ ЭЕОЛХ ПДОХ ЙЗТХЫЛХ, Б ДТХЗХА УРТСЮШФЕ Ч ЛБТНБО. рПИЧБМЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ЧПЪШНЕФ РЕТЧХА ЙЗТХЫЛХ, Б ЮЕТЕЪ НЙОХФХ РПЛБЦЙФЕ ЕНХ ЧФПТХА Й РПНЕМШЛБКФЕ ЕА ЧПУФПТЦЕООП. вТПУШФЕ ЕЕ, Б ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК, РПДВЕТЙФЕ РЕТЧХА Й РПНБОЙЧ, ВТПУШФЕ. рП ЦЕМБОЙА, НПЦОП ДПВБЧЙФШ ФТЕФША. рПДВЙТБКФЕ, ЛПЗДБ ПО ВТПУБЕФ ЙИ Й РТПДПМЦБКФЕ НЕОСФШ ЙИ, ЮФПВЩ ПО ВЕЗБМ ЧПЛТХЗ У ОЙН ОЕУЛПМШЛП ТБЪ. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ РПЧПТБЮЙЧБФШУС Л ОЕНХ, ЮФПВЩ РПДВПДТЙФШ Й РПИЧБМЙФШ, ЛПЗДБ ПО РПДВЕЗБЕФ Л ЧБН. вХДШФЕ ЙЪПВТЕФБФЕМШОЩ, РТЙДХНЩЧБКФЕ УЧПЙ ЧЕТУЙЙ ЙЗТЩ. ъБОСФЙС ДЕМБКФЕ ЛПТПФЛЙНЙ Й РТЕЛТБЭБКФЕ ЙЗТХ, ЛПЗДБ ЙОФЕТЕУ Л ОЕК Х ЭЕОЛБ ЕЭЕ ДПЧПМШОП ЧЩУПЛ. й ПВСЪБФЕМШОП ЧУЕЗДБ РТЕЛТБЭБКФЕ, ЕУМЙ ПО ЪБНЕДМСЕФ ФЕНР ЙМЙ ФЕТСЕФ ЙОФЕТЕУ Л ЙЗТЕ. рПНОЙФЕ, ЮФП ЧЩЫЕ С ХЛБЪБМБ, ЮФП ЦЕМБФЕМШОП УТБЪХ ПФТБВБФЩЧБФШ РПДБЮХ Ч ТХЛЙ.

"оПТБ"
чПЪШНЙФЕ ЛБТФПООХА ЛПТПВЛХ Й РТПДЕМБКФЕ Ч ОЕК ОЕУЛПМШЛП ПФЧЕТУФЙК. рПМПЦЙФЕ ЧОХФТШ ЛХУПЮЛЙ МБЛПНУФЧ, ЪБФЕН ЪБЛТПКФЕ ЕЕ Й ЪБДЕМБКФЕ ЫЧЩ ЛМЕКЛПК МЕОФПК. уПВБЛБ ПВОАИБЕФ "ОПТХ", Й ВХДЕФ УФБТБФШУС ДПУФБФШ ЙЪ ОЕЕ МБЛПНУФЧБ ОПУПН Й МБРБНЙ.

рТЕПДПМЕОЙЕ РТЕРСФУФЧЙС
рТПТЕЦШФЕ ВПМШЫПЕ ПФЧЕТУФЙЕ Ч ЛХУЛЕ ХРБЛПЧПЮОПК ВХНБЗЙ. оБФСОЙФЕ ВХНБЗХ Ч ДЧЕТОПН РТПЕНЕ ЙМЙ РТЙИПЦЕК. рЕТЧЩК ТБЪ ЧЩ РПНБОЙФЕ УПВБЛХ, ЮФПВЩ ПОБ РТЩЗОХМБ Ч ПФЧЕТУФЙЕ, Б РПФПН ВХДЕФ ДПУФБФПЮОП ДБФШ ЛПНБОДХ "ИПР!". чЩУПФХ ПФЧЕТУФЙС НПЦОП НЕОСФШ

"ъПМПФПЙУЛБФЕМШ"
ъБЛПРБКФЕ Ч РЕУПЛ ЗБМЕФХ, ФБЛ, ЮФПВЩ УПВБЛБ ЧЙДЕМБ ЬФП, Б РПФПН ДБКФЕ ЕК ЛПНБОДХ "йЭЙ!". оП, РПНОЙФЕ, ЮФП ЗПМДЕОЩ - РТЙТПЦДЕООЩЕ ЛПРБФЕМЙ Й, ЕУМЙ ЧЩ ОЕ ЦЕМБЕФЕ, ЮФПВЩ ЧБЫ ХЮБУФПЛ ВЩМ РПИПЦ ОБ ЦЕТФЧХ ОБЫЕУФЧЙС БТНЙЙ ЛТПФПЧ, ФП ОЕ ЙЗТБКФЕ Ч ФБЛЙЕ ЙЗТЩ, ИПФС ПОЙ ВЕЪХУМПЧОП ФТЕОЙТХАФ ЮХФШЕ.

