Как найти духовного наставника? Нужен ли человеку духовный наставник.

Как найти духовного отца и жить под его руководством – таком вопросом задаются многие новоначальные, не зная, как правильно им поступать, и наслушавшись разных советов от более опытных воцерковленных, и от разных батюшек (часто эти наставления сильно рознятся). От этого и встает такой вопрос, человеку хочется найти своего духовника и уже полностью следовать его советам. С одной стороны — это проще, вся ответственность на батюшку взваливается, и ты просто выполняешь его советы. С другой стороны — нельзя переложить на кого-то ответственность за свою жизнь, нужно самому принимать решения. Но — это вопрос сложный, и многие верующие годами ищут именно своего духовного отца, советы которого будут вести их по жизни.

В первую очередь, не торопитесь с решением этого вопроса. Если вы привыкли исповедоваться у одного и того же батюшки, это еще не значит, что именно он назначен вам в качестве духовного пастыря на всю жизнь. Ведь ответственность за благополучие своей души вы несете сами. Вы никогда не сможете переложить ответственность за свои поступки на своего духовника.

Духовник – это не начальник, которому следует безгласно внимать и безропотно повиноваться. Скорее, это мудрый человек, способный понять вас лучше, чем вы понимаете себя, и подсказать пути решения тех или иных духовных проблем. Но он не вправе запрещать вам что либо. Он не сможет и принять окончательное решение за вас. Он лишь подскажет, посоветует, выразит мнение.

Таким образом, старайтесь избегать тех священников, которые требуют беспрекословного подчинения, ведь Сам Господь дал нам свободу, и только мы сами можем принимать решения, а духовник может нас наставлять на нашем пути и давать полезные советы. Побольше общайтесь с единоверцами, спрашивайте их об отношениях с духовными руководителями. Не стесняйтесь лично знакомиться с пастырями, ищите своего духовника, как сердце вам подскажет, иногда люди годами ищут, ничего страшного. Плохо, когда вам попадется духовник, советы которого вам будут не приятны, и вы с ним будете не согласны, вашей душе покоя не будет.

Бывает, батюшка слишком строг и следует точно букве закона, а вы творческая личность и вас это смущает до того, что прям в храм идти неохота — это плохо. Найдите другого священника, советы которого вам будут близки, и вы будете с радостью его слушаться, следовать его указаниям, и ваша церковная жизнь не будет идти в разлад с душей. А есть и такие прихожане, что им прям батюшка с кнутом нужен — вот тогда они себя комфортно чувствуют и по каждой мелочи бегут к духовнику — батюшка, продавать ли квартиру, в какой институт дочку пристроить, идти ли на эту работу и ехать ли в деревню к деду — ну, если батюшка не против так вами руководить — значит, вы нашли друг друга!

Но при всем этом не забывайте, что ответственность за вашу духовную жизнь несете в первую очередь вы сами!

Обсуждение: 2 комментария

    Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения – берегись такого отца!..
    Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу — знай, что это твой истинный духовный отец.

Ж елание иметь духовного наставника велико у каждого христианина. Оно и понятно: так намного проще и безопаснее идти по жизни, так легче сохранить в душе мир, так удобнее смиряться и, следовательно, спасаться. Но всегда ли?

Реалии нашей жизни требуют внимательного и ответственного отношения к этому вопросу. Слишком опасна поспешность при выборе духовника, и далеко от подлинного смирения легкомысленное расставание со свободой воли.

Прежде чем назвать кого-либо своим духовником, следует хорошенько подумать, потому что даже облачённый в священный сан человек остаётся человеком. И далеко не каждый священнослужитель может справиться с бременем духовничества.

Каким должен быть духовник? На мой взгляд, вот два критерия:

1. Священник должен воспринимать пришедшего к нему человека как равного ему перед Богом. Это не значит фамильярности или панибратства, а значит, что не может быть отношений у священника к человеку «сверху вниз».

2. Священник должен «видеть» именно этого вот конкретного человека и давать ему советы, исходя из, во-первых, опыта своей христианской жизни (что предполагает, что эта жизнь по-настоящему правильная, а не та, что сам батюшка считает правильностью); а во-вторых, из внешней и внутренней ситуации человека, а не из каких-то своих абстрактных представлений о христианстве и о людях, - чтобы не загонять человека в некую общую «схему».

Иными словами: любовь, уважение к человеку, и - не думать о себе, что я (священник) «выше», «значимее», «имею право» безапелляционно поучать, или что-то в таком же роде.

Если такое счастье вы нашли - закройте глаза на прочие немощи такого батюшки. Пусть он хоть на личном самолёте летает (хотя при таком раскладе этого, разумеется, не будет).

Как проверить? Спросите духовника, можно ли причащаться без поста на Светлой Седмице. Или, если вы причащаетесь часто, можно ли сократить трёхдневный пост перед причастием. Если он ответит: нет, - задайте следующий вопрос: а Вы, батюшка, поститесь ли перед каждым Вашим причастием три дня, или на Светлой; и если нет, почему Вы требуете этого от других? - Вот и проверите, что он вам ответит...

