Отсутствие конвергенции глаз. Косоглазие при конвергенции

Тренировка конвергенции производится так же, как и определение ее резервов (см. выше) с помощью призм, приставляемых к глазу основанием к виску. На один глаз больного можно ставить красное стекло, что значительно упрощает контакт врача с ним.

Призма отклоняет лучи света к основанию (белое), изображение лампы этого глаза оказывается кнутри от второго (красного) изображения другого глаза. Благодаря фузионному рефлексу внутренняя прямая мышца дополнительно сокращается и поворачивает глаз кнутри, при этом отклоненный луч падает на центр сетчатки, красное и белое изображения сливаются в одно (белое изображение движется к неподвижному красному), и диплопия исчезает. Определив резерв конвергенции, с помощью самой сильной призмы, какую может преодолеть односторонняя конвергенция (второй глаз смотрит через красное стекло прямо), добавляют еще 1-2Д с тем, чтобы вызвать очень слабое раздвоение изображения. Если раздвоение небольшое, красное и белое изображения расположены очень близко друг от друга и благодаря легкому усилению фузионного режима снова сливаются. Добившись этого, снова усиливают призму на 1-2-ЗА и таким образом продолжают оптическую тренировку конвергенции.
Упражнения проводят до появления возможности преодоления очень сильных призм: у детей - до 40- 50, у взрослых - до 30-35, у пожилых людей (у них главным образом для лечения мышечной астенопии)- до 25-35. Такого развития резервов конвергенции в каждом глазу можно добиться, проведя в каждом упражнении тренировку конвергенции каждого глаза поочередно или, добившись повышения резерва конвергенции на 3-5 правого глаза, переходить к тренировке конвергенции левого глаза и т. д. поочередно. В ряде случаев второй вариант тренировки ускоряет лечение и позволяет получить стойкие результаты.
Стойких результатов можно добиться, если во время каждой тренировки после преодоления сильной призмы переходить к следующей более сильной призме не сразу, а закрепив эффект, достигнутый от применения предыдущей призмы. С этой целью призму оставляют перед глазом и просят больного отметить, не происходит ли после слияния двух изображений их раздвоение, т. е. устойчива ли достигнутая степень конвергенции. Если достигнутая степень конвергенции не устойчива, следует продолжать тренировку с той же призмой, добиваясь, чтобы слияние происходило быстрее и стабильнее. Так поступают с каждой последующей призмой. Результаты такого лечения будут определяться не только максимальной силой призмы, преодоленной в конце лечения, но и устойчивостью достигнутого уровня конвергенции, доведенного в результате лечения до нормы.
Активная оптическая тренировка (аккомодации и конвергенции) является основой ортоптического метода лечения астенопии и ложной миопии. Применение этой тренировки (а иногда только одной тренировки аккомодации) в случаях небольших и не очень стойких спазмов приводит к быстрому их излечению. При более стойких спазмах не всегда достаточно только одной активной оптической тренировки. Поэтому комплексный метод ортоптического лечения, помимо активной оптической тренировки, включает ряд других лечебных мероприятий.

В случае диагностики таких заболеваний, как опухоли, глиомы головного мозга, инсульты и некоторые другие, зачастую проявляются нарушения, связанные с глазами - произвольные движения, . В случае, когда поражаются нерв, чаще всего страдает только один глаз, либо же изменения наблюдаются в обоих, но в разной степени.

Поражение ЦНС приводит к таким глазодвигательным нарушениям, как парез взора вертикального и горизонтального характер, разнообразные формы , косоглазие вертикального типа, глазная дисметрия. Все эти патологии относятся к глазодвигательным нарушениям.

Нарушения содружественных движений глаз

Содружественные движения глаз определяются центральными зонами коры больших полушарий, мозжечком, средним мозгом. Подобные патологии диагностируются довольно часто, когда речь идет о поражениях центральной нервной системы.

Парез взора горизонтального типа проявляется в том случае, когда поражается одна сторона моста и при этом задействуется ретикулярная формация. Если же диагностировали поражение с двух сторон, то тогда речь будет идти уже о полной форме горизонтального пареза, и глаза смогут двигаться исключительно в пределах вертикальной плоскости. Иногда, если поражение является относительно слабым, наблюдается лишь частичный горизонтальный парез взора или диагностируется нистагм. Как правило, пациента беспокоят и некоторые другие признаки неврологического характера. Более того, верхняя часть ствола головного мозга, так же, как и кора больших полушарий, может привести к проявлению горизонтального пареза взора. Зачастую происходящие так называемые вестибулооокулярные рефлексы при таких процессах фактически не поддаются изменениям.

Средний мозг обладает функцией регулирования движения глазами в вертикальном направлении. Когда речь идет о поражении крыши среднего мозга, скорее всего со временем возникнет парез взора вверх. В некоторых случаях такое заболевание сопровождается ослаблением реакции на свет, но при этом сохранена достаточная реакция . Молодые люди чаще всего страдают от таких заболеваний в результате гидроцефалии, а лица пожилого возраста - из-за перенесенного инсульта. Парез взора вниз диагностируется не так часто и может проявляться как острой формой течения, к примеру, после перенесенного инсульта, так и развиваться постепенно, что довольно часто проявляется как следствие болезни Паркинсона, либо же каких-то других заболеваний центральной нервной системы.

