Правление николая 1 конспект. Николай I

Во всей великой истории нашей великой Родины царствовало очень много царей и императоров. Одним из таких был , который появился на свет 6 июля 1796 года, а управлял своим государством целых 30 лет, в период с 1825 по 1855 год. Николай запомнился многим как очень осторожный император, не проводящий активную внутреннюю политику в своём государстве, о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Вконтакте

Основные направления внутренней политики Николая I, кратко

На вектор развития страны, который выбрал император, оказало очень большое влияние восстание декабристов, произошедшее в тот год, когда правитель взошёл на престол. Это событие и определило то, что все реформы, изменения и вообще весь курс внутренней политики правителя будут направлены на любое уничтожение или недопущения оппозиции.

Борьба с любыми недовольными – вот то, чего придерживался взошедший на престол глава государства всё время своего царствования. Правитель понимал, что России необходимы были реформы, но его первоочередной целью была надобность в стабильности страны и устойчивости всех законопроектов.

Внутренней политики Николая I

Реформы Николая I

Император, осознававший важность и надобность реформ, старался претворить их в жизнь.

Финансовая реформа

Это было первое изменение, которое осуществил правитель. Финансовую реформу также называют реформой Канкрина – министра финансов. Главная цель и суть изменения заключалась в том, чтобы вернуть доверие к бумажным деньгам.

Николай – это первый человек, который предпринял попытку не просто улучшить и создать стабильность в финансовой ситуации своего государства, но и эмитировать мощную валюту, высоко ценившуюся на международной арене. При этой реформе ассигнации должны были быть заменены на кредитные знаки. Весь процесс изменения поделили на два этапа:

  1. В государстве накапливался металлический фонд, который впоследствии, по замыслу, должен был стать обеспечением бумажным деньгам. Для этого банк начал принимать золотые и серебряные монеты с последующим их обменом на депозитные билеты. Параллельно с этим министр финансов – Канкрин, закрепил на одном уровне стоимость ассигнационного рубля, и распорядился исчислять все платежи государства в серебряных рублях.
  2. Вторым этапом стал процесс обмена депозитных билетов на новые кредитные билеты. Они могли без проблем обмениваться на металлические рубли.

Важно! Таким образом, Канкрину удалось создать такую финансовую ситуацию в стране, при которой обычные бумажные деньги были обеспечены металлом и ценились абсолютно так же, как и металлические деньги.

Главные особенности внутренней политики Николая заключались в действиях, направленных на улучшение жизни крестьян. За всё его время правления было создано 9 комитетов, обсуждающих возможность улучшения жизни крепостных. Сразу стоить отметить, что до конца решить крестьянский вопрос императору не удалось, поскольку делал он все очень консервативно.

Великий государь понимал важность , но первые изменения правителя были направлены на улучшения жизни именно государственных крестьян, а не всех:

  • В государственных деревнях, сёлах и других населённых пунктах увеличилось количество учебных заведений и больниц.
  • Выделялись специальные участки земли, где члены крестьянской общины могли их использовать для того, чтобы предотвратить плохой урожай и впоследствии голод. Картофель – это то, чем в основном засаживались эти земли.
  • Проводились попытки решить проблему недостатка земли. В тех населённых пунктах, где крестьянам не хватало земли, проводились переводы государственных крестьян на восток, где свободных участков было очень много.

Эти первые шаги, которые Николай I предпринял для улучшения жизни крестьян, очень сильно насторожили помещиков, и даже вызвали у них недовольство. Причиной этому послужило то, что жизнь государственных крестьян начала действительно становиться лучше, а следовательно, обычные крепостные начали тоже проявлять недовольство.

Позже, правительство государства во главе с императором начало разрабатывать план по созданию законопроектов, которые, так или иначе, улучшали жизнь обыкновенных крепостных:

  • Был издан закон, который запрещал помещикам рознично торговать крепостными, то есть продажа какого-нибудь крестьянина отдельно от семьи отныне была запрещена.
  • Законопроект, называющийся «Об обязанных крестьянах», заключался в том, что теперь помещики имели право отпускать крепостных без земли, а также отпускать их с землёй. Однако, за такое дарование свободы, освобождённые крепостные обязаны были выплачивать своим бывшим хозяевам определённые долги.
  • С определённого момента крепостные получили право покупать собственную землю и, следовательно, становиться свободными людьми. Кроме этого, крепостные также были наделены правом покупать собственность.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на все вышеописанные реформы Николая I, вступившие в силу при этом императоре, ни помещики, ни крестьяне ими не пользовались: первые не хотели отпускать крепостных, а у вторых просто не было возможности выкупиться. Однако, все эти изменения были важным шагом на пути к полному исчезновению крепостного права.

Политика в области образования

Правитель государства решил выделить три вида школ: приходские, уездные и гимназии. Первыми и самыми важными предметами, изучаемыми в школах, были латинский язык и греческий язык, а все остальные дисциплины считались дополнительными. Как только Николай первый взошёл на престол, в России насчитывалось около 49 гимназий, а к концу царствования императора их число равнялось 77 по всей стране.

Изменения потерпели и университеты. Ректора, а также профессора учебных заведений теперь избирались министерством народного просвещения. Возможность обучаться в Вузах давалась только за деньги. Кроме Московского университета, высшие учебные заведения находились в Петербурге, в Казани, в Харькове и в Киеве. Кроме того, высшие образование людям могли дать некоторые лицеи.

Первое место во всём образовании занимала «официальная народность», которая заключалось в том, что весь русский народ является хранителем патриархальных традиций. Именно поэтому во всех университетах, независимо от факультета, преподавались такие предметы, как церковное право и богословие.

Экономическое развитие

Промышленная ситуация, которая устаканилась в государстве к моменту прихода Николая на престол, была самой ужасной за всю историю России. Ни о какой конкуренции в этой сфере с западными и европейскими державами и речи быть не могло.

Все те виды промышленных изделий и материалов, которые были стране просто необходимы, покупались и доставлялись из-за границы, а сама Россия за рубеж поставляла лишь сырьё. Однако, к закату правления императора ситуация очень заметно изменилась в лучшую сторону. Николай смог начать формирование технически развитой промышленности, уже способной к конкуренции.

Очень сильное развитие получило производство одежды, металлов, сахара и текстиля. Огромное количество изделий из совершенно разных материалов начало производиться в Российской империи. Рабочие станки тоже начали изготавливаться на Родине, а не покупаться за рубежом.

По статистке, за 30 с лишним лет, оборот промышленности в стране за один год вырос более, чем в три раза. В частности, машиностроительная продукция увеличила свои обороты в целых 33 раза, а хлопчатобумажная продукция — в 31 раз.

Первый раз за всю историю России началось строительство шоссейных дорог, обладающих твёрдым покрытием. Были сооружены три крупные трассы, одна из которых – Москва-Варшава. При Николае I было также положено начало строительству железных дорог. Бурный рост промышленности послужил увеличению городского населения более, чем в 2 раза.

Схема и характеристика внутренней политики Николая I

Как уже было сказано, главные причины ужесточения внутренней политики при Николае I – восстание декабристов и новые возможные протесты. Несмотря на то, что император старался и делал жизнь крепостных лучше, он придерживался основ самодержавия, подавлял оппозицию и развивал бюрократизм. В этом и заключалась внутренняя политика Николая 1. Схема, представленная ниже, описывает основные её направления.

Итоги внутренней политики Николая, как и общая оценка современных историков, политиков и учёных, неоднозначны. С одной стороны, императору удалось создать финансовую стабильность в государстве, «возродить» промышленность, увеличив её объёмы в десятки раз.