- Как найти духовника?

Как ищут духовного отца? Его вымаливают, у Божией Матери вымаливают! А затем, конечно, нужен и наш труд. Не следует спешить. Ещё древние Отцы писали, что духовника надо испытать, и только после этого предаться в его руководство.

А как испытывать? Нельзя доходить до дерзости, но необходимо предварительное общение, когда ни духовник, ни ищущий духовного руководства ничем друг другу не обязаны. И потом, если будет Божия воля на это общение, отношения сами собой постепенно сложатся: и ученик увидит духовную пользу, и духовник не будет его отвергать. Дерево познаётся по плодам (Мф. 12; 33) . И чадо, и наставник вместе должны искать истину, и все, что от истины удаляет, должно изгоняться.

Кроме того, нужно искать человека, родного по духу. В отеческих писаниях можно встретить выражение: «духовное направление». Один духовник может быть одного направления, другой - другого. Все мы имеем разные страсти, и даже в духовной жизни у нас разные цели и направления. Поэтому то, что один духовник считает главным, другой считает второстепенным.

Главное - найти такого духовника, который от Бога был бы нам предназначен. Как бы ни был искусен, рассудителен и праведен духовник, на его духовную деятельность прежде всего должно быть Божие благословение. Святые Отцы о некоторых отзывались так: «Свят, но не искусен», т. е. человек действительно праведен, имеет духовный опыт, рассуждение, но - настолько, чтобы знать волю Божию относительно себя. А для того, чтобы знать волю Божию относительно другого, требуется особая благодать.

Могу ли я считать своим духовником батюшку, к которому обращаюсь за духовными советами, но он, в силу своей большой занятости, не может разрешить мои вопросы? Не значит ли это, что я ещё не встретила своего духовника?

Я считаю, что в новоначалии с духовником нужно иметь общение частое и длительное и на все вопросы нужно получать ответы именно у него. Некоторые считают, что к духовнику не надо идти с вопросом сразу, а надо подождать, пока он разрешится сам собой. Однако, когда вопросы разрешаются сами, неизвестно, правильно они разрешаются или нет. Святые Отцы говорили, что даже если мы найдём ответ на свой вопрос в книге, все равно следует пойти и переспросить у духовника, потому что одно дело - когда человек сам ответил, это решение по его воле, а другое дело - когда его благословил духовник. Необходимо принимать решение не по своей воле, а по благословению.

Когда умер мой старец, архимандрит Серафим (Тяпочкин), и я остался без духовника, мне было только 21 год. Встал вопрос о том, к кому обращаться. Хотелось найти старца такой же духовной высоты, как отец Серафим. Я стал ходить к архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры - такая возможность была. Отец Кирилл меня принимал, отвечал на мои вопросы, но мне этого было мало, потому что отца Серафима можно было созерцать, жить у него какое-то время, смотреть, как батюшка себя ведёт, слушать бесконечные рассказы о нем разных людей, а с отцом Кириллом, к сожалению, подобного общения не получалось. Время тогда было советское, один лаврский духовник мне рассказывал: «Я иду по Лавре, ко мне подходят люди, берут благословение, пытаются что-то спросить, а я скорее бегу от них. Они обижаются, а не знают, что здесь четыре телекамеры стоят и весь двор просматривают, а потом у них же будут неприятности». Я постепенно понял, что не могу бывать у о. Кирилла часто, долго стоять в очереди, не могу занимать своими многочисленными мелкими вопросами батюшку, который решает мировые проблемы. И я принял такое решение: пусть мой духовник будет не настолько духовен и не настолько опытен, как отец Кирилл, но у меня будет возможность спрашивать его обо всем.

И я нашёл в Лавре одного игумена, стал обращаться к нему со своими вопросами. Духовных чад у него больше не было, его духовник благословил на общение со мной, и я два раза в неделю часа по два - по три беседовал с ним и разрешал все свои недоумения. Я очень благодарен ему за этот труд. Ответами, данными им тогда, двадцать лет назад, я руководствуюсь до сих пор.

Конечно, я могу быть не прав. Ведь известно, что к Оптинским старцам их духовные чада приезжали раз в год, писали письма раз в несколько месяцев, ещё реже получали ответ. Господь по-разному ведёт и спасает людей. Наверное, со временем становится ясно: твой это духовник или нет. Мало прийти и сказать: «Батюшка, будьте моим духовником», - и получить его согласие. Только духоносные старцы святой жизни могли так поступать.

- Когда новоначальный приходит в храм, для него рано или поздно встаёт вопрос о выборе духовника. Конечно, в любом храме можно найти хорошего священника, но как узнать, что именно этот священник подходит на роль лично твоего духовного отца? Как возникают отношения духовника и духовного чада?

Мне кажется, что не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле, приятно молиться в храме. И это даёт им возможность духовного продвижения.

Духовник определяется не просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет, прежде всего, на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Это нормально, когда человек подходит к священнику, с которым ему легче всего найти контакт и которому легко открыться на исповеди.

