Прыжок в гроб анализ произведения. Шатуны

Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности.

17. Бессердечия, душевной черствости

А. Алексин «Раздел имущества»

Мать героини Верочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.

Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»

Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны — страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»

Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны.

В. Тендряков «Ночь после выпуска»

В ночь после выпуска одноклассники впервые в жизни решили откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них — бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и достоинство другого.

18. Испытания совестью

В. Тендряков «Ухабы»

Попав в автомобильную аварию, гибнет юноша, и виновником его смерти становится директор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить пострадавшего в больницу.

В. Распутин «Прощание с Матерой»

Одна из героинь повести В Распутина «Прощание с Матерой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».

Журналист и писатель К. Акулинин рассказал об одном из случаев своей жизни, когда он хотел пройти без очереди к врачу, заплатив медсестре, но доверчивые глаза ребенка пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счет других людей.

19. Утраты духовных ценностей

Б. Васильев «Глухомань»

События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло»

Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, одиноки и опустошены. Они превратились в живых мертвецов.

В. Астафьев «Людочка»

Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности,героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В. Астафьев «Постскриптум»

Автор со стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте симфонического оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».

20. Утраты связи поколений

В. Астафьев «Изба»

В сибирские леспромхозы приезжает молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.

Ф Абрамов «Алька»

Героиня повести в поисках лучшей жизни уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро проходит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.

21. Бесчеловечности, жестокости

Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.

Р. Брэдбери «Карлик»

Ральф, герой рассказа, жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»

Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.

22. Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих

В. Распутин «Живи и помни»

Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны.

Л. Андреев «Иуда Искариот»

Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

С. Львов «Друг моего детства»

Аркадий Басов, которого рассказчик Юрий считал своим настоящим другом и которому доверил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Басов, впоследствии став писателем, так и остался подлым и бесчестным человеком.

23. Несправедливости социального устройства

Н. С. Лесков «Левша»

Главный герой – Левша – подковал «аглицкую» блоху, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

Крестьяне из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.

24. Подлости, бесчестия

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович — дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

25. Вседозволенности

Ф.М. Достоевский «Бесы»

У Верховенского Петра Степановича, одного из главных героев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Как только жадная Старуха добилась от рыбки власти столбовой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.

26. Тупости и агрессивности

А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»

Унтер-офицер Пришибеев в течение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физической силой. Даже просидев месяц под стражей за свои противоправные действия, он так и не смог избавиться от желания командовать.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают читателя нелепостью, гротескностью своих приказаний и решений.

27. Бюрократизма

А. Платонов «Усомнившийся Макар»

Макар Ганнушкин, герой рассказа, отправился в Москву искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед казенной бумагой. Бюрократизм — основной тормоз всех живых новаторских идей.

28. Чинопочитания (человеческого ничтожества)

А.П. Чехов «Смерть чиновника»

Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания. Во время просмотра спектакля он чихнул и обрызгал лысину впереди сидящего генерала Брызжалова. Старик с бормотанием вытер лысину и шею перчаткой, но извинения Червякова принял. Но на следующий день Червяков опять отправился к Брызжалову. Тот, раздраженный его навязчивостью, закричал на него и выставил вон. Червяков испытал такой шок от этого, что пришел домой, лег на диван, не снимая вицмундира, и умер.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью неустанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

29. Взяточничества, казнокрадства

Н.В. Гоголь «Ревизор

Городничий, Сквозник - Дмухановский, взяточник и казнокрад, обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

30. Духовной убогости (ложного понимания счастья)

А.П. Чехов «Крыжовник»

Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается, словно нищий, и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

31. Наглости и хамства

М. Зощенко «История болезни»

Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в людях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила медсестра в ответ на просьбу навести порядок в отделении.

А.Н. Островский «Гроза»

Персонаж драмы Дикой — типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

Д. Фонвизин «Недоросль»

Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».

С. Довлатов «Это непереводимое слово «хамство»

Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность». Человеку нечего противопоставить этому явлению, кроме собственного унижения. Безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал.

Цитаты

«Наглость – не что иное, как ложный признак величия» (Сенека, римский философ, поэт и государственный деятель)

«Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы» (Уильям Шекспир, английский драматург и поэт)

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение» (Д. Свифт, англо-ирландский писатель, философ, общественный деятель).

32. Нравственного падения

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравственного падения.

В. Г Распутин «Прощание с Матерой»

Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.

В. П. Астафьев

Известный писатель и публицист В. П. Астафьев в одном из своих очерков писал, что нравственное здоровье нации зависит от каждого из нас. Люди должны понимать, что искать причины пороков на стороне не надо. Борьбу с пьянством, ложью и т. д. в обществе надо начинать с того, чтобы искоренить подобное в себе.

