Крещение господне также называется. История праздника крещение

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Крещенская ночь

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, —
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, - даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, - а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, - и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2020 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Немного истории и традиции этого празднования, об этом мы и поговорим в этом материале. В церковном году – это один из самых важных и ожидаемых событий. Очень древний, почитаемый всеми православными верующими праздник, который идет за новогодними каникулами.

Господне Крещение - святки, в народе часто называют Богоявлением (явление Бога на землю), каждый год отмечают – 19 января. К нерабочим дням в России эти святки не относят, но данное событие чтут и празднуют на официальном уровне.

Этот день отмечают христиане всего мира, однако называется оно везде по-разному. В католических странах 19 января празднуют святки царей, в Греции – Теофанию, а среди братских народов (РФ, Беларусь, Украина) – это Крещение Господне.

Зародился по церковным канонам это праздник в момент Крещения в водах реки Иордан, самого Иисуса Христа. Как рассказывает церковное писание, свыше люди услышали голос, который сказал о том, что в мир пришел Сын Божий, он должен исполнить волю Отца своего.

Вместе с голосом в небе появился голубь, ставший олицетворением Святого Духа, он и подтвердил слова Бога. Именно это событие, появление на земле Отца (Бог), Сына Бога и Святого Духа христиане назвали Богоявлением или Крещением Господним.

Католики, данное событие трактуют немного по-другому. По их поверью в этот вечер с неба к Иисусу Христу явились пару языческих царей, которые сделали ему подношения. Они разглядели в Иисусе Бога, всевышнего Царя и самого Человека. Именно по этой причине у католиков данные святки именуются праздником царей.

Основными традициями празднования Крещения Господнего на Руси считаются:

  • Купание в проруби.
  • Набор, хранение и использование Святой водицы.
  • Святочные гадания.

А традиция следующая. Верующие христиане 19 января прямо в зимнюю стужу, на морозе (стоит отметить, что в эти календарные дни часто на дворе стоит морозная погода), идут окунаться в прорубь (купель). Считается, что благодаря этому человек очищается, смывает с себя все нечистое, плохое, очищается снаружи, и духовно.

Кроме того церковные служители считают, что просто купание в купели не избавит от грехов, чтобы очиститься и привести духовным мир в порядок, прежде чем окунуться в ледяную воду человек обязан посетить церковь, покаяться, помолиться.

По предписаниям церкви, в прорубь окунаются сразу, как завершится служба в Сочельник, а это происходит вечером 18 января.

В наши дни окунуться в проруби может каждый, церковнослужители ко всем желающим относятся лояльно, даже к тем, кто не был в церкви на службе. Но помните, на самом деле очиститься от грехов, окунувшись в купель, может тот человек, который перед этим очистился в церкви – был в храме на службе, помолился, причастился, попросил божьего благословения.

Есть несколько простых правил купания в купели (в проруби) на Крещение.

  • Не нужно входить в ледяную воду людям, которые находятся в нетрезвом состоянии.
  • Можно не окунаться в прорубь верующим людям с заболеваниями нервной, сердечной или сосудистой системы, а также детям и беременным женщинам.
  • Перед тем, как окунуться в купель, нужно плотно покушать, а после купания выпить стаканчик теплого чая.
  • Не нужно, отмечают церковнослужители, лезть в прорубь нагишом или в открытых купальниках (одном нижнем белье), лучше всего, если женщина перед купанием наденет ночную сорочку.
  • Если обряд омовения решили проводить вместе со своим ребенком, лучше всего при погружении не просто держать его за руку, а взять на руки, окунуться вместе с ним.
  • Считается, что на Крещение вся вода святая, а поэтому, если вашему ребенку еще не исполнилось 3 лет, однако вы хотите приучить его к процедуре омовения, окунуть чадо можно дома, набрав в ванну из-под крана холодной воды.

Если, в нынешнем году, на Крещение 2018, вы будете следовать этим простым правилам, купание в купели обязательно очистит тело и душу, хорошо скажется на организме, вашем самочувствии и дальнейшей судьбе.

Набирать в храме Святую воду на Крещение можно с того момента как закончится вечерняя служба в Сочельник и весь следующий день, то есть с вечера 18 января до вечера 19 января.

Крещенскую водичку православные хранят в доме до следующего праздника, то есть в течении целого года. Она остается чистой и свежей все это время, а на протяжении года живую водицу используют:

  • очищения дома, двора, построек на участке;
  • как питье при болезнях, упадке сил, незначительных недугах;
  • для окропления сараев и скота;
  • для усмирения и успокоения детишек (нужно просто умыть беспрерывно плачущего ребенка Святой водой, чтобы он успокоился).