А в дальнейшем определяется духовный путь: если новоначальный христианин чувствует, что духовные советы, наставления, молитвы этого священника являются для него опорой в духовной жизни - значит, выбор сделан правильно. Но если человек чувствует, что им пытаются манипулировать, что на него налагают какие-то непомерные ноши, что он лишается духовной свободы - мне кажется, здесь есть о чем подумать и осмотреться вокруг себя.

Духовник не является ни гарантией к спасению, ни обязательным условием, это некое средство, которое человек может употребить в своей жизни и будет счастлив, если ему удастся найти по сердцу духовника. А может быть так, что человек и не нуждается в этом - достаточно того, что есть сама Церковь. Есть Евангелие, Таинства, священники, которые говорят проповеди и в них учат тебя духовной жизни, есть святоотеческая литература, в которой все уже сказано, есть свой собственный ум и своя собственная воля. Этого, в принципе, достаточно для спасения. А духовник - это нечто дополнительное, но не являющееся неотъемлемой частью спасительного пути. Это, как бы, некий бонус, который даёт Церковь.

- Как определить, больше подходит ему духовник из белого духовенства или монашествующих?

Это не имеет значения. Для новоначального христианина духовник - это больше катехизатор, чем духовный руководитель. Это тот, кто учит его первым шагам в духовной жизни, которые дают ему самые обычные, простые самые общие духовные наставления. От духовника на этом этапе требуется только одно - не «перегнуть», не наложить бремя на новоначального сверх меры, чтобы тот не сломался в начале пути. Поэтому говорить о серьёзном духовном руководстве даже не стоит.

Мы понимаем, что, пройдя какой-то жизненный путь и обретя определённый опыт, человек перестаёт нуждаться в постоянной помощи от духовника. Есть какие-то вещи, когда человек, получая духовный навык, разрешает свои духовные проблемы самостоятельно. Это очень хорошо, потому что человек в этом случае обретает почву под ногами, он уже сам умеет молиться, умеет различать голос Бога, сам внутри себя может определить, что спасительно, что губительно, и это очень важно, чтобы люди определяли волю Божию не при помощи духовника, как некоего компаса, но и сами умели это делать. Иначе получается, что у нас, кроме как священники, никто волю Божию знать не может, а это заблуждение.

- Что бы вы хотели пожелать человеку, находящемуся в поиске духовного отца?

Какими же животрепещущими оказались эти вопросы для многих православных!

И в каждом мнении столько передуманных дум, явных и скрытых чувств, что понимаешь: одним опросом данную тему не раскрыть. Ведь каждая цитата здесь – определенная проекция жизни человека, некий духовный ракурс его отношений с миром и людьми.

«Наставництво – це слово, яке ти сприймаєш на виконання»

Наталья Гром, майор милиции:

«Духовний наставник дуже необхідний у житті кожної людини. На першому етапі, коли людина приходить до храму, вона приносить свої гріхи на сповідь до священника. На другому етапі людина починає більше довіряти священику, й тому уже більш прислуховується до його порад та поступово починає ставитись до священика, як до наставника. Наставництво, на мою думку, це уже слово, яке ти сприймаєш на виконання. Якщо людина приступає до виконання настанови і бачить, що завдяки цьому вона зростає у духовному житті, то відносини між людиною та наставником все більше й більше закріплюються. З того часу людина починає ставитись до священика, як до духовного наставника. Я маю такого духовного наставника і дуже тішуся з того приводу. Він не раз допомагав мені мудрою порадою, були такі моменти, коли я бігла до нього у розпачі на сповідь, а виходила втішеною та радісною. Дуже вдячна йому, що він є в моєму житті та у житті нашої родини. А як знайти такого наставника? Господь ніжками приведе...»

«Не следует думать, что на духовника нужно возложить ответственность за свою жизнь»

Павел Лебедев, верстальщик, фотограф:

«Метко Достоевский сказал о нашей земной жизни: "Здесь Дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей". Естественно, человек несовершенен и ему нужна духовная помощь – как молитвенная, так и практическая: советы и наставления, как жить дальше. Поэтому духовник, конечно же, нужен. Хорошо эту тему раскрывает А.И. Осипов на основе трудов свт. Игнатия Брянчанинова – только в монастыре послушник полностью вверяет себя духовному старцу. Но в миру – это невозможно, и святитель Игнатий советует христианам последних времен жить по совету (к тому же, если в средине 19-го века святитель Игнатий говорил, что уже почти нет духоносных старцев – то что уж говорить о наших временах). А чтобы жить по совету – нужен свой ум, свое понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Не следует думать, что на духовника нужно возложить ответственность за свою жизнь.
Касательно самого себя скажу – у меня, к сожалению, нет человека, которого я бы мог назвать своим духовником. С возникающими вопросами обращаюсь к батюшкам, которых уважаю и доверяю. Понятно, что каждый человек по-своему немощен, у каждого есть недостатки – но хотя бы взгляд со стороны и духовный совет умудренного жизнью человека могут быть очень полезны.
Как найти такого советчика? У каждого свой путь. Главное – молиться, и Господь укажет, сведет, направит. У каждого свой путь».

