Современные потомки династии медичи. Медичи история самой могущественной династии средневековой Италии… Кто оказывал покровительство художникам во флоренции


Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I Медичи в доспехах. 1545. Уффици, Флоренция.

Напомню, мы остановились на том, что с гибелью предшественника Козимо I - Алессандро - прервалась ветвь Медичи, идущая по мужской линии от Козимо Старшего. Однако здравствовала Мария Сальвиати, дочь дочери Лоренцо Великолепного. Она и была матерью Козимо I, то есть он был правнуком Лоренцо Великолепного по матери и бабушке. Правда, Медичи он считался не по матери, а по отцу)).

Отец Козимо, Джованни де Медичи, известный как Джованни делле Банде Нери, был правнуком младшего брата Козимо Старшего - Лоренцо Старшего, то есть представлял вполне законную младшую ветвь семьи, отделившуюся от основного ствола столетием раньше. Джованни был заметной фигурой, снискал репутацию способного военачальника и уважение Никколо Макиавелли, но, к сожалению, погиб от раны в 28 лет. По распоряжению сына на площади Сан-Лоренцо ему установлен памятник работы Баччо Бандинелли.

Чтобы не запутаться окончательно с генеалогией Медичи, приведу-ка я, пожалуй, их дерево.

Итак, Козимо I. Для нас он интересен прежде всего тем, что на его имя натыкаешься на каждом углу при нем во Флоренции был создан обширный пласт произведений эпохи маньеризма, который стал фактически последним значимым культурным слоем города. При его правлении многие объекты в сердце города приобрели свой нынешний вид.

Козимо унаследовал титул Герцога Флоренции при поддержке влиятельных семей герцогства, имевших надежду использовать его в своих интересах. Однако, получив официальное подтверждение своих прав, он быстро проявил авторитаризм, разгромил и казнил недовольных, и в дальнейшем проводил твердую политику утверждения абсолютной власти. Козимо укрепляет существующие и строит новые форты и крепости на территории Тосканы, усиливает армию, присоединяет к своим владениям Сиену, развивает сеть дорог и портов. Он пытается повысить статус Флорентийского герцогства на внешнеполитической арене до королевства, и в 1569 году ему удается папской буллой проапгрейдить))) свое государство до Великого герцогства Тосканского и получить корону в Риме из рук папы.

В соответствующем идеологическом ключе Козимо I формулирует заказ для придворных художников, которые всячески прославляют герцогскую власть и его лично, а заодно стирают воспоминания о вольных временах республики. В 1563 году герцог основывает «Академию изящных искусств», и при его дворе находят покровительство и работу Джорджио Вазари, Бенвенуто Челлини, Аньоло Бронзино, Бартоломео Амманнати.

В начале своего правления Козимо переезжает из фамильной резиденции Палаццо Медичи-Риккарди в Палаццо Веккио , превращая символ городского самоуправления в личную резиденцию герцогов. Для него там проводится масштабная реконструкция, которая касается в особенности республиканского Зала пятисот, о чем я расскажу в следующем посте. Тогда же в дополнение к Давиду Микеланджело наполняются скульптурами площадь Синьории и Лоджия Ланци. Там появляются фонтан «Нептун» Амманнати, «Геркулес и Какус» Бандинелли, «Давид» Челлини.

В 1550 году супруга герцога Элеонора Толедская дабы иметь возможность выбираться из загруженного центра на свежий воздух))) приобретает на другом берегу реки Палаццо Питти, которое восемь лет спустя начинает перестраивать для семьи Бартоломео Амманнати. Этот дворец впоследствии станет основной резиденцией Герцогов Тосканских. Там же окончательно формируются и заполняются скульптурами Сады Боболи. Для комфортного путешествия через реку над старым мостом Понте Веккио Джорджо Вазари достраивает коридор имени себя))), а чуть дальше Амманнати модернизирует и украшает мост Санта-Тринита . В 1560 году опять же Вазари начинает строительство галереи Уффици. Упоминая Вазари, необходимо отметить, что, несмотря на творческую плодовитость и прочное положение при герцоге, этот художник и архитектор более чем своими работами прославился созданием «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» - первой энциклопедии искусства, включающей биографии и описания произведений 178 художников эпохи Возрождения. Это собрание считается основополагающим трудом в истории искусств и подчас единственным источником бесценной информации о творцах Ренессанса.

