Полезные и вредные бактерии. Какие бактерии самые опасные для человека

Наши далекие предки даже представить себе не могли, что мир, который их окружает, густо заселен целыми армиями невидимых живых существ. Лишь с изобретением микроскопа в XVII веке человечество узнало эту ошеломляющую новость. А ведь эти живые организмы появились на нашей планете несколько миллиардов лет назад! Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора, а полезные микроорганизмы, которые обитают в пищеварительном тракте, на коже и слизистых оболочках, участвуют в пищеварении, защищают нас от болезнетворных «сородичей» и даже синтезируют некоторые витамины. Вот уже несколько столетий ученые постоянно «подсматривают», что же творится в этом «параллельном мире». Открытия в области микробиологии позволили разработать правильные, научно обоснованные методы лечения болезней, а также меры, препятствующие их широкому распространению микробов - друзей и врагов человека.


Зловредные «запятые»

В недалеком прошлом одним из самых страшных и опасных заболеваний считалась холера. Из Индии, где появлялись ее очаги, эпидемия проникала в другие страны, неся с собой смерть и опустошение. Никто не знал, как бороться с этим бедствием. Рассматривая под микроскопом воду, взятую из водоемов, где бушевала холера, исследователи обнаружили в ней крохотные живые существа, которые имели форму запятой и быстро передвигались с помощью жгутиков. Это и были возбудители холеры. Открытие помогло разработать эффективные методы, способные побороть недуг, и спустя некоторое время холера перестала быть страшной, вселяющей ужас болезнью. С помощью микроскопа также были обнаружены микробы, вызывающие туберкулез, брюшной тиф, сибирскую язву. Со временем ученые изобрели лекарства для борьбы с этими заболеваниями и микробами - друзьями и врагами человека.


Маленькие, да удаленькие микробы
- друзья и враги человека.

Размер микробов - друзей и врагов человека составляет от тысячных до миллионных долей миллиметра, рассмотреть их можно только под микроскопом. Состоят эти микроорганизмы из одной клетки (исключение - некоторые грибки). Как и всякие живые существа, микробы питаются и размножаются. Хорошей питательной средой для них являются продукты, содержащие много воды (молоко, бульоны), а также мясо, рыба и т. д. Благоприятная для размножения микроорганизмов температура - 37-40 С. В таких условиях уже через полчаса количество микробов удваивается, а через два часа увеличивается в 16 раз и т. д. Микробы широко распространены в природе: в 1 мл загрязненной воды можно обнаружить десятки миллионов микробов, в 1 г унавоженной почвы их миллиарды.

Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы - друзья и враги человека также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются», провоцируя различные заболевания.


Тайные враги

Всем известно, что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.

В местах скопления людей (метро, существенный транспорт, супермаркеты, концертные и кинозалы) количество микробов доходит до 300 тысяч на один кубический метр. На открытом воздухе их гораздо меньше. Ученые обнаружили микробы даже на высоте 1000 метров: в одном кубическом метре, казалось бы, совершенно чистого воздуха находится около 1500 микробов. Если у тебя крепкий иммунитет, организм успешно справляется с невидимыми армиями. А вот если защитные силы ослаблены, любой зловредный маленький агрессор может спровоцировать заболевание. И тогда тебе нужно придерживаться гигиены особенно тщательно.


Операция «чистые руки»

Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм. Мытье рук с соблюдением определенных правил - один из лучших способов профилактики, который требует только мыла и теплой воды или дезинфицирующего средства на спиртовой основе.

В течение дня мы «накапливаем» на руках бактерии - они могут находиться на перилах лестницы, поручнях метро, дверных ручках, клавиатуре компьютера и других поверхностях. Именно через грязные руки передаются многие инфекционные и вирусные заболевания: ОРВИ, грипп, дизентерия, энтеробиоз, гепатит А и ряд других недугов.

Ты помнишь еще с детского сада, что после посещения туалета, а также по возвращении с улицы домой и перед едой нужно непременно мыть руки с мылом и под проточной водой.

Особенно актуальна операция «чистые руки» во время эпидемий, в период обострения сезонных болезней.

Ты посчитала деньги, разобрала покупки, убрала в обувном шкафчике или собрала в коридоре разбросанные вещи своего школьника? Не забудь помыть руки - все предметы, к которым ты только что прикасалась, не идеально чистые! Путь ребенка с улицы в комнату или на кухню непременно должен пролегать через ванную, иначе твой непоседа рискует вместе с яблоком или бутербродом отправить в рот также зловредные микробы - друзей и врагов человека.


Надежный защитник
от вездесущих микробов - друзей и врагов человека - бактерицидное мыло. Оно содержит антибактериальный компонент триклозан, благодаря которому с поверхности рук удаляется большая часть патогенных и условно патогенных микроорганизмов. Вот почему бактерицидное мыло должно быть в каждом доме, ведь оно обеспечит тебе и твоей семье надежную защиту в любой ситуации: в дороге и на пикнике, в походе и на даче. Интересно также, что производители бактерицидного мыла теперь предлагают различные ароматы своего продукта - на любой вкус. Ты можешь выбрать тот, что для тебя приятнее!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Бактерии:

враги или друзья?

Выполнил:

Градусов Максим Александрович ,

учащийся 2«Е» класса

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Школы № 187 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода

Научный руководитель:

Сапунова Ольга Александровна ,

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ «Школы № 187»

Научный консультант:

Левакова Эльвира Юрьевна,

к.х.н, учитель химии высшей категории

МАОУ «Школы № 187»

Нижний Новгород

Введение

………………………………………………………………..

Теоретическая часть………………………………………...

История исследования бактерий…………………………...

Строение бактерий………………………………………….

Виды бактерий………………………………………………

Размножение бактерий……………………………………...

Среда обитания бактерий…………………………………..

Польза от бактерий………………………………………….

Опасность для человека…………………………………….

Практическая часть…………………………………………

Анкетирование учащихся………………………………….

Анализ проведенной анкеты……………………………….

Эксперимент………………………………………………...

Заключение

………………………………………………………………..

Список используемых источников и литературы…………………………

Приложение………………………………………………………………….

