Кто был на ковчеге ноя. Ноев ковчег – миф или реальность? Размеры и материалы

Выход на экраны голливудского с его весьма далекой от оригинала интерпретацией библейских событий означает создание в современной массовой культуре искаженного образа ветхозаветного патриарха , которого православная Церковь почитает как святого. Поэтому хотелось бы напомнить о том, каким был настоящий Ной, что о нем известно из Священного Писания и Священного Предания. А известно, надо сказать, немало, и фигурой он был, безусловно, выдающейся.

Жизнеописанию Ноя посвящены главы с шестой по девятую книги Бытия. Имя его встречается и во многих других местах Библии. Так, в книге пророка Иезекииля Господь упоминает Ноя в числе трех величайших праведников древних времен вместе с Иовом и Даниилом (Иез. 14:13-14, 20). В книге пророка Исайи Бог упоминает Свой завет с Ноем как пример непреложного обетования (Ис. 54:8-9).

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, праотец восхваляется: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» (Сир.44:16-17). В третьей книге Ездры он называется тем, от кого «произошли все праведные» (3Езд. 3:11). А в книге Товит Ной упоминается в числе древних святых, которым надо подражать (Тов. 4:12).

Неоднократно Ной упоминается и в Новом Завете. Господь Иисус Христос ссылается на его историю как на вполне реальную и использует ее для объяснения того, что будет происходить перед концом нашего мира (Мф. 24:37-39). Апостол Павел приводит Ноя как пример подлинно верующего (Евр.11:7). В свою очередь апостол Петр упоминает события, связанные с Ноем и потопом, как доказательство того, что у Бога не остается без воздаяния грешник и не остается без помощи и спасения праведник (2Петр. 2:5,9).

По словам блаженного Августина, в истории Ноя «никто не должен думать, будто бы все это было написано с целью обмана; или же что в рассказе нужно искать только истину историческую, без всяких аллегорических значений; или, напротив, что всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы» .

Итак, рассмотрим, что и почему произошло во времена Ноя и какое духовное значение это имеет.

По свидетельству святителя Иоанна, благодаря такому пророчеству «это дитя, мало-помалу возрастая, для всех видевших его служило уроком… этот человек, живший пред глазами всех, всем напоминал о гневе Божием» .

Из Библии о первых пятистах годах жизни Ноя известно лишь то, что в этот период он женился, и у него родилось трое сыновей: Сим, Хам и Иафет (Быт. 5:32). Святой Кирилл Александрийский пишет, что Ной «обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен» .

Во время жизни Ноя было «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), «потому что не временами только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставая исполнять лукавое свое помышление» . Однако ветхозаветный патриарх отличался от своих современников: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8). Почему? Потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

Святой Иоанн Златоуст отмечает главную черту личности Ноя - небывалую твердость и решимость на пути добродетели: «как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель — и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твердость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними» .

Требовалась поистине несгибаемая воля для того, чтобы быть одному против всего мира, особенно если учесть, что «за свою решимость вопреки всем подвизаться в добродетели, Ной терпел великое поношение и осмеяние, так как все нечестивые обыкновенно всегда издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели» .

Святой праотец не был равнодушен к участи современников: «всем людям в течение всего этого времени он проповедовал и внушал отстать от нечестия» , но никто не откликался и не приходил в чувство, и в ответ на проповедь он получал новые насмешки.

А «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9), то есть все свои поступки, стремления и помышления сообразовывал с Его волей, помня, что Бог все видит и знает. Так Ной «смог пренебречь и стать выше столь великого множества насмехавшихся над ним, нападавших, поносивших, бесславивших его... Он непрестанно взирал на недремлющее Око Божие и к нему устремлял взор души своей; поэтому уже и не заботился обо всех этих поношениях, как будто бы их и не было» .

Когда Ною было пятьсот лет, он получил откровение от Бога: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный… все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:13-14, 17-18). Также Господь повелел Ною ввести в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (а чистых видов скота и птиц - по семи), и запастись пищей для себя и для них. «И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал» (Быт. 6:22).

На то, чтобы построить ковчег, у Ноя ушло сто лет. «Стало известно Ноево дело во всей вселенной, и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды (2Петр 2:5)» .

Если бы современники Ноя покаялись и исправили жизнь свою, то могли бы отвратить от себя наказание, как отвратили ниневитяне, поверившие трехдневной проповеди Ионы. Однако «люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: “Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?”»

И вот, когда Ною было шестьсот лет, Бог сказал ему: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем… и всякого скота чистого возьми… также и из птиц небесных… чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7:1-4).

«И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег…» (Быт. 7:7). По словам святителя Иоанна Златоуста, члены семьи Ноя «хотя и далеко уступали праведнику в добродетели, однако же чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников» . Они оказались в числе спасенных потому, что поверили проповеди Ноя и оказали ему послушание, в отличие от зятьев Лота, которые не поверили такой же проповеди сродника своего и погибли вместе со всем Содомом: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Кроме того, по мысли Златоуста, спасение членов семьи было наградой от Бога Ною за его праведность.

«В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и голуби» .

Свт. Филарет Московский указывает, что «долгота ковчега была более 500, широта более 80 и высота более 50 футов» , то есть ковчег был примерно 152 метра в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту, — такого размера вполне было достаточно для размещения животных, птиц и пресмыкающихся. «Испытатели природы находят, что все роды животных, долженствовавшие быть в ковчеге Ноевом, простираются только до трехсот или немного более. Из сих не более шести превышают величиною коня; немногие равняются с ним» .