Если место поражения локализировано в среднем мозге, то возможно изменение параллельности осей зрения в вертикальной плоскости. Такую патологию еще называют вертикальным косоглазием. Данное заболевание фактически ничем не отличается от паралича блокового нерва, но отмечаются и некоторые отдельные признаки. К примеру, констатируются симптомы очагового неврологического характера, а также глазодвигательные нарушения.

Межъядерная офтальмоплегия

Межъядерной офтальмоплегией называют постоянное центральное глазодвигательное нарушение, которое проявляется в результате изменений в зоне медиального продольного пучка, являющегося соединяющим звеном между средним мозгом и ядрами глазодвигательных нервов. Данная патология моет приводить к появлению нистагма одного глаза, парезу медиальной прямой мышцы на месте непосредственного поражения. Такое заболевание может носить как односторонний, так и двухсторонний характер и не имеет свойства проявляться какими-то дополнительными неврологическими признаками.

Одной из причин двусторонней межъядерной офтальмоплегии является рассеянный . Как правило, такой диагноз констатируется у молодых женщин. Односторонняя форма заболевания, наоборот, чаще всего встречается уже у пожилых людей и может проявиться в результате сахарного диабета, инфаркта, аневризма сосудов мозга и некоторых других серьезных заболеваний.

При поражении центральной нервной системы могут произвольно наблюдаться как медленные, так и относительно быстрые глазные движения. Нарушение саккад приводит к развитию дисметрии глаз: при переводе взгляда с одного объекта на другой глаза либо "не доходят" до него, либо его "перескакивают". В наиболее сложных ситуациях констатируется опсоклонус разной степени тяжести. Человека могут беспокоить симптомы от коротких приступов саккад в горизонтальной плоскости (глазной миоклонус) до постоянных хаотичных саккад. Подобные проблемы могут проявиться в случаях, когда поражен ствол мозга либо же мозжечок.

Паранеопластические синдромы, а также нейробластома у детей разного возраста являются причиной появления опсоклонуса. Нарушения саккад могут возникать в результате разных дегенеративных заболеваний центральной нервной системы. Довольно часто причинами являются болезнь Вильсона, а также стремительно развивающейся надъядерный паралич.

Врожденная глазодвигательная апраксия

Если речь идет о глазодвигательной апраксии, которая была диагностирована с момента рождения, то человек не может направить взглад в конкретную точку. На протяжении первых двух лет начинают вырабатываться саккадические движения непосредственно самой головы, имеющие компенсаторный характер. Такие нарушения могут проявиться и уже после рождения в результате проблем, связанных со стволом мозга и большим его полушарием.

В отдельных случаях при поражении ЦНС утрачивается плавность движений глаз - медленные следящие движения становятся прерывистыми. Но это не всегда симптом патологии. Такие изменения могут происходить из-за приема некоторых медицинских препаратов или в результате сильной усталости. Если такие изменения существуют в течении длительного времени, и при этом нарушается чтение, то, скорее всего, речь идет о поражении ствола мозга.

Патологии вергентных движений способны носить психогенный характер. В ряде случаев весьма сложно дифференцировать данные изменения от органического поражения. Довольно часто конвергенция нарушается как следствие перенесенного инсульта либо при сильных травмах черепной коробки. У таких пациентов диагностируется двоение в глазах, но их движения являются полностью нормальными, если не учитывать конвергенцию. В случае, когда такие признаки беспокоят человека довольно долго, речь может идти о врожденной форме недостаточной конвергенции.

В некоторых случаях конвергенция имеет свойство сохраняться, даже если человек смотрит вдаль. Это может быть вызвано спазмом конвергенции, который сочетается с сужением зрачков и . При этом спазм аккомодации может иметь как органическую, так и психогенную природу.

Патология дивергенции

Значительно реже наблюдаются нарушения дивергенции. Как правило, основными симптомами являются диплопия и появление косоглазия. Специалисты дают благоприятные прогнозы в случае, когда такой симптом возник остро, к примеру, после того, как пациент перенес тяжелую операцию. Энцефалит и нейросифилис также могут быть приичнами такого заболевания.

Диагностика

В случае центральных глазодвигательных нарушений жалобы пациентов зачастую неопределенные, поэтому в диагностике помогают слабо. Основными признаками являются плохое зрение, диплопия, возникающие при чтении трудности, осциллопсия и некоторые другие симптомы.

Как только возникли мельчайшие подозрения на поражение центральной нервной системы, необходимо немедленно оценить неврологический статус. Специалисты должны осуществить оценку всех глазодвигательных функций, движения глаз в разные стороны, определить косоглазие. В самом конце прибегают к методам, которые помогут оценить глазодвигательные рефлексы. С такой целью проверяют симптом Белла и осуществляют пробу кукольных глаз.

По разным данным недостаточность конвергенции в разной степени выраженности встречается относительно часто до 8%.

Недостаточность конвергенции это неспособность поддерживать бинокулярную функцию (удерживать оба глаза на объекте фиксации) при работе на близком расстоянии. Обычно один глаз отклоняется кнаружи, когда человек концентрируется на объектах на близком расстоянии.

В чем же разница между недостаточностью конвергенции и обычной экзотропией (расходящееся косоглазие)? При недостаточности конвергенции отклонение глаза происходит в момент когда пациент фокусируется на близком расстоянии. Иногда экзотропия может проявляться на близком расстоянии и при взгляде вдаль у пациентов со слабой конвергенцией; при недостаточности конвергенции экзотропия происходит спонтанно только при напряжении на близком расстоянии.