Козимо I Медичи скончался в 1574 году в возрасте всего 54 лет. Но он заложил прочную основу для династии Великих герцогов Тосканских, его ветвь рода правила Флоренцией 200 лет. В браке с Элеонорой родилось 11 детей, двое из которых впоследствии носили герцогскую корону.

Старший сын Козимо I Франческо I наследует трон отца и правит до своей смерти в 1587 году.


Алессандро Аллори. Портрет Франческо I Медичи, Великого герцога Тосканского. 1560. Институт искусств, Чикаго.

Герцог интересуется естественными науками и устраивает себе в Палаццо Веккио химическую лабораторию и кунсткамеру - Студиоло Франческо Первого. Также он продолжает дело отца и в 1575 году помещает произведения искусства из личной коллекции Медичи в галерею Уффици, и так основывает один из лучших мировых музеев. Франческо безвременно уходит из-за своей непростой личной жизни. Будучи женатым на дочери австрийского императора Иоанне, он любит совсем другую женщину, Бьянку Капелло. Правда, эта любовь не мешает ему родить в браке через не могу восемь детей, одним из которых стала будущая королева Франции Мария Медичи. Однако, несчастная Иоанна умирает в 31 год и Франческо спустя три месяца женится на Бьянке. Бьянку ненавидят и обвиняют в отравлении Иоанны. Франческо и Бьянка умирают в один день, в загородном доме во время обеда с Фердинандо, родным братом Франческо, как показали современные исследования - от отравления мышьяком. Так как единственный сын Франческо к этому моменту уже умер, то именно брат - Фердинандо - и становится выгодоприобретателем от этого убийства, и наследует корону. Его, впрочем, в убийстве и обвиняли. Такие милые люди.

Фердинандо I интересен нам в основном тем, что заказывает Джамболоньи монументальный памятник отцу , который находит свое место на площади Синьории. А также он покровительствует еще одному великому флорентийицу - Галилео Галилею. Последний даже называет в честь сыновей Фердинандо открытые им спутники Сатурна «Звездами Медичи». Чести поддерживать ученого удостаиваются и два следующих герцога - Козимо II и Фердинандо II, который даже был его учеником.

В XVII веке центрами мировой культуры становятся уже другие города и страны. Флоренция, а точнее Великое герцогство Тосканское, благополучно существует под эгидой рода Медичи до 1737 года, когда умирает последний Медичи с французским именем Джан Гастоне (или Жан Гастон). На смену династии Медичи приходит династия Габсбургов-Лотарингских, первым из которых становится супруг знаменитой австрийской императрицы Марии-Терезии Франц I Стефан, а герцогство фактически растворяется в империи. В 1801 году на арене появляется Наполеон и переименовывает герцогство Тосканское в Королевство Этрурию (красивое название…) и сажает было туда Бурбонов, потом передумывает и присоединяет Этрурию к Франции. В 1814 году Наполеон с арены исчезает и Габсбурги-Лотарингские возвращаются на свой законный престол.

В 1861 году объединяется Италия. В короткий период с 1865 по 1871 год Флоренция снова играет ключевую роль, так как становится столицей объединенного королевства. Этот период увековечивается закладкой странной и чужеродной площади Республики , которая, правда достраивается позже, когда Рим и Папская область уже присоединятся к Италии и столица уедет туда.

А Флоренция - несмотря на пролетевшие над ней века, она так и осталась колыбелью прекрасного Ренессанса, непревзойденным памятником этой восхитительной и великой эпохи. За что мы ее и любим.

История Флоренции неразрывно связана с историей семьи Медичи, которые правили городом на протяжении трех с половиной веков. И конечно же очень интересно узнать, за счет чего эта простая семья из окресностей Флоренции вырвалась к власти?!

Первый успех в банковском деле приписывается прародителю двух главных родовых ветвей династии Медичи – Джованни ди Биччи. Его успех в банковском деле не был связан, как у многих банкиров, с торговлей тканями во Флоренции, а был построен на дружбе с папой Иоаном 23 и управлении папской казной, что давало ему большие возможности в использовании инвестиционного капитала, так как это была самая богатая казна в средиземноморье. Именно Джованни де Биччи удалось открыть два филиала банка Медичи в Риме, а также филиалы во Франции, Англии, Нидерландах и Германии.