33. Пьянства

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком.

М. Горький «На дне»

Актер — пьяница, который страдает от пустоты и бессмысленности своей жизни. Пьянство привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе — это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве.

Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности.

(Наркомания)

34. Ущемления прав человека в современном обществе

Б. Васильев «Кольцо А»

Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, что Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приоритет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека.

35. Эгоизма

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

А. П. Чехов «Анна на шее»

Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, считает себя королевой, а остальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

Д. Лондон «В далеком краю»

Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

36. Варварства, жестокости

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

В. Астафьев «Печальный детектив»

37. Вандализма

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

И.Бунин «Окаянные дни»

Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.

38. Рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку)

А. Куприн «Гранатовый браслет»

Рассказ генерала Аносова о романах поручика Вишнякова и Леночки, прапорщика и жены полкового командира позволяют увидеть, какими несчастными могут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружающих, их презирают и жалеют.

39. Любви по расчету

А.Н. Островский «Свои люди — сочтемся!»

Подхалюзин, герой комедии, любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ своего жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по-французски.

40. Любовь и ревность

Вильям Шекспир «Отелло»

Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни.

41. Карьеризма

Д. Гранин «Иду на грозу»

Мир ученых-физиков в романе — это поле битвы, на котором идет борьба между подлинными учеными (Дан, Крылов) и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы.

42. Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (ответственности за свои дела)

А.П. Чехов «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

43. Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)

А.П. Чехов «Ванька»

Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке» Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

А.П. Чехов «Тоска»

У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

Германн, центральный персонаж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза поставил Пиковую Даму.

Автор показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его Богом, и этому Богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

45. Истинных и ложных ценностей в жизни

А.П. Чехов «Попрыгунья»

Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти героиня осознала свое легкомыслие.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Для семьи Курагиных главной ценностью в жизни были деньги, поэтому и Анатоль, и Элен выросли эгоистами. В доме Ростовых всё было наоборот: в их семье все строилось на любви и взаимопонимании. Поэтому Наташа, Николай и Петя выросли добрыми и отзывчивыми людьми. Таким образом, Курагины выбрали ложные ценности, а Ростовы – истинные.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Погоня за ложными ценностями приводит к оскудению и моральной деградации человека. В поэме Гоголь выводит перед читателем целую череду «мертвых душ»: Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, самого Чичикова, городских чиновников. Все они в той или иной степени охвачены страстью к накопительству и наживе, теряют живые души, превращаясь в марионеток.

Л. Татьяничева. Стихотворение «Что ты сделал хорошего»

Делать людям хорошее – хорошеть самому. Счастье в том, чтобы творить доброе, вечное, помогать людям. Таковы истинные ценности человеческой жизни.

46. Истинных и ложных целей в жизни

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Писатель отрицает такую жизнь, какую вел господин из Сан-Франциско и богатые господа с парохода «Атлантида». Он показывает в рассказе, как ничтожна жизнь таких людей. Главная идея рассказа заключается в том, что перед смертью все равны, что перед ней не важны какие-то классовые, имущественные грани, разделяющие людей, поэтому жизненная цель должна быть такой, чтобы после смерти осталась долгая и добрая память о человеке.

А. П. Чехов «Крыжовник»

Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник» . Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование.

Цитата

«В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая цель – осуществление того, к чему вы стремитесь. Вторая цель – умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые представители человечества способны к достижению второй цели». (Логан Пирсалл Смит, американский эссеист и критик)

Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста “ушла… в другую комнату. Для неё жить красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.

В рассказе Чехова “Хамелеон” полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.