Введение

С раннего детства все мы знаем, что после улицы надо мыть руки с мылом, а грязные предметы нельзя брать в рот. Вокруг нас обитает огромное количество микроскопических организмов, невидимых невооружённым глазом, и они могут вызвать серьёзные заболевания. Но с экрана телевизора и в интернете нам рассказывают о полезных для здоровья продуктах, которые содержат … бактерии! Получается, что не все микроорганизмы вредны для человека. В своей исследовательской работе мы решили найти ответ на вопрос: кто для человека бактерии - враги или друзья? На этот вопрос может дать ответ микробиология – наука, которая изучает микроорганизмы, их виды и строение, значение, которое они имеют в природе и жизни человека. Тема моего исследования волнует и взрослых учёных, в настоящее время активно развивается метагеномика - новый раздел генетики, изучающий генный состав целых сообществ организмов. Анализ бактериальных сообществ организмов людей позволит установить, каким образом микроорганизмы предотвращают или повышают риск развития заболеваний.

Актуальность и значимость работы заключается в том, чтобы все дети знали, почему необходимы бактерии людям, чем они опасны, и применяли эти знания на практике.

Предмет исследования: бактерии, их строение, формы и виды

Цель исследования: выяснить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека

Задачи исследования:

Изучить научную литературу по этому вопросу;

Проанализировать влияние бактерий на организмы человека и животных;

Разработать анкету и провести анкетирование среди учеников класса на предмет исследования;

Провести эксперимент по выращиванию бактерий в домашних условиях.

Гипотеза заключается в том, что жизнь человека неразрывно связана с бактериями, они приносят не только вред, но и пользу.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

1.1 История изучения бактерий

Удивительный, невидимый глазу мир бактерий «живой пленкой» укутывает нашу планету.

Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они образовались более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени (около миллиарда лет) были единственными организмами на нашей планете.

Бактерии – это живые организмы, которые окружают нас повсюду. Они обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

Бактерии настолько малы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа.

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Рисунок 1. Антони ван Левенгук, его микроскоп и бактерии

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году немецкий ученый Христиан Эренберг, которое в переводе с греческого означало «маленькая палочка».

Рисунок 2. Немецкий ученый Христиан Эренберг.

В 1850-х годах французский микробиолог Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Рисунок 3. Французский микробиолог Луи Пастер.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Рисунок 4. Немецкий микробиолог Роберт Кох.

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е годы.

Рисунок 5. Сканирующий электронный микроскоп.

1.2 Строение бактерий

Бактерия покрыта прочной оболочкой – клеточной стенкой. Основная ее функция – защита организма от внешних воздействий и придание ему определенной формы. Очень часто над клеточной стенкой бактерии образуется дополнительный защитный слой – капсула, которая предохраняет бактерию от высыхания.

Внутри клетка заполнена цитоплазмой. Ядра у бактерии нет, его место занимает - ДНК, которое несет генетическую информацию клетки.

На поверхности некоторых бактерий находятся жгутики или короткие ворсинки, которые помогают организму двигаться.

Плазматическая мембрана проницаема, через нее происходит обмен веществ.

Рисунок 6. Строение бактерии.

1.3 Виды бактерий

    По способу питания бактерии делятся на:

Рисунок 6. Виды бактерий по способу питания.

    Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп:

    шаровидные - кокки,

    палочковидные - бациллы или палочки,

    спиралевидные - спирохеты

Рисунок 7. Виды бактерий по форме

    Сине-зеленые водоросли - это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания.

Рисунок 8. Сине-зеленые водоросли.

    Есть подвижные и неподвижные бактерии. Среди подвижных одни свободно плавают при помощи специальных хвостиков – жгутиков, а другие просто скользят за счет волнообразных сокращений собственного тела.

Рисунок 9. Неподвижные и подвижные бактерии.

    Бактерии бывают полезные и вредные:

Рисунок 10. Полезные и вредные бактерии.

      Размножение бактерий

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать 281 474 976 710 656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Рисунок 11. Размножение бактерий.

      Среда обитания бактерий

Бактерии обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

Рисунок 12. Среда обитания бактерий.

      Польза от бактерий

    Круговорот веществ происходит с участием бактерий: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли, планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и погибших животных.

Рисунок 13. Роль бактерий в природе.

    Скисание молока в разнообразные кисломолочные продукты.

Рисунок 14. Кисломолочные продукты

    Бактерии сделали хлеб из дрожжевого теста пышным, лучше пропекаемым.

Рисунок 15. Хлеб из дрожжевого теста.

    Без бактерий не было бы маринованных овощей.

Рисунок 16. Маринованные овощи.

    Фармацевты изготавливают разнообразные антибиотики, вакцины, ферменты, витамины.

Рисунок 17. Изготовление лекарственных препаратов.

    Бактерии живут на человеке и в человеке. Больше всего бактерий проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человека. Одни помогают переваривать пищу, другие вырабатывают витамины, третьи убивают вредные микробы.

Рисунок 18. Бактерии в кишечнике человека.

      Опасность для человека

    Бактерии вызывают различные инфекционные заболевания.

Рисунок 19. Опасные бактерии.

    Приводят к порче продуктов питания: молочнокислые бактерии сквашивают свежее молоко.

Рисунок 20. Прокисшее молоко.

Чтобы обезопасить себя от вредных бактерий и подружиться с полезными нужно:

Мыть руки перед едой и после возвращения домой, откуда бы то ни было;

    мыть овощи и фрукты;

    следить за сроками годности продуктов;

    в период эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции.

Рисунок 21. Защита от вредных бактерий.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование

Мы всем классом посещаем кружок «Биолог будущего», который ведет кандидат биологических наук преподаватель биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Макеев Игорь Серафимович. На этих занятиях мы изучаем микроорганизмы, рассматриваем их в микроскоп.

Чтобы выяснить представление о бактериях у учеников, мы провели анкетирование 26 учащихся класса.

2.2 Анализ проведенной анкеты

По первому вопросу получены следующие данные:

Данные по второму вопросу:

Данные по третьему вопросу вот такие:

Данные по четвертому вопросу:

Данные по пятому вопросу следующие:

И наконец, таковы данные по шестому вопросу:

Проанализировав проведенную анкету, можно сделать вывод, что 80% учащихся владеет информацией, а 20% - затрудняются ответить. Для более полного ознакомления с новой информацией, ученикам будут выданы информационные буклеты.