пВИПД ЛЧБТФЙТЩ
уОБЮБМБ ОХЦОП ОБХЮЙФШ УПВБЛХ ТБЪМЙЮБФШ ОБЪЧБОЙС ЛПНОБФ. лБЛ НПЦОП ЮБЭЕ ЗПЧПТЙФЕ ЕК: "рПКДЕН ОБ ЛХИОА. чЙДЙЫШ, НЩ РТЙЫМЙ Ч УФПМПЧХА. ьФП УРБМШОС, ДЕФУЛБС" Й Ф.Д. лПЗДБ ПОБ ЪБРПНОЙФ ОБЪЧБОЙС, НПЦОП ОБЮЙОБФШ ЙЗТХ. хЧЕТСА ЧБУ, ЮФП НЕУФП РПД ОБЪЧБОЙЕН лхиос ЗПМДЙЛ ЪБРПНЙОБЕФ НПНЕОФБМШОП. оБЙВПМЕЕ УРПУПВОХА УПВБЛХ НПЦОП ВХДЕФ ДБЦЕ РПУЩМБФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПЕ РПНЕЭЕОЙЕ ЧБЫЕЗП ДПНБ, ОБРТЙНЕТ, ЪБ НСЮЙЛПН. ьФХ ЙЗТХ НПЦОП ЛПНВЙОЙТПЧБФШ У РТЕПДПМЕОЙЕН РТЕРСФУФЧЙС, ОБФСОХЧ Ч ДЧЕТОЩИ РТПЕНБИ ВПМШЫЙЕ МЙУФЩ ВХНБЗЙ У ПФЧЕТУФЙСНЙ.

бРПТФЙТПЧБОЙЕ
оХ, ХЦ ЬФП Ч ЛТПЧЙ, Ч ЗПМПЧЕ Й Ч ЛБЦДПК ЛМЕФПЮЛЕ ЗПМДЕОБ. зПМДЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РТЙОПУЙФ НСЮЙ, ЛПМШГБ, НСЗЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ Й Ф.Д. рТЕДНЕФ ДПМЦЕО ВЩФШ ОЕ УМЙЫЛПН ВПМШЫЙН, ЮФПВЩ ЕЗП ВЩМП ХДПВОП ОЕУФЙ Ч ЪХВБИ, ОП Й ОЕ УМЙЫЛПН НБМЕОШЛЙН, ЮФПВЩ НБМЩЫ ЕЗП ОЕ РТПЗМПФЙМ.

лБФБОЙЕ НСЮБ
тБЪДПВХДШФЕ ВПМШЫПК Й ДПЧПМШОП ФСЦЕМЩК НСЮ. нЕДМЕООП ЛБФЙФЕ ЕЗП ОБ УПВБЛХ. нСЮ ОЕ ДПМЦЕО РПДРТЩЗЙЧБФШ. еУМЙ УПВБЛБ ОПУПН ЙМЙ МБРБНЙ ФПМЛОЕФ ЕЗП ПВТБФОП, РПИЧБМЙФЕ ЕЗП.

Х НЕОС Ч МЙФПК НСЮ ЪБРБСО ЪЧПОПЮЕЛ, РТЙ РЕТЕЛБФЩЧБОЙЙ ТБЪДБЕФУС НЕМПДЙЮОЩК ЪЧХЛ.

йЗТХЫЛБ ОБ ТЕЪЙОЛЕ
ъБЛТЕРЙФЕ ЛПОЕГ ТЕЪЙОЛЙ ЙМЙ ЬМБУФЙЮОПК МЕОФЩ (ЛТЕРМЕОЙЕ Й ХТПЧЕОШ-ЧЩУПФХ РТПДХНБКФЕ УПЗМБУОП ЧБЫЙН ХУМПЧЙСН Й ТПУФХ УПВБЛЙ). л ОЙЦОЕНХ ЛПОГХ ТЕЪЙОЛЙ РТЙЧСЦЙФЕ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЙЗТХЫЛХ. рХУФШ ОЕНОПЗП РПРТЩЗБЕФ.