Дважды Джованни ди Биччи занимал политическую должность Гонфалоньера, опираясь на простой народ, за что его недолюбливали аристократические семьи Флоренции, привыкшие держать власть в своих руках.

С начала 15го века Джованни принимает активное участие в финансировании различных проектов по реконструкции города. Так, Джованни ди Бичичи принимает участие в финансировании новых бронзовых дверей Баттистерия в исполнении Лоренцо Гиберти, а также в реконструкции и расширении Церкви Сан Лоренцо, которая в последующем станет родовой церковью семьи Медичи. Помимо семейной капеллы, Джованни заказывает архитектору Брунеллески построить ризницу для него, впоследствии Старая Ризница. В 1419 году он финансирует строительство благотворительного госпиталя Оспедали Дельи Инноченти по проекту того же Брунеллески. В этот же период другой архитектор Микелоцци завершает расширении церкви Сантиссима Аннунциата. Кроме того, Джованни заказывает гробницу своему другу антипапе Иоанну 23, над которой работают два великих скульптора того времени: Микелоццо и Донателло.

Следует также остановиться на том времени, в котором жил Джованни де Биччи. Начало 14го века для Флоренции выдалось достаточно трудным. Флоренция потерпела военное поражение в сражении против Пизы в 1315 году и против Лукки в 1325 году. В первые несколько десятилетий 14го века обанкротилось сразу несколько крупных флорентийских банков. В 1333 году Флоренция потерпела одно из самых сильных наводнений. А в 1348-1351 великая чума уничтожила 2/3 населения города, что позволило новым людям занять освободившиеся социальные ниши, сменив привычный круг флорентийской аристократии. Этим моментом и воспользовался молодой Джованни де Биччи.

Его дело продолжил старший сын Козимо иль Веккьо или Козимо Старший. Он с малых лет начал работать в семейном банке, перенимая от отца искусство управления финансами. С 1415 года Козимо начал участвовать в политической жизни города, будучи избранным одним из приоров (членом городского совета). Козимо порой занимал престижные политические должности, но при этом он никогда не стремился официально и единовластно управлять городом, предпочитая оставаться в тени и проводить выгодную для себя политику путем продвижения на политические должности доверенных лиц. Благодаря экономическим маневрам Козимо сумел завоевать авторитет и союзников в городе.

Таким образом, в начале 15го века во Флоренции зародилась так называемая криптосиньория, то есть официально во Флоренции существовала республиканская форма правления, а де факто это была скрытая монархия. Поэтому Козимо Старшего принято считать основателем политической династии Медичи, несмотря на то, что он никогда не являлся официальным правителем города.

Козимо был человеком скромным, несмотря на значительное состояние, доставшееся ему от отца и приумноженное им. Так, например он отверг излишне величественный проект дома, представленные ему известным архитектором того времени Брунеллески, и отдал предпочтение более скромному проекту молодого архитектора Микелоцци, утверждая, что “Зависть – это семя, которое лучше никогда не подпитывать”. Именно поэтому Козимо никогда не стремился выставлять свое богатство напоказ. Но несмотря на всю свою скромность у Козимо Старшего было достаточно врагов в городе. И в результате заговора, устроенного одним из главных противников из аристократической семьи Альбицци в 1432 году, Козимо Старший был заточен в башню Палаццо Веккьо в ожидании свое наказания. Но имея достаточное количество союзников и приверженцев во Флоренции и за ее пределами, Козимо удалось избежать смертной казни и отделаться изгнанием в Падую. Однако, обладая экономическим могуществом и опираясь на симпатию флорентийского народа, уже в 1433 году Козимо удалось вернуться во Флоренцию, где его торжественно приняли.

Козимо был мудрым правителем и хорошим дипломатом. Он никогда не правил городом напрямую, оставляя это для других, также как и выполнение неприятных поручений, вследствие чего его имя никогда не было связано с сомнительными или неприятными решениями в отношении городского управления. Кроме того, Козимо Старший как и его отец потратил огромные средства на строительство и реконструкцию многих зданий и монастырей во Флоренции. Так, за счет его средств был полностью реконструирован монастырь Сан Марко, где Козимо имел свою келью для уединения.

