Подготовительная группа грамота итоговое занятие зима. Педразвитие

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные цели :

  • Закреплять навык звукослоговогоанализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.

Логопед:

Второй лепесток.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед : Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия .

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Ольга Перькова
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект итогового занятия по обучению грамоте

подготовительная к школе группа №9

Обучающие : закрепить знания детей по обучению грамоте , совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, постановке ударения, графическое изображение конструкций предложений .

Развивающие : развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.

Воспитательные : воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Предварительная работа.

Повторить понятие «слово» , «предложение» , деление слов на слоги, звуки речи, закрепить понятие синонимов и антонимов (умение подбирать слова противоположные по смыслу, слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.

Развивающая среда.

Конверт с письмом, цветик-семицветик, карточки –схемы и фишки разных цветов для звукового анализа слова, карточки со схемами предложений, картинки сказочных героев.

Ход занятия.

1. Проверка готовности к занятию .

2. Приветствие гостей.

3. Организационный момент.

У нас сегодня с вами необычная встреча. Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Вы очень скоро уже будете не дошколятами, а станете настоящими учениками. Вы многому научились, многое умеете и знаете. И наши гости пришли посмотреть, все ли из вас уже готовы в сентябре идти в 1 класс. А при входе в детский сад мне сегодня передали странный конверт и сказали открыть его только в вашем присутствии.

Как вы думаете, что в нем? (варианты ответа)

Здесь письмо. Прочитаем его? (воспитатель зачитывает письмо)

«Здравствуйте, наши дошколята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода 1 сентября в школу. Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний. Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем наш подарок – цветик - семицветик, с его помощью легче будет преодолевать препятствия. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя.»

-Ребята, нам желают : Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Закройте глаза и проговорим волшебные слова :

* ТРЕНИНГ

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях .

4. Первый лепесток. Разминка.

Ответить на вопросы.

Из чего состоит наша речь (из слов)

Из чего состоят слова (из слогов)

Из чего состоят слоги (из звуков) . На какие две группы они делятся (гласные и согласные)

Какими бывают гласные (ударные и безударные, обозначаем фишкой красного цвета) (объясняют ответы)

Согласные (твердые и мягкие, обозначают синими и зелеными фишками)

5. Второй лепесток. Звуковой анализ слова «школа» .

Двое работают у доски : один ребенок на открытой части, другой с закрытой стороны доски. Остальные на местах.

Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.

/ш/-начальный звук,согл., всегда тв. Вспомнить, что есть согласные, которые не имеют пары по мягкости - твердости. Что о них знаете (всегда мягкие согласные-/ч/, /щ/, /й/. Всегда твердые-/ж/, /ш/, /ц/

/к/-согл., тв.

/о/-глас., уд.

/л/-согл., тв.

/а/- глас. ,безуд.

Назовите пары к согласным звукам в нашем слове. (/ш/-нет пары, /к/-/к/,/л/-/л/)

Проверка работы ребенка на задней части доски.

Какие слова образовались от слова «школа» (называют однокоренные слова : школьник, школьница, пришкольный, школьный, школяр, школьные).

Кто такой «школяр» (устар. слово,то же, что школьник, ученик)

*Гимнастика стоя у своего стола.

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Звуки нужно четко знать!

Научились мы писать.

Отдыхать умеем тоже –

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим!

Раз, два, три, четыре, пять!

Занимаемся опять.

6. Третий лепесток.

Нам удалось пройти второе испытание и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой. Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите :

1)на какой звук начинается слово

2)фишкой какого цвета обозначается данный звук

Предлагаемые слова (картинки) : Маль-ви-на (согл. ,тв. ,синяя,3слога, Пье-ро (согл. ,тв. ,зел. ,2 слога, Ар-ле-ки-но (глас. ,крас. ,4слога, Бу-ра-ти-но (согл. ,тв., синий,4слога, Ар-те-мон (глас. ,крас. ,3 слога, пи-яв-ка (согл. ,мягк,зел. ,3слога)

2 человека работают у доски, остальные на местах.

Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные (красивая,добрая,большеглазая, заботливая,милая, прекрасная)

В каких словах встретился /ь/? (Мальвина, Пьеро) . Назовите слова, начинающиеся на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы?/ъ/. Для чего они служат, какова их роль в слове?

*Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел-

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

7. Четвертый лепесток. Игра «Скажи наоборот» .