В своём творчестве Юрий Мамлеев описывает мрачный, наполненный загадками мир, побуждая читателей к серьёзным размышлениям о неизведанных глубинах человеческой души, конечности и бессмысленности жизни, неизбежности смерти. Героями автора, как правило, становятся люди с серьёзными психическими отклонениями или просто неадекватные маргиналы. Их образы открыто демонстрируют всё самое пагубное, что может существовать в мире. Они же - неутомимые исследователи всего трансцендентного, в том числе и природы смерти, окружённой мистическим ореолом тайны. Каким же образом эти темы развил в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев? Краткое содержание произведения и его проблематику мы рассмотрим максимально подробно ниже.
Действующие лица События, о которых повествует автор в своём рассказе, происходят в самой обыкновенной коммунальной квартире. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения. Там можно встретить колдуна Кузьму и самого развитого члена семьи Почкарёвых - Никифора. Ему уже исполнилось три с половиной года, но все до сих пор называют его младенцем, поскольку ведёт он себя так, словно бы не вышел ещё из этого возраста. Колдун Кузьма боится Никифора, поскольку не может понять, какой дух его прислал в этот мир. Впрочем, младенца никто особенно не любит. А общается он в основном с семидесятилетней Екатериной, страдающей от неизвестного науке недуга. Врачи лишь разводят руками, а старушка становится практически недееспособной, чем очень расстраивает своего двоюродного вечно весёлого брата Василия, немного истеричную сестру Наталью и её сына Митю, злоупотребляющего алкоголем.
Болезнь Екатерины становится настоящим камнем преткновения для её родственников, проблемой, которая мешает им жить. Именно с темы душевной чёрствости начинает свой рассказ «Прыжок в гроб» Мамлеев.
Краткое содержание: гротескная завязка Василий, Наталья и Митя без конца отправляют Екатерину в больницу, что, впрочем, ситуацию никак не меняет. Старушка не может обслуживать себя и с каждым днём становится всё слабее. Оживает она лишь при появлении Никифора. А после окончательного вердикта врача: «неизлечима, скоро умрёт» - родственники начинают напряжённо ожидать конца своих мучений. Мите надоело выносить горшки. Наталья вдруг с удивлением обнаруживает отсутствие неизменной любви к сестре. Василий стремительно теряет чувство юмора. А поскольку вожделенный момент смерти Екатерины не наступает, родственники единогласно принимают решение похоронить старушку заживо. Они откровенно говорят своей подопечной об этой идее и просят у неё согласия на столь безумный план. Предложение задохнуться в гробу старушка воспринимает без энтузиазма, однако обещает подумать и дать ответ.
Такую неоднозначную завязку с изрядной долей гротеска предлагает читателю Юрий Мамлеев. Он откровенно обнажает в ней все самые низменные мысли, которые могут родиться в голове у человека. Автор просто выворачивает наизнанку людские души, выставляя их на всеобщее обозрение, и параллельно начинает развивать тему смерти. Что такое смерть? Родственники требуют от старушки немедленного ответа, аргументируя это тем, что они сами скорее умрут, чем Екатерина. Они всё продумали, в том числе как получить справку о смерти и не позориться. Екатерина уже сейчас выглядит как покойница, главное, чтобы лежала смирно и не сорвала ненароком их план. Переход в небытие пугает старушку. Василий же только разводит руками. Устами старичка Юрий Мамлеев задаёт экзистенциальный вопрос: "Что такое смерть?"
Какой смысл бояться её, если она представляет собой неведомую загадку? Смерть для Василия – понятие абстрактное, поэтому относится он к ней поверхностно и легко. Однако для Екатерины этот вопрос более насущный. Ведь задохнуться в гробу предстоит не ему, а ей. Впрочем, она знает, к кому обратиться, чтобы принять решение, – к Никифору. Образ Никифора Именно через образ младенца развивает мысль о трансцендентной реальности в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Проблематика произведения тесно связана с неведомым, заключённым в Никифоре, который пришел не в тот мир, который он хотел, не желал взрослеть, воспринимал бытие по-иному и, в отличие от старших, знал высшую правду. Он ещё до вердикта врача о неизлечимости Екатерины понимает, что её скоро не станет. В Никифоре все обитатели коммуналки видят нечто инородное: младенца сторонится колдун Кузьма, в его сторону хочет плюнуть Наталья. Митя вообще не считает Никифора за человека. Однако именно к нему Екатерина обращается за советом. С его одобрения она решается при жизни стать покойницей, а затем умереть.Неведомое знание, метафизическую составляющую бытия вкладывает в образ младенца в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание мы продолжаем рассматривать. Подготовка к смерти Получив одобрение Никифора, старушка соглашается на безумную затею родственников, которые без промедления отправляются к врачу. Посеревшая от болезни, она не вызывает никаких подозрений у медсестры, пришедшей засвидетельствовать смерть.
А осчастливленные скорым избавлением от злосчастной обузы Василий, Наталья и Митя начинают приравнивать живую Екатерину к настоящей покойнице. Даже просьба о кружке чая вызывает у них нечто среднее между недоумением и негодованием. Разве могут мёртвые пить и есть? У них не должно быть простых человеческих желаний. Кроме того, если накормить и напоить Екатерину, её неизбежно придётся вести в уборную, иначе запах из гроба выдаст ложную смерть.
Тотальный эгоцентризм вкупе с непомерным цинизмом вызывает некоторый шок при прочтении произведения «Прыжок в гроб». Мамлеев, рассказ которого представляет собой кладезь парадоксов, не только демонстрирует тёмную сторону человеческой души, но и проводит читателя через осознание смерти как неотъемлемой части жизни. Смерть – это часть жизни? Конечно, Екатерину страшит её участь, несмотря на то что она добровольно дала согласие на похороны и, кажется, смирилась со своей скорой кончиной. Статус покойницы не мешает ей продолжать чувствовать себя живым человеком, и даже во сне она кричит о своём нежелании покидать этот мир. Екатерина словно заново рождается, начинает проворно двигаться и выказывает все признаки здоровья. Увидев необычайную живость старушки, родственники задумываются о том, чтобы отменить похороны, невзирая на возможные последствия: перспективу позора и тюремного заключения. Однако внезапный прилив сил быстро сходит на нет. Екатерина слабеет, но уже как-то иначе. Обескураженным родственникам она говорит, что сама хочет упасть в гроб. Они не возражают, только лишь украшают ложе живой покойницы цветами. Екатерина больше ничего не говорит, ни о чём не думает, словно бы проваливается в пустоту. Возможно, она уже не боится смерти и воспринимает её как некую закономерную часть жизни. В этом отчасти заключён смысл рассказа Мамлеева «Прыжок в гроб».
Анализ дальнейших событий сводится к метафизической теме смерти/бессмертия.
Бессмертна ли душа? На похоронах старушка лежит неподвижно, только дважды подмигивает батюшке, читающему молитвы. Однако он и не думает проверять, мертва ли на самом деле покойница, списывая всё на бесов, решивших его смутить. Гроб накрывают крышкой и несут на кладбище, а перед героями простирается бескрайняя даль, словно бы зовущая в иную, вечную непознанную жизнь. Описывая таким образом природу в рассказе «Прыжок в гроб», Юрий Витальевич Мамлеев заставляет задуматься о том, что будет за чертой жизни. Конец произведения имеет возвышенно-восторженную окраску, отдающую мистицизмом. Крышку гроба забивают без происшествий. Наталья поддаётся душевному порыву и припадает к ней. В это мгновенье ей чудится, что из гроба доносятся зловещие проклятия, направленные против всего мира. Душа Екатерины тем временем отделяется от тела и идёт на зов Великого Духа, приближающегося к Земле. Метафизический реализм Ю. Мамлеева Ю. Мамлеев затрагивает вопросы жизни и смерти, неизведанных глубин человеческой личности практически во всех своих творениях, в том числе и в рассказе «Прыжок в гроб». Жанр, в котором он написан, автор определил как метафизический реализм. Суть его состоит в тесной взаимосвязи человеческой жизни с познанием трансцендентной составляющей мира и личности. Её Мамлеев анализирует, над ней он заставляет размышлять читателя.
С глубинными скрытыми явлениями сталкиваются главные герои автора. Именно посредством их оценок и описывает неведомое в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание произведения мы разобрали выше. Это своего рода сплав гротеска и глубокой философской мысли, который не только шокирует читателя, но и заставит его предаться размышлениям о самой тёмной составляющей бытия человека.