После того, как Ной вместе с семьей и животными вошел в ковчег, по милосердию Божию время наступления потопа отлагается еще на неделю: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, — однако же люди не захотели покаяться… Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой... но современники Ноевы… не убедились оставить нечестивые дела свои» .

Господь Иисус Христос свидетельствует, что современники Ноя беспечно продолжали свою жизнь, с обычными житейскими занятиями: «Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:37-38).

И вот «чрез семь дней воды потопа пришли на землю… разверзлись все источники великой бездны… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7:10-12, 18-19, 23-24).

Святой Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что вода поднималась постепенно сорок дней, прежде чем все погибли, и спрашивает: «Для чего так? Разве Бог не мог, если бы захотел, навести весь дождь в один день? Что говорю — в один день? В одно мгновение. Но Он делает это с намерением… По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя бы некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие» . Об этом же говорит и святитель Филарет: «Сорок дней начинающегося потопа были последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые уже при виде заслуженной казни могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию» .

И это произошло - многие люди прежнего мира, увидев своими глазами, как сбывается предсказание Ноя, вспомнили его проповедь и лишь теперь, в последние дни своей жизни, принесли покаяние Богу и смиренно приняли смерть от потопа как заслуженное наказание за свои грехи. Благодаря этому, хоть и запоздалому, обращению, современники Ноевы оказались в числе тех умерших древних, к душам которых была обращена проповедь Христа, когда Он Своею человеческой душой сошел во ад после смерти на кресте, как об этом свидетельствует апостол Петр: «Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет. 3:18-20).

Таким образом, всемирный потоп был не только актом наказания за грехи, но в бо льшей степени спасительным действием Божиим, поскольку жившие тогда люди довели себя до такого жестокосердия, что только лицезрение гибели всего мира и осознание своей скорой смерти могло пробудить их сердца и через покаяние избавить от вечной гибели. Те из них, кто искренне покаялись в те сорок дней и ночей и обратились к Богу, впоследствии оказались в числе душ ветхозаветных верующих, спасенных Христом из ада.

Было это благодеянием даже и для тех, кто не захотел каяться - этим последним средством удалось «отторгнуть от греха неисправимых грешников, каждодневно причиняющих себе новые раны и делающих язвы свои неисцелимыми» .

Имел потоп благотворное значение и для последующего человечества, — «необходимо было истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия» . Потоп прервал и племя Каина, и все другие роды, уклонившиеся во зло. Бог сделал праведного Ноя родоначальником нового человечества. И если даже несмотря на то, что все ныне живущие имеют своим предком великого праведника, столь многие уклонились ко греху, то каково было бы разлитие зла на земле, если бы большую часть человечества составляли потомки тех укоренившихся в пороке родов?

Однако в потопе погибли не только люди, но и все живущие на суше существа. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Чем же провинились неразумные твари? Они были сотворены ради человека; и по истреблении человека, ради которого они были сотворены, следовало истребить и их: ведь уже не существовало бы того, кто бы ими пользовался» . А Златоуст так объясняет это: «Как при благочестивой жизни человека и тварь участвует в человеческом благоденствии, по слову Павла (см.: Рим. 8:21), — так и теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную» , поскольку они разделяют участь с тем, кто является их главой. И как многие животные разделили гибель со многими грешными людьми, так немногие животные разделили спасение в ковчеге с немногими праведными людьми. К тому же, если бы при гибели почти всего человечества Бог сохранил бы всех без исключения животных, то это привело последующие поколения людей к убеждению, что животные важнее и выше человека, и языческое обожествление животных, возникшее в некоторых народах, получило бы еще большее и быстрейшее распространение.

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что ковчег не имел постоянно открытых окон и к тому же Сам Бог заключил его снаружи. Сделано это было по милосердию к Ною, чтобы избавить его от тягостного и ужасающего видения погибели мира.

«Начало потопа до лжно полагать в последней половине осени» , и продлился он год. И «год этой жизни, мне кажется, стоит целой жизни: столько-то скорби Ной должен был перенести там, находясь в такой тесноте… Заключенный в ковчеге как в темнице, он носился туда и сюда, не мог там видеть неба, ни устремить глаза в другое какое-либо место — словом, не видел ничего, что могло бы доставить ему некоторое утешение... Ной целый год прожил в этой необыкновенной и странной темнице, не будучи в состоянии и подышать свежим воздухом... как мог этот праведник, равно как сыновья и жены, выдержать совместное пребывание со скотами, зверями и птицами? Как он вынес зловоние? …удивляюсь, как он еще не пал под бременем уныния, помышляя и о погибели человеческого рода, и о собственном одиночестве, и о трудной жизни в ковчеге. Но причиной всего доброго была для него вера в Бога, по которой он выдержал и перенес все благодушно» .

Поэтому неудивительно, что апостол Павел восхваляет Ноя именно за его веру: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7). «Не то, чтобы сам Ной осудил своих современников; нет, осудил их Господь сравнением их с Ноем, потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели» , — объясняет свт. Иоанн Златоуст.

Вот что говорится в Писании о том, что было дальше: «Стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце… на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал» (Быт. 8:3-8). Неделю спустя Ной «выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:10-11). Еще позже «иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт. 8:13, 15-17).

Святитель Филарет обращает внимание на совершенное послушание праведника Богу: «Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога» . А преподобный Иоанн Дамаскин замечает: «Когда Ною повелевалось войти в ковчег… Бог отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избежали пучины… после же прекращения потопа Он говорит: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою , потому что опять дозволен брак для размножения рода человеческого» .