Очень важным с дипломатической и экономической точек зрения стало решение Козимо перенести Вселенский Собор Двух Церквей 1439 года из Феррары во Флоренцию. На данном собрании Восточная и Западная Церковь пришли к консенсусу по главному вопросу, вызывавшему разногласия – вопросу о происхождении Святого Духа. Вселенский Собор стянул во Флоренцию всю религиозную элиту Ватикана и Константинополя. Помимо этого на встречу приехал сам Немецкий Император. Это мероприятие не только укрепило и расширило торговые связи Флоренции, но и во многом способствовало распространению древнегреческих текстов и идей гуманизма в Флорентийской Республике. Впоследствии одним из первых гуманистов и близких друзей Козимо стал Марсильо Фичино. Наличие в городе большого числа иностранных граждан в сопровождении экзотических зверей и слуг вдохновило многих художников того времени, среди которых стоит отметить Джентиле да Фабриано и Беноццо Гоццоли.

Козимо имеет двух сыновей:

1. Пьеро – достаточно меланхоличный и страдающий подагрой.
2. Джованни – любитель празднеств и гуляний.

Козимо очень привязан к своему сыну Джованни и внуку Козимино. Но и тот и другой умирают раньше Козимо, что омрачает последние годы жизни великого правителя Флоренции, которые он по большей части проводит в своей загородной резиденции в Каредджи.

Козимо не желал для себя пышных похорон, однако на его погребение собралась длинная процессия и похороны были проведены со всеми почестями. В народе Козимо называли “Отцом Отечества” и эта надпись была сделана на его захоронении в Сан Лоренцо, где над его могилой был возведен мраморный столб, выходящий в церковь с украшенным полом в виде инкрустированного мрамора.

Заказать экскурсию: [email protected], [email protected]

МЕДИЧИ ВО ФЛОРЕНЦИИ

В первой трети XV века банкирский дом Медичи сделался одним из самых богатых и влиятельных во Флоренции.
В прошлом они были лекарями (именно это значение имеет слово Medici).

Символом рода Медичи были шары (palle) или, точнее, круглые пилюли (лекарственные) как символ профессии их предков (Медичи — медики).
Легенда гласит, что эти шары - капли крови ужасного великана, который некогда угрожал Флоренции и с которым прародитель рода Медичи сражался, подобно тому, как Давид сражался с Голиафом. Впрочем, существует и другое толкование этого герба. Само слово "Медичи", как нетрудно догадаться, означает "медик", то есть лекарь. И правители Флоренции, видимо, вышли из этого почтенного сословия. А в те времена эмблемой аптекаря или врача был не крест, как в наше время, а выставленный в витрине шар.

Шестой шар был позже украшен тремя золотыми лилиями, как знак того, что Медичи породнились с Французскими королями

В эпоху Возрождения не было недостатка в семействах, ставших знаменитыми, однако история семьи Медичи представляется исключительной. В то время как другие кондотьеры - Сфорца, Монтефельтро, Малатеста - тем или иным способом (причем чаще всего насильственным) захватывали государственную власть, Медичи добились успеха как купцы, используя купеческие методы. Деньги принесли им уважение; ловкость и успех в делах способствовали появлению постоянных клиентов; удачное стечение обстоятельств сделало остальное. Изгнанные из Флоренции в 1494 г., временно вернувшиеся к власти в 1512 г., а затем уже надолго, на два столетия - в 1530-м, Медичи удивляют своим стремительным восхождением. В течение всего лишь двух поколений они получают графский титул, а всего лишь столетие после появления на исторической сцене папа и император договариваются о том, как снова привести их к власти и жалуют им титул герцога (1532) и великого герцога (1569). Однако позднее, несмотря на успехи “местного уровня” и удачные браки судьба перестает быть к ним благосклонной. Медичи оказываются в одном ряду с заурядными аристократическими семействами, чьи силы неспособны повлиять на крупные политические решения, - судьбы Италии решаются сейчас другими. Закат семейства проходит незамеченным.