В своём творчестве Юрий Мамлеев описывает мрачный, наполненный загадками мир, побуждая читателей к серьёзным размышлениям о неизведанных глубинах человеческой души, конечности и бессмысленности жизни, неизбежности смерти. Героями автора, как правило, становятся люди с серьёзными психическими отклонениями или просто неадекватные маргиналы. Их образы открыто демонстрируют всё самое пагубное, что может существовать в мире. Они же - неутомимые исследователи всего трансцендентного, в том числе и природы смерти, окружённой мистическим ореолом тайны. Каким же образом эти темы развил в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев? Краткое содержание произведения и его проблематику мы рассмотрим максимально подробно ниже.

Действующие лица

События, о которых повествует автор в своём рассказе, происходят в самой обыкновенной коммунальной квартире. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения. Там можно встретить колдуна Кузьму и самого развитого члена семьи Почкарёвых - Никифора. Ему уже исполнилось три с половиной года, но все до сих пор называют его младенцем, поскольку ведёт он себя так, словно бы не вышел ещё из этого возраста. Колдун Кузьма боится Никифора, поскольку не может понять, какой дух его прислал в этот мир.

Впрочем, младенца никто особенно не любит. А общается он в основном с семидесятилетней Екатериной, страдающей от неизвестного науке недуга. Врачи лишь разводят руками, а старушка становится практически недееспособной, чем очень расстраивает своего двоюродного вечно весёлого брата Василия, немного истеричную сестру Наталью и её сына Митю, злоупотребляющего алкоголем.

Болезнь Екатерины становится настоящим камнем преткновения для её родственников, проблемой, которая мешает им жить. Именно с темы душевной чёрствости начинает свой рассказ «Прыжок в гроб» Мамлеев.