Ной исполнил повеление Божие, но сделал также и то, чего Господь не предписывал ему, и что было продиктовано движением его души: «тотчас же по выходе из ковчега, он выказывает свою признательность, и возносит к Господу своему благодарение, как за прошедшее, так и за будущее» — «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20). Здесь впервые в истории человечества мы видим создание места особого поклонения Богу. Если жертвоприношение Богу совершали уже Авель и Каин, то специальный жертвенник Господу устроил Ной. Однако святитель Филарет говорит, что в действительности Ной был не первым, устроившим жертвенник, поскольку, зная смирение праведника, «нельзя думать, чтобы Ной отважился ввести что-либо новое в обрядах жертвоприношений, принятых от благочестивых предков» .

«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего» (Быт. 8:21). Эти слова означают, что Бог «принял жертвоприношения. Ведь у Бога нет органа обоняния, так как Божество бестелесно. Правда, возносимое есть жир и дым от сжигаемых тел, и нет ничего зловоннее этого. Но чтобы ты знал, что Бог смотрит на приносимые жертвы и принимает либо отвергает их, Писание называет этот дым приятным благоуханием» . Так что «обонял Господь не запах от мяс животных или воскурения дров, но призрел Он и увидел чистоту сердца в том, кто из всего и за все приносил Ему жертву» .

Видя благочестие патриарха, «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу… только плоти… с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию… И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли... Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:1-6, 8-9, 11, 13).

Прежде всего, здесь видно, как замечает Златоуст, что «Ной снова получает то благословение, которое получил Адам до преступления. Как тот, тотчас по сотворении своем, услышал: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1:28), так и этот теперь: “плодитесь и размножайтесь на земле”, потому что как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваской, началом и корнем всех после потопа» .

Затем Бог дает разрешение людям на употребление в пищу животных, птиц и рыб. Блаженный Феодорит так объясняет причины этого: «предвидя, что впавшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что поклоняться тому, что употребляется в пищу, — дело крайнего малосмыслия» .

После этого Бог устанавливает запрет на употребление в пищу мяса с кровью животных, который впоследствии повторяется и в законе Моисеевом (Втор. 12:23), и в предписаниях апостольского собора (Деян. 15:29). Объясняется это тем, что в крови - душа животных. Обещанием «Я взыщу и вашу кровь… от всякого зверя » Бог «предсказывает воскресение... разумея, что пожранные зверями тела соберет и воскресит» . Затем Бог запрещает человекоубийство, предупреждая о строгом наказании за него, «изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем» .

После этого «Бог говорит: “Я поставляю завет Мой” , т. е., заключаю договор. Как в делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение, так и благой Господь говорит здесь» . На такую высоту поднимает Бог отношение с людьми. Он не просто предписывает и приказывает, как всемогущий Владыка, Он заключает договор, в рамках которого добровольно берет на Себя обязательства никогда более не истреблять рода человеческого посредством потопа.

Неслучайно именно радуга выбрана знаком этого завета - поскольку всемирный потоп начался с дождя, то как раз появляющаяся посредством дождя радуга становится знаком того, что никакой дождь уже не будет началом гибели человечества. Святитель Филарет допускает, что «радуга могла быть и до потопа, также как вода и омовение были до крещения» , но уже после потопа избрана Богом как знак Его завета с Ноем.

Далее говорится: «сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет… и от них населилась вся земля » (Быт. 9:18-19). Истинность этого подтверждает всеобщность предания о потопе. В древнейших сказаниях разных народов сообщается о праведном человеке, который смог пережить всемирный потоп в специально сооруженном ковчеге или корабле. Шумерский эпос о Гильгамеше называет его Утнапишти, древнегреческие писатели называли Девкалионом, а в индийском тексте «Шатапатха брахмана» он называется Ману. Предания о всемирном потопе встречаются повсюду - и в Китае, и в Австралии, в Океании, у коренных народов Южной, Центральной и Северной Америки, в Африке . Все эти народы возводят себя к потомкам немногих выживших во время всемирного потопа. Предания, записанные в древности, показывают значительное сходство в главных деталях с рассказом Библии, а предания, записанные уже сравнительно недавно, показывают больше отличий, что неудивительно, поскольку за прошедшие тысячелетия пересказчики внесли в рассказ много интерпретаций и домыслов. Тем не менее, память о всемирном потопе есть явление поистине общечеловеческое.

Уместно теперь сказать о том аллегорическом смысле событий, связанных с потом и спасением Ноя, который указывали святые отцы.

По словам блаженного Августина, все, «что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви» . И в самом «Ное, как и в сыновьях его, был явлен образ Церкви. Они убереглись от потопа на спасительном древе… прообразуя, что на дереве [креста] будет утверждена жизнь всех народов» . Об этом говорит и святой Кирилл Александрийский, указывая, что Христос есть «истиннейший Ной, который в прообразе этого древнего и славного ковчега устроил Церковь. Входящие в нее избегают угрожающей миру погибели… Итак спасает нас верою Христос и как бы в ковчег вводит нас в Церковь, пребывая в которой, мы избавимся от страха смерти и избежим осуждения вместе с миром» .

Святой Беда Достопочтенный предлагает подробное толкование: «Ковчег означает вселенскую Церковь, воды потопа - крещение , чистые и нечистые животные [в ковчеге] - духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега - учителей, укрепленных благодатью веры. Ворон, вылетевший из ковчега и не вернувшийся, означает тех, кто после крещения становится отступником; ветка оливы, принесенная в ковчег голубкой, — тех, кто крещен вне Церкви, то есть еретиков, однако имеющих тук любви и потому удостоенных воссоединиться со вселенской Церковью. Голубка, вылетевшая из ковчега и не вернувшаяся, есть символ тех [святых], кто отрешился от телесных уз и устремился к свету небесной отчизны, чтобы никогда более не вернуться к трудам земного странствия» .