Были даже предприняты попытки улучшить жизнь, и частично сделать свободными обыкновенных крестьян, но эти попытки успехом не увенчались. С другой стороны, Николай Первый не допускал инакомыслия, сделал так, что религия в жизни людей занимала чуть ли не первое место, что по определению не очень хорошо для нормального развития государства. Охранительная функция в принципе была соблюдена.

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I. Продолжение

Вывод

Итог всему можно сформулировать следующим образом: для Николая I самым важным аспектом во время его правления была именно стабильность внутри своей страны. Ему не была безразлична жизнь обыкновенных граждан, но сильно улучшить её он не смог в первую очередь из-за самодержавного режима, который император полностью поддерживал и старался всячески укреплять.

Статья описывает кратко основные моменты внутренней и внешней политики Николая I. Правление этого императора оценивается как крайне консервативное, завершающее начатый Петром I процесс превращения России в бюрократическое государство.

  1. Введение
  2. Внешняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I

  • Восстание декабристов (1825 г.) оказало большое влияние на настроение российского общества. Выступление дворянства, считавшегося главной опорой власти, показало значительное влияние сторонников изменения режима. Николай I был очень умным политиком, им были изучены все материалы, относящиеся к декабристам и составлена их оценка при выработке внутриполитического курса.
  • Николай I стремился к дальнейшей централизации и бюрократизации государственного строя. Самодержавная власть оформилась в своем классическом виде. III отделение канцелярии его величества, занимавшееся политическими делами, на долгое время стало символом полицейского государства, осуществляющим надзор над всеми областями жизни России.
  • В России по-прежнему остро стоял крестьянский вопрос. Николай I это признавал, но утверждал, что отмена крепостничества - долгий процесс, и что крайние меры в разрешении вопроса нежелательны и преждевременны.
  • На протяжении царствования Николая I был создан ряд комитетов по разрешению крестьянского вопроса, во главе деятельности которых был поставлен граф Кисилев. Результатом его деятельности стали законы 1837-1842 гг. Реформы начинались среди государственных крестьян, которые должны были постепенно перейти на денежный оброк при равномерном наделении землей. Для улучшения крестьянского положения открывались школы, больницы. В отношении частновладельческих крестьян была принята модификация закона о "вольных хлебопашцах". Крестьяне могли по добровольному желанию помещика получить свободу и земельный надел, но выполнять за это определенные повинности. Таким образом, сохранялась экономическая зависимость.
  • Основные действия Николая I, позволившие определить его царствование как крайне реакционное, были осуществлены в области образования и цензуры. Был наложен запрет на поступление крестьян в средние и высшие учебные заведения. Фактически образование стало дворянской привилегией. Значительно ужесточились цензурные правила. Университеты поставлены под полный государственный контроль. Официальным девизом правления Николая I стало "православие, самодержавие, народность" - основа воспитания и развития российского общества.
  • Принимались меры по усилению позиции дворянства. Николай I делал ставку на государственных служащих. Условием получения потомственного дворянства стало достижение пятого класса по "Табели о рангах" (вместо восьмого).
  • В целом, все действия Николая I были призваны завершить формирование бюрократического государства с абсолютной властью монарха.

Внешняя политика Николая I

  • В области внешней политики стояло два вопроса: европейский и восточный. В Европе задачей Николая I была борьба с революционным движением. В правление Николая I России получила неофициальный статут жандарма Европы.
  • Восточный вопрос касался раздела влияния ведущих государств на европейские владения Османской империи. В результате войны с Турцией в 1828-1829 гг. Россия получила ряд территорий на черноморском побережье, политика Турции включалась в орбиту российского дипломатии.
  • В 1817 г. разворачиваются боевые действия России в Кавказском регионе. Это стало началом русско-чеченского конфликта.
  • Восточный вопрос обострился к середине века, что привело к Крымской войне (1853-1856 гг.). Российская армия вела успешные действия против Турции на Кавказе, флот - в Черном море. Это привело к вступлению в войну Англии и Франции. Была угроза включения в войну Австрии, Пруссии и Швеции. По сути России оказалась один на один со всей Европой.
  • Решающей ареной военных действий становится Крым. Совместный англо-французский флот блокирует русскую эскадру в Севастополе, а успешные действия высадившегося десанта приводят к его окружению. Начинается оборона Севастополя, растянувшаяся почти на год. После ряда кровопролитных попыток взять крепость штурмом и ответных безуспешных действий русской армии по снятию блокады союзникам удается овладеть южной частью города. Боевые действия фактически прекращаются. В Закавказье возникает такая же ситуация. К тому же в 1855 г. внезапно умирает Николай I.
  • В 1856 г. был подписан мирный договор, наносивший серьезный удар по позициям России. Ей запрещалось иметь черноморский флот, должны были быть уничтожены базы и крепости на черноморском побережье. Россия отказывалась от покровительства православного населения Османской империи.
  • Таким образом, внутренняя и внешняя политика Николая I проходила в консервативном духе. Россия стала абсолютистским государством. Монархическая власть объявлялась идеалом и должна была господствовать во всей Европе. Восточный вопрос не был связан с самодержавными тенденциями и являлся закономерным этапом в защите российских интересов на мировой арене.

1. ВСТУПЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I НА ПРЕСТОЛ

Когда Александр в 1985 году умер, не оставив наследников, ближе всего к престолу стоял его брат, великий князь Константин. Но Константин не хотел быть царем. Он отказался от престола в пользу своего младшего брата Николая, которому было тогда двадцать девять лет. Николай не получил воспитания, приличествовавшего наследнику. Может быть, именно потому он стал сравнительно хорошим царем, с точки зрения царизма.

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА НИКОЛАЯ I. «ОХРАНИТЕЛЬНАЯ» ПОЛИТИКА И РЕФОРМАТОРСТВО

Во внутренней политике России первой половины XIX века было два важных рубежа: окончание отечественной войны 1812 года и 1825 год - смена царствования и восстание декабристов.

Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическом курсе. В царствование Николая I в числе первоочередных задач была поставлена кодификация законов. На отсутствие должного порядка в российском законодательстве как на главную причину многочисленных злоупотреблений в суде и администрации постоянно указывали в своих показаниях декабристы, к критике и предложениям которых Николай I относился с большим вниманием. Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких «новшеств», упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский.

По плану Сперанского кодификация законов должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Уложения» Царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором - издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем этапе предусматривалось составление и издание «Уложения» - нового систематического свода действующего законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства». При II отделении была собственная типография, в которой печатались подготовленные тома «Полного собрания законов Российской империи». В течение 1828--1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили «Первое собрание», в которое вошли 31 тыс. законодательных актов за 1649--1825 гг. Кроме того были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 гг., - этими томами начиналось «Второе собрание», включавшее законы, изданные в царствования Николая I и Александра II.

Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и «Свод законов Российской империи». При его составлении изымались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей «Свода». При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификаций. Подготовленный «Свод законов» предварительно рассматривался в особой сенатской комиссии, затем его отдельные части рассылались по министерствам. В 1832 г. он был издан в 15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским «Свод военных постановлений» (12 томов), «Свод законов Остзейских и Западных губерний» и «Свод законов Великого княжества Финляндского».

При Николае I были изданы также «Полное собрание духовных узаконении в России со времени учреждения Святейшего Синода», «Собрание морских узаконении от 1845 по 1851 гг. » и «Свод законов кочевых инородцев Восточной Сибири».

Кодификационный план Сперанского не был выполнен на завершающем и самом существенном его этапе - подготовки и издания «Уложения Российской империи». Николай I отверг третий этап кодификации, предусматривавший внесение «новшеств».

Кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно, упорядочила российское законодательство. Вместе с тем она нисколько не меняла политической и социальной структуры самодержавно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол, волокиту и коррупцию, достигшие именно в николаевское царствование особого расцвета. Развитие бюрократии вело к бумажному делопроизводству, протекавшему бесконтрольно в канцелярской тайне. Резко возрос чиновничье-бюрократический аппарат управления: за первую половину XIX в. численность чиновников увеличилась с 16 тыс. до 74,3 тыс. Николай I видел пороки бюрократии, сетовал на то, что «империей управляет столоначальник», однако устранить эти пороки в условиях абсолютистского режима было невозможно.

Важнейшим Николай I считал вопрос и о крепостном праве. Было облегчено положение помещичьих крестьян. Правительство издало ряд законов, которые подчеркивали, что «крепостной человек не простая собственность частного лица, а, прежде всего, подданный государства» (В.О. Ключевский).

Следует отметить, что в правлении Александра I и Николая I в дворянской среде все более усиливалась критика в адрес самодержцев, как охранителей крепостного права. Александр I в 1803 г. издал указ «О вольных хлебопашцах», Николай I в 1842 г. издал указ «Об обязанных крестьянах», которые позволяли помещику добровольно отпускать своих крестьян на волю. Но последствия этих указов были незначительны. С 1804 по 1855 гг. помещиками на волю было отпущено всего лишь 116 тыс. крепостных крестьян. Это свидетельствовало о том, что в сохранении крепостного права были заинтересованы, прежде всего, помещики.

Значительно больше было сделано для государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 г. по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами.

Под руководством П.Н. Киселева проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей.Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины.

Крестьянам было передано около 2,8 млн. десятин свободной земли; образованным сельским общинам было передано 3 млн. десятин леса.

Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Для государственных крестьян были созданы свыше тысячи сельских кредитных обществ и сберегательных касс; для крестьян было построено 98 тыс. кирпичных домов. Было много сделано для охраны здоровья крестьян и образования. В 1838 г. в общинах крестьян было 60 школ с 1800 учащимися, а в 1866 г. в них имелось уже 110 школ, в которых училось 2550 тыс. детей. Государственные крестьяне были освобождены от починки дорог. Затем крестьян стали переводить на оброчное состояние.

Реформирование государственной деревни под руководством графа П.Д. Киселева стали несомненным достижением николаевского времени. В результате предпринятых мер существенно улучшилось правовое и материальное положение государственных крестьян. Помещичьи крестьяне стали с завистью смотреть на государственных крестьян.

Политика в области просвещения становилась все более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений.

Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для разных сословий:

Сельские приходские училища - для крестьян;

Уездные училища - для городских обывателей;

Гимназии - для дворян.

С 1832 г. министром народного просвещения стал С.С. Уваров. Он стал автором знаменитой формулы «православие, самодержавие, народность», которая утверждала, что эти три силы являются основой русского государственного строя и обеспечивают порядок и гармонию в обществе. Уваровская триада была создана в противовес революционной Франции, в которой в основу государственного, общественного и даже семейного устройства пытались положить принципы свободы, равенства и братства. При министре просвещения С.С. Уварове образование и воспитание российского юношества основывалось на уважении к православию, самодержавию и народности. В 1835 г. вышел новый университетский устав, по которому автономия университетов резко сокращалась. Была проведена проверка деятельности Казанского, Петербургского, Московского университетов. Ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи, был отдан под суд. Была повышена плата за образование, сокращен набор студентов, пересматривались учебные программы. Устав 1835 г. упразднил в университетах кафедры философии, политэкономии, естественного права и статистики. В то же время в 1835 г. было основано Императорское училище правоведения - элитарное учебное заведение для подготовки служащих министерства юстиции и Сената. За границу в целях повышения квалификации был отправлен в командировку ряд преподавателей.

Правление Николая I ознаменовались появлением в 1833 г. первого официального национального гимна «Боже, Царя храни». Слова английского гимна «Боже, храни короля» поэт В.А. Жуковский перевел на русский язык, а композитор А.Ф. Львов написал к ним мелодию.

В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти - сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства.

Печально знаменитую известность получила деятельность третьего отделения императорской канцелярии. Во главе III отделения был поставлен фаворит Николая I генерал А. X. Бенкендорф. Он же являлся и шефом Корпуса жандармов. Еще в январе 1826 г. он представил Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», на основе которого и было создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника III отделения и шефа жандармов Бенкендорф занимал до своей кончины (1844). Его сменил другой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А. Ф. Орлов. Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации. Это был орган осведомления царя обо всех «происшествиях» в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах создает тайную агентуру за рубежом для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным наблюдением находились издатели русской зарубежной прессы князь В. В. Долгоруков, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

В сфере экономической политики самодержавие было более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сам процесс экономического развития страны заставлял покровительствовать промышленности, торговле и в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Царизм стремился использовать в своих интересах развивавшиеся в стране капиталистические отношения. Отсюда насаждение промышленности, учреждение банков, строительство железных дорог, основание специальных технических учебных заведений, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок и т. д.

Возглавлявший с 1824 по 1844 гг. Министерство финансов Е. Ф. Канкрин провел ряд мер по укреплению расстроенной в предыдущее царствование финансовой системы страны. Он добивался поддержания выгодного торгового баланса и увеличения доходных статей бюджета за счет повышения прямых и косвенных налогов, восстановления питейных откупов, девальвации упавших в цене ассигнаций.

Важной экономической мерой явилась проведенная Канкриным в 1839--1843 гг. денежная реформа. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный золотой и серебряной монетой. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено начало обмена всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. К 1851 г. обмен был завершен. Всего было обменено около 600 млн. ассигнационных рублей на 170 млн. кредитных.

Реформа 1839--1843 гг. Канкрина на время укрепила денежную систему. Однако выйти из финансового кризиса правительство так и не смогло: к концу царствования Николая I, особенно в связи с резко возросшими расходами в годы Крымской войны, кредитные билеты начали падать в цене, внутренний и внешний государственный долг значительно возрос; в 1855 г. он почти в два раза превысил доходную часть государственного бюджета.

3. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ «ВОСТОЧНОГО ВОПРОСА»

Большое влияние на мировоззрение и деятельность Николая оказывала общественно-политическая обстановка в Европе, бурлившей буржуазными революциями. Во второй четверти XIX века Россия была крупным и сильным в военном отношении государством, способным эффективно решать свои внешнеполитические вопросы. В начале правления Николая I военно-техническое отставание России от Европы еще не было так заметно, как впоследствии. Русская армия была многочисленной и считалась одной из самых лучших в мире.

Основные направления внешней политики сохранились с конца XVIII века, когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. Новый российский император поспешил заявить о продолжении внешнеполитического курса своего предшественника. Но в последствии он дал понять, что при проведении политики в Европе, Россия будет больше полагаться на собственные силы, чем на «федеративную солидарность». Николай I сохранил отношения с германскими государствами, в первую очередь с Пруссией, которая издавна занимала ведущее место в русско-германских торговых связей. Тогда же наметилась тенденция к сближению России с Англией и Францией. В период царствования Николая I центральное место во внешней политике занял восточный вопрос - взаимоотношения с Османской империей. Для России важной задачей было укрепление своих позиций на Черноморском побережье и защита границ на юге страны. Черное море приобрело огромное значение.