Диагностика

Симптомы недостаточности конвергенции включают диплопию и головную боль при чтении. Многие пациенты жалуются, что им сложно сконцентрироваться на работе (компьютер, чтение и проч.), напечатанные буквы двигаются, становятся нечеткими после длительной работы на близком расстоянии. Пациенты могут замечать косоглазие и закрывать один глаз при чтении.

Недостаточность конвергенции выявляется офтальмологом на основании жалоб и исследования способности конвергенции. Обследование включает определение дистанции на которой пациент может держать глаза на объекте фиксации без девиации и диплопии и подставлением призм, которые помогут преодолеть диплопию.

Jump convergence test - тест которые определяет максимальную силу призмы при которой пациент может удерживать объект на расстоянии 33 см единичным, не раздвоенным. Этот тест хорош в тех случаях, когда подбираются призмы для лечения.

Во время исследования слабость конвергенции может быть обнаружена даже у пациентов без жалоб. Такое случается часто, особенно у тех пациентов, которые мало читают и работают на близком расстоянии. Очень часто бывает, что тестирование конвергенции ошибочно выявляет слабость конвергенции, у детей которые растерялись, испуганы или стесняются. Повторные тесты позволяют выявить недостаточность более точно. Не стоит проводить диагностику у лихорадящих и усталых детей. Если у ребенка или у взрослого с недостаточностью конвергенции нет жалоб, то такой пациент не нуждается в лечении.

Некоторые дети могут проявлять хорошие способности к конвергенции в кабинете врача и терять их при длительной работе в школе.

Для лечения недостаточности конвергенции используют призмы основанием кнаружи которые заставляют зрительную систему работать тяжелее в условиях конвергенции. Они используются только ограниченное количество времени, пока проводится терапия, так как они очень неприятны для глаз.

Призмы основанием внутрь могут использоваться для облегчения чтения, однако из использование нежелательно, т.к. они не дают развить пациенту свою собственную конвергенцию.

Заклейку лучше не назначать, т.к. заклейка нарушает бинокулярность и устраняет конвергенцию. Бывает, что пациенты сами назначают себе заклейку, чтобы избежать неприятных ощущений при длительной работе.

Работа с карандашом

Данное упражнение направленно на тренировку конвергенции на ближайшей точке. Для выполнения данного упражнения пациент может использовать карандаш, на который прикреплено небольшое изображение. Пациент смотрит на изображение на вытянутой руке, затем приближает его к носу пока не появится двоение, пациент перестает двигать к носу и пытается слить изображение в единое целое, удерживает так изображение и считает до 30. Если не получается, то изображение отодвигается от лица чуть дальше и попытка повторяется. Упражнение делается каждый вечер перед сном.

Упражнение с призмами

Небольшое изображение помещается перед пациентом на уровне глаз, пациент становится на расстоянии руки и надевает очки с призмами основанием кнаружи. Сила линз определяется так, чтобы пациенту было удобно сливать изображение (jump convergence тест). Пациент старается держать изображение четким и единичным считая до 30 (30 секунд) потом повторяет это несколько раз и отходит назад на расстояние половины ступни и пробует делать упражнение еще несколько раз и так далее. Цель уйти дальше от стены и удерживать изображение. Это упражнение приводит к усталости и его стоит делать перед сном. Это упражнение делается до того момента пока пациент жалуется на признаки астенопии.

Случается, что пациенты никак не реагируют на лечение. В таких случаях можно рекомендовать (при наличии выраженных жалоб) очки с призмами, чтобы выровнять глаза идеально. В редких случаях может потребоваться хирургия.

Пациенты часто излечиваются после лечения и укрепления их конвергенции. Продолжающаяся работа вблизи поддерживает конвергенцию в нужном тонусе. Со временем недостаточность конвергенции может снова появиться после болезни, недостатка сна, или в увеличении работы на близком расстоянии. Если первое лечение было успешно, повторное лечение также скорее всего будет успешным.

Цель: Расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх

1. Зажги фонарик.

2. Подбрось вверх воздушный шар.

3. Найди шар (большой, маленький).

4. Подбрось мяч - поймай.

6. Чей мяч катится в кольцо.

7. Достань предмет.

III. Упражнения и игры, используемые при расходящемся косо­
глазии

Цель: Усилить аккомодацию, развивать направление взора вблизь и вниз

1. Построй пирамиду.

2. Мяч об пол.

3. Составь рисунок из мозаики.

4. Лоток с шарами.

5. Настольный бильярд.

7. Настольный баскетбол.

8. Прокатывание мяча друг другу.

9. Перенеси предмет.

IV . Упражнения и игры для развития стереоскопического и глу­
бинного зрения

Цель: Закрепить бинокулярное зрение, выработать сте­реоскопическое видение

1. Попади в ворота.

2. Сбей кеглю.

3. Набрось кольцо.

4. Надень шарики на стержень.

5. Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

6. Городки.

7. Баскетбол.

8. Волейбол.


V. Упражнения и игры, повышающие рефлекс фиксации и ост­роту зрения

Цель: Способствовать повышению остроты зрения, фик­сации, цветоразличению

1. Игры с настенной мозаикой.

2. Найди фигуру (классификация геометрических фигур по фор­ме, цвету, размеру).

3. Найди опорные точки.

4. Пройди по лабиринту.

5. Выполни движения по схеме-рисунку.

6. Выполни задание на микроплоскости - перенеси в большое пространство.