Последний эпизод жизни патриарха, описанный в Книге Бытия, касается периода, когда он начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. В то время у его сына Хама родился уже первенец - Ханаан:

Тот же святой пишет: «Заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Вот, ведь все сыновья Ноя одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковою заботливостью, и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения — один уклонился к злу, а другие оказали отцу должное почтение» .

Поступок Хама «обнаруживал в нем гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности и неуважение к родителю» . «Пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху» . Он, «вышедши из дому, подверг отца, сколько мог, посмеянию и поруганию, хотел и братьев сделать сообщниками своего гнусного поступка; и тогда, как следовало ему, если уже он решился объявить братьям, позвать их в дом и там сказать им о наготе отца, он вышел вон и объявил о наготе его так, что, если бы случилось тут множество других людей, он и их сделал бы свидетелями срамоты отца» .

Но событие, которое послужило к падению Хама, послужило к славе Сима и Иафета: «Видишь ли скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят даже и видеть, но идут с обращенным назад лицом, чтобы, подошедши ближе, прикрыть наготу отца. Смотри также, как они, при великой скромности, были еще кротки. Они не упрекают и не поражают брата, но, услышав рассказ его, об одном только заботятся, как бы скорее исправить случившееся и сделать, что требовалось для чести родителя» .

Узнав о произошедшем, Ной, по вдохновению от Духа Святого, произносит одно проклятие и два благословения. Святые отцы разбирали вопрос о том, почему, если согрешил Хам, то проклятию подвергается не сам он, а его старший сын Ханаан?

Преподобный Ефрем пишет, что под «младшим сыном» не может иметься в виду Хам, который был средним сыном Ноя, но имеется в виду внук его, поскольку «сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца; Хам же со смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Поэтому можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший это еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не сделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятия… Потому проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам только лишен благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся» . Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан... первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему» . И Златоуст говорит, что «сын Хама, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи» .

Кроме того, святые отцы объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие. По мысли блаженного Феодорита, есть в этом и та справедливость, что «поскольку сам Хам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание принимает в проклятии своего сына» . «Хам наказывается в том сыне или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи» .

В качестве наказания положено подчинение потомков Ханаана потомству Сима и Иафета. Как говорит святитель Филарет, «сие исполнилось на хананеях, которые израильтянами, потомками Сима, были частью истребляемы, частью покоряемы от Иисуса Навина до Соломона» . Блаженный Августин обращает внимание на то, что «в Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом не природа, а грех заслужил это имя» .

Наконец, Ной произносит благословение младшему сыну: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». И это пророчество также исполнилось: «потомки Иафета заняли Европу, Малую Азию и весь север, который потом был гнездом и рассадником народов… шатры Сима означают Церковь, сохраненную в потомстве Сима, и, наконец, принявшую под кров свой и в участие наследия своего и язычников, потомков Иафета» .

«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет» (Быт. 9:28). Господь дал Ною прожить еще долгое время после потопа, чтобы подольше сохранить живой пример праведника для первых поколений обновленного человечества. Указанием на то, что все люди произошли от троих сынов его, родившихся до потопа (Быт. 9:18-19), Писание сообщает, что сам Ной после потопа не рождал более детей, проводя жизнь в воздержании.

«Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9:29), и впоследствии стал одним из ветхозаветных праведников, души которых Христос спас из ада, спустившись туда в промежуток между Распятием и Воскресением из мертвых.

Как говорит святитель Иоанн, «праведник этот может научить весь род наш и руководить к добродетели. В самом деле, когда он, и живя [до потопа] среди такого множества злых людей, и не умея найти ни одного человека, подобного ему по нравам, достиг до такой высокой добродетели, то чем оправдаемся мы, которые, не имея таких препятствий, не радим о добрых делах?»

Отцом Ноя был Ламех, имя его матери неизвестно. Согласно Библии, когда Ною было пятьсот лет, он родил Сима, Хама и Иафета.

Ноев Ковчег.

Ной был праведным и верующим человеком, за что был избран Богом в качестве строителя ковчега, в котором должны были спастись все, кто восстановит род людской после Всемирного потопа – Божьей кары за грехи человечества. Бог дал Ною точные указания по поводу строительства ковчега и о том, как именно снарядить его в долгое плавание. Перед потопом Ной взял по паре каждого вида животных, а также по семь пар тех животных, которых можно было приносить в жертву. Из людей в ковчег вошли сам Ной, его жена и трое сыновей со своими женами. После этого начался дождь, какого не было никогда ни до, ни после. Через 40 дней ковчег поплыл. Все живое вне ковчега погибло. Ковчег плавал 150 дней до того, как вода начала убывать. После 8го месяца путешествия Ной выпустил из ковчега ворона, но тот, не найдя суши, вернулся на ковчег. Затем ной выпускал голубя, вначале голубь вернулся ни с чем, затем принес масличный лист, а на третий раз и вовсе не вернулся, это свидетельствовало о том, что суша снова стала пригодной для жизни. Ной покинул ковчег приблизительно через год от начала потопа.

Завет Ноя с Богом.

Считается, что Ной покинул Ковчег у подножья Араратских гор, после чего сразу принес жертву Богу в благодарность за спасение его и его семьи. Бог же в свою очередь пообещал никогда не опустошать землю потопами и благословил Ноя и его потомков (грядущее человечество). Бог дал потомкам Ноя ряд заповедей:

  • Плодиться и размножаться,
  • Обладать Землей,
  • Повелевать животными и птицами,
  • Кормиться от земли,
  • Не проливать кровь человеческую.