«Человеку свойственно ошибаться»

Юлия Руденко, парикмахер:

«Духовник нужен, я думаю, каждому. Человеку свойственно ошибаться, поэтому очень здорово, если есть тот, кто направит тебя на правильную «тропинку». Своим духовником я считаю настоятеля нашего храма. Где искать духовника - этот вопрос, думаю, для каждого индивидуален. В чем я уверена, так это в том, что о даровании духовника нужно просить Господа».

«Они - как одинокие корабли в бушующем океане»

Юлия Кашпрук, библиотекарь, студентка Академии искусства и культури Академии руководящих кадров Украины:

«Я сейчас живу в Штатах. Страна неправославная, очень много разных направлений христианства. По воскресеньям люди в храмах, и у каждого есть наставник – это пастор, который наставляет в духовной жизни. У меня нет духовника – того человека, который бы наставлял в вере и на пути спасения. Здесь я поняла, что вера – это не хождение в храм, это даже не религия. Вера должна быть живой. Да, конечно, я бы хотела иметь духовника, но чтобы он был монахом – мирским батюшкам не до прихожан.

Говорю в общем – никого конкретного не обсуждая, не осуждая. Я встречала батюшек, которых хотела бы видеть в роли духовника, но когда обращалась - батюшки отвечали, что у них и так много чад, поэтому они не хотят брать на себя ещё большей ответственности. Очень жаль, но в православном храме я чувствую себя одинокой. Православие - именно та вера, которая ведет к спасению. Поверьте, я здесь уже увидела все. И меня пугает этот congregational мир. Но я встретила людей, которые имеют живую веру. И это не поверхностно – это проявление любви к ближнему и к Богу. Хотела бы иметь духовника-«хирурга», который бы научил меня смиряться, любить, прощать, а, главное – молитве, основе будущей жизни. У каждого свой внутренний мир – к сожалению, в других я вижу свои грехи.

Как найти духовника – это вопрос, который я задавала Богу, но осталась без ответа. А, возможно, я сама не хочу принимать тех батюшек, которых знаю, за духовника. Много политики, много пафоса, много того, что не хочется видеть. Я хочу быть частью будущего, другого мира. И при переходе в иной мир этот опыт общения с духовником будет нужен.

Нужен опыт и учеба в непрестанной молитве. В моей жизни было много ошибок, но, по милости Божией, Господь смирял и давал понять, что моя молитва – это проявление гордыни.

Да, духовник нужен, но как сейчас его найти, когда нет у нас любви?.. Поэтому и испытаний много. Даже если мы православные. Я православная, но я не воин Божий, а хочу им быть. Господь – путеводитель, Он же и духовник для меня сейчас. Я общалась с верующими православными – опыт хождения в храм более десяти лет. Многие из них разочаровались в своих духовниках. Такие верующие - подобны одиноким кораблям в бушующем океане. Но, тем не менее, не считают нужным иметь духовника – полагают, что уже и так получили все необходимое для начала своего духовного пути. Я же уверена, что духовник нужен не только монахам, но и мирянам, таким, как мы».

«Хорошо, когда у человека есть духовник»

Сабина Шарафетдинова, журналист, телекомпания "Орбита", г.Красноармейск, Донецкой обл.:

«У меня нет духовника. И я часто об этом сожалею. Сложно объяснить, почему так сложилось. Нет, конечно, у меня много друзей и очень хороших знакомых среди священников, я могу в любое время обратиться к ним за молитвенной помощью, за советом и поддержкой. Но духовника - нет. Попытаюсь найти оправдание.

Несколько лет назад, Божьим промыслом, я окунулась в духовную жизнь, как слепой котёнок. Будучи воспитанной в межнациональной и межрелигиозной среде, я шаг за шагом открывала для себя Православие. И в этом мне помогали десятки священников. Дело в том, что моя работа была связана с православными храмами, монастырями, священниками и всеми событиями, которые происходили в духовной жизни нашего округа. Это было невероятно благодатное время. Наша съемочная группа имела возможность много путешествовать по святым местам области и страны, встречаться и интервьюировать замечательных священников. И каждый из них помогал мне в моём духовном развитии. Со многими я продолжаю общаться и поныне. Безгранично люблю их, уважаю и благодарна им за то, что они есть в моей жизни.

Я не знаю, как найти своего духовника. Знаю одно: Господь всё устроит. И может статься, через несколько лет я буду рассказывать своей крестнице, почему так нужен духовник, и где найти такого наставника. Когда-то давно прочитала такую фразу: "Человек без духовника - как слепой без поводыря". Я еще тогда её запомнила. А в последнее время я всё чаще её вспоминаю. Хорошо, когда у человека есть духовник».