Важнейшей проблемой для внешней политики России было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов - Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию южных районов государства. Важным направлением политики России оставался Кавказ. Она пыталась расширить свои кавказские владения, сделать окончательно стабильными границами в Закавказье, обеспечить свободную и безопасную связь со вновь приобретенными территориями и прочно включить весь кавказский регион в состав Российской империи.

Соперником России в этом регионе был Иран. По мирному договору с Ираном Россия закрепила за собой значительные территории Восточного Закавказья и западное побережье Каспийского моря. В 20-е годы XIX века Персия (Иран) добивалась возвращения Талышского и Карабахского ханств. При шахском дворе сложилась сильная антирусская группировка. В июне 1826 года иранская армия вторглась в Карабах. Началась русско-персидская война. Иранский главнокомандующий намеревался одним ударом покончить с русским владением в Закавказье.

Русская армия в этом регионе была немногочисленной. Только необычайный героизм русских солдат позволил сдержать наступление. Русские войска активно поддерживали армянские и грузинские добровольческие отряды. Русские солдаты, завоевав важную крепость Эривань, овладели г. Тавризом и пошли на столицу Персии, Тегеран. Персия запросила мир. В феврале 1828 года был подписан Туркманчайский мирный договор. По этому договору ханства Эриванское и Нахичеванское полностью вошли в состав России. На территориях обоих ханств образовалась Армянская область.

Во взаимоотношениях с Османской империей все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя. Еще во время правления Александра I причиной обострения Восточного вопроса, переросшего в международный кризис, стало начало греческой революции. Россия, как и другие европейские страны не упустила момент использовать обострение ситуации в Османской империи в связи с освободительной борьбой греческого народа для реализации собственных планов на ближнем Востоке и Балканах.

В 20-е годы Восточный вопрос приобрел значение одной из крупнейших проблем международной политики. Император Николай I, вступая на престол, застал отношения России и Турции очень напряженными, но все-таки он не видел необходимости воевать с турками из-за греков. Первоначально Николай I совместно с Великобританией оказывал дипломатический нажим на Турцию.

Однако она была непреклонна и продолжала особо жестоко подавлять восстание греков. Европейские правительства, в том числе и русское, под влиянием тенденций «Священного союза» долго не решались заступиться за мятежных греков перед турецким султаном. Только в 1827 году стало ясно, что дипломатия бессильна. В связи с этим русская, английская и французская эскадры вошли в бухту, где находился турецкий флот, и в результате короткого сражения полностью его уничтожила. Русско-турецкие отношения резко обострились. В апреле 1828 года Россия объявила войну Османской империи. Военные действия разворачивалась в Закавказье и на Балканах. Упорное сопротивление османских войск на Балканах стало неожиданностью для русского верховного командования и самого царя.

Балканские народы стремились оказать помощь русским войскам, добиваясь официального разрешения от высшего командования на боевые совместные действия против турок. Военный комитет под предводительством царя отклонил возможность использования помощи сербов, но в 1829 году, когда предстояло перейти на Балканы, Россия все-таки воспользовалась помощью болгарских добровольцев.

В результате нанесения ряда военных поражений турецким войскам, русская армия взяла Андрианополь, что означало приближение конца войны. Также этому способствовали успехи русской армии на Кавказском фронте, благодаря высоким боевым качествам армии. Результатом наступления на Карском направлении было взятие мощной крепости турок в Западной Армении. Это стало большим событием военной кампании 1828 года. После этих событий в 1829 году был подписан мирный договор.

К России переходили значительные территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции, на основе которой в 1830 году было провозглашено создание независимого греческого государства.

Таким образом, в результате русско-турецкой войны Россия выполнила свою историческую миссию по отношению к греческому народу. В результате подписания Адрианопольского мирного договора, Россия могла считать развязанными крупные конфликты, возникшие в российско- турецких отношениях во время Восточного кризиса 20-х годов: свобода торгового судоходства в проливах, права Дунайских княжеств и Сербии, автономия Греции. Таким образом, в силу условий Адрианопольского мира Россия получила право вмешательства во внутренние дела Турции как заступница и покровительница одноплеменных и единоверных ей подданных султана.

В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX века в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи.

Начало 30-х годов XIX века было насыщено событиями на обоих главных направлениях внешней политики России - европейской и ближневосточной. В 1830-31 по Европе прокатилась волна революций, которая коснулась и самой России. Едва закончились войны персидская и турецкая, как правительству Николая I пришлось вступить в вооруженный конфликт с Польшей. Французская и бельгийские революции дали толчок польскому восстанию и в конце 1830 года в Варшаве началось открытое восстание. Династия Романовых была объявлена лишенной польского престола, было образовано Временное правительство, формировалась повстанческая армия. Первоначально восставшим сопутствовал успех. Но силы были неравны, и восстание было

В конце 40-х годов поднялась новая, еще более грозная волна в Западной Европе. В феврале 1848 года вспыхнула революция во Франции, весной - в Германии, Австрии, Италии, Валахии и Молдавии. Все эти события Николай I рассматривал как непосредственную угрозу российскому самодержавию. Именно поэтому он принял активное участие в подавлении революционного движения.

В 1849 году Николай помог Австрии подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, которая тогда входила в состав Австрийской империи. Также русские войска задушили революционные выступления в Молдове и Валахии. Николай, конечно, переживал тревогу во время революций 1848-1849 гг. в Европе. Он лично написал Манифест, в котором говорил о «новых смутах», взволновавших Западную Европу после «долголетнего мира», о «мятеже и безналичии», которые возникли во Франции, но охватывают и Германию, угрожают России.

Вмешательства России в европейские дела, ее защита старого порядка вызвали возмущение в либеральных кругах европейских стран. Николай заслужил себе звание «жандарм Европы». Таким образом, и правительства и народы Европы боялись и не любили Россию и ее реакционного и высокомерного царя и рады были воспользоваться первым случаем, чтобы уничтожить силу и влияние России в Европейских делах.

Когда отгремели европейские революции 1848-1849 гг., Николай I решил упрочить стратегическое положение своей империи. В первую очередь император хотел решить проблему черноморских проливов. По действовавшим тогда соглашением, русский военный флот мог проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. Кроме того, Николай I стремился укрепить политическое влияние России на Балканском полуострове. Руками Турции Англия надеялась укрепить свое влияние в Малой Азии и на Кавказе, оттеснить Россию от морских путей. Французский император Наполеон III искал возможность показать себя на деле, утвердить авторитет своего трона.

Австрийская империя, обязанная России спокойствием после подавления венгерской революции, не могла не вмешаться в судьбу Балкан, на территорию который сама рассчитывала. Турция, опираясь на поддержку западноевропейских государств, вынашивала против России широкие захватнические планы. Престиж русского имени падал в Турции. Спор между Россией и Францией о правах католиков и православных в Иерусалиме, не мог скрыть политической подоплеки, которая заключалась в борьбе за влияние на Ближнем Востоке между европейскими государствами. Кроме того, Турция, в которой проживало достаточно много христиан, отказывалась обеспечить их равноправие с мусульманами. Таким образом, так как у России не было союзников, Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России, которой предстояла борьба с коалицией наиболее технически развитых государств. Для улаживания вопроса император Николай I в 1853 году отправил в Константинополь чрезвычайного посланника князя Меньшикова, который потребовал от Порты подтверждения протектората России над всеми православными в Турецкой империи, установленного прежними договорами. После почти 3-месячных переговоров князь Меньшиков, получив от Порты, поддерживавшейся Англией и Францией, решительный отказ в принятии представленной им ноты, 9 мая вернулся в Россию. Тогда император Николай I, не объявляя войны, ввел русские войска, под командованием князя Горчакова, в Дунайские княжества.