На следующих занятиях кружка мы будем изучать другие микроорганизмы, такие как плесневые грибы. Попробуем самостоятельно вырастить хлебную плесень и рассмотреть её под микроскопом.

2.3 Эксперимент

А ещё я решил попробовать вырастить бактерии в домашних условиях.

Рисунок 22. Чашки Петри

Я вымыл три чашки Петри, простерилизовал их на газу.

Рисунок 23. Стерилизация чашек Петри

Затем приготовил питательную среду из вещества Агар-агар.

Рисунок 24. Приготовление питательной среды

Залил питательную среду в нижнюю половинку чашек Петри тонким слоем, только лишь покрывающим дно.

Агар-агар тверд, чашка Петри комнатной температуры – все готово к продолжению эксперимента! Далее высаживаем бактерии в питательную среду! Легонько касаюсь пальцами поверхности питательной среды (до и после мытья рук).

Рисунок 25. Высаживание бактерий с грязных рук в 1-ю чашку Петри

Рисунок 26. Высаживание бактерий после мытья рук во 2-ю чашку Петри

Поместив бактерии на питательную среду, я закрыл чашки Петри крышкой, запечатал их малярным скотчем, подписал и поместил чашки Петри в теплое и темное место (под батареей).

Рисунок 27. Три чашки Петри с питательной средой и бактериями в двух чашках.

Рисунок 28. Три чашки Петри, помещенные в теплое и темное место

На пятый день эксперимента стали появляться чуть заметные глазу колонии бактерий.

Рисунок 29. Бактерии, появившиеся от грязных рук

В этой чашке Петри, где я дотронулся чистыми руками до питательной среды, на пятый день бактерии практически незаметны.

Рисунок 30. Бактерии, появившиеся от чистых рук

В данной чашке Петри, куда я не высаживал бактерий, всё идеально чисто!

Рисунок 31. Чистая питательная среда

Вывод:

Рисунок 32. Мытьё рук с мылом

Заключение

Я собрал и проанализировал научную информацию о бактериях, провел социологический опрос, чтобы выяснить представление о бактериях у учеников класса, и подготовил памятки-буклеты о роли бактерий в природе и жизни человека. В ходе исследовательской работы я сделал для себя открытие, что бактерии – это неотъемлемая часть живого на нашей планете, и без них жизнь на Земле была бы невозможна. Существуют опасные бактерии, но и они выполняют определенную функцию. Я узнал, что бактерии являются нашими помощниками, в первую очередь это симбионты, без которых многие процессы нашего организма были бы невозможны. Полезные бактерии восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет человека. Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека, они широко используются в медицине и биотехнологии, являются объектом для научных исследований.

Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд болезней человека бактериального происхождения. В ходе работы я действительно узнал много нового о бактериях, способах их культивирования и изучения. Я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными. Подводя итог своей работе, я пришел к выводу, что бактерии - наши друзья, и врагами становятся лишь по вине самого человека.

В заключение приведу слова нашего современника, учёного-исследователя Вильгельма Боланда: «Этот результат ещё раз подтверждает предположение, что все высшие организмы, такие как растения, насекомые и животные (включая людей), сосуществуют с микробиологическими симбионтами. Без этих благотворных микроорганизмов, мы не могли бы жить и выживать. Их следует считать неотъемлемой частью нашего тела».

Список используемых источников и литературы

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерии

    http://jbio.ru/istoriya-issledovaniya-bakterij

    Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017. – 256с.: ил.

    Вахрушев А.А., Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3кл.: учебник, М.: Баласс, 2013. – 144 с.: ил.

    Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5кл.: учебник, М.: Дрофа, 2016. – 158с.: ил.

    Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004. – 398 с.: ил.

Приложение 1.

    Знаешь ли ты о существовании бактерий на нашей планете?

□ затрудняюсь ответить

    Как ты думаешь, бактерии могут вызывать различные заболевания?

□ затрудняюсь ответить

    Как ты считаешь, все ли бактерии являются вредными для человека?

□ затрудняюсь ответить

    Как ты думаешь, в организме человека живут бактерии?

□ затрудняюсь ответить

    Какую пользу приносят бактерии, живущие в организме человека?

□ Помогают переваривать пищу

□ Восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет

□ Не приносят пользы

    Как человек использует бактерии в хозяйственной деятельности?

□ Отдельные виды бактерий используют в кулинарии

□ Бактерии используют при производстве лекарств и витаминов

□ Бактерии используют при производстве удобрений для растений

□ Бактерии используют для получения химических веществ

Девяткин Александр

Родители мне на день рождения подарили микроскоп. Он игрушечный, но очень похож на настоящий. Я разглядывал под микроскопом всё: листья комнатных растений, пылинки, каплю воды и всё, что попадалось под руку. Я был удивлен и поражен увиденным! Сколько новых открытий я для себя сделал! К моему большому сожалению, бактерий и микробов под микроскопом я не увидел. Но расстраивался я не долго. Я взял свои книги, энциклопедии и стал их изучать. Затем я придумал игру. Я «был» настоящим учителем биологии, рассказывал прочитанные истории и показывал листики растений под микроскопом. Поэтому тему для конференции я выбрал не случайно. Мне самому было интересно узнать о бактериях и рассказать это другим.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное

Учреждение Лицей № 37

Фрунзенского района г. Саратова

Бактерии

Творческая работа

учащегося 3 «Б» класса

Девяткина Александра Игоревича

_______________________

Научный руководитель

учитель начальных классов

МОУ «Лицей № 37»

Пузина Елена Валерьевна

______________________

Саратов, 2010 г.