«Чувствуешь на духовном уровне, какой бы ответ он тебе дал»

Юлия Сухарева, счастливая мама:

«На мой взгляд, духовник необходим любому христианину. Я очень благодарна Богу за то, что свёл меня с моим духовным наставником – человеком, который очень деликатно даёт мне ответы на самые важные вопросы. Прежде всего, всегда чувствуется его молитва, в самых сложных жизненных ситуациях вспоминаешь его наставления. И, не имея возможности побеседовать, уже чувствуешь на духовном уровне, какой бы ответ он тебе дал. Когда вы ищете духовника очень важно молиться и просить Бога, чтоб послал мудрого наставника».

«Не каждый может быть послушным духовным чадом»

Татьяна Матяш, редактор дайджеста «Седмица»:

«Духовник – наставник и руководитель – должен быть. Иначе в "житейском море" не выплыть. Но не каждый может быть духовником, как не каждый может быть и послушным духовным чадом.

Вот мне послушанию, смирению «до зела» - еще учиться и учиться. Безропотно подчиняться чужой воле я пока не могу – привыкла критично смотреть на вещи. Вот есть у меня знакомая одна: выбрала себе старца, ездит к нему в монастырь с вопросами разными. Спрашивает: "Познакомилась с парнем, хочу за него замуж, а он пропал куда-то. Судьба за него выйти или нет?" – "Подожди три дня, вернется". Ждет, через три дня звонит в монастырь: "Три дня прошло, где суженый?!" – "Подожди три дня…" И ждет ведь! Это тоже талант какой-то (смеётся).

Я не думаю, что духовника нужно специально искать. Тем более, ехать за ним в отдаленные монастыри. Нужно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, общаться со священниками во внебогослужебное время (а значит - помогать, участвовать в жизни общины) – и душа к кому-то прильнет. Но процесс этот не стоит искусственно торопить – всему своё время».

«Не стоит зацикливаться на поисках духовника – лучше возложить упование на Господа»

Матушка Екатерина Немчинова, редактор журнала «Самарянка»:

«Христианство, это не просто вера во Христа, и не только попытка жить по Евангельским заповедям. Жизнь во Христе - это путь радости, надежды, переполняющей Любви, которая способна покрыть все скорби и горести человеческих судеб. Но на этом пути очень легко можно потеряться и заблудиться, особенно новоиспеченным христианам. Священное Писание нужно уметь правильно осмыслить и унаследовать. У каждого человека, вступившего на путь воцерковления, неизбежно возникают вопросы. Поэтому для людей, которые хотят жить в русле православной традиции, Церковного Предания, необходим наставник, путеводитель, наставляющий на тот путь, по которому уже прошли многие поколения христиан, передающий своему чаду веками накопленный опыт духовной жизни.
Очень часто православные христиане напряженно обеспокоены поисками духовника. Такие люди обходят многие храмы своего города и епархии, путешествуют по городам и весям... Мне кажется, не стоит зацикливаться на поисках духовника. Можно обойти весь мир, но так и не найти никого. Лучше возложить все упование на Господа, просить Его в молитвах, чтобы Он Сам послал духовника-наставника. Господь совершит все несопоставимо проще и мудрее, чем мы можем себе представить - и нужный человек в нужную минуту окажется рядом с вами».

zemskova777 — 07.10.2014

Дорогие читатели, продолжая полюбившуюся вам рубрику, в которой мы даем краткие рекомендации по вопросам духовной жизни, сегодня коснемся очень важной темы. Как найти духовного отца? Как правильно выстроить взаимоотношения с духовником? Что делать, если духовника нет? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый воцерковленный человек. Безусловно, нужно благодарить Господа, если у вас есть духовно опытный наставник, который молится о вас и особо радеет о спасении вашей души.


В профессиональном спорте вряд ли удастся достичь серьезных побед и выиграть Олимпийские игры, если у спортсмена нет сильного тренера. Так и в духовной жизни – важно духовное руководство. Традиция духовного духовничества существует с первых веков христианства. Духовники либо выбирались священноначалием специально, либо сама христианская жизнь выдвигала их на особое служение в силу того, что к ним тянулись за советом, духовной помощью, как к некоторым монахам в наших монастырях. В данной статье мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы и надеемся, что она будет вам полезной.


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ДУХОВНИК:


  • Отношения духовника и чада должны строиться на взаимном уважении и христианской любви. Но бывает, что некоторые миряне доброе почитание батюшки заменяют каким-то фанатизмом. Этого быть не должно. Священник – не ангел небесный, он такой же человек, но промыслительно избранный Господом для служения Богу и людям. Идеал же для всех нас и главный для всех духовник – Господь наш Иисус Христос.

  • Послушание , как пишет митрополит Антоний Сурожский, – это прежде всего стремление слушать и слышать не только умом, не только ухом, но всем существом, открытым сердцем. В духовной жизни, как и в семейной, случается, что дети, не получив должного воспитания, подрастая, перестают доверять своим родителям, от которых получили самую жизнь. Они думают, что имеют достаточные знания, чтобы самим решать все проблемы жизни. И, игнорируя опыт самых близких людей, совершают непоправимые ошибки. Сомнения возникают от неутвержденности в вере и от незнания человеческой природы в ее падшем состоянии. Чаще всего священник основу своего ответа заимствует из Священного Писания. То есть он говорит не то, что он лично думает или считает, а то, что об этом говорил Сам Бог. А готов ли вопрошающий принять Волю Божию? К сожалению, чаще всего мы ищем исполнения своей воли.