Запрещается использовать святую воду, набранную в Крещение для уборки дома – мытья окон, полов и т.д., а так же для подмывания и ворожбы. Святая вода направлена на благо человеку, в помощь, на очищение, ее необходимо чтить и использовать исключительно в благих целях и с благими намерениями.

Согласно традиции православные верующие в России к Крещению подготавливаются заранее – соблюдают строгий пост, молятся, посещают церковь, в период с 7 по 19 января не делают никакой тяжелой домашней работы. Сам праздник начинается с вечера 18 января. В это время в церкви идет праздничное служение, которое заканчивается освящением воды и купанием в проруби (в купели).

До начала службы прихожане посещают храм, исповедаются, причащаются. После этого начинается божественная литургия, люди радуются явлению Бога на землю. По окончанию праздничной службы церковнослужители освящают воду и проходят Крестный ход, желающие окунуться в купель, набирают Святой водицы и идут домой встречать праздник с родственниками и близкими людьми.

На столе в этот день должны стоять постные блюда и согласно традиции не менее 12 разновидностей. Обычно, верующие христиане угощают гостей кутьей, оладьями, киселем на овсяной крупе и другими подобными блюдами.

С празднованием Богоявления, кроме окунания в проруби и внесения в дом Святой воды, в народе есть еще множество обрядов и всевозможных примет.

Так, если в ночь с 18 на 19 января поставить на стол наполненную водой серебряную чашу, то ровно в полночь можно заметить, как на ровном месте без ветра и сквозняка вода в посуде будет колыхаться. В этот момент нужно произнести в слух как можно громче самое заветное свое желание и оно обязательно осуществиться.

Многие верующие в крещенский день стараются крестить своих малышей, существует поверье, что тогда, дети будут счастливыми и здоровыми. Народная мудрость говорит, что «Крещенным на Крещение быть – всю жизнь счастливым прожить».

Еще одной важной народной приметой, сулящих удачу и везение, считается разрешение в праздничный день каких-то больших конфликтов. Если вы сможете сладить дела, это говорит о том, что так угодно Господу и он протянул вам руку помощи для этого, вы получили благо свыше.

Крещенским снегом молодицы в этот день обтирали лицо. Девушки верили, если так сделать, то на лице русской красавицы всегда будет румянец, а кожа лица будет невероятно красивой, шелковистой.

Молодые красавицы, которые были еще незамужними, с 18 на 19 января гадали на суженого, на будущее, на свою судьбу. В народе считалось, что именно гадания в этот день являются наиболее достоверными, а обряды для их совершения, обычно, были теми же, что и для Рождественских гаданий.

У верующих есть свои приметы по поводу празднования Богоявления.

  • Считается дурным знаком разбавлять набранную священную воду другой водой или чем-то еще. Это может привести к горю.
  • Запрещено ругаться и ссориться, кричать, произносить нехорошие слова, желать кому-то зла, держа в руках святую воду.
  • Ни в коем случае, начиная с момента Сочельника и до 20 января, не нужно отдалживать деньги, а так же что-то выносить из дома и давать в пользование другим людям. Существует поверье, что в этом случае вы можете стать беднее или начать испытывать недостаток в деньгах.
  • Запрещается в Сочельник убирать дом, стирать, что-то зашивать и гладить, эти дни нужно воспринимать как великий праздник, тогда в вашей жизни будет больше веселья и счастья, больше приятных дней, а в организме больше силы и здоровья.
  • Благоприятно решать какие-то серьезные дела и заключать контракты в этот день. Считается, что в этот день часто увенчивается успехом любая договоренность.
  • Хорошим действием будет предложение руки и сердца в день Крещения 2018, такое предложение в любом случае закончится свадьбой и радостной семейной жизнью.
  • Благоприятным знаком на Руси считалось в праздник на двери нарисовать крест. Это дает возможность, уверены верующие, сберечь дом и семейный очаг от всякой нечисти.

Существую также природные приметы на Крещение:

  • Если в ночь с 18 на 19 января темные тучи и пошел снег – будет хороший урожай.
  • Крещенскую ночью слышен громкий лай собак – это говорит о том, что нужно ждать хороших вестей.
  • Если в период Сочельника на небе будет полная луна, нужно весной ждать обильных паводков.