Знамением завета Бога стала радуга, которая воссияла на небесах.

Жизнь Ноя после потопа.

Согласно Библии, после потопа Ной стал возделывать землю и посадил виноградник. Ной считается первым виноделом на Земле. Однажды, выпив вина, Ной лежал обнаженным в своем шатре. Его сын Хан с сыном Хааном вошли в шатер и увидели обнаженного спящего Ноя. Ничего не предприняв они поспешили рассказать об этом сынам Ноя Симу и Иафету, те же не глядя на отца, прикрыли его наготу одеждами.

Проснувшись, Ной прогневался на сына своего Хана и особенно на внука Хаана за непочтение. Ной проклял Хаана и всех потомков его, наказав им быть рабами у братьев своих. Имя сына Ноя Хама стало нарицательным.

Согласно Библии, Ной прожил еще 350 лет после потопа и умер в почтенном возрасте в 950 лет.

После Ноя.

Потомки Ноя считаются родоначальниками всего человечества. Как мы уже знаем, Ной имел трех сыновей, которые стали родоначальниками разных народов.

Потомки Сима — это евреи, арабы и ассирийцы.

Потомки Хама – народы Северной и Восточной Африки и Южной Аравии в т.ч. египтяне, ливийцы, эфиопы, финикийцы, филистимляне, сомалийцы, берберы и др.

Потомки Иафета заселили Европу. Сыны Иафера стали родоначальниками племен и народов русь, чудь, югра, литва, ливы, ляхи, пруссы, варяги, готы, англяне, римляне, немцы, финно-угры и пр. От Иафета произошли также народы Кавказа.

Образ Ноя в Христианстве.

Ной служит прообразом нового человечества. Он – предвестник Христа. Спасение Ноя во время Великого потопа предвосхищает таинство крещения. Ноев ковчег – прообраз Церкви, спасающей тех, кто жаждет спасения.

Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в «Неделю праотцев».

Казалось бы, простое дело. Известно последнее пристанище ковчега, где было «каждой твари по паре» - гора Арарат. Пойди и посмотри, есть ли там корабль. Но поначалу этого-то сделать было нельзя - восхождения на священную вершину были строжайше запрещены…
Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Фридрихом Парро.

Но при первом восхождении альпинист меньше всего задумывался о Потопе. Зато спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1876-м лорд Брайс на высоте 13 тыс. футов (4,3 км) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 м). В 1892-м архидиакон Нури, один из главных священников Халдейской церкви, наконец- то впервые вместе с пятью сопровождающими обнаружил «большое деревянное судно» вблизи вершины! (журнал «Английский механик», 11.11.1892).
В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению они обнаружили ковчег». Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих… (журнал «Крисчен геральд», август 1975 года).
В 1916 году бесстрашный русский фронтовой пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата (тогда эта местность входила в состав Российской империи) с аэроплана «лежащее большое судно»! Немедленно снаряженная царским правительством (несмотря на войну!) экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована… По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к сожалению, ее результаты были надежно потеряны в Петрограде 1917-ю, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками…
Летом 1949 года к «ковчегу» отправились сразу две группы исследователей.

Первая, из 4 миссионеров во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение» («Монд», 24.09.1949). Зато вторая, состоящая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди юго-восточнее Севана («Франс- Суар», 31.08.1949). Правда, согласно местным легендам, вблизи этого места часто наблюдались видения в виде ко- рабля-призрака, покрытого слоем грязи. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно (или призрак?) размером 500 х 80 х 50 футов (165 х 25 х 15 м) с костями морских животных и рядом могилу Ноя. Однако через 3 года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного.
Холодным летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал 6 весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающий с горного уступа лед. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а спустя 9 лет после его смерти исчезли все оригиналы снимков… Зато в печати появились фотографии с ясно различимыми очертаниями судна, сделанные из Космоса! («Дейли телеграф», 13.09.1965).
В 1955 году Фернану Наварре удается отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. Проведенный в США радиоуглеродный анализ определил возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет! (Ф. Наварра. Ноев ковчег: я его трогал, 1956, 1974).
Вслед за ним на Арарат отправляется Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не находит. Семидесятилетний «бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за 3 года 7 безуспешных восхождений, во время одного из них ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Владелец отеля в Дугобаязите у подножия Арарата Фархеттин Колан участвовал в качестве проводника в нескольких десятках экспедиций. Но чемпионом среди «ковчегоманов» по праву является Эрил Каммингс, который с 1961 года совершил 31 восхождение!
Одним из последних совершил свои 5 восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000- 5000 лет («Сан-Франциско экзаминер», 29.06.1974).
История всех экспедиций (официальных по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений. Сейчас там в связи с потеплением международной обстановки все настойчивее звучат голоса за снятие этого запрета. Так что остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании новых исследователей.
Впрочем, описание в Библии Всемирного потопа, продолжавшегося около года 5 тысяч лет назад, является далеко не единственным упоминанием об этом бедствии. Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках, рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными и приставшем после окончания 7-дневного потопа, сильного ветра и ливня к горе Ницир (высотой 400 м) в Месопотамии. Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя; Утнапиштим - голубя и ласточку. Похожими были и способы строительства ковчегов. Кстати, аналогичные повествования встречаются также у аборигенов Южной и Северной Америки, в Африке и Азии.
Исследования Уайетта
Анестезиолог Рональ Элдон Уайетт полностью посвятил себя поискам и исследованиям останков библейского Ноева ковчега.
С 1977 года он стал организатором нескольких экспедиций в Турцию и создал организацию “Археологические исследования Уайетта” (Wyatt Archeological Research), для того чтобы популяризировать эти исследования.
Уайетт доказал, что этот корабль – дело рук человека, и является тем самым легендарным ковчегом Ноя. Также ученый проделал колоссальную работу: собрал множество свидетельств, заснял на фото и видео проведенные работы, а в авторитетных научных лабораториях сделал анализ взятых образцов.
С 1977 по 1987 года Рональдом было совершено 18 экспедиций на место нахождения ковчега. И в результате этого Уайеттом был сделан вывод – Ноев ковчег найден!