"уМХЦЙ!"
рТЙЛБЦЙФЕ УПВБЛЕ УЕУФШ Й РПДЕТЦЙФЕ ОБД ЕЕ ЗПМПЧПК МБЛПНУФЧП ОБ ФБЛПК ЧЩУПФЕ, ЮФПВЩ ПОБ НПЗМБ ДПУФБФШ ДП ОЕЗП, УЙДС ОБ УЧПЕК РПРЛЕ. рПМХЮЙФЕ ОПЧПЗП РЙФПНГБ, РПД ОБЪЧБОЙЕН ЪБКЛБ

"лБОБФПИПДЕГ"
уПВБЛБ ХДЕТЦЙЧБЕФ ТБЧОПЧЕУЙЕ, ЙДС РП РПЧБМЕООПНХ ДЕТЕЧХ ЙМЙ ВТЕЧОХ. уНПФТЙФЕ, ЮФПВЩ ЕЕ МБРЩ ОЕ ЪБУФТСМЙ Ч ЧЕФЛБИ,Й РЕУШЛБ ОЕ ЗТПИОХМБУШ ВЩ ОБ ЪЕНМА У ВПМШЫПК ЧЩУПФЩ.

"дЧПТЕГЛЙК"
еУМЙ ЧЩ ПВХЮЙФЕ УПВБЛХ ЧЩРПМОСФШ ЛПНБОДЩ "рТЙОЕУЙ" Й "дБК", Х ЧБУ ВХДЕФ РТЕЛТБУОЩК ЮЕФЧЕТПОПЗЙК РПНПЭОЙЛ РП ИПЪСКУФЧХ ОБ ЧУЕ УМХЮБЙ ЦЙЪОЙ. б, ЕУМЙ ЧЩ ЪБИПФЙФЕ ОБ ПВЕД ХФЛХ ЙМЙ ЪБКГБ, ФП РПТБ ОБ ПВХЮЕОЙЕ УЕТШЕЪОЩН ОБХЛБН, Б ЧБН РПЛХРБФШ ТХЦШЕ.

уРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ
оБ ДБЮЕ, Ч УБДХ НПЦОП ХУФТПЙФШ ГЕМЩК УРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ ДМС ХРТБЦОЕОЙК ОБ МПЧЛПУФШ: ДПУЛБ ОБ ДЧХИ ВТЕЧОБИ - ДМС ВБМБОУЙТПЧБОЙС; ЧПФЛОЙФЕ Ч ЪЕНМА ЮЕТЕОЛЙ ДМС МПРБФ ЙМЙ НЕФЕМ - РПМХЮЙФЕ УОБТСД ДМС БДЦЙМЙФЙ РПД ОБЪЧБОЙЕН УМБМПН; ХЛТЕРЙФЕ РБМЛХ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ - ЬФП ВХДЕФ ВБТШЕТ. оП ЧУЕ ОБЗТХЪЛЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ УПТБЪНЕТОЩ У ЧПЪТБУФПН! рПНОЙФЕ, ЮФП ТБУФХЭЕНХ ПТЗБОЙЪНХ ОХЦЕО ЭБДСЭЙК ТЕЦЙН ЧЪТПУМЕОЙС, ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП, ФБЛ Й ЬНПГЙПОБМШОПЗП!

____________________________________________

рТЕДПУФЕТЕЦЕОЙС
оЙЛБЛЙИ ЙЗТ ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ

РТЕДХРТЕЦДЕОЙЕ: ОЙЛПЗДБ ОЕ ЙЗТБКФЕ УП ЭЕОЛПН ЙМЙ ЧЪТПУМПК УПВБЛПК ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ ЕЗП ЙЗТХЫЛЙ ЙМЙ ДТХЗПЗП МАВПЗП РТЕДНЕФБ. рЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ - ДПНЙОБОФОБС ЙЗТБ, Б ЧБЫБ УПВБЛБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦОБ ПЛБЪБФШУС РП ПФОПЫЕОЙА Л ЧБН Ч ЗПУРПДУФЧХАЭЕН РПМПЦЕОЙЙ, ДБЦЕ Ч ЙЗТЕ, ЗДЕ ПОБ ПЛБЦЕФУС Ч ПРРПЪЙГЙЙ Л УЧПЕНХ ИПЪСЙОХ.