Введение стр.3

1.Разнообразие окружающего мира стр.4

2.Чем бактерии полезны человеку? стр.6

3.Краткая характеристика бактерий стр.7

4.Организм человека и бактерии. Враги или друзья? стр.9

5.Есть ли жизнь в кипятке? стр.11

6.Бактерии в космосе стр.12

7.Удивительные способности бактерий стр.14

8.Бактерии борцы за здоровье стр.15

Заключение стр.16

Список используемой литературы стр.17

ВВЕДЕНИЕ

Родители мне на день рождения подарили микроскоп. Он игрушечный, но очень похож на настоящий. Я разглядывал под микроскопом всё: листья комнатных растений, пылинки, каплю воды и всё, что попадалось под руку. Я был удивлен и поражен увиденным! Сколько новых открытий я для себя сделал! К моему большому сожалению, бактерий и микробов под микроскопом я не увидел. Но расстраивался я не долго. Я взял свои книги, энциклопедии и стал их изучать. Затем я придумал игру. Я «был» настоящим учителем биологии, рассказывал прочитанные истории и показывал листики растений под микроскопом. Поэтому тему для конференции я выбрал не случайно. Мне самому было интересно узнать о бактериях и рассказать это другим.

1.РАЗНООБРАЗИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Это наша волшебная планета Земля, полная тайн и загадок. Синее, зелёное, жёлтое, красное, белое-всё это на планете места обитания. В каждой точке Земли находится огромное количество загадок. И одна из загадок –это живущие на ней существа. Они разнообразны: это огромные деревья баобабы, это гигантские животные киты, громадные слоны. И мы,- люди,существа наделённые великим даром разума. Мы мыслим. С помощью разума человек делает открытия и пытается раскрыть тайны природы.

В течение тысяч лет человек болел, и не знал причины болезни. Первобытные люди имели этому своё объяснение - они считали, что болезнь вызывают злые духи. И только в начале 19 века человек придумал микроскоп. Это прибор, который помог человеку открыть ещё одну загадку природы - мир мельчайших организмов - бактерий. В 1865г. Луи Пастер доказал, что причиной болезней являются микробы. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом.

До того, как человек смог увидеть бактерии ему пришлось столкнуться с результатами их деятельности. Например когда молоко скисает,тесто поднимается,вино бродит, а мертвые растения и животные разлагаются. Сегодня мы знаем, что бактерии находятся повсюду - в воздухе, воде, пище, дне морского океана, горячих источниках, глубоко внутри земной коры, на нашей коже и даже внутри нас.

Изучением микроорганизмов занимается наука МИКРОБИОЛОГИЯ. Название науки происходит от греческого слова «MIKROS»- малый. Современная микробиология разделяетсяна:общую,техническую,сельскохозяйственную,санитарную,медицинскую,радиационную,космическую.

Наиболее общепризнанные теории о происхождении жизни на Земле говорят о том, что микроорганизмы были первыми живыми организмами,появившимися в процессе эволюции.

2. ЧЕМ БАКТЕРИИ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕКУ?

Когда говорят о бактериях, многие сразу представляют вредные организмы, переносящие болезни. Но дело в том, что много различных видов бактерий полезно живым организмам, включая человека.

Микроорганизмы играют важнейшую роль в круговороте веществ и поддержании равновесия в биосфере Земли. Бактерии вызывают гниение погибших растений и животных на земле и в воде. Без этих бактерий земля была бы покрыта различным мёртвым материалом. Перерабатывая сложные вещества, бактерии разлагают их на простые. Эти вещества возвращаются в почву, воздух и воду, где могут быть использованы растениями и животными.

Бактерии необходимы для поддержания жизни. Например, азотсодержащие бактерии обитают в почве и помогают превратить этот азот в вещества, которые нужны растениям. А человек эти растения употребляет в пищу.

Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека. Эти бактерии разлагают пищу на частички. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы, которые организм использует для своего построения.

Благодаря деятельности микробов квасится капуста, готовится тесто,кефир, сыр, масло. Бактерии необходимы в процессе брожения при производстве творога, уксуса, вина, пива. Такой же процесс используется в промышленном производстве красок, пластмасс, косметических товаров и кондитерских изделий. Бактерии нужны в производстве при выработке кожи, снятия оболочек с зерен кофе и какао, отделении волокон в текстильной промышленности.

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ.

ГРУППЫ МИКРООРГАНИЗМОВ: Микроорганизмы делят на несколько групп: БАКТЕРИИ, ДРОЖЖИ, ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ, ВИРУСЫ.

БАКТЕРИИ – одноклеточные организмы, относящиеся к прокариотам. Известно около 3000 видов бактерий. Размеры их микроскопические, от 1 до 10 мкм, ширина от 0,2 до 1мкм. Большинство бактерий – одна клетка, но физиологически – это целостный организм, совершенно устроенный в биохимическом отношении.

Бактерии имеют три формы: шарообразную, палочкообразную, и изогнутую или извитую. Большинство микробов дышат воздухом -это аэробы. Для других воздух вреден -это анаэробы. Микробы делят на патогенные(болезнетворные) и непатогенные. Возбудителями большинства инфекционных заболеваний являются – бактерии.В окружающей нас среде – воздухе, почве, воде -находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.

Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. У микробов нет специальных органов пищеварения. Питательные вещества проникают в микроорганизмы через оболочку клетки. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды -молоко, бульоны, мясо, рыба и т.д. У бактерий не существует мужских и женских особей. Бактерии размножаются делением. Кроме питательной среды, необходима благоприятная температура(37-40градусов).Попадая в благоприятные условия микробы начинают быстро размножаться путем деления. При температуре свыше 50градусов большинство бактерий погибает. Бактерия состоит из одной клетки, ее окружает покрытие-«мембрана»,не пропускающая воду. Внутри бактерии находится вещество, называемое «протоплазма»,но отсутствует единый центр, или ядро.

Бактерии способны передвигаться, хотя не имеют конечностей. Бактерия покрыта слизистой оболочкой, которая изменяет ее форму,образуя иногда волокнистые отростки «флагеллы».Некоторые бактерии передвигаются с их помощью, другие - сокращая саму клетку, наподобие червей. Движение бактерий было впервые описано в 19 веке Теодором Энгельманом. Он наблюдал скопление бактерий при добавлении в суспензию разных веществ. Таксис-это двигательная реакция бактерии. Движение бактерии в сторону питательных веществ - сахара, аминокислот, пептидов, кислорода - называется «хемотаксис».Фотобактерии реагируют на свет - фототаксис. Выделяют также термотаксис-реакция на изменения температуры. Магнетотаксис помогает бактериям ориентироваться в магнитном поле или находить морское дно.

4. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И БАКТЕРИИ. ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

Итак, разновидностей микробов много, и живут они целыми колониями. Естественно, что живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему.