Останки ковчега
В 1978 году в Турции произошло землетрясение, которое привело к опадению почвы, скрывавшей судно. Таким образом окаменевшие останки корабля оказались на поверхности. Вокруг всего ковчега можно было заметить углубления, которые напоминали распадающиеся реберные балки (шпангоуты). Также просматривались горизонтальные балки поддержки палубы. Длина корабля – 157 метров (515 футов).
В Кноксвилле, штат Теннесси, был проведен минеральный анализ проб грунта, взятого возле ковчега. Пробы, которые взяли из трещины, показали 4,95% содержания углерода, это показывает, что когда-то там присутствовала живая материя – сгнившая или окаменевшая древесина.
Землетрясение причинило раскол объекта от носа до самой кормы, что позволило ученым брать на пробы материалы ковчега с любой глубины из трещины ковчега.
В 1986 году был применен новый метод исследований –сканирование поверхностным радаром. Рональд Уайетт и Ричард Райвес сделали мини-раскопки на ковчеге. Они расчистили секцию корабля, которая была сильно разрушена. Там находились реберные балки (шпангоуты). Удалив скрывающую ковчег землю, они увидели разницу в цвете между более темным грунтом и более светлыми балками. Этот процесс был снят на видеопленку.

Поток лавы
Есть предположения, что во время извержения вулкана ковчег двигался в потоке лавы, и делал это он боком вниз по склону горы. Эта лава и затопила корабль. Они и расколола ковчег, прижав его к огромному известняковому выступу. В результате весь ковчег был охвачен лавой. Теорию подтвердили сканирования, которые показали пустоту по всей длине корпуса.
Рон нашел “странные камни”, находящие в самом нижнем отделении ковчега, в его оторванной части. Он предположил, что это был материал балласта корабля. В результате раскола корабля, большое количество балласта выпало наружу, а другая часть осталась внутри.
Материал, который был использован в роли балласта, не оказался обычным камнем, так внешне напоминал отходы металлургического производства. Позднее анализы подтвердили, что балласт не являлся природного происхождения.

Заклепки из металла
Пробы грунта внутри ковчега показывали высокое содержание железа. Турецкими же властями было отказано в проведении раскопок. Поэтому в 1985 году Рон Уайетт, Дейв Фассолд и Джон Баумгарднер выполнили обследование металлоискателями глубокого проникновения. Результат просто поразил! Металлоискатели отреагировали очень упорядоченно. В эти места поместили камни, потом соединили их лентой. В этом просматривалась внутренняя структура корабля.
Также металлоискатели обнаружили тысячи заклепок из металла, с помощью которых был скреплены деревянные конструкции корабля. Это позволяет предполагать, что при постройке ковчега использовали как деревянные, так и металлические детали. В образцах были обнаружены титановые сплавы. Титан известен как металл, который имеет огромную прочность, легкий вес и высокую сопротивляемость коррозии. И, что самое интересное, человек освоил металлургическое производство титана лишь в 1936 году!
Каменные якоря
В 1977 году во время первой экспедиции в районе нахождения ковчега были обнаружены очень большие камни. Они были сходны по форме и конструкции с якорными камнями, которые были найдены археологами в Средиземноморье. Но камни, который нашел Рон, были намного больше!
Это тип плавучих якорей, которые постоянно находят на дне Средиземного и других морей. Их часто использовали на суднах в древние времена, чтобы судно находилось в перпендикулярном положении к надвигающимся волнам и было стабильно.
Древесина палубы
Турецкие власти признали результаты исследований Рональда Уайетта и его команды. 20 июня 1987 года состоялось официальное открытие “Ноева ковчега”. На событии присутствовали официальные лица и журналисты.
После церемонии губернатор попросил Уайетта совершить сканирование участка. Неожиданно Рональд отметил специфическое чтение после нескольких проходов радаром. Место начали рыть и был обнаружен объект длинной около 45 см, который назвали“древесиной палубы”.
Журналисты засняли процесс раскопок древесины, и позднее показали на телевидении в Турции. Образец увезли в США на исследования. Лабораторный анализ древесины проводили в Галбрейской лаборатории в Кноксвилле, штат Теннесси. Весь процесс анализа был снят на камеру.