оЕ ДТБЪОЙФЕ, РПЦБМХКУФБ
лПЗДБ ЙЗТБЕФЕ УП ЭЕОЛПН, ОЙЛПЗДБ ОЕ ДЕМБКФЕ ОЙЮЕЗП ФБЛПЗП, ЮФП НПЗМП ВЩ УВЙФШ ЕЗП У ФПМЛХ ЙМЙ УНХФЙФШ, ЙМЙ ЪБУФБЧЙФШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ УФТБИ. нБМЕОШЛЙЕ ДЕФЙ ПУПВЕООП ЮБУФП УЮЙФБАФ ЪБВБЧОЩН ПВНБОХФШ ЙМЙ РПДТБЪОЙФШ ЭЕОЛБ. рПЛБЪЩЧБАФ ЕНХ ЙЗТХЫЛХ, РПФПН РТСЮХФ ЙМЙ ДЕМБАФ ЧЙД, ЮФП ВТПУБАФ ЕЕ. рПЦБМХКУФБ, ОЕ РПЪЧПМСКФЕ ЙН ДЕМБФШ ЬФП. пВЯСУОЙФЕ, ЮФП ЬФП ПВЕУЛХТБЦЙФ ЭЕОЛБ Й ПВЙДЙФ, Й ПО ОЕ ЪБИПЮЕФ ВПМШЫЕ ЙЗТБФШ.

пУФЕТЕЗБКФЕУШ ФТБЧН
чУЕ ЙЗТЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ ТБЪХНОЩ Й РТПДХНБОЩ ЧБНЙ ЪБТБОЕЕ. оЕ ДПМЦОП ВЩФШ ФТБЧНБФЙЮЕУЛЙИ УЙФХБГЙК, ВПКФЕУШ УЛПМШЪЛЙИ РПМПЧ.

  1. Когда собака возьмет игрушку, демонстрируйте энтузиазм и внимание - больше, чем когда игрушка находится у вас в руках.
  2. Трясти игрушкой у собаки перед мордой не надо.
  3. Поскольку все псовые относятся к хищникам, они всегда испытывают инстинктивный интерес к предметам, которые быстро двигаются по земле, особенно если этот предмет «убегает» от собаки.
  4. Собаки, не склонные к доминированию, не возьмут игрушку, если она «ваша». Эту проблему можно решить, привязав к игрушке веревочку, чтобы увеличить расстояние между вами, игрушкой и собакой.
  5. При игре с такими робкими собаками старайтесь не нависать над ними, не играть лицом к ее морде, чтобы не возникало ощущения прямого противостояния. При игре в «догонялки» и «потягушки» старайтесь поворачиваться боком.
  6. Спровоцировать собаку на игру можно, хлопнув ее игрушкой по боку или крупу и быстро отдернув руку с игрушкой.
  7. Для того, чтобы собака была в первую очередь заинтересована в вас, а не в игрушках, обязательно чередуйте .
  8. В начале приучения к игре не требуйте от собаки полного послушания и не стремитесь к абсолютному контролю. Все это не сложно будет добавить после того, как собака научится взаимодействовать с игрушками и вами.
  9. Порой собакам нравится рвать мягкие игрушки. На первом этапе позвольте делать это вашему питомцу - но только в то время, когда он играет с вами. Игрушки можно набивать не по одному разу, а еще проще использовать в качестве игрушек старые носки и скрученные узлом тряпки, которые можно менять каждую игру.
  10. Когда собака схватила игрушку и убегает с ней, не пытайтесь ловить ее и отнимать игрушку. Похвалите ее, когда игрушка схвачена, затем поворачивайтесь и начинайте убегать; скорее всего, собака побежит следом. Когда пес вас догонит - похвалите, и снова убегайте, и так три-четыре раза. Затем остановитесь и попробуйте поиграть в безигрушечные игры, не пытаясь отнимать у собаки игрушку, которую она держит в пасти.

Какими бывают игрушки

1. Игрушки для собак с ярко выраженным пищевым инстинктом:

Можно попробовать бросать псу небольшие кусочки лакомства, чтобы заинтересовать процессом;
- собаки, любящие поесть просто обожают всевозможные игрушки, набитые едой. Это может быть продырявленный мячик или круглый контейнер; резиновая игрушка Конг с отверстием, позволяющим наполнять внутренность сыром или паштетом; любая мягкая игрушка, в которую можно вместо обычного наполнителя положить лакомство; даже простой старый носок становится неотразимым для собаки, если набить его кусочками вкусненького.