  • Как быть, если не можешь исполнить благословение духовника? Здесь могут быть две ситуации: когда духовник дает послушание, противоречащее заповедям, – такое, конечно, не должно исполнять. А если благословение во благо, а чадо не слушает, то здесь речь идет, скорее, о гордыни и недоверии духовнику и тому, что через него открывается воля Божия. Никто не может отнять у человека свободной воли, но стоит задуматься, зачем вообще искать духовника, если не слушаться его или слушаться по настроению.

  • Беспрекословное и абсолютное послушание без духовного рассуждения – страшно. Оно равносильно самоуничтожению. Оно трансформирует людей в зомбированных особей, утративших Божественный дар личности и свободы. Послушание в христианстве – это прежде всего слушание благовествуемых истин и следование им в свободе избранного пути: «Вера от слышания, слышание от проповедающего», – учит Апостол Павел. «Слушавшийся вас слушает Меня», – говорит Иисус Христос.

  • Можно ли ходить к другим священникам? Общаться и исповедоваться у других священников никто запретить не может. Тем более если это вызвано сменой места жительства, путешествиями и другими объективными причинами. Но все же в первую очередь нужно исповедоваться у своего духовника и поддерживать с ним регулярную связь, прежде всего молитвенную, а также делиться важными моментами своей жизни. Учителей и наставников у нас может быть много, но духовным отцом может стать только один священник.

  • Как молиться за духовника? Во-первых, в ежедневном молитвенном правиле, которое мы читаем утром и вечером, есть молитвы, где мы поминаем духовника в самую первую очередь. Во-вторых, есть отдельные молитвы о духовном отце (см. ниже) . В-третьих, у каждого христианина есть свой помянник-синодик, где тоже должно быть записано имя духовника. Такой помянник читается на церковных богослужениях и домашних (келейных) молитвах. Благочестивые чада подают в храмах и монастырях записки о своих духовных наставниках – обедни, молебны, сорокоусты. Не будет лишним просить молитв о своем духовнике у других священников и мирян. Благодать веры и молитвы роднит разных людей, скрепляет их союзом любви.

  • Что делать, если есть сомнения в правильном выборе духовника. Да, люди совершают ошибки, и духовная жизнь – не исключение. Но не стоит спешить с выводами. Главная причина, когда стоит расстаться с духовником, – это его «благословения», противоречащие Заповедям Христовым, подавление свободы и негативное воздействие на духовное развитие человека. В остальном, скорее всего, недобрые мысли – это искушения. И здесь можно посоветовать только одно: усилить молитву и довериться воле Божией. А в недобрых помыслах, подозрительности и на этой почве желании найти нового духовника нужно покаяться. Как родители у нас одни на веки, так и духовник в идеале должен быть один.

  • Может ли один батюшка быть духовником у всей семьи? Да, это благочестивая практика столетиями существует на Руси. Это замечательно, когда священник хорошо знает семью. Ему будет проще давать советы, поддерживать и окормлять людей, с которыми он хорошо знаком.

  • Как часто нужно общаться с духовником? Духовные отношения нельзя измерить количеством времени, уделяемого духовником своим духовным детям, если установился прочный союз взаимопонимания между пастырем и пасомыми. Порой достаточно нескольких проникновенных слов пастыря, с благоговением приемлемых духовными детьми, чтобы в душе все прояснилось. Ведь между их душами существует атмосфера доверия и любви, как в семье, когда дети знают, что их отец всегда с ними. Даже если в данный момент его нет рядом, у них нет чувства одиночества, оставленности. Нужно стараться поддерживать связь с духовником, даже если вас разделяют большие расстояния. Есть благочестивая традиция поздравлять духовника с праздниками, делиться сложностями и радостями, писать друг другу письма, разговаривать по телефону – в наш век современных технологий это стало несложно.

  • Про Исповедь. Задача духовника – помочь кающемуся раскрыться сердцем и душою, пробудить веру в неизреченную любовь Божию и воскрешающую силу покаяния. И в то же время утвердить волю кающегося в твердой решимости оставить порочный образ жизни, не творить беззакония. Как духовник сможет дать вам правильный совет, если вы у него не исповедуетесь? Но Исповедь – это не время пустословия. Нужно беречь своих духовных отцов, как мы оберегаем своих родителей. Готовиться к Исповеди надо серьезно – настроиться, молитвенно согреть свою душу, предварительно примириться со всеми, может для кого-то будет лучше записать все на бумаге. Покаяние – это Таинство изменения ума, перерождение души, а не формальный отчет о многих согрешениях.