6.4. Коррекционные виды гимнастик

Гимнастика - это комплекс специально подобранных упраж­нений, которые положительно воздействуют на организм зани­мающихся в целом и оказывают локальное воздействие на отдель­ные группы мышц, регулируют физиологическую нагрузку.

Исходя из этого определяется оздоровительная, лечебная и корригирующая направленность гимнастики как одной из форм организации физического воспитания детей с нарушением зре­ния.

Специфика видов гимнастик, используемых в дошкольных уч­реждениях для детей с нарушением зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений.

Характер движений, упражнений в гимнастике, их ориентация на лечебно-восстановительный процесс, взаимосвязь с коррек-Ционно-педагогической работой позволяют классифицировать сле­дующие виды гимнастики:



1) основная гимнастика;

2) гимнастика для глаз;

3) ритмическая гимнастика;

4) дыхательная гимнастика;

5) пальчиковая гимнастика;

Щ корригирующая гимнастика;

7) тренажерная гимнастика.

Коррекционное значение разных видов гимнастик заключается 8 использовании или ослаблении недостатков психофизического Развития детей с нарушением зрения, формировании жизненно


необходимых движений, применении двигательного опыта в прак­тической деятельности.

Место различных видов гимнастик в режиме для дошкольников определяется целями и задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

6.4.1. Основная гимнастика (утренняя гимнастика)

Направлена на укрепление здоровья детей, формирование здо­рового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств. Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка, испытывающего трудности в движениях. Создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.) является обязательным условием реализа­ции коррекционных задач.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных дошкольных учреж­дениях. При этом учитываются зрительные возможности детей и вторичные отклонения, на основе которых допускается изменение методических правил в организации и содержании упражнений. В содержание гимнастики включаются такие построения и пере­строения, которые не противопоказаны детям с нарушением зрения и не противоречат восстановительному лечению. В общеразвиваю-щие упражнения целесообразно включение упражнений на развитие зрительного восприятия, коррекцию вторичных отклонений. Темп выполнения упражнений определяется также зрительно-двигатель­ными возможностями детей.

6.4.2. Гимнастика для глаз

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э.С.Ане-тисовым, Е.И.Ливадо, Ю.И.Курпан (1984).

Физические упражнения в сочетании со специальными упраж­нениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и вос­становления бинокулярного зрения.

Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быст­рое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Вос­приятие его становится неполным, интерес ребенка к занятиям


снижается, самочувствие его ухудшается, а работоспособности падает, поэтому через каждые 7-10 минут зрительной работы <; детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Для этого требуется 2 - 3-минутньи% перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в раз-ные формы занятий по физической культуре, и прежде всего ^ структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих уп-ражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляю-щее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет про-филактическую, тренирующую и восстановительную функции^ для глаз.

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э.С.Авети-совым, Ю.АКурпан, Е.И.Ливадо (1984), Н.И.Пильман (1979), Е.И. Ко-валевским (1976), эффективно используются в работе с детьми npij монокулярном характере зрения, кроме упражнений, связанных с; надавливанием пальцами на глаза, массажированием их руками.

Из известной системы упражнений для глаз могут быть отоб-раны упражнения, которые можно применять с детьми при ко-соглазии и амблиопии. Трудные упражнения для понимания ^ выполнения следует исключить, некоторые переработать при­менительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цел^, упражнения - сосредоточение взора на предмете, перевод взо­ра с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действие рук, последовательное прослеживание, зрительную ориенти­ровку в окружающем пространстве. Вот некоторые из них:

Глаза вправо отведу, Подниму глаза я кверху,

На соседа посмотрю. Отыщу цветную ленту,

Повернусь теперь я прямо Потом снова опущу

И закрою их руками. И на метку посмотрю.

Если взгляд отведу - Колпачки на пальчики

Шарик слева я найду. Надевают мальчики.

Теперь вправо посмотрю - Колпачки играют -
Глазами шарик поищу. Глаза их догоняют.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении с тихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности Гл аз, активности ребенка в целом.


При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики и др.), которые дети могут надеть на палец руки. Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взора на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети с мо­нокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигатель­ные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрение.

В упражнениях для глаз, которые используются в работе, дается описание исходного положения, выполнения и дозировка упраж­нений. Приводим наиболее эффективные упражнения.

1. И.П.: стать прямо, руки внизу.

На счет 1 - 2 откинуть голову вверх, посмотреть на пото­лок, голову опустить, повторить 5 - 6 раз.

2. И.П.: стать прямо, руки внизу.


На счет 1 - 2 откинуть голову вверх, коснуться подбород­ком груди, выполнять с закрытыми глазами, повторить 5 - 6 раз.


3. И.П.: сесть прямо, локти поставить на стол, ладони положить
одна на другую перед подбородком, головой опереться о ладони.

На счет 1-2 отвести глаза вправо, не поворачивая головы, вернуться в и.п.; на 3 - 4 - то же проделать влево, пов­торить 3 - 4 раза в каждую сторону.

4. И.П.: сесть прямо, локти поставить на стол, ладонями обхва­
тить шею.

На счет 1 - 2 поднять глаза вверх, не поднимая головы; на 3 - 4 - опустить вниз, не опуская головы, повторить 5 -6 раз.

5. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед гла­

На счет 1-5 сосредоточить взгляд на шарике, на 6 - ша­рик опустить вниз, повторить 4 - 5 раз.

6. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед гла­
зами, на расстоянии 30 см от глаз.

На счет 1 - 2 приблизить шарик к носу, глазами просле­живать движения шарика, повторить 6 - 7 раз.

7. И.П.: тоже.

На счет 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором просле­живать движения шарика, повторить 3 - 4 раза в каждую сторону.

8. И.П.: стать прямо, руки свободно.

9. И.П.: стать прямо, руки на поясе.

На счет 1 - 2 круговые движения головой вправо, влево, повторить 3 - 4 раза в каждую сторону с открытыми и за­крытыми глазами.

10. И.П.: стать прямо, руки внизу, глаза открыты.

Поморгать 30 - 40 секунд.

11. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза открыты.

На счет 1 крепко зажмурить глаза на 3 - 5 секунд, повто­рить 3 - 4 раза.

12. И.П.: стать прямо, руки внизу.

На счет 1 - 2 быстро глаза закрыть, быстро открыть, по­вторить 6 - 7 раз.

13. И.П.: стать прямо, локти поставить на стол, руки сделать «по­
лочкой».

На счет 1 - 4 посмотреть вправо вверх, вниз влево, повто­рить 3 - 4 раза.

14. И.П.: стать прямо, руки на поясе.


На счет 1-2 посмотреть на кончик носа, вернуться в и.п., повторить 5 раз.

15. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза закрыты.

На счет 1 -2 поднять глаза вверх, опустить вниз, повторить 6 - 7 раз.

16. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза закрыты.

На счет 1-2 посмотреть вправо-влево, не поворачивая го­ловы, повторить 4 раза в каждую сторону.

17. И.П.: стать прямо, левая рука свободна, указательный палец
правой руки у подбородка.

На счет 1-2 поднимать палец к носу, касаясь кончика, опустить, прослеживать взором действия пальца, повто­рить 5 - 6 раз.

18. И.П.: стать прямо, руки внизу, на указательный палец пра­
вой руки надеть шарик, левая рука свободна.

На счет 1-2 приблизить шарик к глазам, отвести на рас­стояние вытянутой руки вперед, повторить 5 - 6 раз.

19. И.П.: сесть прямо, шарик перед глазами на указательном
пальце правой руки, левая рука свободна, глаза открыты.

На счет 1-2 обвести пальцем по окружности шарика, про­следить движения пальцами, повторигь 5 - 6 раз.

20. И.П.: сесть прямо, шарик перед глазами на указательном
пальце левой руки, правая свободна, глаза закрыты.

На счет 1-2 обвести шарик правой рукой, повторить 3 - 4 раза.

В работе используются разные способы применения упражне­ний для глаз. Наиболее часто упражнения включаются в общую структуру физкультминуток и состоят из одного-двух заданий для глаз. Как правило, они проводятся первыми, а затем уже упраж­нения для снятия мышечного напряжения.

Гимнастика для глаз может быть использована и как самостоя­тельная форма организации детей. Весь курс гимнастики состоит из 4 - 5 комплексов, каждый комплекс включает 4 - 5 упражнений. Первыми планируются упражнения, подготавливающие детей к прослеживанию взором, сосредоточению на определенных объек­тах (повороты головы, шеи в разных направлениях).

В комплексы входят упражнения непосредственно для глаз: на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций. Гим­настика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физ­культминутки проводятся на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 10- 11-й минуте в течение 2 - 3 минут; на 14 -


17-й минуте занятия - физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 минут. Когда первая половина занятия не связана со зрительной работой, например, в занятиях по методике развития речи (чтение, рассказывание), то на И -13-й минуте проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17- 18-й минуте занятия - упражнения для глаз.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстанов­лению работоспособности, эффективному усвоению учебного ма­териала, активизации, упражнению и восстановлению зрения при косоглазии и амблиопии.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика - это универсальные физические уп­ражнения, которые способствуют развитию практически всех фи­зических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, а так­же способствуют выработке у дошкольников с нарушением зре­ния чувств ритма, культуры движений, красоты походки, правиль­ной осанки.

Ритмическая гимнастика доступна детям с нарушением зрения, т.к. ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вмес­те с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочетанию движений. В них современные линии, свобода, раскрепощенность движений, гармония.

Упражнения просты по двигательной структуре. Это обще-развивающие упражнения (бег, прыжки, элементы танца, худо­жественной гимнастики), но выполнение более интересно, с до­бавлением стилевых деталей из современных танцев. Все эти особенности ритмической гимнастики повышают интерес детей к занятиям физическими упражнениями. В практике работы дошкольных учреждений этот вид гимнастики получил название «ритмопластика» - специальные физические упражнения, ба­зирующиеся на сочетании в себе движения пластики с ритмичес­ким рисунком.

Для этого вида гимнастики характерны следующие особен­ности:

Танцевальная направленность и модернизация стиля испол­нения обычных гимнастических упражнений;

Многократное повторение упражнений;

Показ упражнений ведущим, что сводит к минимуму словес­ное объяснение и повышает эффективность занятий;

Поточный метод проведения занятий.


В ритмической гимнастике составление комплексов, система проведения и структура занятий с детьми подчиняются специ­фическим требованиям методики физического воспитания до­школьников с нарушенным зрением. Продолжительность занятий может быть различной - 10-15 мин. в зависимости от возраста детей и степени подготовленности. Первые занятия не превы­шают 10 мин. и состоят из 5 -6 упражнений, которые предвари­тельно разучиваются в медленном темпе.