Собравшаяся в Вене конференция из представителей России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии для улаживания мирным путем возникших разногласий, цели не достигла. В конце сентября. Турция, под угрозой войны, потребовала очищения княжеств в двухнедельный срок, а 8 октября английские и французские флоты вошли в Босфор, нарушив этим конвенцию 1841 года, объявившую Босфор закрытым для военных судов всех держав. 23 октября султан объявил России войну. Крымская война началась как захватническая с обеих сторон. Если царизм стремился к захвату черноморских проливов и к расширению своего влияния на Балканах, то Англия и Франция стремились вытеснить Россию с берегов Черного моря и из пределов Закавказья. Османская империя также преследовала в этой войне свои, реваншистские цели. В ноябре 1953 г. русская черноморская эскадра (под командованием адмирала Нахимова) уничтожила турецкий флот в бухте г. Синопа, и скоро западные державы - Англия, Франция и Сардиния открыто выступили против России. Австрия, со своей стороны, ультимативно, потребовала от России очищения Молдавии и Валахии; Николай вынужден был подчиниться этому требованию, но ввиду угрожающего положения, занятого Австрией, он должен был оставить на австрийских границах большую армию, которая таким образом, не могла принимать участие в военных действиях против западных союзников. В сентябре 1954 г. союзники высадили значительное количество французских, английских и турецких войск в Крыму и скоро приступили к осаде Севастополя. Лишь в конце лета 1955 г. союзникам удалось овладеть южной стороной Севастополя и принудить русские войска отступить на север. Силы обеих сторон были истощены. В марте 1856 г. в Париже Англия, Франция и Россия подписали мирный договор.

Крымская война 1853-56 гг. продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда стала для него роковой. Николай умер в феврале 1855 года в самый разгар севастопольской кампании. Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.

Самые первые шаги Николая после коронации были весьма либеральными. Из ссылки был возвращён поэт А. С. Пушкин, главным учителем наследника был назначен В. А. Жуковский, либеральные взгляды которого не могли не быть известны императору. Император внимательно следил за процессом над участниками декабрьского выступления и дал указание составить сводку их критических замечаний в адрес государственной администрации. Несмотря на то, что покушения на жизнь царя по существующим законам карались четвертованием, он заменил эту казнь повешением.

Министерство государственных имуществ возглавил герой 1812 года граф П. Д. Киселёв, монархист по убеждению, но противник крепостного права. Под его началом служили будущие декабристы Пестель, Басаргин и Бурцов. Имя Киселёва было представлено Николаю в списке заговорщиков в связи с делом о путче. Но, несмотря на это, Киселёв, известный безупречностью своих нравственных правил и талантом организатора, сделал при Николае удачную карьеру как наместник Молдавии и Валахии и принял активное участие в подготовке отмены крепостного права. Нашел заслуженное применение и талант ранее находившегося в тени М. М. Сперанского. Он был привлечен к кодификации российского законодательства и великолепно с ней справился. Им были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи», включающее все русское законодательство, начиная с Соборного Уложения 1649 года, и «Свод законов», в котором были собраны действующие законы.

Одной из первоочередных внутриполитических задач стало укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления и усиление режима личной власти монарха. При Николае I Была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны, основанная на централизации и жесткой регламентации.

Созданная Александром I « Собственная Его Императорского Величества канцелярия», была превращена Николаем I в основной инструмент укрепления режима личной власти, высший орган государственного управления, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Шесть ее отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором. В январе 1826 года прежняя александровская канцелярия стала ее I отделением, которое готовило бумаги для доклада государю и контролировало исполнение его повелений. В компетенцию этого отделения входили все вопросы чинопроизводства и увольнения чиновников, а также награждение орденами и поощрение за службу. Образование II отделения в апреле 1826 года было связано с кодификацией законов империи. Фактическим руководителем этого отделения был М. М. Сперанский. В июле 1826 года в составе канцелярии появилось III отделение - орган политического сыска и следствия, который заменил децентрализованнную и разобщенную систему политической полиции. Это отделение возглавил фаворит императора А. Х. Бенкердорф. Он являлся также шефом корпуса жандармов, учрежденного при III отделении. III отделение обладало широчайшими полномочиями: ведало организацией политического сыска и следствия, следило за религиозными раскольниками, иностранными подданными в России, уголовниками и печатными изданиями, занималось расследованием должностных преступлений, народными выступлениями, жалобами крестьян на помещиков, высылало из страны политически «неблагонадежных» и подозрительных лиц. III отделение представляло царю ежегодные отчеты о политическом состоянии российского общества, настроении различных сословий.

Несколько позже, в 1828 году было создано IV отделение, ведавшее благотворительными учреждениями.

V отделение, созданное в 1836 году, было призвано осуществить разработку реформы управления государственными крестьянами. Учрежденное в 1842 году VI отделение, занималось разработкой административной реформы на Кавказе.

Николай I, руководствуясь принципами укрепления личной власти, предпочитал непосредственно вникать в суть общественных и частных вопросов. При нем вошло в практику создавать для решения важных задач высшие комитеты, находившиеся в его ведении и зачастую подменявшие прочие высшие и центральные учреждения. Это были немноголюдные, наделенные большими полномочиями и относительно недолговечные объединения высших сановников. Такие комитеты были секретными.

В период николаевского правления министерства, Сенат и Государственный совет фактически превратились в малоэффективное «дополнение» к разросшейся бюрократической машине. Их функции ограничивались простым выполнением решений, разработанных в канцелярии императора и высших комитетах.

Наиболее значимым учреждением, занимавшемся разработкой программы мер по совершенствованию системы государственного управления и решению крестьянского вопроса, стал Особый секретный комитет, образованный 6 декабря 1826 года. Во главе его был поставлен председатель Государственного совета граф В. П. Кочубей, главным помощником которого и главным организатором работы являлся М. М. Сперанский. Согласно проектам комитета крепостное право сохранялось, но запрещался перевод крестьян в дворовые и продажа крепостных без земли. Предполагалось создать новое сословие «вольноотпущенных земледельцев» из отпущенных помещиками на свободу крестьян. Для прекращения процесса «размывания» дворянского сословия комитет считал необходимым отменить порядок получения потомственного дворянства по выслуге, оставив приобретение дворянского звания только по праву рождения или в силу «высочайшего пожалования». Чтобы избежать измельчания дворянских владений, запрещалось дробить крепостные деревни. Для поощрения чиновников-недворян и купцов создавались новые сословия именитых и почетных граждан, освобожденных от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Помимо этого были разработаны проекты реформы высшего и местного управления, намечены шаги по упорядочению структуры государственного аппарата. Государственный совет предлагалось сделать исключительно законосовещательным органом, Сенат разделить на правительствующий и судебный. Тот же принцип разделения властей предлагалось ввести и на местах. Однако существенных результатов деятельность комитетов не дала, поскольку его члены руководствовались принципом, не меняя существующего порядка вещей, вносить в него лишь «частные перемены и дополнения». Предложения комитета были одобрены императором, но до их утверждения дело так и не дошло. Проработав до 1837 года, комитет прекратил свое существование.

Гораздо более успешной была работа по приведению в порядок уже принятых законодательных актов. Работа по систематизации законодательства была возложена на II отделение Собственной Его Величества канцелярии и велась под руководством Сперанского. В 1830 году увидело свет первое «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли более 30 тыс. законодательных актов за период с 1649 по 3 декабря 1825 года, расположенные в хронологическом порядке. Впоследствии издание дополнялось новыми томами, включавшими вновь принятые законы. В 1832 году был издан 15-томный « Свод законов», куда вошли только действующие законы, систематизированные по определенной схеме. Решением Государственного совета «Свод законов» был признан единственным официальным руководством в практике органов правосудия и управления.