Итак, что же представляет собой кишечник здорового человека, то есть население этого органа? В кишечнике 99% микробов – бескорыстные помощники человека. Их называют постоянной микрофлорой. Среди них есть главные, основные микроорганизмы – это бифидобактерии и бактероиды. Но есть и сопутствующие бактерии – это кишечная палочка, лактобактерии, энтерококки. При определенных условиях представители нормальной микрофлоры, кроме бифидобактерий, обладают способностью вызывать заболевания. Однако в кишечнике есть более опасные микробы, их не более 1%.Это стафилакокки и грибы. Но пока они в меньшинстве, они работают на благо организма. Их называют условно-патогенными микробами. Почему мы говорим в основном о кишечнике? Пищеварительный тракт по составу и количеству микроорганизмов не однороден. Пищевод вообще не имеет постоянной микрофлоры и практически повторяет микрофлору полости рта. На слизистой оболочке носоглотки живут постоянно стафило-, пневмо -, и стрептококки. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому размножению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов и приводят к развитию кариеса. Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи.

Микробный спектр желудка беден и представлен лактобациллами,стрептококками, хелиобактериями и устойчивыми к кислоте дрожжеподобными грибами. Микрофлора тонкой кишки немногочисленна и в двенадцатиперстной кишке представлена стрептококками,лактобациллами и вейлонеллами; в остальных отделах количество микробов выше, и еще больше бактерий находится в подвздошной кишке, в которой помимо перечисленных микроорганизмов обитает кишечная палочка. Но самое большое количество микробов обитает в толстом кишечнике. Подсчитано, что человек выделяет с испражнениями свыше 17 триллионов микробов в сутки, а по весу они составляют третью часть сухих испражнений. Если взять только кишечные бактерии, и собрать их в одну кучу и взвесить, то получится около 3-х килограммов!

5.ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ В КИПЯТКЕ?

До последнего времени считалось, что в кипящей воде погибают все, даже самые стойкие, бактерии, но природа,как всегда, опровергла это убеждение.На дне тихого океана обнаружены сверхгорячие источники с температурой воды от 250 до 400градусов С, и оказалось, что в этом кипятке прекрасно себя чувствуют живые организмы:бактерии, гигантские черви, различные моллюски и даже некоторые виды крабов. Это открытие казалось невероятным. Ведь большая часть растений и животных погибает при температуре организма свыше 40градусов;а большинство бактерий – при 70градусах.Лишь немногие бактерии способны выжить при 85град.С,а самыми стойкими считались бактерии,обитающие в серных источниках. Они могут существовать при t – 105C .Но это был уже предел.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ВО ЛЬДАХ?

Есть бактерии,которые живут во льдах. Замораживание может приостановить рост бактерий, но не убьет их полностью. Они будут неактивны некоторое время.Обнаружены бактерии в замерзших соляных залежах, которым сотни миллионов лет.Эти бактерии при их исследовании ожили.

6. БАКТЕРИИ В КОСМОСЕ

О том, что на звездолетах и космических станциях творится что-то недоброе, ученые подозревали давно, - слишком уж часто болели астронавты. 15 из 29 астронавтов стали жертвами бактериальных или вирусных инфекций во время их полета. Подозрения ученых еще больше усилились, когда выяснилось, что на космических станциях “Мир” и МКС вроде бы безвредные бактерии с удовольствием начинали жевать всевозможные конструкционные материалы, что приводило к ускоренной коррозии.
Все это побудило биологов вплотную заняться изучением поведения микроорганизмов в космосе. В 2006 г. на шаттле Atlantis в надежно изолированном контейнере в космическое путешествие отправилась группа сальмонелл. Бактерии пробыли в космосе всего 24 часа, но и этого времени им хватило с лихвой. По возвращении на Землювыяснилось, что их заразность, по сравнению с контрольной группой, увеличилась в три (!) раза.
Целый год астробиологи пытались понять, что послужило причиной увеличения агрессивности сальмонелл. И вот первые результаты!
В космосе у сальмонеллы активизировался участок ДНК, контролирующий работу 160 генов. Кроме того, сальмонеллы начали объединяться, образуя тонкий слой - биопленку, что делает любые микроорганизмы чрезвычайно опасными. Интересно, что ранее на Земле подобное поведение для сальмонеллы характерно не было”.
Некоторые специалисты причиной мутации считают невесомость, другие - космическую радиацию.

За долгие годы работы космическая станция "Мир" стала настоящим полигоном для испытаний многих технических решений. Именно на "Мире" удалось изучить маленьких космических безбилетников и научиться с ними бороться.

Микробы, населяющие космические объекты, ведут себя так, будто у них есть конкретная цель. Она проста: используя все доступные питательные вещества, выполнять одну из основных природных функций - плодиться и размножаться. Попадая на самые разные материалы, микробы быстро осваиваются и начинают трапезу. В результате материалы, понравившиеся прожорливым невидимкам, меняют цвет, снижается их прочность, герметизирующие свойства, диэлектрические и другие характеристики.

В течение двадцати лет исследований ученые открыли 250 видов микроорганизмов, которые живут внутри пилотируемых космических кораблей.

Все образцы микроорганизмов, выросших в космосе, хранятся в Институте медико-биологических проблем в запаянных ампулах - ученым неизвестно, как они поведут себя в земной среде. Есть и еще одна причина для содержания космических мутантов в охраняемом месте. Как утверждают специалисты, если взять выросший в космосе микроорганизм, который использовал металл как часть среды существования, и продолжать его культивировать, увеличивая содержание металла в его окружении, можно потенциально получить биологическое оружие, способное буквально сожрать,танк или вертолет.

Особенно интересна ситуация, связанная с навигационным иллюминатором корабля "Союз", который полгода провел на орбите. Члены экипажа отмечали ухудшение видимости иллюминатора. После возвращения корабля на Землю были проведены исследования. На центральном иллюминаторе из сверхпрочного кварцевого стекла, а также на эмалевом покрытии титановой оправы отмечалось наличие мицелия плесневых грибов. В одном случае отчетливо была видна растущая колония гриба. По линиям роста мицелия стекло было, как бы протравлено.

7. УДИВИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МИКРОБОВ

Специалисты из университета Массачусетса отличились настоящим прорывом в науке: микробом Geobacter «геобактерия», который способен производить электричество из грязи и отработанной воды. Это прекрасный способ очистить нашу Планету от грязи и сточных вод.

В настоящее время ученые ищут альтернативное топливо, замену нефти, газа, угля на более безопасное – биологическое, более благоприятное для окружающей среды. Учеными университета Техаса создан новый вид микробов, производящих целлюлозу, которая в свою очередь может быть преобразована в этанол и другие виды биотоплива. С помощью соленой воды сине-зеленые водоросли, наряду с целлюлозой также выделяют глюкозу и сахарозу, которая используется для производства биотоплива – этанола.

Однако, бактерии могут участвовать в техническом прогрессе. Ведь их способности в уничтожении практически любых материалов можно повернуть и во благо человека. Микроорганизмы вполне могут быть использованы при переработке отходов. Уже ведется работа по созданию бактерий, которые смогли бы разлагать пластик. Дело в том, что пластик в природе аналогов не имеет, поэтому процесс разложения у него очень длительный. Предполагается, что с помощью микроорганизмов пластик удастся расщепить на воду и метан, который можно использовать в отоплении и химической промышленности. Таким образом, злостные бактерии уже в недалеком будущем могут превратиться в самых полезных охранников окружающей среды.

8. БАКТЕРИИ – БОРЦЫ ЗА ЗДОРВЬЕ!

Комнатные растения могут улучшить здоровье людей. В цветочной зоне, где много растений особые земляные микробы имеют особое свойство нейтрализовать летучие органические компоненты, которые ослабляют здоровье человека. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. В литре воздуха жилой,плохо проветриваемой комнате,содержится около 500 тысяч пылинок. За сутки человек вдыхает около 10 тысяч литров воздуха с опасными и не опасными микробами.

Чем чище воздух в общественных местах, вокруг человеческого жилья и в комнатах, тем меньше человек болеет. Подсчитано, что если провести щеткой пылесоса по поверхности предмета четыре раза, то удаляется 50% микробов. При соблюдении гигиены., чистке зубов, умывании и мойке рук с мылом, а также продуктов питания вероятность заболевания снижается во много раз.

Большое значение в борьбе за чистоту воздуха имеют леса и парки. Зеленые насаждения осаждают и поглощают пыль и выделяют фитонциды, убивающие микробов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак подведём итоги. Что мы выяснили? Человек и бактерии неразлучны. Микробы могут быть как врагами,так и друзьями. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. За сутки мы вдыхаем огромное количество опасных и не опасных микробов. Для того, чтобы бактерии были нашими друзьями, а не врагами надо: мыть руки с мылом, умываться, чистить зубы, мыть овощи и фрукты, сажать много деревьев. Беречь нашу планету, соблюдать чистоту, дышать свежим воздухом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.С.А.Павлович ’’Микробиология с микробиологическими исследованиями’’. Учебное пособие. Минск: Высш.шк.,2009.-502с.

2.Л.В.Речиц ’’Санитарная биология’’. Учебное издание. Гомель. Высш. шк.,2009.-320с.

3.Тетрадь по биологии школьная.1991г.

4.Энциклопедии: БСЭ.,Кругосвет.

5.Журнал ‘’Новейшие технологии’’.2009г.

6. А. Железняк энциклопедия ‘’Космонавтика’’.2007г.

7. Научно - публицистический журнал ‘’Новости космонавтики’’,

8. С.Н. Плерников, А.Б. Корзяк ‘’Удивительное рядом’’. Познавательная энциклопедия.2005г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение. Со временем их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоёмов. Первооткрывателем мира бактерий был Антоний Левенгук – голландский естествоиспытатель 17 века. Бактерии относят к прокариотам и выделяют в отдельное царство – Бактерии. В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромной глубины нефти и даже в воде горячих источников с температурой около 80?С. Обитают они на растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела.


Работу выполнил:

ученик 3 класса

Скрипник Илья

Руководитель:

Ильина Анна Анатольевна,

учитель начальных классов

Секция «Начальные классы»

2016г.

I. Введение 3

II. Основная часть 3

1.Краткая характеристика бактерий. 3

2. Организм человека и бактерии. Враги или друзья? 5

3. Поведение бактерий в разных условиях. 5

3.1. Есть ли жизнь в кипятке? 5

3.2. Есть ли жизнь во льдах? 6

3.3. Есть ли бактерии в космосе? 6

4. Удивительные способности бактерий. 6

5. Социологический опрос «Бактерии». 7

6.Экспериментальные исследования. 8

III. Заключение 8

IV .Список используемой литературы 9

V .Приложения 10

I. Введение

Когда я был маленький, мне мама очень часто говорила что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой.(Приложение1) Она предупреждала, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Мне всегда это было непонятно! Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, мама всё это придумывала?

Гипотеза : бактерии могут приносить не только вред, но и пользу.

Цель работы : изучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными.

Задачи исследования :

1. Ознакомиться с бактериями и сравнить их формы.

2. Выяснить, где живут бактерии.

3. Изучить литературные данные о вреде или пользе бактерий.

4. Провести эксперименты по выявлению бактерий.

5.Сделать выводы.

Предметом моего исследования являются бактерии..

Объектом моего исследования является значение бактерий для человека.

Методы исследования :

1. Сбор информации о бактериях

2. Опрос.

3. Экспериментальное исследование

4. Анализ полученной информации

II. Основная часть

    Краткая характеристика бактерий .

Я узнал, что наша волшебная планета Земля, полна тайн и загадок. В каждой точке Земли находится огромное количество загадок. И одна из загадок – это живущие на ней существа. Они разнообразны: это огромные деревья баобабы, это гигантские животные киты, громадные слоны. И мы - люди, существа, наделённые великим даром разума. Мы мыслим. С помощью разума человек делает открытия и пытается раскрыть тайны природы.