В структуре ритмической гимнастики выделяют вводную, основ­ную, заключительную части. В процентном отношении части рас­пределяются следующим образом: 10%, 70%, 20%. При продолжи­тельности занятий 15 мин. время распределяется так: вводная часть - 3 мин., основная часть - 9 мин., заключительная часть - 3 мин. Каждая часть занятия имеет свои определенные задачи, и, следовательно, упражнения, входящие в состав каждой части комплекса, должны соответствовать поставленным задачам.

Подготовительная часть или разминка. Задача этой части - подготовить организм к нагрузке, обеспечить разогревание мышц. Упражнения обычно включают в работу сразу несколько звеньев тела, но выполняются с небольшой амплитудой, чтобы не трав­мировать еще холодные, не разогретые мышцы и связки. Спе­циалисты считают, что целесообразно в эту часть комплекса вклю­чать упражнения для осанки, подготовительные упражнения для овладения движениями основной части комплекса; изолирован­ные и несложные комплексные упражнения, выполняемые стоя. Они направлены на развитие физических качеств; повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем; повышение эмоционального состояния; достижение оптимального уровня частоты сердечных сокращений, коррекцию и компенсацию нарушенных движений. Наиболее эффективными средствами решения этих задач являются упражнения для всех частей тела и мышечных групп, выполняемые из различных ис­ходных положений; бег, прыжки, танцевальные упражнения; уп­ражнения в различном темпе и ритме. В этой части комплекса последовательно «прорабатываются» мышцы шеи (1-2 упраж­нения), затем рук и плечевого пояса (2 - 3 упражнения), туловища (2 - 3 упражнения), ног (2 - 3 упражнения). Подбираются они с та­ким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Ус­пешность занятий обеспечивается, если в середине комплекса выполняются бег и серия прыжков, за исключением тех, которые противопоказаны детям с нарушением зрения по диагнозу зритель-


ной патологии. Затем предусматриваются 1-2 дыхательных упраж­нения, позволяющих немного отдохнуть и восстановить силы.

Основная часть комплекса целиком посвящена упражнениям в исходных положениях сидя и лежа. Эти положения очень удобны для комбинированной проработки мышц живота, ног, туловища, рук.

При этом снижаются требования к сохранению равновесия тела, уменьшается вертикальная (опорная) нагрузка на позвоноч­ник, ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих уп­ражнениях достаточно высока и позволяет мышцам работать в другом режиме.

В заключительной части предполагается снижение нагрузки и восстановление после нее. В этой части ритмической гимнастики обязательными средствами являются упражнения на расслабле­ние, гибкость, дыхательные упражнения, простейшие танцеваль­ные композиции в медленном темпе, упражнения для глаз, паль­цев, а также аутогенная и психорегулирующая тренировка. Дока­зано, что гимнастика благоприятно воздействует на развитие физических качеств. Специальные упражнения способствуют раз­витию гибкости, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны и подвижны. Чередуясь с упражнениями на расслаб­ление, они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности. Эффективность воз­действия занятий ритмической гимнастикой на организм опре­деляется правильным выполнением упражнений, которые зависят от овладения техникой. Каждое упражнение выполняется из опре­деленного исходного положения, которое само собой определяет грамотное выполнение упражнений, поэтому необходимо обра­тить внимание на правильность исходного положения.

Наиболее распространенное исходное положение в ритмичес­кой гимнастике - ноги врозь, руки опущены. В этом положении очень важно следить за сохранением правильной осанки у детей. Правильное выполнение упражнений требует умения напрягать и расслаблять мышцы. Это необходимо для того, чтобы вовремя включить одни мышцы и «выключать» другие, почувствовать, где излишне напрягаются мышцы, уметь снимать мышечное напря­жение. Этому также необходимо научить дошкольников в про­цессе занятий.


КОМПЛЕКСЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ

КОМПЛЕКСЫ* 1 Вводная часть

1. Ритмическая ходьба.

2. Бег на носках 2 круга.

3. Упражнения в ходьбе:

а) руки к плечам, руки вверх, б) руки к плечам, круговые движения, в) наклон вперед к ноге на каждый шаг.

4. И.П. о.с. - руки опущены в «замок», переступить ногами че­рез руки (3 раза).

5. Упражнение «мячики», прыжки в приседе (1 / 2 круга).

6. Бег, руки в стороны, не сгибая их, выполнять поочередные хлопки в ладоши перед грудью и за спиной (2 круга).

7. Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы (1 крут).

8. Обычная ходьба (1 крут).
Перестроение в 4 колонны.

Основная часть

Упражнения для рук и плечевого пояса

1. И.П. - стоя, кисти на затылке. Наклонить голову вперед, за­тем медл енно отвести голову назад, руками оказывая неболь­шое сопротивление (6 раз).

2. И.П. - ноги врозь, руки на поясе. Рывки прямыми руками назад (3 - 5 раз) - пауза. Голову не опускать (4 раза).

3. И.П. - колени и стопы сомкнуты, пальцы к плечам, Сгибать и разгибать колени, вытягивая одновременно руки (1 мин).

4. И.П. - ноги врозь, руки за голову, 1 - полуприсед, руки вправо,

голову вправо, 2 - и.п., 3 - то же в другую сторону, 4 - и.п. (6 раз). Упражнения для туловища и ног

5. И.П. - ноги на ширине плеч, руки вниз, 1 -3 пружинящих наклона вперед, касаясь руками пола, 4 - и.п., ноги не сги­бать (6 раз).