I. Происхождение.

Семейство Медичи происходило из Муджелло - долины у Апеннинских предгорий километрах в тридцати на север от Флоренции. Именно там зарождалось семейное достояние. Однако в 12 в. они переселяются в город, ас 13 в. участвуют в его политической и экономической жизни. Первым упоминается некто Бонаджунта Медичи, входивший в состав городского совета (1216), а его родственники с 1240 г. дают деньги в долг. Большей известности семья добивается в 14 в., становясь одним из “кланов” (consorteria), в который входили все потомки по мужской линии от одного предка. “Клан” оказывается многочисленным: в список налогоплательщиков за 1343 г. внесены 32 главы семьи под такой фамилией, имевшие немалые владения и недвижимость в городе и в деревне, занятые в банковском деле и в торговле (с 1300 по 1330 гг. у них даже существует своя банковская контора), участвовавшие в управлении городом (с 1291 по 1341 гг. они 28 раз избирались членами синьории). Через браки Медичи породнились с другими известными семействами города: Ручеллаи, Кавальканти, Донати. Однако ни по своей политической активности, ни по влиянию Медичи не стоят в числе самых могущественных фамилий города. Дела их идут с переменным успехом, и после 1330 г. только двое из семьи занимаются торговлей, в то время как большинство остальных членов семейства, особенно после 1350 г., стараются расширить земельные владения. Если судить по налоговым реестрам, только один из них по-настоящему богат, - но даже он вписан только в шестой разряд налогоплательщиков. Остальные затеряны в общей массе - либо откровенно бедны. Вспыльчивые и мстительные, Медичи не пользуются доверием и любовью. Посредственна и их роль в политических делах: будучи избранными в городской совет, они получают незначительные должности (только изредка направляются куда-либо с посольствами) и никогда не занимают ключевых постов.

II. Восхождение к власти и богатству (1360-1429).

Три представителя семейства Медичи добились успеха и богатства своими силами:
Сальвестро ди Аламанно стал известен в политических кругах, Вьери ди Камбио и Джованни ди Биччи собрали солидное состояние. После 1360 г. единственный из Медичи Сальвестро участвовал в работе совета Флорентийской Республики, представляя там оппозицию, во главе которой стояли крупные семейства гвельфов. Воспользовавшись общим замешательством, возникшим после изнурительной войны против папы (1375-78), он резко выступил против своих врагов из лагеря гвельфов и смог добиться принятия закона, направленного на то, чтобы значительно снизить влияние самых уязвимых из них - магнатов. Волнения, вызванные этим законом, привели к восстанию Чомпи (1378-82). Несмотря на заурядность Сальвестро как личности и на большую осторожность, проявленную большинством Медичи, участвовавшим в реакции на восстание после 1382, имя Медичи осталось в памяти людей связано с этими событиями.
Удачная карьера Вьери ди Камбио началась после 1350 г. Он занимается различными финансовыми операциями и создает банковскую контору. Дела его идут успешно на протяжении сорока лет. В 1380 г. его банк был одним из самых крупных в городе и имел филиалы в Риме, Генуя, Брюгге и Венеции.
Успех Джованни ди Биччи, отца Козимо, сначала был связан с восхождением Вьери ди Камбио, который собрал вокруг себя членов семейства, в числе которых еще до 1390 г. оказался и дальний родственник Джованни. Карьера Джованни оказалась успешной и быстрой. В 1390 г. он возглавляет римский филиал банка, который три года спустя становится независимым. В 1397 г. Джованни возвращается во Флоренцию, а в 1429 г., после его смерти, его банковское дело с отделениями в Риме, Венеции и Неаполе, процветает еще больше, чем в начале столетия. Биччи проявил себя и как удачливый политик. После 1390 г. представители семьи Медичи были полностью вытеснены из политической жизни города, поскольку у власти оказались представители враждебных семейств. Биччи, благодаря своему богатству и осторожности, смог сплотить вокруг себя настоящую партию горожан, которые были оппозиционно настроены по отношению к этим семействам. В руках Медичи постепенно сосредоточивается все больше влияния.