Ну и в завершении хотелось бы сказать, верьте в Бога, чтите церковные праздники и каноны, старайтесь соблюдать устоявшиеся традиции своего народа, своих предков, будьте вежливы с близкими людьми, живите в мире и гармонии и вы обязательно будете счастливым человеком!

Поздравляем всех с праздником - Крещение 2018! Счастья и Всех Благ!

Одним из самых важных и значимых двунадесятых православных праздников является Крещение Господне, или как его еще называют Богоявление. Им завершаются Святки, поэтому необходимо 19 января, в день, когда празднуется Крещение, соблюсти важные обряды. В этой статье мы расскажем вам об истории праздника и о традициях, связанных с ним.

Весь православный мир празднует 1 9 января праздник Крещения Божьего Сына Иисуса Христа, которого крестил Иоан Креститель (Предтеча) в реке Иордан. Именно в этот день Бог назвал Иисуса своим сыном, явившись людям в облике голубя. Поэтому праздник Крещения называют еще Богоявлением. На момент крещения Иисусу было 30 лет.

Иисус пришел к Иоану и прочел проповедь перед народом о необходимости крещения, которое очищает души людей от грехов. После этого события Божий сын отправился в пустыню, где провел много времени, голодая и воздерживаясь от искушений дьявола. Его примеру последовали Апостолы.

Праздник Крещения в церкви начал отмечаться сразу. Только при жизни Иисуса его отмечали в один день с Рождеством. Праздник Рождества и Крещения назвался Богоявлением. Раздельно эти праздники стали отмечаться в Константинопольской церкви. Это произошло в 377 году. Традиции обоюдного празднования сохранились по сей день только в армянской церкви.

Крещение: традиции и обычаи праздника

Празднование Крещения начинается на самом деле не 19 января, а за день до него. 18 января православный народ готовит крещенский сочельник, который представляет собой голодную кутью из риса, пшена, изюма и меда. Однако ее нельзя было есть до того, как будет освящена вода. Чтобы освятить воду не обязательно идти в церковь. Есть такое поверье, что ровно в полночь вода в реках, водоемах и даже в кране становится святой. Если ее набрать именно в это время, то она будет иметь особенную ценность в качестве лекарства для лечения смертельных болезней и не только.

Однако все-таки не стоит доверять воде из крана. Пойдите к ближайшему озеру, где батюшка проводит специальный обряд освещения воды. Желательно перед этим также посвятить церковную службу, которая в обязательном порядке должна проводиться в ночь с 18 на 19 января.

Как правило, во льду делается прорубь в виде креста, над которой батюшка читает молитвы, а затем в ней купаются все желающие закалиться, очиститься от грехов и прочей нечисти. Нужно окунуться в прорубь 3 раза. После каждого погружения в воду необходимо обязательно креститься:

  • Заныривание в воду символизирует смерть Христа.
  • Выныривание из воды означает воскресение Божьего Сына.

После того, как вы нырнете, обязательно выпейте горячительного напитка, чтобы согреться. Но это не должен быть алкоголь. Подойдет чай с медом и лимоном. Однако если вы не верите искренне в то, что вода поможет вам избавиться от недугов, и что она вообще обладает какой-то силой, то лучше не пейте ее и не купайтесь в ней, потому что в таком случае она действительно никакой пользы вам не принесет.

Священники предупреждают, что купаться в проруби нужно правильно:

  • Не раздевайтесь раньше времени. Снимите одежду непосредственно перед тем, как зайти в воду.
  • Погружение в воду должно быть медленным. Сначала омойте колени и лицо.
  • После того, как процессы ныряния будут завершены, сразу же выходите из воды, чтобы не переохладиться.
  • Если вы пьяны или слишком сыты, то нырять в ледяную воду нельзя. Ведь чревоугодие так же, как и пьянство, являются церковными грехами. Благословение в таком случае на желающих очиститься в Крещение не снизойдет. Кроме того, это попросту очень опасно для жизни. Из-за резкого перепада температур на фоне алкогольного опьянения может остановиться сердце.
  • Если перед нырянием вы не побывали в церкви, не помолились и не поставили свечку, то ожидать чудодейственного эффекта священной воды тоже не стоит.
  • Женщинам нельзя нырять в прорубь в купальнике открытого типа. Чтобы окунуться в проруби, нужно купить новую чистую рубаху или сорочку, так как тело должно быть закрыто. Эту рубашку нужно сохранить. Ее женщина может надевать на себя или на своих детей тогда, когда она или ее малыши заболеют. Считается, что рубашка будет обладать особой силой в течение всего года до следующего Крещения.