Слов вы знаете много. А сейчас наши герои проверят, умеете ли вы подбирать пару слову по противоположности, т. е говорить наоборот. Игра проводится в кругу с мячом.

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь-….(низко,

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь-(близко)

Слова : грустный-(веселый, верх-(низ, слабый-(сильный, высокий-(низкий, толстый-(тонкий, большой-(маленький, широкий-(узкий, слева-(справа, говорить-(молчать, работать-(отдыхать)

8. Пятый лепесток. Игра «Назови ласково»

Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли так быстро ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково» . (подбор слов с уменьшительно- ласкательным значением) .

(Дети вытаскивают из коробочки карточки с картинками, называют изображенный предмет и произносят его ласково)

Слова : ручка-….(рученька) карандаш-… (карандашик) линейка-….(линеечка) тетрадь-….(тетрадочка) кукла-….(куколка) портфель-….(портфельчик) пенал-….(пенальчик) .

Все ли слова, названные вами, подходят друг к другу (лишнее «кукла» .)Почему? (объяснения детей) . Придумать с ним предложение.

Что общего между остальными словами (это все школьные принадлежности) .

* Физминутка «Теремок»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)

Пришел Петя-петушок И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок» )

9. Шестой лепесток. Задание «Составь предложение» .

Со словом «кукла» вы придумывали предложения. А чем отличается слово от предложения (ответы детей) .

Как пишется первое слово в предложении? (с большой буквы) . Что ставится в конце предложения? (точка) Какие еще знаете знаки, завершающие предложения (восклицательный, вопросительный знаки) .

Устно составляют предложения по предложенной модели. (3-4 модели)

Составляют схему к предложениям (у доски работает 1 человек, остальные на местах) :

Скоро в школу. Мы очень счастливы! Вы хотите многому научиться?

Проводится проверка работ, выводы.

10. Седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.

На седьмом лепестке нет никакого задания, но написаны слова :

Вы прошли немало испытаний

И упорно двигались вперед,

Трудностей вам встретилось немало,

Еще больше впереди их ждет.

За старанья, за труды, смекалку

Вам вручают этот новый ключ,

Пусть откроет он все двери к знаньям,

Пусть лишь радость каждому несет.

Вручается большой Золотой ключ.

11. Подведение итога занятия .

Ребята, вы действительно преодолели немало препятствий, проявили свои знания. А что каждому из вас больше всего сегодня понравилось (ответы детей) .

Каждому ребенку вручается свой ключик в «Мир знания» .

5 «Кораблик»

Итоговое занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Фея Грамота и Звукомор».

Воспитатель: СелютинаГ.В.

г.Балашиха.

Программное содержание:
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;
-закреплять представление о смыслоразличительной функции звука;
-упражнять в подборе слов с заданным звуком;
-составление и анализ предложения; овладение способом чтения;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать доброжелательность, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь.
Материал:
-демонстрационный: картина-схема «книга», фишки, кассы букв, предметные картинки, плакат с надписью «грамоте учиться – в жизни пригодится».

Ход занятия.
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. Артем, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ). Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ). А чем занимаемся мы в детском саду, Алина? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки. Влада, А ты любишь сказки? А кто тебе их читает? (Ответ). Послушайте стихотворение В. Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться по этой книжке, она называется «Азбука».
Давайте, вспомним, что за ужасное событие произошло в начале года в Стране Знаний? (Ответы). Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке, кроме того он зарыл глубоко в земле много звуков и все буквы. Мы с вами освободили все звуки и буквы и сегодня нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания – задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.
1 задание:
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
2 задание:
Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).
-Молодцы вот и собрали букет и цветов, а сейчас мы поиграем:

3 задание:
-К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (показ картинок. Дети называют: «жук», «пчела», «бабочка»). Но они грустные, так как потеряли свои домики, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, то есть определить количество слогов и выбрать равное ему слово – цветок.
Например: жук – мак;
Пчела – нарцис, тюльпан;
Бабочка – ромашка.
-Молодцы, справились и с этим заданием. Мы все ближе подходим к замку злого волшебника.
4 задание:
Игра «Назови слово». Нужно придумать слова со звуком [Т] и [Т’] и определить его место в слове. (за каждое слово получают фишку)
Физкульт минутка.
А сейчас сделаем массаж рук мячиком – ежиком:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.