III. Медичи у власти (1429-1530).

В результате неудачной военной кампании против Лукки в 1433 г. и учреждения кадастра (управления по сбору налогов) - меры необходимой, но вызвавшей недовольство среди горожан, - правящая верхушка отстранена от управления городом, а семья Альбицци, возглавлявшая городское правительство, изгнана из Флоренции. В 1434 г. к власти мирным путем приходит сын Джованни - Козимо. С этого времени история города на шестьдесят лет связана с семьей Медичи: до 1462 г. главой города был Козимо, до 1469 г. - Пьеро; до 1492 -Лоренцо и до изгнания в 1494 г. - Пьеро. После своей смерти Джованни оставил немалое наследство: участки земли в Муджелло, дома и виллы, денежную ренту, солидные паи в различных банковских конторах и торговых предприятиях. Козимо еще больше упрочил оставленное наследство, особенно в плане торговли. В лучшие времена у него были две банковские конторы в Риме, по одной в Венеции, Неаполе, Пизе, Милане, Женеве, Лионе, Авиньоне, Брюгге, Лондоне; два завода по выпуску шерстяных и шелковых тканей. Он торговал всем, и особенно деньгами, давая их в долг принцам и королям. В 1451 г. его капитал составил 72.000 флоринов. Козимо окружил себя хорошими помощниками, - как, например, Джованни ди Бенчи, которые могли управлять всем сложным финансовым механизмом, - а ему оставалось время, чтобы править городом, строить монастырь св.Марка, церковь св.Лоренцо, семейный дворец на via Larga, собирать библиотеку (собственную и для монастыря св.Марка), развлекать себя беседами с художниками и скульпторами (Брунеллески, Гоццоли, Липпи, Донателло), делать им заказы, - с литераторами (Марсилио Фичино), - в общем, вести себя как государственный сановник и меценат, так и не избавившись при этом от купеческих замашек и интонаций.
Периоды нахождения у власти Козимо Старшего, а затем Лоренцо Великолепного, фактически затмили пять лет правления Пьеро (1464-1469), которые не были отмечены какими-либо значительными событиями. Не имея особой дальновидности и интуиции в делах, Лоренцо не смог удержать экономическое положение семьи на прежнем уровне: начиная с 1478 г., закрываются банковские конторы Медичи в Лондоне, Брюгге и Лионе. Его меценатству не хватало широты, - многие художники его поколения (Альберти, Гирландайо, Боттичелли) поддерживались в основном семьями из его окружения, и только в незначительной степени самими Медичи. Он был упрям, циничен, не обращал внимания на нищету, которая его окружала. Тем не менее, Лоренцо становится организатором и активным участником литературной жизни города, а его произведения (стихотворения, оды, стансы, лауды) отражают его настоящий литературный талант. Рожденный для власти, он чувствует себя свободно в окружении аристократии, которая относится к нему как к равному. При его дворе постоянно чередуются приемы, празднества, увеселения, и это по-настоящему княжеский двор. Женитьба Лоренцо принес родство с одной из древнейших римских аристократических фамилий Орсини, а брак сына породнил с палой. Кардинальский чин, пожалованный его младшему сыну Джованни (1498) в возрасте 14 лет знаменует собой вершину восхождения этого купеческого семейства. Следует также вспомнить, что Лоренцо все более непосредственным образом участвует в управлении городом и после 1470 г., наряду с существующей синьорией республиканского образца, создает свою “параллельную” систему правления городом. После его смерти режим правления распадается, но его личный престиж остается нетронутым.
Приход в Италию французского короля Карла VIII оказался роковым для Пьеро, сына Лоренцо, унаследовавшего власть от отца, - он был изгнан из города. Однако это событие не очень значительно отразилось на самом семействе: Медичи сохранили своих приверженцев во Флоренции, а их банковские конторы за пределами города продолжали действовать, что позволило Медичи спасти определенную часть их состояния. Ситуация не отразилась и на отношениях к ним синьоров других итальянских государств. Так, Джулиано, брат Пьеро, уже в 1494 г. был принят ко двору в Урбино, а несколько лет спустя женился на Филиберте Савойской, тетке французского короля Франсуа I. Однако самой прочной поддержкой для Медичи был Рим: в 1513-м, а затем в 1523 гг. кардиналы Джованни и Джулио Медичи были избраны папами, приняв соответственно имена Льва Х и Клемента VII. Этим объясняется и быстрое возвращение Медичи к власти во Флоренции; на этот раз они будут править городом на протяжении 15 лет (с 1512 по 1527). Затем, после непродолжительного возврата к республике (1527-1530), под натиском папским и королевских войск Флоренция вынуждена сдаться, и Медичи обосновываются в ней более чем на два столетия.