Важно! Вода, набранная из проруби в день Крещения, не портится в течение года. Ею можно освящать дома, поить ею больных людей в семье. Через год от этой воды лучше каким-то образом избавиться, потому что свою целебную силу она теряет. Нужно набрать новую воду в тот же праздник, чтобы иметь возможность пользоваться ею в следующем году.

С Крещением Господним связаны и другие менее важные, но почитаемые православным людом традиции:

  1. После похода в храм и освящения воды нужно отправиться обязательно на трапезу. На столе при этом должно стоять 12 блюд с маслом и мясом.
  2. На праздничный стол можно приготовить так называемые квадратные блины. Блинчики такой формы привлекают в дом достаток.
  3. Праздновать Крещение нужно в кругу родных людей, поскольку это торжество относится к числу семейных. Если не пренебречь этой традицией, то вся семья в течение всего года будет жить в полном составе, не болеть и хорошо себя чувствовать.
  4. После того, как трапеза завершится, все присутствующие за столом должны помолиться. В молитве должна прозвучать благодарность всевышнему за то, что на столе есть пища.
  5. После молитвы вся родня должна выпустить из клетки белого голубя. Это символ того, что вы отпускаете все прошедшие рождественские праздники.
  6. До Крещения после Рождества женщинам запрещалось ходить к воде, чтобы ее просто набирать домой или тем более стирать в ней. Считалось, что в неосвященной воде водятся черти, которые могут нанести большой вред женщине. Поэтому за водой всегда в течение 2 недель до Крещения ходили мужчины.
  7. Чтобы сохранить молодость и красоту, женщины окунали в любую емкость, куда была набрана священная вода, рябину или кораллы. От них щеки девицы всегда были румяными.
  8. Перед восходом солнца в день Крещения каждая незамужняя девушка могла узнать свою судьбу. Для этого ей надо было выйти на улицу и дождаться первого прохожего. Если им оказывался мужчина, это означало, что в течение этого года она выйдет замуж.

С праздником Крещения Господнего связано также много примет. По тому, что происходит вокруг, по изменениям в погоде люди определяли, каким будет их урожай, что их ждет. В качестве примера приведем вам некоторые популярные приметы, связанные с Богоявлением:

  • Если в ночь с 18 на 19 января на небе много звезд, нет ни одного облака, это означает, что весна придет рано, лето будет жарким, а осень дождливой.
  • Если на Крещение выпало полнолуние, то весной нужно ждать опасных разливов рек.
  • Если в Крещение ярко светит солнце, и нет ветра, значит, год пройдет спокойно для всех, без происшествий и особых потрясений. Если у вас в планах есть какое-то начинание, то можете не бояться, оно увенчается успехом. Если же погода дождливая, пасмурная и ветреная, то это признак того, что в текущем году православный народ прольет очень много слез из-за бед, которые его одолеют.
  • Если в день Крещения все вокруг покрыто снегом или снег идет целый день, это значит, что весь год православному люду не грозят эпидемии и страшные болезни, от которых невозможно излечиться.
  • Если человек всю ночь на Крещение промолится на небеса, которые открываются человеку по-особенному, то все, о чем он попросит Бога, обязательно сбудется.
  • Чтобы защитить свой дом от нечистой силы на весь год, нужно в ночь на Крещение нарисовать на всех окнах и дверях кресты белым мелом.
  • Если снег выпал 18 января, то им можно обложить человека в семье, который сильно болеет, то он обязательно излечится.
  • Если крестить ребенка в день Крещения Господнего, то он будет очень счастливым по жизни. Таких детей называют благословенными.
  • Если совершить в день Крещения Господнего помолвку, то семья получится крепкой и счастливой. Супруги смогут вместе прожить долгую жизнь.
  • Все сны, которые приснятся вам в ночь на Крещение, сбываются, потому что они вещие. Любые гадания так же, как и Рождественские, очень сильны и всегда сбываются.

Не упустите возможность в этом году воспользоваться всеми благами, которые дарит нам Господь в день Крещения. Пусть они принесут вашей семье гармонию, счастье и здоровье!

Видео: «Праздник Крещения»

19 января православные отметят праздник Крещения Господня или Богоявление, которому 18 января будет предшествовать Сочельник. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне - двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).

Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.

Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня
глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак Крещения Господня глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод:

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Перевод:

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво
Для приготовления сочива вам понадобится:
- пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу
- сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

По материалам журнала "Фома" и сайта http://foma.ru/