5 задание:
-Отгадайте загадку
Хоть не шляпа, а с полями,Не цветок, а с корешком.Разговаривает с намиВсем понятным языком. (Книга)
-Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).
6 задание:
-Составьте предложение со словом «книга» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения).
7 задание:
-У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам названий, напишите. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось? (весна).
8 задание:
«Какое слово лишнее и почему?»
Ваня, Таня, Сеня, Соня, Женя, баня; (баня)
Ворона, воробей, голубь, сова; (голубь, потому что в нем нет звуков [В] и [В’]).
9 задание:
«Веселые вопросы – шутки».
-Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?
-Можно ли ноль превратить в соль?
-Молодцы вы справились со всеми заданиями и Фея свободна. Ребята, подсчитайте свои фишки, а я пойду встречу Фею Грамоту.
Дети подсчитывают звездочки – фишки, в группу заходит воспитатель (в мантии с буквами).
-А вот и я! Спасибо, ребята, за освобождение. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями.
-Сегодня мы провели наше итоговое последнее занятие. Давайте прочитаем, что здесь написано?
Плакат с надписью «Грамоте учиться – всегда пригодится».
-Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!

Я представляю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по разделу Грамота. Данный конспект будет полезен для воспитателей подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».

Цель занятия : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».

Задачи :

Образовательны е: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;

Речевые : Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Демонстрационный материал : карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН; карточка с физкультминуткой.

Раздаточный материал . «Конфеты» - угощение с фишками (гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный), карточки с картинками сомы, щуки, караси, акула; цветные карандаши, тетради либо чистые листочки, конверты со скороговоркой; карточки с игрой «Потерянная буква»

В. Ребята, к нам пришли гости, много гостей, посмотрите на них и поздоровайтесь с ними. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и грамотные дети.

В. Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

В. Я хочу предложить вам отправиться в страну Грамматики. И чтобы туда попасть, вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах, слогах. Готовы?

В. Кто мне расскажет, что такое звуки? Какие они бывают? Ответы детей. (гласные и согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В. Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? Ответы детей.(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и т.д.)

В. Молодцы.

В. Вот мы с вами и в стране Грамматики. Жители этой страны приготовили для вас угощения, но угощения не простые, подходите к своим столам, возьмите по конфете и разверните ее, вы видите внутри фишки, по очереди называете, что вы знаете об этих фишках. Дети разворачивают и рассказывают гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный).

В. Молодцы!

В. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Мы с вами уже знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слово поделить? Такие звуковые части слова называются слогами. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным)

В. Вот задание, которое приготовили для вас жители этой страны - раздели слова на слоги и поставь ударение. Воспитатель показывает образец. река (ре-ка)

(Все слова на карточках выполняют дети, слова такие: сомы, щуки, караси, акула)

В. Молодцы, ребята! А, как одним словом можно назвать те слова, над которыми вы работали (рыбы) Кто ловит рыб, как зовут этого человека? (рыбак) Давайте запишем это слово и сделаем звуковой анализ. Дети работают за столами, один у доски.

В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем. Физкультминутка по стихам И. Николаевича

На крючке сидит червяк, (дети садятся на корточки)

Рыб пугая, строит рожи. (артикуляционная гимнастика «Индюк»)

От того - полдня рыбак

Ничего поймать не может. (дети прыгают)

Дети присаживаются на ковер.

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей.(летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

В. Молодцы! А теперь подойдите к столам и возьмите конверт, где находится какое-то сообщение. Дети читают.

Ежу на ужин жук нужен.

В. Замечательно. Скажите, а что вы прочитали, как это называется? Ответы детей Предложение.

В. Сколько слов в этом предложении? Давайте нарисуем схему к этому предложению (один ребёнок выходит к доске, остальные записывают на своих листочках).

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)

В. Молодцы! Выходите ко мне. Теперь давайте вместе произнесём эту скороговорку правильно (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно). Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.

В. Молодцы. Какой звук здесь встречается часто? [Ж], что вы: можете сказать об этом звуке. Какой он? Ответы детей (Согласный, всегда твердый, звонкий) Замечательно!

В. Присаживайтесь за столы. И на прощание жители замечательной страны приготовили для вас последнее задание «Потерянная буква»

В. Вот и закончилось наше путешествие по стране Грамоты. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, а чем мы сегодня занимались на занятии? Какое задание понравилось больше всего? С каким настроением наше занятие заканчивается?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василёк» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в Сообразилию».