В течение тысяч лет человек болел, и не знал причины болезни. Первобытные люди имели этому своё объяснение - они считали, что болезнь вызывают злые духи. И только в начале 19 века человек придумал микроскоп. Это прибор, который помог человеку открыть ещё одну загадку природы – мир мельчайших организмов - бактерий. В 1865г. Луи Пастер доказал, что причиной болезней являются микробы. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом. До того, как человек смог увидеть бактерии ему пришлось столкнуться с результатами их деятельности. Например, когда молоко скисает, тесто поднимается, вино бродит, а мертвые растения и животные разлагаются. Таким образом, когда говорят о бактериях, многие сразу представляют вредные организмы, переносящие болезни. Но дело в том, что много различных видов бактерий полезных для живых организмов, включая человека.

Сегодня я знаю, что бактерии находятся повсюду - в воздухе, воде, пище, дне морского океана, горячих источниках, глубоко внутри земной коры, на нашей коже и даже внутри нас.

Изучением микроорганизмов занимается наука МИКРОБИОЛОГИЯ. Название науки происходит от греческого слова « MIKROS »- малый.

Наиболее общепризнанные теории о происхождении жизни на Земле говорят о том, что микроорганизмы были первыми живыми организмами, появившимися в процессе эволюции.(С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие.)

Чтобы узнать точное определение термина «Бактерии», я пошел с школьную библиотеку. (Приложение 2)Там наш библиотекарь Людмила Борисовна мне помогла поработать с литературой в поисках термина. И вот наконец мы нашли определение термина..

Бактерии – одноклеточные организмы, относящиеся к прокариотам. Известно около 3000 видов бактерий. Размеры их микроскопические. Большинство бактерий – одна клетка, но физиологически – это целостный организм, совершенно устроенный в биохимическом отношении.(Большая Российская Энциклопедия)

Бактерии имеют три формы: шарообразную, палочкообразную и изогнутую или извитую. (Приложение 3) Большинство микробов дышат воздухом - это аэробы. Для других воздух вреден - это анаэробы. Микробы делят на патогенные (болезнетворные) и непатогенные. Возбудителями большинства инфекционных заболеваний являются – бактерии. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде - находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.(С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие.)

Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды - молоко, бульоны, мясо, рыба и т.д. Попадая в благоприятные условия, микробы начинают быстро размножаться путем деления.

2. Организм человека и бактерии. Враги или друзья?

Микроорганизмы играют важнейшую роль в круговороте веществ и поддержании равновесия в биосфере Земли. Бактерии вызывают гниение погибших растений и животных на земле и в воде. Без этих бактерий земля была бы покрыта различным мёртвым материалом. Перерабатывая сложные вещества, бактерии разлагают их на простые. Эти вещества возвращаются в почву, воздух и воду, где могут быть использованы растениями и животными.

Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека. Эти бактерии разлагают пищу на частички. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы, которые организм использует для своего построения.

Благодаря деятельности микробов квасится капуста, готовится тесто, кефир, сыр, масло. Бактерии необходимы в процессе брожения при производстве творога, уксуса, вина. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому размножению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов и приводят к развитию кариеса. Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи.

Но самое большое количество микробов обитает в толстом кишечнике. Подсчитано, что человек выделяет с испражнениями свыше 17 триллионов микробов в сутки, а по весу они составляют третью часть сухих испражнений. Если взять только кишечные бактерии, и собрать их в одну кучу и взвесить, то получится около 3-х килограммов! (Л.В.Речиц «Санитарная биология». Учебное издание)

Итак, разновидностей микробов много, и живут они целыми колониями. Естественно, что живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему.

3. Поведение бактерий в разных условиях

    1. Есть ли жизнь в кипятке?

До последнего времени считалось, что в кипящей воде погибают все, даже самые стойкие, бактерии, но природа, как всегда, опровергла это убеждение.На дне тихого океана обнаружены сверхгорячие источники с температурой воды от 250 до 400градусов С, и оказалось, что в этом кипятке прекрасно себя чувствуют живые организмы:бактерии, гигантские черви, различные моллюски и даже некоторые виды крабов. Это открытие казалось невероятным. Ведь большая часть растений и животных погибает при температуре организма свыше 40градусов;а большинство бактерий – при 70градусах. Лишь немногие бактерии способны выжить при 85град.С,а самыми стойкими считались бактерии, обитающие в серных источниках. Они могут существовать при t – 105C .Но это был уже предел.

    1. Есть ли жизнь во льдах?

Есть бактерии, которые живут во льдах. Замораживание может приостановить рост бактерий, но не убьет их полностью. Они будут неактивны некоторое время. Обнаружены бактерии в замерзших соляных залежах, которым сотни миллионов лет. Эти бактерии при их исследовании ожили.

3.3 Есть ли бактерии в космосе?

«О том, что на космических станциях творится что-то недоброе, ученые подозревали давно, слишком уж часто болели астронавты. 15 из 29 астронавтов стали жертвами бактериальных или вирусных инфекций во время их полета. Подозрения ученых еще больше усилились, когда выяснилось, что на космической станции “Мир” вроде бы безвредные бактерии с удовольствием начинали жевать всевозможные конструкционные материалы, что приводило к ускоренной коррозии.

Все это побудило биологов вплотную заняться изучением поведения микроорганизмов в космосе. В 2006г. в надежно изолированном контейнере в космическое путешествие отправилась группа бактерий. Они пробыли в космосе всего 24 часа, но и этого времени им хватило с лихвой. По возвращении на Землю выяснилось, что их заразность, по сравнению с контрольной группой, увеличилась в три раза. Кроме того, бактерии начали объединяться, образуя тонкий слой - биопленку, что делает любые микроорганизмы чрезвычайно опасными. Интересно, что ранее на Земле подобное поведение для бактерий характерно не было. Некоторые специалисты причиной мутации считают невесомость, другие - космическую радиацию».(А. Железняк энциклопедия «Космонавтика»)

В течение двадцати лет исследований ученые открыли 250 видов микроорганизмов, которые живут внутри пилотируемых космических кораблей. Все образцы микроорганизмов, выросших в космосе, хранятся в Институте медико-биологических проблем в запаянных ампулах - ученым неизвестно, как они поведут себя в земной среде. (Приложение 4)

4. Удивительные способности бактерий.

Специалисты из университета Массачусетса отличились настоящим прорывом в науке: микробом «геобактерия», который способен производить электричество из грязи и отработанной воды. Это прекрасный способ очистить нашу Планету от грязи и сточных вод.