  • Что не стоит обсуждать с духовником? Есть такие чада, которые просто одолевают своих духовников по мелочам, вплоть до вопроса о цвете обоев или породы кота. Это абсурдно. Вопросы, связанные с бытом, не должны ставиться перед духовным отцом. Духовник нам необходим для духовного руководства. Вопрос молитвенного правила, подготовки к Таинствам, советы в значимых делах и серьезных ситуациях, просьбы о молитвах – в этом мы всегда должны искать совета и помощи у батюшки. Будем помнить евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ ДУХОВНИКА:

Сегодня найти духовника – задача не из легких. И к ней нельзя относиться формально. Как часто бывает, что девушка выходит замуж, чтобы у нее просто был муж, или заводит ребенка, чтобы он тоже просто был, не понимая истинного смысла семьи и деторождения. Ничего хорошего из подобных историй обычно не складывается и в светской жизни, и тем более в духовной. Духовники сейчас есть примерно у 10 человек из 100. Возможно, и не всем духовник так остро и нужен.

  • Как быть, если нет духовника? Мы живем в век информационных технологий, которые во многом послужили и на благо Церкви. Разве могли представить люди, жившие 100 лет назад, что будет православное телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-порталы, мобильные приложения? Смотрите каналы «Спас», «Союз», «Радость моя», назидайтесь словом Божиим на православных сайтах. И потом никто не отменял духовные книги, которые в большом многообразии представлены в иконных лавках и магазинах.

  • «Жить по совести и Евангелию, слушать Господа Христа и читать святых отцов», – так ответил старец одной молодой женщине на ее вопрос: «Как мне жить без духовника?» И, пожалуй, это единственно правильный совет как для тех, у кого есть духовник, так и для тех, у кого его нет.

  • Всем ли нужен духовник? Вопрос очень непростой. Дело в том, что в православной аскетической литературе очень часто звучит тема о необходимости духовного наставника и о том, как тщательно следует исполнять его благословения, воспринимая их как волю Божию, избегая самочиния, и регулярно исповедывать ему свои грехи и все помыслы. Однако эта практика во многом относится к монашествующим. Тем более что в древности старец и послушник часто жили чуть ли не в одной пещере и у них было время как на совместную регулярную молитву, так и на ежедневную духовную беседу. Самоотречение и смирение своей воли перед духовным отцом – часть древней монашеской практики. Именно это и называется послушанием. Если у вас нет такой возможности и желания, возможно духовник вам и не требуется.

  • Как правильно выбрать духовника?

    • Нужно довериться сердцу… Исповедуясь и общаясь со священником, спрашивая его советов, вы скоро поймете, если это действительно ваш будущий духовник. Если его советы положительно влияют на вашу духовную жизнь, вы находите у него утешение и поддержку, чувствуете радость и спокойствие от общения с ним, видите силу его молитвы и взаимную расположенность к вам, то можно попросить батюшку стать вашим духовником. Но прежде нужно горячо молиться Господу, чтобы Он послал духовника…

    • Внимательно присмотреться к приходу, где служит батюшка. У доброго пастыря на приходе царит мир и любовь, радость и деятельная добрая жизнь.

    • Можно поговорить с духовными чадами батюшки, прихожанами храма.

    • Не надо стремиться бежать за моря и океаны в поиске духовного отца, часто он ближе, чем вы думаете. И неправильно будет всем и вся рассказывать про своего духовника, найдя его. Все-таки наша духовная жизнь – это тема очень личная.

    • Есть и более простой совет: ходите в храм, прихожанином которого вы себя считаете, найдите священника из служащих в нем, которому вы доверяете, у кого исповедуетесь, и молитесь о нем, чтобы Господь через него открывал вам Свою волю.

    • По совету архимандрита Иоанна Крестьянкина: "Никогда не спешите назвать первого встречного священника своим духовных отцом. Ходите в церквовь, исповедуйтесь, причащайтесь, спрашивайте батюшек о волнующих вас вопросах, и только тогда поймете, что из многих - один самый близкий вашей душе, будете обращаться только к нему".


О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


  • Власть вязать и решить (Мф. 18:18), то есть отпускать людям грехи, а в более общем плане – власть духовного руководства и отцовства, была вверена Господом Иисусом Христом Своим Апостолам. От них она переходила на все последующие поколения епископов и пастырей. И задача духовного руководства всегда возлагалась на пастырей Церкви, хотя в какие-то эпохи, например в эпоху иконоборчества, когда пастырей не хватало или когда многие пастыри уклонялись в ересь, духовное руководство брали на себя простые монахи.

  • В истории Церкви существовало много типов духовного руководства , но основные – два. Первый тип – это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан. Второй тип – старчество, получившее распространение в Византии и на Руси.

  • В чем разница между духовником в миру и в монастыре? На приходского священника возлагается задача учить людей, помогать им советом, но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль. Иное дело – тип духовного руководства, который складывался в некоторых монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки, где послушники и монахи добровольно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Здесь взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, а они должны были беспрекословно ему подчиняться. Именно такие взаимоотношения существуют и сегодня на Святой горе Афон, где во главе каждого из монастырей стоит опытный в духовной жизни руководитель.