Во Второй четверти ХХ века крестьянский вопрос продолжал оставаться кардинальным вопросом российской действительности. А. Х. Бенкердорф, докладывая о росте крестьянских волнений, утверждал, что, «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Однако Николай I, понимая необходимость решения крестьянского вопроса, считал возможным сгладить его остроту, сохраняя крепостное право. Разрушение основ крепостничества он считал большим злом, чем само крепостничество. При Николае I было создано 8 специальных секретных комитетов по крестьянскому вопросу, но ни один из них не ставил задачу освобождения крестьян, и только некоторые разработали и приняли частные меры по устранению отдельных крайностей крепостничества. Особого внимания заслуживает деятельность двух комитетов по крестьянскому делу - 1835 и 1839 годов. Комитет 1835 года, которым руководили М. М. Сперанский и генерал П. Д. Киселев, предложил план поэтапной отмены крепостного права при сохранении всех дворянских привилегий, при этом ставилась задача реформы управления казенной и крепостной деревней. Комитет считал необходимым изменить хозяйственное и правовое положение государственных крестьян и сблизить положение помещичьих крестьян с положением государственных, четко определив границы наделов и повинностей. Для реализации этого плана было создано V отделение канцелярии. В 1837-1841 годах была создана сложная система управления государственными крестьянами, с 1837 года подчиненными новому Министерству государственных имуществ, которое возглавил Киселев. В ходе реформы государственной деревни были увеличены до определенной нормы наделы малоземельных крестьян, организовано переселение части крестьян на свободные земли, внедрялись агротехнические усовершенствования, регулировалась оброчная система, строились школы, лечебные и ветеринарные пункты. В создаваемых волостях было введено самоуправление. Положение казенных крестьян в целом улучшилось, хотя местные чиновники нередко вели себя как помещики. В 1844-1845 годах с «хозяйственного» положения на оброчное были переведены государственные крестьяне Правобережной Украины, Литвы, Белоруссии, в 1854 году - Прибалтики.

В 1840 году Николай I одобрил доклад Киселева о работе нового крестьянского комитета (1839), в котором предлагалось, сохраняя землю в неотъемлемой собственности помещиков и казны, предоставить крепостным крестьянам личную свободу за определенные повинности на основе добровольного соглашения между помещиком и общиной. При этом размеры крестьянских повинностей и наделов определяло государство. После двухлетнего обсуждения проекта в секретном комитете появился указ об «обязанных крестьянах», мало отличавшийся от указа 1803 года «о вольных хлебопашцах» и давший столь же незначительный результат. Идея о фиксировании крестьянских наделов и повинностей во избежание помещичьего произвола была реализована западных губерниях.

В целом деятельность секретных комитетов по крестьянскому делу в 30 - 40-е годы дала мало непосредственных результатов, но позволила выработать принципы, которые легли в основу реформы 1861 года.

В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» -- часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I, но не в отношении царствования Николая I. Так, Николай I ввел умеренную систему поощрений для чиновников (в виде аренды поместий/имущества и денежных премий), которую в значительной мере сам и контролировал. Размеры «аренды» были довольно умеренными и составляли от нескольких сот до нескольких тысяч рублей в год, не превышая, как правило,5 тыс. руб. В отличие от предыдущих царствований, историками не зафиксированы крупные подарки в виде дворцов или тысяч крепостных, пожалованных какому-либо вельможе или царскому родственнику. Для борьбы с коррупцией впервые при Николае I были введены регулярные ревизии на всех уровнях. Подобной практики ранее практически не существовало, её введение диктовалось необходимостью не только борьбы с коррупцией, но и наведения элементарного порядка в государственных делах. Примером борьбы с коррупцией может служить деятельность Е. Ф. Канкрина, возглавлявшего Министерство финансов -- ключевое ведомство в области борьбы с финансовыми хищениями и злоупотреблениями. Суды над чиновниками при Николае I стали обычным явлением. Так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников.

Что касается мелкого взяточничества и воровства, то их размеры вряд ли уменьшились в ту эпоху, о чём свидетельствуют имеющиеся примеры. Так, переход от государственной монополии в торговле водкой к частным откупам, хотя и привел к увеличению доходов в казну от этой торговли, но способствовал распространению мелких взяток, которые платили чиновникам торговцы водкой. Процветало воровство в армии со стороны средних офицерских чинов. Имеются свидетельства того, что Николай I снисходительно относился к мелкому взяточничеству чиновников, которое было слишком широко распространенной и издавна заведенной практикой. При вскрытии фактов мелкого взяточничества со стороны крупных чиновников последних, как правило, снимали с поста, не возбуждая уголовного преследования. Иным был подход к крупным хищениям. Так, в начале 1850-х годов все члены Комитета о раненых, включая председателя его канцелярии А. Г. Политковского, были преданы суду -- когда выяснилось, что они украли 1 миллион рублей. Однако они и ранее в течение ряда лет присваивали мелкие суммы, но это оставалось незамеченным.

В целом применительно к царствованию Николая I можно констатировать резкое сокращение «фаворитизма» и крупной коррупции (хотя мелкая коррупция продолжала оставаться повсеместным явлением) и активизацию борьбы с хищениями государственной собственности и иными злоупотреблениями. Впервые проблема коррупции была поднята на государственный уровень и широко обсуждалась.

Тема урока: Внутренняя политика Николая I

Задачи:

Образовательные: познакомить с внутренней политикой Николая I , проверить знания студентов по теме «Движение декабристов».

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление, монологическую речь.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, познавательный интерес.

Тип урока – комбинированный

Методы: информационный, репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал (тексты документов).

Ход урока.

    Организация начала урока.

Слайд 2

Вступление на престол этого императора не предполагалось. Но волей судьбы он правил Россией 30 лет. Его внутренняя политика не была такой активной, как внешняя, но тем не менее, именно при нем завершился промышленный переворот в России. Тема нашего урока – Внутренняя политика Николая I .

    Актуализация знаний

    1. Индивидуальный опрос по вопросам:

Возникновение тайных обществ

Восстание декабристов

2.2. Фронтальный опрос по вопросам:

В чем причины зарождения движения декабристов?

Каковы их главные цели?

Почему восстание декабристов произошло 14 декабря 1825г?

Почему декабристы потерпели поражение?

3. Изучение нового материала.

Слайд 3

Будущий император Николай I , третий сын императора и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля (25 июня ст.ст.) 1796 года в Царском Селе (г. Пушкин).

В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере.

Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками.

Тем не менее, император с юных лет неплохо рисовал, имел хороший художественный вкус, очень любил музыку, неплохо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства.

СЛАЙД4

Женившись 1 июля 1817 года на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III немецкой принцессе Фридерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, принявшей православие и ставшей великой княгиней Александрой Федоровной, Николай жил счастливой семейной жизнью. У императора было семеро детей: император ; великая княгиня Мария Николаевна, в замужестве герцогиня Лейхтенбергская; великая княгиня Ольга Николаевна, в замужестве королева Вюртембергская; великая княгиня Александра Николаевна, супруга принца Фридриха Гессен Кассельского; великий князь Константин Николаевич; великий князь Николай Николаевич; великий князь Михаил Николаевич.

Кумиром Николая I был . Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Был очень дисциплинирован, работал по 18 часов в сутки.