В настоящее время ученые ищут альтернативное топливо, замену нефти, газа, угля на более безопасное – биологическое, более благоприятное для окружающей среды.

Однако, бактерии могут участвовать в техническом прогрессе. Ведь их способности в уничтожении практически любых материалов можно повернуть и во благо человека. Микроорганизмы вполне могут быть использованы при переработке отходов. Таким образом, злостные бактерии уже в недалеком будущем могут превратиться в самых полезных охранников окружающей среды.

Комнатные растения могут улучшить здоровье людей. В цветочной зоне, где много растений особые земляные микробы имеют особое свойство нейтрализовать летучие органические компоненты, которые ослабляют здоровье человека. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. В литре воздуха жилой, плохо проветриваемой комнате, содержится около 500 тысяч пылинок. За сутки человек вдыхает около 10 тысяч литров воздуха с опасными и не опасными микробами. ()

Чем чище воздух в общественных местах, вокруг человеческого жилья и в комнатах, тем меньше человек болеет. При соблюдении гигиены, чистке зубов, умывании и мойке рук с мылом, а также продуктов питания вероятность заболевания снижается во много раз.

Большое значение в борьбе за чистоту воздуха имеют леса и парки. Зеленые насаждения осаждают и поглощают пыль и выделяют вещества, которые убивают бактерии. (С.Н.Плерников, А.Б.Корзяк «Удивительное рядом». Познавательная энциклопедия.)

5. Социологический опрос «Бактерии»

Цель: проанализировать знания учащихся о бактериях

Для этого я провел анкетирование учащихся 1-4 классов нашей школы, в котором участвовали 42 человека. Выяснили, что знают о существовании бактерий- 32 человек, 10 человек никогда о них не слышали.

Большинство опрашиваемых 20 человек представляют бактерии маленькими, 12 человек грязными и жуткими, остальные 10 человек никак не представляют.

На вопрос «Где могут жить бактерии?» ответили «везде» -22 человека, «на теле и в организме» -11 человек, «на улице и в разных помещениях» - 6 человек, «нигде» - 3 человека.

По результату опроса «Могут ли бактерии быть полезными?»: «да» - 23 человека, «нет» - 19 человек.

В основном все опрашиваемые дети (42 человека) знают о правилах гигиены и о том, что нужно мыть овощи и фрукты перед едой.

Но при ответе на вопрос «Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?» дали положительный ответ 32 человека, 7 человек это делают часто, а остальные 3 человека изредка соблюдают правила гигиены.

Вывод: 91% опрошенных знают о существовании бактерий, но 44% опрошенных считают, что бактерии не приносят пользу.100% знают правила гигиены, но 73% детей всегда их соблюдают. (Приложение 5 )

6. Экспериментальные исследования

Я провел 1-й опыт , который помог мне увидеть внешний вид бактерий. Для этого я использовал бактериальный мазок полости рта. Провести опыт мне помогла лаборант Наталья Александровна. Я взял налет с зубов, поместил в каплю воды и растер на предметном стекле. Затем зафиксировал мазок. Для этого провел над пламенем горелки. Потом нанес каплю красителя, следом же смыл краситель водой и рассмотрел препарат под микроскопом. Я увидел, что бактерий очень много и они быстро двигаются.(Приложение 6)

Вывод: В полости рта человека очень много бактерий, которые образуются из-за остатков пищи. А значит надо чаще чистить зубы и полоскать рот.

Для проведения 2-го опыта получение кисломолочных продуктов я взял три банки. В 2 банки налил сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыл крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводил в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным. (Приложение 7)

Анализируя результаты опыта, я пришел к выводу , что бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.

3-й опыт помог получить из молока кефир. Я взял молоко добавил закваску (кефирный грибок) и поставил в теплое место на ночь. Утром я уже пил на завтрак свежий кефир.(Приложение 8)

Вывод: Закваска или кефирный грибок помогли молоку скваситься,а значит стать вкусным кефиром.

С помощью 4-го опыта я смог быстро сделать из сливок сметану. Взял сливки поставил в теплое место. Через день получил сметану. Очень быстрый и простой способ.(Приложение 9)

Вывод: Сливки –это все жиры с молока, а значит они могут быстро скиснуть.

Таким образом, я убедился, что полезные бактерии помогают сделать многие вкусные продукты.

III. Заключение

IV Список литературы:

1.С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие. Минск: Высш.шк., 2009.-502с.

2.Л.В.Речиц «Санитарная биология». Учебное издание. Гомель. Высш. шк., 2009.-320с.

3. Большая Российская Энциклопедии:, Кругосвет.

4. А. Железняк энциклопедия «Космонавтика». 2007г.

5.С.Н.Плерников, А.Б.Корзяк «Удивительное рядом». Познавательная энциклопедия. 2005г.

Приложение 1

Рисунок 1, 2 .Правила личной гигиены.

Приложение 2


Рисунок 1. Библиотекарь школы Елкова Людмила Борисовна.

Приложение 3

Рисунок 1, 2,3. Формы бактерий. (Шарообразная, палочкообразная, изогнутая или извитая)

Приложение 4

Рисунок 1, 2, 3.Бактерии: в кипятке, во льдах, в космосе.

Приложение 5

Анкета для учеников 1 – 4-х классов

    Знаешь ли ты о существовании бактерий?

    Как ты их себе представляешь?

    Где, по-твоему, могут жить бактерии?

    Могут ли бактерии быть полезными?

5. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

а) всегда б) часто в) изредка г) никогда

Диаграмма 1. Знаешь ли ты о существовании бактерий?

Диаграмма 2. Как ты их себе представляешь?

Диаграмма 3. Где живут бактерии?

Диаграмма 4. Могут ли бактерии быть полезными?

Диаграмма 5. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

Рисунок 1, 2, 3, 4, 5. Социологический опрос «Бактерии»

Приложение 6


Рисунок 1,2,3. Опыт № 1. Бактериальный мазок полости рта.

Приложение 7

Рисунок 1,2.Опыт № 2. Получение кисломолочных продуктов.

Приложение 8

Рисунок 1. Опыт № 3. Получение кефира из молока.

Приложение 9


Рисунок 1,2.Опыт № 4. Получение сметаны из сливок.