6. И.П. - ноги на ширине плеч, руки вниз, 1 -2 наклона вправо, правую руку согнуть за спину, левую - за голову. То же вле­во, сменив положение рук (по 4 - 5 раз).

7. И.П. - стоя. Выпад вперед, при котором правая согнутая нога вперед, а прямая левая - сзади. На каждый счет 4 делать поворот кругом и продолжать упражнение (4 - 6 раз).

8. И.П. - то же, согнуть ногу и трижды подтянуть колено ру­ками к груди. Каждой ногой (6 - 8 раз).


9. Расслабить ноги. Поочередное потряхивание ног.

10. И.П. о.с, руки опущены, 1 - мах правой ногой, носком кос­нуться вытянутых пальцев рук, 2 - и.п. (4 - 6 раз).

11. И.П. о.с. - 1 - присесть, положить кисти на пол, 2 - не отрывая от пола, выпрямить ноги, голову опустить, 3 - со­гнуть ноги, присесть, 4 - и.п. (4 -6 раз).

Танцевальные движения, бег и прыжки

1. Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки на уровне пояса.
И.П.о.с. - 1 - шаг правой ногой в сторону, 2 - приставить,

и.п., 3 - левой ногой в сторону, 4 - и.п. (медленно, затем в быстром темпе 6 раз).

2. И.П.о.с. Три скользящих шага в сторону, хлопок в ладоши. То же в другую сторону (5 раз).

3. И.П. - ноги врозь, руки опущены, кисти сжаты в кулаки.

1 - прыжок на месте, 2 - прыжок с поворотом на 90 . Правая

нога вперед. То же влево. Упражнения на полу

1. И.П. - сидя, упор сзади, 1-2 - приподнять таз, сгибая ноги в коленях, коснуться тазом пяток ног - выдох, 3 - 4 - и.п., вдох (4 -6 раз).

2. И.П. - сидя, упор сзади, ноги согнуты, разведены. Не отрывая носков от пола, делать пружинистые движения пятками вверх

Вниз (4 - 6 раз).

3. И.П. - сидя, ноги врозь, носки тянуть, руки на затылке. 1 -
2 - наклон вперед, правым локтем коснуться левого колена

Выдох, 3 - 4 - и.п., вдох. То же к другой ноге.

Усложнение: касаться лбом колен (3-4 раза)

4. И.П. - сидя, ноги скрестить, руки с упором сзади, 1 - раз­
вести колени как можно шире, 2 - поднять их вверх.

Усложнение: то же и.п. - руки за головой, на поясе, за спиной (4 - 6 раз).

5. И.П. - сидя на полу, упор сзади, круговые движения ногами, как при езде на велосипеде (6 раз).

6. И.П. - лежа на правом боку, правая рука - упор на пред­плечье, левая вперед на полу в упоре, ноги согнуты. Левую ногу выпрямить и с максимальной амплитудой выполнять ею движения вперед - назад. То же на другом боку. Дыхание произвольное (4 - 6 раз).

Заключительная часть

Упражнения на равновесие, координацию, восстановление, рас- с лабление.


1. И.П. - сидя на пятках, руки опущены, 1- медленно накло­ниться вперед, спину округлить, 2 - плавно отвести плечи назад, прогнуться, локти отвести назад (5 раз).

2. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, 1 - согнуть ноги в коленях, 2 - медленно поднимаясь, коснуться коленями лба. Задержать несколько секунд.

3. И.П. - сидя, ноги вперед. Медленно наклониться вперед, кос­нуться лбом, коленей, задержать 3 сек. (руками коснуться носков ног) (3 раза).

4. И.П. о.с. - 1 - 2 - плавно отвести правую (левую) руку в сторону, одновременно правую (левую) ногу вперед на носок. Спину держать прямо, голову не опускать (4 - 6 раз).

5. И.П. о.с. 1 - подняться на высокие полупальцы, руки вытянуть вперед,

6. И.П. о.с. - руки вверх, медленно уронить кисти на пред­плечья, плечи. То же с шагом в сторону (4 - 6 раз).

КОМПЛЕКС№2

Вводная часть

1. Ходьба с ритмическими хлопками под музыку.

2. Бег с работой рук, согнутых в локтях на уровне пояса, как «Паровозик».

3. Подскоки с высоким подниманием колена.

4. Упражнения в ходьбе:

а) круговые вращения кистями рук,

б) сжимать и разжимать кисти рук на каждый шаг,

в) руки на пояс, наклон в сторону (рука прямая) на каждый
шаг,

г) спину округлить, локти вперед; прогнуться, лопатки свес­
ти, локти назад.

5. Бег с захлестом голени (1 круг).

6. Бег на носках (2 круга).

7. Ходьба в полном приседе (1/2 круга).

8. Ходьба обычная (1 круг).

ПЕРЕСТРОЕНИЕ В КОЛОННЫ В ШАХМАТНОМ ПОРЯДКЕ Основная часть

Упражнения для рук, плечевого пояса, туловища 1. И.П. - ноги вместе, руки внизу. Полуприседание с одновре­менным подниманием обоих плеч вверх. Выпрямляя ноги - вернуться в и.п. (4-6 раз).