Василий, Наталья и Митя без конца отправляют Екатерину в больницу, что, впрочем, ситуацию никак не меняет. Старушка не может обслуживать себя и с каждым днём становится всё слабее. Оживает она лишь при появлении Никифора.

А после окончательного вердикта врача: «неизлечима, скоро умрёт» - родственники начинают напряжённо ожидать конца своих мучений. Мите надоело выносить горшки. Наталья вдруг с удивлением обнаруживает отсутствие неизменной любви к сестре. Василий стремительно теряет чувство юмора. А поскольку вожделенный момент смерти Екатерины не наступает, родственники единогласно принимают решение похоронить старушку заживо. Они откровенно говорят своей подопечной об этой идее и просят у неё согласия на столь безумный план. Предложение задохнуться в гробу старушка воспринимает без энтузиазма, однако обещает подумать и дать ответ.

Такую неоднозначную завязку с изрядной долей гротеска предлагает читателю Юрий Мамлеев. Он откровенно обнажает в ней все самые низменные мысли, которые могут родиться в голове у человека. Автор просто выворачивает наизнанку людские души, выставляя их на всеобщее обозрение, и параллельно начинает развивать тему смерти.

Родственники требуют от старушки немедленного ответа, аргументируя это тем, что они сами скорее умрут, чем Екатерина. Они всё продумали, в том числе как получить справку о смерти и не позориться. Екатерина уже сейчас выглядит как покойница, главное, чтобы лежала смирно и не сорвала ненароком их план.

Переход в небытие пугает старушку. Василий же только разводит руками. Устами старичка Юрий Мамлеев задаёт "Что такое смерть?"

Какой смысл бояться её, если она представляет собой неведомую загадку? Смерть для Василия - понятие абстрактное, поэтому относится он к ней поверхностно и легко.

Однако для Екатерины этот вопрос более насущный. Ведь задохнуться в гробу предстоит не ему, а ей. Впрочем, она знает, к кому обратиться, чтобы принять решение, - к Никифору.

Образ Никифора

Именно через образ младенца развивает мысль о трансцендентной реальности в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Проблематика произведения тесно связана с неведомым, заключённым в Никифоре, который пришел не в тот мир, который он хотел, не желал взрослеть, воспринимал бытие по-иному и, в отличие от старших, знал высшую правду.

Он ещё до вердикта врача о неизлечимости Екатерины понимает, что её скоро не станет. В Никифоре все обитатели коммуналки видят нечто инородное: младенца сторонится колдун Кузьма, в его сторону хочет плюнуть Наталья, Митя вообще не считает Никифора за человека. Однако именно к нему Екатерина обращается за советом. С его одобрения она решается при жизни стать покойницей, а затем умереть.

Неведомое знание, метафизическую составляющую бытия вкладывает в образ младенца в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание мы продолжаем рассматривать.

Подготовка к смерти

Получив одобрение Никифора, старушка соглашается на безумную затею родственников, которые без промедления отправляются к врачу. Посеревшая от болезни, она не вызывает никаких подозрений у медсестры, пришедшей засвидетельствовать смерть.

А осчастливленные скорым избавлением от злосчастной обузы Василий, Наталья и Митя начинают приравнивать живую Екатерину к настоящей покойнице. Даже просьба о кружке чая вызывает у них нечто среднее между недоумением и негодованием. Разве могут мёртвые пить и есть? У них не должно быть простых человеческих желаний. Кроме того, если накормить и напоить Екатерину, её неизбежно придётся вести в уборную, иначе запах из гроба выдаст ложную смерть.

Тотальный эгоцентризм вкупе с непомерным цинизмом вызывает некоторый шок при прочтении произведения «Прыжок в гроб». Мамлеев, рассказ которого представляет собой кладезь парадоксов, не только демонстрирует тёмную сторону человеческой души, но и проводит читателя через осознание смерти как неотъемлемой части жизни.

Смерть - это часть жизни?

Конечно, Екатерину страшит её участь, несмотря на то что она добровольно дала согласие на похороны и, кажется, смирилась со своей скорой кончиной. Статус покойницы не мешает ей продолжать чувствовать себя живым человеком, и даже во сне она кричит о своём нежелании покидать этот мир. Екатерина словно заново рождается, начинает проворно двигаться и выказывает все признаки здоровья.

Увидев необычайную живость старушки, родственники задумываются о том, чтобы отменить похороны, невзирая на возможные последствия: перспективу позора и тюремного заключения.