2. Игрушки, побуждающие к преследованию:

Катящиеся мячики;
- кусок кожи, старая шапка, обрезок толстого каната с узлами, или что угодно другое, привязанное за веревку и таскаемое по земле;
- маленьким собачкам, как и робким собакам покрупнее, может понравиться игра с кошачьими игрушками «на удочках».

3. Игрушки-«потягушки»:

Носки, набитые ветошью;
- шланги из резины;
- флисовые игрушки;
- куски веревки и канатов, с узлами и без;
- полотенца.

Как можно играть

1. «Догонялки», преследование

Не стоит с самого начала требовать от собаки, чтобы она хватала игрушку. Проявляет интерес – уже хорошо. Начинайте с того, что двигайте, катайте или тяните по земле на веревочке игрушку, хваля и поощряя собаку за проявляемый интерес. Постепенно увеличивайте скорость движения, вплоть до недалекого броска.

Как только собака усвоит, что взаимодействие с игрушкой хозяин поощряет, она начнет играть смелее и энергичнее - трогать игрушку лапой, брать в зубы, переносить с места на место.

2. Аппортировка

Найдите две одинаковых или похожих игрушки. Начните игру, первоначальная цель которой - заставить собаку гоняться за одной из игрушек и пробовать хватать ее.

Как только собака увлечется настолько, что схватит одну игрушку, покажите ей вторую, а потом бросьте в другую сторону. Если разыгравшийся пес кинется за новой игрушкой, бросив прежнюю -хорошо. Если попытается схватить вторую, не выпуская из пасти первой -отлично.

Играйте в эту игру, пока собака ее не полюбит и не начнет играть с азартом и удовольствием. Затем начинайте бросать вторую игрушку только тогда, когда ваш питомец начнет делать хотя бы несколько шагов в вашу сторону с первой игрушкой в зубах. Потом начинайте бросать вторую игрушку только после того, как пес принесет вам первую.

3. Игра в «Потягушки»

Начните игру в «преследование», но продолжайте держать игрушку или веревку даже тогда, когда собака ее поймает. Похвалите питомца за любую попытку удерживать предмет одновременно с вами.

Потом начинайте легко тянуть игрушку к себе, поощряя собаку за то, что она ее не отпускает, постепенно увеличивая прилагаемую силу. Делайте обманные движения, когда пес увлеченно тянет игрушку - словно хватаете его за лапы или хлопаете по боку. Большинству собак очень нравится такая игра, но если собака робкая, постарайтесь следить за тем, чтобы она «побеждала» вас не менее четверти всего времени игры. Это добавит ей уверенности в себе.

Игровой энтузиазм собаки можно подстегнуть простым приемом: украдите игрушку у собаки из пасти, и пускай она попробует за ней попрыгать и выхватить украденное у вас. Не беспокойтесь за дисциплину: на данном этапе ваша цель - научить собаку играть и развить в ней азарт и энтузиазм к игре с вами. Послушание вы добавите потом. Каждый раз, когда вам удастся украсть игрушку из зубов вашего питомца, следует компенсировать, позволив собаке 2-3 раза вас «победить».

4. Научение

Если все другие методы оказались малоэффективны, научите собаку играть так же, как учите любой другой команде.

Сначала поощряйте ее пищей за каждое касание игрушки носом. Потом лакомство пес начнет получать за попытку взять предмет в зубы, затем - за то, что будет забирать игрушку у вас. Сначала удерживайте предмет игры совсем слабо, постепенно увеличивая усилие. Псу придется научиться хватать игрушку крепко, чтобы заработать лакомство.

Рано или поздно ваше упорство и последовательность в сочетании с лакомством научат собаку любить и игру с вами, и игрушки, после чего можно будет работать уже без поощрения пищей.

5. Переключение внимания

После того, как собака научится играть с 1­­-2 игрушками, начинайте учить ее переключаться с одной игрушки на другую. Хвалите пса за то, что он предпочел ту игрушку, которая находится у вас в руках той, которую он держит в пасти. Добавляйте новые игрушки.

На следующем этапе научите вашего питомца переключаться с поощрения лакомством на поощрение игрушкой или игрой. Предлагайте собаке выполнить простые команды, лайте лакомство, и сразу вслед за этим поиграйте.