МОЛИТВА ЗА ДУХОВНОГО ОТЦА


Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (сан и имя), даруй ему душевное спасение и телесное здравие, огради его святыми Твоими Ангелы. Умножь в нем дарования духовная, исполни его мудростию и любовию, ниспосли ему молитву теплую. И ради его святых молитв даруй моим грехом прощение, жития исправление, в добродетелех преуспеяние. Ниспосли ему Твоя богатыя милости. Помяни, посети, укрепи его и сохрани на многая лета ради нас, грешных. Господи, Ты безмерно свят, безмерно праведен, безмерно милосерд! Освяти Твоею святынею отца моего духовнаго (сан и имя), оправдай его Твоею праведностию и покрый его Твоим милосердием. Господи, Ты соединил нас на земли, не разлучи нас и в Небесном Твоем Царствии. Аминь.

ДУХОВНИК И ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ: ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЕ?


– Есть ли разница между понятиями «духовник» и «духовный отец»? Кто-то из батюшек говорит, что это синонимы, а кто-то говорит, что духовник – это любой священник, проводящий Таинство Исповеди, а духовный отец – тот, кто руководит духовной жизнью христианина. Почему такое разночтение?
– Если вкратце, это обусловлено разницей в традициях духовничества Русской Церкви и грекоязычных Церквей. На православном Востоке не каждый священник имеет право исповедовать верующих, там есть специальные священники-духовники, опытные в духовной жизни. В Требнике (книге, которая содержит последования Таинств, в том числе и Исповеди) есть специальная глава «О том, каковым подобает быти духовнику». Естественно, она появилась из греческих изданий. Там говорится о том, какими качествами должен обладать духовник, о том, что без специального разрешения от епископа никто не может исповедовать (как в греческой традиции). Именно поэтому, согласно Требнику, понятия исповедающего священника и духовника одинаковы.

На Руси в силу того, что на каждого священнослужителя приходилось (и приходится) гораздо большее количество прихожан, желающих исповедаться, установилась традиция разрешать проводить Таинство Исповеди любому священнику. Но осуществлять духовное руководство и давать советы в духовной жизни могут только опытные священники, которых в русской традиции и называют духовниками или духовными отцами. Тут эти слова уже синонимы.


ЦИТАТЫ СВЯТЫХ О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь: свой своего всегда найдет.

Преподобный Лев Оптинский.


Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда.

Преподобный Исаия.


Надобно наперед удостовериться в правомыслии, в опытности старца и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его с Словом Божиим. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностию и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). Напротив, если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога (Деян. 4:19)?

Преподобный Антоний Великий.


Прекрасно ваше желание находиться в полном подчинении у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет порой даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец. Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым; надо иметь духовную опытность.

Святитель Игнатий (Брянчанинов).


Прежде чем искать опытного духовника, ты должен сам, как говорится, протереть себе глаза, положить в своем сердце стремление быть хорошим христианином, иметь твердую веру, быть послушным членом Святой Церкви, бороться с своими злыми навыками и затем усердно молиться, чтобы Гоподь помог тебе найти духовного отца, и ты непременно его найдешь...

Священномученик Арсений (Жадановский).


Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


Теперь вопрос, где и как найти руководителя, решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься, как учит святой Игнатий Богоносец. Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага.

Святитель Феофан Затворник.


Не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел ни одного способного к этому, также не видел ни одного чада, способного к послушанию и к жизни под руководством духовного отца. Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей.

Игумен Никон (Воробьев).


Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения, берегись такого отца! Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем с желанием работать над собой, служить Христу – знай, что это твой истинный духовный отец.

Святой праведный Алексий Мечев.


Иногда, говоря о духовнике, употребляют выражение духовный отец, но человек не становится духовным чадом священника только потому, что постоянно у него исповедуется. Отношения духовного родства возникают тогда, когда человек чувствует, что сердце его открыто духовнику, что Бог любовью, молитвами и наставлениями духовника хочет его спасти. Тогда человек обращается к духовнику с просьбой быть его духовным отцом. Это очень ответственный шаг, потому что перемена духовного отца всегда душевная и духовная травма для обоих, всегда неполезна для уходящего духовного чада и допустима только тогда, когда другого выхода нет. Духовный отец, как и родной, должен быть один на всю жизнь, поэтому, прежде чем проситься в духовные чада, нужно помолиться Богу о вразумлении, чтобы Он или утвердил в сердце возникшее желание, если оно истинное, или изгнал его из сердца, если оно не от Бога.

Протоиерей Константин Островский.



В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочется отметить, что надо сугубо молить Бога о том, чтобы Он послал нам духовного руководителя. Сердечно
желаем каждому найти родного сердцу, близкого по духу и опытного духовника. Если же такого наставника найти не удается, не переживайте. Главный духовник для всех нас - Господь! А лучшее духовное руководство на каждый день - это Евангелие и творения святых отцов. Так же для всех, кому нужен совет и духовная поддержка, будет полезен интернет-проект «Батюшка онлайн»