Однако внезапный прилив сил быстро сходит на нет. Екатерина слабеет, но уже как-то иначе. Обескураженным родственникам она говорит, что сама хочет упасть в гроб. Они не возражают, только лишь украшают ложе живой покойницы цветами. Екатерина больше ничего не говорит, ни о чём не думает, словно бы проваливается в пустоту. Возможно, она уже не боится смерти и воспринимает её как некую закономерную часть жизни. В этом отчасти заключён смысл рассказа Мамлеева «Прыжок в гроб». Анализ дальнейших событий сводится к метафизической теме смерти/бессмертия.

Бессмертна ли душа?

На похоронах старушка лежит неподвижно, только дважды подмигивает батюшке, читающему молитвы. Однако он и не думает проверять, мертва ли на самом деле покойница, списывая всё на бесов, решивших его смутить.

Гроб накрывают крышкой и несут на кладбище, а перед героями простирается бескрайняя даль, словно бы зовущая в иную, вечную непознанную жизнь.

Описывая таким образом природу в рассказе «Прыжок в гроб», Юрий Витальевич Мамлеев заставляет задуматься о том, что будет за чертой жизни. Конец произведения имеет возвышенно-восторженную окраску, отдающую мистицизмом.

Крышку гроба забивают без происшествий. Наталья поддаётся душевному порыву и припадает к ней. В это мгновенье ей чудится, что из гроба доносятся зловещие проклятия, направленные против всего мира. Душа Екатерины тем временем отделяется от тела и идёт на зов Великого Духа, приближающегося к Земле.

Метафизический реализм Ю. Мамлеева

Ю. Мамлеев затрагивает вопросы жизни и смерти, неизведанных глубин человеческой личности практически во всех своих творениях, в том числе и в рассказе «Прыжок в гроб». Жанр, в котором он написан, автор определил как метафизический реализм. Суть его состоит в тесной взаимосвязи человеческой жизни с познанием трансцендентной составляющей мира и личности. Её Мамлеев анализирует, над ней он заставляет размышлять читателя.

С глубинными скрытыми явлениями сталкиваются главные герои автора. Именно посредством их оценок и описывает неведомое в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание произведения мы разобрали выше. Это своего рода сплав гротеска и глубокой философской мысли, который не только шокирует читателя, но и заставит его предаться размышлениям о самой тёмной составляющей бытия человека.

В одной коммунальной квартире жили не совсем обычные люди: колдун Кузьма, младенец Никифор, которому исполнилось уже три с половиной года, больная неизвестной болезнью семидесятилетняя Екатерина, её сестра Наталья с пьяницей сыном Митей, и двоюродный брат сестёр Василий.

Начались все проблемы в семье с осложнений от болезни Екатерины. Она много времени проводила в больницах, но врачи ничего не могли поделать. Больная старушка чехла на глазах своих родных. Им приходилось ухаживать за недееспособной родственницей. Сестра Наталья, любившая свою сестру, когда та была здоровой, вдруг поняла, что равнодушно к ней. Брат Василий, который всегда отличался веселым нравом, стал грустить. Мите тоже надоело выносить горшки за Екатериной. Всем старуха была в тягость.

После последней госпитализации врачи сказали, что Екатерина проживет не больше года. Родственники начали ждать, когда же она умрёт.

Екатерина не могла уже почти подниматься с постели. Она лежала, как мертвая. Когда же к ней заходил маленький Никифор, старушка радовалась его визитам. Она словно понимала, что он ей говорит.

Колдун Кузьма наоборот боялся Никифора. Он говорил, что ребёнок неизвестного происхождения.

Затем родственники, уставшие от забот о больной Екатерине, предлагают ей притвориться мёртвой. Они возьмут справку у врача, а её живой похоронят. Старушка, подумав и посоветовавшись с Никифором, согласилась лечь живой в гроб.

Медсестра, даже не осмотрев Екатерину, выписала справку о смерти. Василий купил гроб. Екатерина сама в него легла.

У старушки уже мысли в голове путались, она была словно в ином мире.

Во время отпевания в церкви, Екатерина подмигнула священнику, но он решил, что это искушение от бесов.

Василий боялся, что когда станут забивать гвоздями крышку, покойница передумает умирать и закричит. Но, все прошло хорошо. Старушка лежала тихо и не доставила хлопот родне.

Во время опускания гроба в могилу, её душа отделилась от тела.

Картинка или рисунок Мамлеев - Прыжок в гроб

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкин

    Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле

  • Краткое содержание Голубая книга Зощенко

    Произведение Голубая книга было написано по просьбе Горького. Книга рассказывает об обычной бытовой жизни простых людей, состоит она из новелл и написана простым и обычным языком наполненным жаргонизмами.