Прекрасная память, помогавшая ему узнавать в лицо и помнить по имени даже простых солдат, снискала ему большую популярность в армии. Император отличался немалой личной храбростью. Когда в столице вспыхнул холерный бунт, 23 июня 1831 года он выехал в коляске к пятитысячной толпе, собравшейся на Сенной площади, и прекратил беспорядки. Так же пресёк он волнения и в Новгородских военных поселениях, вызванные всё той же холерой. Незаурядную смелость и решительность проявил император во время пожара Зимнего дворца 17 декабря 1837 года.

Николай I скончался 2 марта (18 февраля по ст.ст.) 1855 года, по официальной версии - от простудной болезни. Похоронен в соборе Петропавловской крепости.

Слайд 5

Внутренняя политика Николая I

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она возникла еще при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного". 3 июля 1826 г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828 г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843 г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии.

Слайд 6

Еще в начале царствования Александра I действовала Комиссия для составления законов под руководством графа П. В. Завадовского. Однако ее 25-летняя деятельность оказалась бесплодной. Вместо нее было учреждено II отделение во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в "помощники". Хотя Николай относится к Сперанскому сдержанно, даже с подозрением, но именно в нем видел единственного человека, который мог выполнить это важное дело, дав Балугьянскому наказ "смотреть" за ним, "чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году" (имелся в виду План преобразования России, составленный Сперанским).

Сперанский подал императору четыре записки со своими предложениями о составлении Свода законов. По плану Сперанского кодификация должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с "Уложения" царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем предусматривалось составление и издание "Уложения" - нового систематического свода законодательства, "с дополнениями и исправлениями, сообразно нравам, обычаям и действительным потребностям государства". Николай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий - как введение нежелательных "новшеств".

В течение 1828 - 1830 гг. было издано 45 томов (а с приложениями и указателями 48) "Полного собрания законов Российской империи", куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. Законодательные акты, изданные с 1825 по 1881 г., составили впоследствии второе, а с 1881 по 1913 г. - третье собрание. Все три собрания составили в общей сложности 133 тома, в них вошли 132,5 тыс. законодательных актов - важный источник по истории России за более чем два с половиной столетия.

В 1832 г. издан 15-томный "Свод законов Российской империи", заключавший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства. Кроме того, в 1839 - 1840 гг. были изданы подготовленные Сперанским (уже после его смерти) 12 томов "Свода военных постановлений", "Свод законов Великого княжества Финляндского", своды законов для остзейских и западных губерний.

Кодификация законов при Николае I играла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико-правовой основы российского абсолютизма. Однако она не меняла ни политической, ни социальной структуры самодержавно-крепостнической России (да и не ставила этой цели), ни самой системы управления. Не устраняла она произвола, коррупции чиновников, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета. Правительство видело пороки бюрократии, но искоренить их в условиях абсолютистского режима было не в состоянии.

Слайд 7

Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.

III отделение было не только органом осведомления и борьбы с "крамолой". В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населения.

Слайд 8

Крестьянский вопрос был одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX в. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. "Крепостное право - пороховой погреб под государством", - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов А. Х. Бенкендорф и предлагал приступить к постепенной ликвидации крепостной зависимости крестьян: "Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа". Сам Николай I признавал, что "крепостное право - зло", и заявлял, что он "намерен вести процесс против рабства". Однако отменить крепостное право в данный момент он считал еще "большим злом". Опасность этой меры он видел в том, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на нее. Характерно заявление Николая I о помещиках как о своих "ста тысячах полицмейстерах", охраняющих "порядок" в деревне. Самодержавие боялось, что освобождение крестьян не пройдет мирно и будет сопровождаться народными волнениями. Оно чувствовало и сопротивление этой мере "справа" со стороны самих помещиков, не желавших поступиться своими правами и привилегиями. Поэтому в крестьянском вопросе оно ограничивалось паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому крайне острому вопросу. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее грозило суровое наказание. Конкретные результаты деятельности секретных комитетов были весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, которые обычно ограничивались их обсуждением, издавались отдельные указы, которые, однако, нисколько не колебали основ крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни разных узаконений, касавшихся помещичьих крестьян. Указы были направлены лишь на некоторое смягчение крепостного права. Ввиду их необязательности для помещиков они либо оставались мертвой буквой, либо находили весьма ограниченное применение, ибо ставилась масса бюрократических преград к их реализации. Так, были изданы указы, запрещавшие продавать крестьян без земли или одну землю в населенном имении без крестьян, продавать крестьян с публичного торга "с раздроблением семейств", а также "удовлетворять казенные и частные долги", расплачиваясь за них крепостными крестьянами, переводить крестьян в категорию дворовых; но и эти указы, казалось, обязательные для помещиков, игнорировались ими.

2 апреля 1842 г. был издан указ об "обязанных крестьянах", призванный "исправить вредное начало" указа 1803 г. о "свободных хлебопашцах" отчуждение части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Николай I исходил из принципа незыблемости помещичьего землевладения. Земельную собственность помещиков он объявил "навсегда неприкосновенной в руках дворянства", как гарантию "будущего спокойствия". Указ гласил: "Вся без исключения земля принадлежит помещику; это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может". Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли не в собственность, а в пользование, за что крестьянин был обязан (отсюда и название "обязанный крестьянин") выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк, какие он нес ранее, но с условием, что помещик не мог впредь их увеличивать, равно как и сами наделы не мог отнять у крестьян и даже уменьшить. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал: все зависело от воли помещика, отпускавшего по этому указу на свободу своих крестьян. В селениях "обязанных крестьян" вводилось "сельское самоуправление", однако оно находилось под контролем помещика. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842 - 1858 гг. на положение "обязанных" было переведено всего лишь 27 173 души муж. пола крестьян в семи помещичьих имениях. Такие скромные результаты были обусловлены не только противодействием помещиков, которые встретили указ в штыки, но и тем, что сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные для себя условия, не дававшие им ни земли, ни подлинной свободы.

Смелее действовало правительство там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов собственно русского дворянства, а именно в западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), где помещиками были преимущественно поляки. Здесь проявилось намерение правительства противопоставить националистическим устремлениям польской шляхетской фронды православное белорусское и украинское крестьянство. В 1844 г. в западных губерниях были созданы комитеты для выработки "инвентарей", т. е. описаний помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые нельзя было впредь изменять. Инвентарная реформа с 1847 г. сначала стала проводиться в Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Она вызвала недовольство местных помещиков, выступавших против регламентации их прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых нисколько не улучшилось.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне П. Д. Киселевым. Этот видный государственный деятель, некогда близкий друг декабристов, являлся сторонником умеренных реформ. Николай I называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление учрежденного в 1837 г. Министерства государственных имуществ во главе с Киселевым. Для управления государственной деревней в губерниях были созданы палаты государственных имуществ, им подчинялись округа государственных имуществ, в которые входили от одного до нескольких уездов (в зависимости от численности в них государственных крестьян). Вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление, волостной суд, рассматривавший мелкие проступки и имущественные тяжбы крестьян. Взимание оброка с ревизской души сохранялось, но при этом учитывался уровень доходности крестьянского хозяйства с земли и неземледельческих промыслов.

Реформа в государственной деревне носила противоречивый характер. С одной стороны, она несколько смягчала земельную тесноту, способствовала развитию предпринимательства зажиточной части казенной деревни, но, с другой - она значительно усилила податной гнет и ввела мелочную чиновничью опеку над крестьянами. Государственная деревня Приуралья, Поволжья и Центральной России ответила на реформу массовыми выступлениями, в которых приняло участие свыше полумиллиона крестьян. На усмирение их были брошены крупные воинские силы, применявшие даже артиллерию.