Результаты анализов показали, что этот образец – бывшая органика. К тому же на этой древесине отсутствовали годичные слои, которые обычно возникают при изменении питания во время смены сезонов. Это можно объяснить особенностью климата до потопа. В Библии написано, что после потопа Господь сказал:“Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся” (Бытие 8:22).
Корень арамейского слова, которое схоже по смыслу с еврейским словом “дерево гофер”, означает клееная древесина (слои деревянных плит склеивают вместе один с другим, обеспечивая тем самым дополнительную прочность). После исследований разреза, стало очевидно, что эта часть настила палубы точно была клееной древесиной.
В качестве клея использовали смолу, остатки которой в окаменелом виде и дошли до наших времен. Тем самым метод соединения конструкций, который использовал Ной для того, чтобы построить ковчег, включал в себя склеивание трех отдельных слоев древесины для прочности.
Без особой огласки
Почему же об этом открытии умалчивают? Ведь есть очевидные доказательства. Можно сделать вывод, что мир не желает признавать, что ковчег действительно найден, тем самым придется признать, что Библия, Слово Божье, говорит правду. Следовательно и жить надо по-другому.
Одна австралийская съемочная группа посетила место, где был найден ковчег. Но она не стала снимать результаты исследований металлоискателями, которые совершались на их глазах. Они предпочли снимать то, что считали послужит для дискредитации нахождения ковчега.
Можно отрицать истину, но от этого она не перестанет существовать…и рано или поздно с ней все равно придется считаться…
“Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Что такое Ноев ковчег? Согласно библейскому повествованию, это большой корабль, построенный патриархом Ноем по указанию свыше. В предыстории рассказывается, как Бог разгневался на человечество за крайнюю степень развращенности и нечестия. В наказание Всевышний определил погубить все живое на Земле и начать историю заново. Для этого Он поручил единственному праведнику Ною построить специальным образом корабль. При этом Бог снабдил своего избранника всеми необходимыми инструкциями и указаниями. На этом судне потоп пережил сам герой повествования со своим семейством, а также все виды животных, привлеченные туда Богом в количестве одной или семи пар.

Когда вода потопа сошла и показалась суша, озелененная новой растительностью, обитатели ковчега после многомесячного заточения вышли на землю, положив начало новой цивилизации. Конечная остановка, а соответственно, место предполагаемых поисков ковчега, локализуется Библией на горные склоны Арарата.

Теология термина «ковчег»

Само значение слова «ковчег» - короб, служащий вместилищем для чего-либо. Синонимический ряд этого термина включает такие понятия, как сундук, шкаф и т. п. Наименование это подразумевает не просто корабль, а священный сосуд, храм, призванный сохранить в себе семя новой жизни — Ноя, его семью и все виды флоры и фауны.

Происхождение легенды о потопе

Сама по себе легенда о добиблейского происхождения, и была воспринята с предварительной адаптацией из языческого мира. Первоисточником ее является восточный миф о потопе, сохраненный также в Вавилонском эпосе о Гильгамеше, аккадском предании об Атрахасисе и целом ряде других легенд. Кроме того, более или менее схожие легенды о грандиозном наводнении в доисторические времена присутствуют у народов всех без исключения материков.

Религиозное значение Ноева ковчега

Что такое ковчег для правоверного иудея или христианина — приверженцев библейской традиции? Во-первых, это исторический памятник, свидетельствующий об истинности и историчности силе и славе Создателя. Во-вторых, чтобы понять, что такое ковчег, нужно обратиться к аллегории. Тогда станет ясно, что он важный символ надежды на спасение Божие. Согласно Библии, после потопа Бог разместил на небе радугу - как знак, что впредь тотального уничтожения всего живого не будет никогда. Поэтому ковчег для иудео-христианской традиции представляет собой важную святыню, не только обладающую археологической и исторической ценностью, но также наделенную сакральным значением и смыслом.

Вопрос вместимости судна

Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.

Теории о дате и временных рамках потопа

Ответить на вопрос, что такое ковчег, помогает предположительная дата потопа. Иудейские предания, основываясь на данных Торы, выдают 2104 год до н. э. в качестве года начала потопа и 2103 до н. э. в качестве года его окончания. Однако ряд научных исследований дают другие результаты. Впрочем, научные гипотезы весьма разнятся между собой, так как отталкиваются от разных представлений о природе потопа. Например, черноморская теория, предполагающая разлив Черного моря и поднятие уровня воды в нем на несколько десятков метров, относит потоп на период около 5500 года. Другие ученые, склоняющиеся к версии предполагают, что факт наводнения планетарного масштаба был около 8-10 тысяч лет назад.

Исследования

Неудивительно, что в поисках ковчега отправлялось немало экспедиций и энтузиастов-исследователей. Многие из них потерпели фиаско, некоторым вовсе не посчастливилось вернуться. Однако были и те, кто заявлял о том, что добился успеха и открыл местонахождение Ноева судна. В качестве материального доказательства своего успеха некоторые даже предоставляли некие деревянные частицы.

Поиски ковчега

Что такое ковчег и где его искать, пытались понять многие. Недавно об успехе своей миссии заявили двое китайских протестантов — Эндрю Юань и Боаз Ли. Им предшествует целая плеяда светских и религиозных исследователей. Например, претензии на знание местоположения ковчега высказывал еще в 1893 году несторианский священнослужитель по имени Нурри. Ковчег искали альпинисты и авиаторы. Последними даже был сделан ряд любопытных фотографий, на которых, при известной доле оптимизма, можно опознать нечто, по очертаниям напоминающее судно.

Тем не менее, прямых, четких и безупречных доказательств обнаружения и существования ковчега на Арарате до сих пор нет, хотя гипотетически это вполне возможно — учеными было установлено, что в далеком прошлом данная местность подвергалась очень серьезному наводнению, а возможно, даже целому ряду таких катаклизмов.

Заключение

Утраченный ковчег все еще ждет своего официального открывателя, хотя и существует пророчество, согласно которому Бог скроет ковчег от взора людей, и он не будет найден.

Благодаря Ною и его послушанию Богу человеческий род не погиб во время всемирного потопа, спаслись животные и птицы. Деревянный корабль длиною в 147 метров и перемазанный смолой по велению господню спас живых тварей от бушующей стихии. Известная библейская легенда не дает покоя людям до сих пор.