  • Краткое содержание Голявкин Тетрадки под дождём

    Погода на улице была хорошая и Марик на перемене предложил другу сбежать с урока. Чтобы возле выхода из школы их не задержали, мальчики спустили на собственных ремнях портфели на землю через окно

  • Андерсен

    Творчество Ганса Христиана Андерсена очень разнообразно. Он писал романы, стихи, прозу, пьесы, однако большую часть его наследия составляют сказки.

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    В мае 1922 года в Америке вышел в свет рассказ Загадочная история Бенджамина Баттона. Этот замечательный образец прозы создал непревзойденный мастер магического гротеска Фрэнсис Фицджеральд.

В своём творчестве Юрий Мамлеев описывает мрачный, наполненный загадками мир, побуждая читателей к серьёзным размышлениям о неизведанных глубинах человеческой души, конечности и бессмысленности жизни, неизбежности смерти. Героями автора, как правило, становятся люди с серьёзными психическими отклонениями или просто неадекватные маргиналы. Их образы открыто демонстрируют всё самое пагубное, что может существовать в мире. Они же - неутомимые исследователи всего трансцендентного, в том числе и природы смерти, окружённой мистическим ореолом тайны. Каким же образом эти темы развил в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев? Краткое содержание произведения и его проблематику мы рассмотрим максимально подробно ниже.

Действующие лица

События, о которых повествует автор в своём рассказе, происходят в самой обыкновенной коммунальной квартире. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения. Там можно встретить колдуна Кузьму и самого развитого члена семьи Почкарёвых - Никифора. Ему уже исполнилось три с половиной года, но все до сих пор называют его младенцем, поскольку ведёт он себя так, словно бы не вышел ещё из этого возраста. Колдун Кузьма боится Никифора, поскольку не может понять, какой дух его прислал в этот мир.

Впрочем, младенца никто особенно не любит. А общается он в основном с семидесятилетней Екатериной, страдающей от неизвестного науке недуга. Врачи лишь разводят руками, а старушка становится практически недееспособной, чем очень расстраивает своего двоюродного вечно весёлого брата Василия, немного истеричную сестру Наталью и её сына Митю, злоупотребляющего алкоголем.

Болезнь Екатерины становится настоящим камнем преткновения для её родственников, проблемой, которая мешает им жить. Именно с темы душевной чёрствости начинает свой рассказ «Прыжок в гроб» Мамлеев.

Василий, Наталья и Митя без конца отправляют Екатерину в больницу, что, впрочем, ситуацию никак не меняет. Старушка не может обслуживать себя и с каждым днём становится всё слабее. Оживает она лишь при появлении Никифора.

А после окончательного вердикта врача: «неизлечима, скоро умрёт» - родственники начинают напряжённо ожидать конца своих мучений. Мите надоело выносить горшки. Наталья вдруг с удивлением обнаруживает отсутствие неизменной любви к сестре. Василий стремительно теряет чувство юмора. А поскольку вожделенный момент смерти Екатерины не наступает, родственники единогласно принимают решение похоронить старушку заживо. Они откровенно говорят своей подопечной об этой идее и просят у неё согласия на столь безумный план. Предложение задохнуться в гробу старушка воспринимает без энтузиазма, однако обещает подумать и дать ответ.

Такую неоднозначную завязку с изрядной долей гротеска предлагает читателю Юрий Мамлеев. Он откровенно обнажает в ней все самые низменные мысли, которые могут родиться в голове у человека. Автор просто выворачивает наизнанку людские души, выставляя их на всеобщее обозрение, и параллельно начинает развивать тему смерти.

Что такое смерть?

Родственники требуют от старушки немедленного ответа, аргументируя это тем, что они сами скорее умрут, чем Екатерина. Они всё продумали, в том числе как получить справку о смерти и не позориться. Екатерина уже сейчас выглядит как покойница, главное, чтобы лежала смирно и не сорвала ненароком их план.

Переход в небытие пугает старушку. Василий же только разводит руками. Устами старичка Юрий Мамлеев задаёт экзистенциальный вопрос: "Что такое смерть?"

Какой смысл бояться её, если она представляет собой неведомую загадку? Смерть для Василия - понятие абстрактное, поэтому относится он к ней поверхностно и легко.

Однако для Екатерины этот вопрос более насущный. Ведь задохнуться в гробу предстоит не ему, а ей. Впрочем, она знает, к кому обратиться, чтобы принять решение, - к Никифору.

Образ Никифора

Именно через образ младенца развивает мысль о трансцендентной реальности в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Проблематика произведения тесно связана с неведомым, заключённым в Никифоре, который пришел не в тот мир, который он хотел, не желал взрослеть, воспринимал бытие по-иному и, в отличие от старших, знал высшую правду.