2. И.П. - стойка: ноги врозь на шщрине плеч, руки в стороны, кисти сжаты в кулак. Чередовать попеременное сгибание ног в коленных суставах (сгибать ле?вую ногу - круговое дви­жение правой рукой, правую ногу/ - левой рукой) (4 - 6 раз).

3. И.П. - полуприсед, ноги вместе, ;руки вверху. Поочередные наклоны туловища в левую и правую стороны, не изменяя положения ног. Наклон туловищеа выполнять на максималь­ной амплитуде, не фиксируя исходного положения, сначала в медленном, затем в быстром теэмпе (4 раза в каждую сто­рону).

4. И.П. - стойка: ноги врозь на ширине плеч, руки в стороны. Поочередные наклоны головы к левому и правому плечу с одновременным полуприседаниелм (4 -6 раз).

5. И.П. - стойка: ноги врозь, чуть пиире плеч, руки в стороны. Полуприседание с одновременными подъемом на носки. Вы­прямляя ноги, вернуться в и.п. (4-6 раз).

Усложнение При подъеме на носки пятки выдсоко поднимать над полом, добавить поочередное сгибание - разгибание рук в лок­тевых суставах (4 - 6 раз).

6. И.П. - стойка: ноги врозь, на шщрине плеч, руки согнуты за головой. Не меняя положения верхшей части туловища, выпол­нять движения тазом: влево - вперед - вправо - назад, затем в обратном направлении. По 4 - 63 раз в каждую сторону.

7. И.П. - ноги вместе, руки в сторогны. Маховое движение со­гнутой ногой вперед с хлопками рууками под коленом маховой ноги. По 5 движений каждой ногсэй.

8. И.П. - ноги вместе, руки в свободном положении (в стороны, согнуты за головой, на поясе). Сгибая ноги в коленях, вы­полнять несколько движений коленями по кругу, сначала в левую, в затем в правую сторону ((6 раз).

102

3. И.П. - лежа на животе, руки под подбородком, локти в сто­роны, 1 - 2 - согнуть правую (левую) ногу, отведя колено в сторону, 3 - 4 - вернуться в и.п. (4 -б раз).

4. И.П.о.с. - согнуть правую ногу в колене, отвести колено в сторону, стопой коснуться голеностопа левой ноги. Руки в стороны, согнутые в локтях, ладони «смотрят» вверх. Удер­жать равновесие 5 сек.

Руки не опускать. То же на другой ноге (4 - 6 раз).

5. И.П. о.с. Повороты вправо (влево) всего корпуса и расслаб­ленных рук (как ветви обвивают ствол дерева) (4 - 6 раз).

6. «Потягивание». И.п. о.с. - 1-4 - плавно руки через сторо­ны вверх, потянуться, подняться на носки, посмотреть на ру­ки, 5 -8 - медленно опустить руки вниз, сказать «в-н-и-з» (4 -6 раз).

ИГРЫ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ К РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

1. Игры на подражание:

«Игровая», «Придумай сам», «Смена пар».

2. Игры на развитие ритмичности:

«Пятнашки», «Музыкальные змейки», «Льдинки, ветер, мороз».

3. Игры на развитие гибкости:

«Мыши в кладовой», «Поймай лягушку», «Запрещенное движение», «Регби на коленях»,

ИГРОВАЯ Дети встают в круг, берутся на руки. В центре находится ве­дущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова: У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я. При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.


Правила игры:

При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противопо­ложную сторону.

ПРИДУМАЙ САМ

Игроки двух команд строятся на разных сторонах зала лицом к его середине и рассчитываются по порядку номеров.

Руководитель называет любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать движение. Затем игрок из дру­гой команды показывает движение, не похожее на предыдущее. Если показывает движение, которое уже было показано, команде дается штрафное очко.

СМЕНА ПАР

Играющие встают парами по большому кругу, а ведущий без пары - в середину круга. Под музыку участники в парах выпол­няют танцевальные движения. Музыка умолкает, и руководитель объявляет: «Смена пар». Все быстро меняются местами, составляя новые пары, водящий тоже стремится встать с кем-нибудь в пару. Оставшийся без пары становится водящим. По указанию руко­водителя танец возобновляется, и т.д.

Правила игры:

По команде все должны сменить партнеров, в противном случае один из пары становится водящим, после смены пар все опять встают по кругу и продолжают танцевать каждый со своим партнером.

ПЯТНАШКИ Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпры­гивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, левой о ле­вую ногу напарника.

Игра ведется ритмично, в виде танца. Правила игры: Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

На сигнал «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры:

Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее чис­ло игроков. Менять движения можно по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру включаются подскоки, боковой галоп.

6.4.4. Дыхательная гимнастика

В основе действия физических упражнений на организм лежит постоянная дозированная тренировка, при использовании произ­вольной регуляции дыхания, осуществляемая через вторую сиг­нальную систему.

Физическая основа упражнений - правильно поставленное дыхание порождает вторичные отклонения (снижение темпа и ритма движений, техники выполнения действий, нарушение осан­ки и др.), физиологическое дыхание (во время выполнения упраж­нений, а также при статистическом положении) состоит из рит­мически чередующихся вдоха и выдоха.

В зависимости от того, какими преимущественно мышцами осу­ществляется дыхание, оно делится на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберное, диафрагмальное. Последний тип дыхания наиболее выгоден для выполнения фи­зических упражнений,

Часто у детей с нарушением зрения, в силу общей ослабленности организма, диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений, которые в по­следние годы получили название дыхательной гимнастики.