В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.

Слайд 9

В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сами процессы экономического развития страны заставляли покровительствовать промышленности, сельскохозяйственному предпринимательству, торговле, т. е. в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Более того, самодержавие не без успеха использовало новые явления в экономике в своих интересах. Военные затраты и расходы на растущий бюрократический аппарат требовали новых источников денежных поступлений. Отсюда проведение поощрительных мер для предпринимателей: принятие покровительственных тарифов, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок.

В 1839 - 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром. В течение последующих четырех лет удалось накопить для проведения реформы необходимый запас в золоте и серебре. Манифестом 1 июня 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Денежная реформа Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны.

При Никоале I в России завершался промышленный переворот. О строительстве железных дорог вы узнаете, просмотрев отрывок из документального фильма «Романовы»

Просмотр видеофильма- слайд 10

Слайд 11

При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу – 77.

Главное место в правительственной идеологии занимала «Теория официальной народности». Немалую роль в ее разработке сыграл граф С.С. Уваров. Он сумел доказать Николаю I , что науки при опоре на исконные русские начала – просвещение, самодержавие и народность – станут надежной опорой власти.

1848 - 1855 гг. ознаменованы резким усилением политической реакции в России. Современники назвали последние годы царствования Николая I "мрачным семилетием". Усиление реакции проявилось в первую очередь в карательных мерах в сфере просвещения и печати. С целью более эффективного надзора за периодической печатью 27 февраля 1848 г. был учрежден "временный" секретный комитет под председательством А. С. Меншикова. Через месяц его заменили "постоянным" под председательством Д. П. Бутурлина. Комитет призван был осуществлять негласный надзор за всеми материалами, уже прошедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Николай I поставил перед ним задачу: "Как самому мне некогда читать все произведения нашей литературы, то вы станете делать это за меня и доложите о ваших замечаниях, а потом мое уже дело будет расправляться с виновными".

Многочисленный штат чиновников бутурлинского комитета ежегодно просматривал тысячи названий книг и десятки тысяч номеров газет и журналов. Следили за содержанием даже губернских ведомостей - изданий официального характера. Комитет осуществлял также надзор и за деятельностью цензуры. Была введена цензура и на иностранную литературу, поступавшую в Россию, тщательно просматривались учебные руководства и программы, даже ежегодные отчеты ректоров университетов, публикуемые в печати. Император неоднократно высказывал свое удовлетворение работой Комитета и напутствовал его "продолжать дело столь же успешно".

Наступила эпоха "цензурного террора", когда подвергалась взысканиям даже благонамеренная газета Греча и Булгарина "Северная пчела". Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело". И. С. Тургенева за похвальный некролог о Н. В. Гоголе в 1852 г. сначала посадили в полицейскую часть, затем сослали под надзор в его орловское имение. Даже у М. П. Погодина тогда возникла мысль о подаче адреса царю от имени литераторов с жалобой на излишние стеснения цензуры. Но коллеги по перу не поддержали его, испугавшись последствий.

Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой. Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским - за границу (за исключением особых случаев с разрешения центральных властей). Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных "неблагонадежными", без объяснения причин увольнения; при этом не принимались во внимание жалобы увольняемых на произвол вышестоящих чиновников.

Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Был сокращен контингент студентов (не более 300 человек для каждого университета), усилен надзор за студентами и профессорами; некоторых из них уволили и заменили более "благонадежными"; отменено преподавание государственного права и ненавистной для Николая I философии. Разнеслись слухи о закрытии университетов, что побудило С. С. Уварова выступить с благонамереннейшей статьей в их защиту. Статья вызвала гнев Николая I. Уваров был заменен на посту министра народного просвещения крайним мракобесом кн. П. А. Ширинским-Шихматовым, который потребовал от профессоров, чтобы они все выводы наук основывали "не на умствованиях, а на религиозных истинах". Знаменитый историк С. М. Соловьев писал в начале Крымской войны об этом времени, а точнее, безвременье: "Мы находились в тяжком смятении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могли произвести спасительный переворот, остановить дальнейшее гниение".

Итоги внутренней политики Николая I . Бросается в глаза совершенно формальное отношение правительства и всего чиновничества к государственным делам. Ничего удивительного в этом нет. Министры, бюрократия рассматривались лишь как исполнители верховной воли. Зачастую Николая I упрекают за нерасположенность к переменам. Беда же заключалась в обратном, император брался за многие нововведения, не вникая в их суть, и старался лично, но лишь формально руководить каждым из них. В этом стремлении самодержца, даже при его прекрасной памяти и огромной работоспособности, таилась слабость государственного управления во второй четверти XIX в. Недостаточная компетентность Николая I имела в данном случае отнюдь не решающее значение.

Опасно было то, что чиновники, получая задания и оценку своей деятельности от монарха, оказывались в положении слепых и нерассуждающих исполнителей. Подобная работа не требует ни особого профессионализма, ни заинтересованности в ней. Более того, оценка сделанного чиновником мало зависела от конечного результата его деятельности. Николай I , естественно, не мог проследить за ежедневной работой государственного аппарата, поэтому он был вынужден удовлетворяться докладами министров, отчетами ведомств и т. п. Все это приводило к припискам, грубому обману, фанфарности отчетов. Россией начинал править не только Зимний дворец, но и бюрократия, точнее, ее среднее звено, поскольку об истинном положении дел в стране знали не министры, а столоначальники. Безнаказанность и круговая порука еще больше развращали государственный аппарат.

Реальная же ситуация была далеко не блестящей. В 1842 г., например, во всех служебных местах империи было не закончено 300 тысяч дел, изложенных на 3 млн листов бумаги.

Попытка Николая I походить в управлении страной на Петра I не удалась. Николай Павлович не сумел поставить все сословия на службу России. В его намерение входило подчинить все сословия власти монарха и возглавляемого им государственного аппарата.

Вместо государства «общего блага» Россия превращалась в государство общего бесправия. Жизнь страны, пронизанная не столько направляющей идеей, сколько всепроникающим шпионством и доносительством, бюрократизировалась и формализовалась.

Руководствуясь лозунгом: «Мне нужны не умники, а верноподданные», Николай! не требовал от своих министров инициативы и профессионализма в делах, знакомства с передовыми идеями и т. п. В таких руках управление империей не могло не прийти в упадок. Правда, для того чтобы это стало абсолютно ясно, понадобилась внешнеполитическая катастрофа, подчеркнувшая призрачность величия николаевского строя.

Крепостничество давно ощущалось правящими кругами как главная угроза существующему строю. С другой стороны, крепостное право являлось основным связующим звеном всего российского государственного механизма. Неудивительно, что в подобных условиях попытки самодержавия отменить или изменить крепостное право выглядели нерешительными и половинчатыми, говорившими скорее о желании «облагородить» этот варварский институт, нежели расстаться с ним.

    Закрепление

    1. Фронтальный опрос:

В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I ?

Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?

Почему, несмотря на неограниченную власть императора, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права?

Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов?

Как развивалось образование при Николае I ?

В чем суть теории «официальной народности»?

3.2. Работа с документом «Из апологии Л.В. Дубельта, управляющего III Отделением в 1839-1856 гг, в защиту отечественных устоев»( см. приложение)

Вопросы к документу:

На основании документа охарактеризуйте аргументы в пользу теории «официальной народности», которые высказывали ее сторонники.

Как вы думаете, для чего автор документа написал его?

4. Задание на дом: параграф 55, используя дополнительную литературу, написать биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I .

Использованная литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История – учебник.М., 2012

Биография Николая I

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя и внешняя политика при Николае I