Он ещё до вердикта врача о неизлечимости Екатерины понимает, что её скоро не станет. В Никифоре все обитатели коммуналки видят нечто инородное: младенца сторонится колдун Кузьма, в его сторону хочет плюнуть Наталья, Митя вообще не считает Никифора за человека. Однако именно к нему Екатерина обращается за советом. С его одобрения она решается при жизни стать покойницей, а затем умереть.

Неведомое знание, метафизическую составляющую бытия вкладывает в образ младенца в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание мы продолжаем рассматривать.

Подготовка к смерти

Получив одобрение Никифора, старушка соглашается на безумную затею родственников, которые без промедления отправляются к врачу. Посеревшая от болезни, она не вызывает никаких подозрений у медсестры, пришедшей засвидетельствовать смерть.

А осчастливленные скорым избавлением от злосчастной обузы Василий, Наталья и Митя начинают приравнивать живую Екатерину к настоящей покойнице. Даже просьба о кружке чая вызывает у них нечто среднее между недоумением и негодованием. Разве могут мёртвые пить и есть? У них не должно быть простых человеческих желаний. Кроме того, если накормить и напоить Екатерину, её неизбежно придётся вести в уборную, иначе запах из гроба выдаст ложную смерть.

Тотальный эгоцентризм вкупе с непомерным цинизмом вызывает некоторый шок при прочтении произведения «Прыжок в гроб». Мамлеев, рассказ которого представляет собой кладезь парадоксов, не только демонстрирует тёмную сторону человеческой души, но и проводит читателя через осознание смерти как неотъемлемой части жизни.

Смерть - это часть жизни?

Конечно, Екатерину страшит её участь, несмотря на то что она добровольно дала согласие на похороны и, кажется, смирилась со своей скорой кончиной. Статус покойницы не мешает ей продолжать чувствовать себя живым человеком, и даже во сне она кричит о своём нежелании покидать этот мир. Екатерина словно заново рождается, начинает проворно двигаться и выказывает все признаки здоровья.

Увидев необычайную живость старушки, родственники задумываются о том, чтобы отменить похороны, невзирая на возможные последствия: перспективу позора и тюремного заключения.

Однако внезапный прилив сил быстро сходит на нет. Екатерина слабеет, но уже как-то иначе. Обескураженным родственникам она говорит, что сама хочет упасть в гроб. Они не возражают, только лишь украшают ложе живой покойницы цветами. Екатерина больше ничего не говорит, ни о чём не думает, словно бы проваливается в пустоту. Возможно, она уже не боится смерти и воспринимает её как некую закономерную часть жизни. В этом отчасти заключён смысл рассказа Мамлеева «Прыжок в гроб». Анализ дальнейших событий сводится к метафизической теме смерти/бессмертия.

Бессмертна ли душа?

На похоронах старушка лежит неподвижно, только дважды подмигивает батюшке, читающему молитвы. Однако он и не думает проверять, мертва ли на самом деле покойница, списывая всё на бесов, решивших его смутить.

Гроб накрывают крышкой и несут на кладбище, а перед героями простирается бескрайняя даль, словно бы зовущая в иную, вечную непознанную жизнь.

Описывая таким образом природу в рассказе «Прыжок в гроб», Юрий Витальевич Мамлеев заставляет задуматься о том, что будет за чертой жизни. Конец произведения имеет возвышенно-восторженную окраску, отдающую мистицизмом.

Крышку гроба забивают без происшествий. Наталья поддаётся душевному порыву и припадает к ней. В это мгновенье ей чудится, что из гроба доносятся зловещие проклятия, направленные против всего мира. Душа Екатерины тем временем отделяется от тела и идёт на зов Великого Духа, приближающегося к Земле.

Метафизический реализм Ю. Мамлеева

Ю. Мамлеев затрагивает вопросы жизни и смерти, неизведанных глубин человеческой личности практически во всех своих творениях, в том числе и в рассказе «Прыжок в гроб». Жанр, в котором он написан, автор определил как метафизический реализм. Суть его состоит в тесной взаимосвязи человеческой жизни с познанием трансцендентной составляющей мира и личности. Её Мамлеев анализирует, над ней он заставляет размышлять читателя.

С глубинными скрытыми явлениями сталкиваются главные герои автора. Именно посредством их оценок и описывает неведомое в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание произведения мы разобрали выше. Это своего рода сплав гротеска и глубокой философской мысли, который не только шокирует читателя, но и заставит его предаться размышлениям о самой тёмной составляющей бытия человека.