Воспитатель:

Спиридонова Олеся Владимировна

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цели:

Обучающие:

    Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение»; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

    Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.

    Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

    Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов, читать ребусы.

Развивающие:

    Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;

    Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;

    Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

    Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

    Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

    Формировать чувство товарищества.

    Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.

Билингвальный компонент:Игра « Бу нерсе? Нинди?» и счёт на татарском языке.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):

Наглядный материал: медиа проектор, ноутбук, презентация к занятию, конверт с письмом.

Раздаточный материал: конверты с заданиями:

    полоски для составления предложений по схеме;

    цветные кружочки (красные, синие, зеленые);

    карточки с картинками – лепестками;

    карточки с недорисованными буквами;

    карточки для выполнения задания определение положения звука в слове;

    игра «Составь слово по первым буквам»

    карандаши (синий, простой)

Ход занятия.

Ой, ребята, посмотрите к нам прилетел шар. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан).

Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель читает письмо).

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас совершить увлекательное и интересное путешествие в страну «Сообразилию». , Вы сможете найти сюрприз, который я приготовил для вас, если пройдёте все испытания. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Всезнай Академьевич .

Воспитатель. Вот так сюрприз. Всезнай Академьевич прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли вами гордиться.

1 задание:

Отгадайте загадку

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).

Составьте предложение со словом «книга» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения). Сколько слов в этом предложении? ( Я люблю читать книги.)

2 задание:

Ребята, посмотрите какое перед вами интересное дерево, вместо листьев –слова, а слоа непростые а заколдованные.

Игра «Поменяй слоги местами»

Вы слоги местами поменяйте

И слова прочитайте

3 задание:

Слайд №2. Игра «Рассели друзей по домикам». Возьмите таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас на экране будут появляться картинки.

Ваша задача определить сколько слогов в названии каждого животного . Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Если вы ответите правильно то наши друзья доберутся до своего дома. Давайте поможем друзьям? (да). Начали.

На слайде появляются картинки.

Дети определяют количество слогов в данных словах.

Игра « Бу нерсе? Нинди?»

Воспитатель: Бу нерсе? (бу эт - собака)

Воспитатель: Эт нишли? (эт утыра)

Воспитатель: Бу нерсе? (бу тельке - лиса)

Воспитатель: Тельке нинди? (матур, чиста, кечкене).

4 задание:

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.

На каждом цветке записаны слоги, дети соединяя их, зачитывают слова.

5 задание:

«Где прячется звук [р]?»

- Всезнай Академьевич оставил для вас загадки. Загадки нужно отгадать и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, -

За спиной красивый... (ранец)

Воспитатель.

Дети. В начале слова.

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь).

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В середине слова.

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3)

Дети выполняют задание на карточках.

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3) Дети. В конце слова.

Воспитатель: Наши глазки устали, предлагаю немного отдохнуть. Гимнастика для глаз «Облака»

6 задание:

Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук). Третий цветок должны составить с серединкой красного цвета (слова, которые начинаются с гласных звуков)..

Молодцы вот и собрали букет из цветов.

7 задание:

Игра «Половинки». У вас находятся карточки с недорисованными буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите правую половинку буквы.

Воспитатель. Закончили? Хорошо. Подпишите ваше имя на карточке. Эти карточки мы передадим нашим гостям, попросим их оценить выполненные вами задания. Если задание выполнено правильно, то попросим их нарисовать на вашей карточке звездочку, если же там будут какие-либо ошибки, то попросим нарисовать - флажок. В конце занятия вы посмотрите выставленные вам оценки.

8 задание:

Игра «Составь слово по первым буквам»

Воспитатель: У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам.

9 задание: Ребусы (задание на слайде)

Дидактическое упражнение «Весёлые раскопки».

Чтобы узнать, что же нас ждёт дальше, вам придётся отгадку откопать. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая яму. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. Дети достают из песка свиток с заданием: 5 шагов прямо, повернись, 3 – влево, хлопни 3 раза, прыгни 4 раза и закрой глаза и сосчитай на татарском языке (дети считают: бер, ике, эщ, дурт, бишь и т.д.) . В это время воспитатель незаметно вносит красивую коробку, в которой сюрпризы для детей.

Итог занятия:

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? А какое вам понравилось больше всего?

Ребята, сейчас вы можете подойти к нашим гостям, забрать у них выполненные вами задания с выставленной вам оценкой и посмотреть, что же вам поставили.