Что такое ноев ковчег?

Ноев ковчег - это огромный корабль, который Бог велел построить Ною, взойти на него со своей семьей, взять всех животных по две особи мужского и женского пола для дальнейшего размножения. А пока Ной с семьей и зверьми будут в ковчеге, на Землю обрушится потоп, чтобы истребить все человеческое племя.

Ноев ковчег - православие

Ноев ковчег из библии известен всем верующим и не только. Когда люди нравственно пали, и этим разгневали Бога, он решил уничтожить весь человеческий род и устроить . Но не все заслужили этой ужасной участи быть стертыми с лица Земли, нашлась и праведная семья, угодная Богу – семья Ноя.

Сколько лет Ной строил ковчег?

Бог велел Ною построить ковчег, деревянное судно в три этажа, длиною в триста локтей и шириною в пятьдесят, и обмазать его смолою. До сих пор ведутся споры о том, из какого дерева построен ноев ковчег. Дерево «гофер», упоминаемое в Библии единожды, считается и кипарисом, и белым дубом, и деревом, давно не существующим.

О том, когда Ной приступил к строительству ковчега, в священном писании ни слова. Но из текста следует, что в возрасте 500 лет Ной имел трех сыновей, а повеление от Бога поступило, когда сыновья уже были. Строительство ковчега окончил к своему 600-летию. То есть Ной потратил на строительство ковчега около 100 лет.

В Библии есть более точная цифра, вокруг которой ведутся споры, имеет ли она отношение к сроку строительства ковчега. В книге Бытия в шестой главе речь идет о том, что Бог дает людям 120 лет. В эти годы Ной проповедовал о покаянии и предрекал истребление рода человеческого через потоп, сам же вел приготовления – строил ковчег. Возраст Ноя, как и многих допотопных персонажей, исчисляется сотнями лет. Есть трактовка стиха о 120 годах, как о том, что ныне срок жизни людей сократится.


Сколько Ной плавал на ковчеге?

Легенда о ноевом ковчеге из Библии гласит, что сорок суток шел дождь, и еще сто десять дней вода прибывала из-под земли. Наводнение длилось сто пятьдесят дней, вода покрыла поверхность земли полностью, не виднелись даже вершины самых высоких гор. Ной же плавал на ковчеге еще дольше, пока вода не ушла, - примерно один год.

Где остановился ноев ковчег?

Совсем скоро после того, как наводнение окончилось, а вода стала убывать, ковчег Ноя прибился, согласно легенде, к горам Арарат. Но вершин все еще не было видно, Ной ждал еще сорок дней после того, как увидел первые пики. Первая птица выпущенная с ноева ковчега, ворон, вернулась ни с чем – не нашла суши. Так ворон возвращался не один раз. Потом Ной выпустил голубя, который в первый свой полет ничего не принес, а во второй – принес лист оливкового дерева, а в третий раз голубь не вернулся. После этого Ной с семейством и зверьми покинули ковчег.

Ноев ковчег - правда или вымысел?

Споры о том, существовал ли ковчег Ноя на самом деле, или это просто красивая библейская легенда, продолжаются по сей день. Сыскная лихорадка охватывала не только ученых. Американский анестезиолог Ронн Уайетт так вдохновился фотографиями, опубликованными в журнале Лайф в 1957 году, что пустился на поиски ноева ковчега.

На фото, сделанном турецким летчиком в районе , был изображен лодкообразный след. Энтузиаст Уайетт переквалифицировался в библейского археолога и нашел то место. Споры не утихали – то, что Уайетт объявил останками ноева ковчега, то есть окаменелым деревом, по данным геологов было ничем иным, как глиной.


У Рона Уайетта появилась целая толпа последователей. Позже были опубликованы новые снимки с места «швартовки» знаменитого библейского корабля. Все они изображали лишь очертания, напоминавшие формой лодкой. Все это не могло сполна удовлетворить ученых исследователей, которые и вовсе подвергали сомнению существование знаменитого судна.

Ноев ковчег - факты

Ученые нашли ноев ковчег, но некоторые нестыковки по прежнему заставляют скептиков сомневаться в реальности библейской сказки:

  1. Наводнение таких масштабов, что скрылись вершины самых высоких гор, противоречит всем природным законам. Всемирного потопа, по мнению ученых, быть не могло. Скорее речь в легенде идет о какой-то конкретной территории, а филологи подтверждают, что на древнееврейском земля и страна - это одно слово.
  2. Построить корабль таких размеров без использования металлических конструкций просто невозможно, и не под силу одной семье.
  3. Количество прожитых Ноем лет, 950, многих смущает и невольно наталкивает на мысль, что вся история - вымысел. Но филологи и тут подоспели, говорят, что есть вероятность, что в Библейском завете имелись в виду 950 месяцев. Тогда все укладывается в нормальный, подвластный современному пониманию, срок жизни человека.

Ученые считают, что библейская притча о Ное – это трактовка другого эпоса. В шумерском варианте легенды идет речь об Атрахасисе, которому Бог велел построить судно, все, как Ною. Только наводнение было местного масштаба – на территории Месопотамии. Это уже укладывается в научные представления.

В этом году китайские и турецкие ученые обнаружили ноев ковчег на высоте 4 000 метров над уровнем моря в окрестностях горы Арарат. Геологический анализ найденных «досок» показал, что их возраст составляет около 5 000 лет, что сходится с датировкой всемирного потопа. Участники экспедиции уверены, что это останки легендарного корабля, но не все исследователи разделяют их оптимизм. Они скептически напоминают, что всей воды на Земле не хватит для того, чтобы поднять судно на такую высоту.