IV. Период герцогства (1530-1737)

Реставрация власти Медичи произошла при поддержке короля Карла V. Приверженцы республики оказывают ей активное сопротивление, поэтому некоторое время в городе ощущается нестабильность. В 1537 г. первый из герцогов Медичи, Алессандро, был убит своим двоюродным братом Лоренцино (Лоренцаччо у Мюссе). Его преемник (и также двоюродный брат) Козимо I основывает династию, которая, передавая права наследования от отца к сыну либо брату, останется у власти ровно 200 лет. На протяжении этого периода городом правили Козимо I (1537-1574), Франческо (1574-1587), Фердинанд I (1587-1609), Козимо II (1609-1621), Фердинанд П (1621-1670), Козимо III (1670-1723) и Джованни-Гастоне (1723-1737). Стабильность этого периода можно объяснить двумя причинами: во-первых, качествами характера представителей Медичи, пришедших к власти (в первую очередь волевого и деятельного Козимо I, основателя династии, щедрого мецената, - а также обладавшего организаторскими способностями и питавшего интерес к изящным искусствам великого герцога Фердинанда I); во-вторых, тем фактом, что Медичи сумели породниться как с наиболее влиятельными царствующими домами Европы, так и со своими соседями в Италии. Нередко великие герцогини имели королевское происхождение, а дочери и сестры герцогов Медичи становились женами королей. Две из них стали королевами Франции:
Катерина, сестра герцога Алессандро, вышла замуж за Генриха П, а Мария, дочь Франческо, стала женой Генриха IV. Дочери Козимо I Лукреция и Вирджиния были отданы в дом д"Эсте в Феррару; дочь Франческо Элеонора стала герцогиней Гонзага в Мантуе, - туда же была отдана дочь Фердинанда I Катерина; в Парму, в знаменитый род Фарнезе ушла Маргерита, дочь Козимо II; на Медичи женились и герцоги Урбино. Подобная политика проводилась и в отношении папского двора: из каждого поколения Медичи, благодаря поддержке великих герцогов, назначалось несколько кардиналов, которые, в свою очередь, стремились связать политику папы с интересами семьи. Кроме того, корни стабильности Медичи можно найти и в их творчестве.

V. Формирование Тосканского государства.

В 1530 г. к власти приходит Алессандро, в 1537-м - Козимо. В это время положение в Тоскане осложнено из-за множества мелких конфликтов: восстают против Флоренции подчиненные ей коммуны Пизы и Ареццо; войска, собранные изгнанниками, постоянно нападают на ее границы; многие горожане враждебно настроены по отношению к новым синьорам; еще при Франческо возникают заговоры. Великие герцоги должны решить две основные проблемы: противостояние враждующих между собой городов и ностальгические настроения по былому республиканскому правлению. Им это удается. В 1538 г. в сражении при Монтемурло Козимо I наносит поражение войскам изгнанников. Затем тот же Козимо и Фердинанд I распространяют на всех своих подданных права и обязанности, когда-то закрепленные только за жителями Флоренции и всем им предоставляют право занимать общественные должности. Городской муниципальный дух ослабевает. На смену городу-государству приходит Тосканское государство. Однако в то же время исчезают один за другим республиканские институты: старая синьория исчезает во времена Алессандро, а ей на смену приходит новая форма правления: высшая магистратура (суд), состоящая из самого герцога, его помощника и четырех советников, опирающаяся на Совет двухсот, - и Сенат, состоящий из 48 членов, о котором особую заботу проявлял Козимо I, руководимый немногочисленным комитетом под председательством самого князя и называвшийся “Pratica Segreta”. Экономическая политика великих герцогов также диктовалась стремлением создать Тосканское государство, и полем их деятельности становится сейчас вся область.
В это время происходит осушение заболоченных равнин, в особенности тех, которые были удалены от Флоренции и раньше не принимались в расчет (Валь-ди-Кьяна, Маремма, Валь-ди-Ньеволе, Пизанская равнина). Это процесс длится более ста лет, и по мере осушения новых территорий происходит их заселение. В торговле получают различные привилегии приморские города, особенно Пиза и Ливорно, - он находится под особым вниманием герцогов, поскольку является важнейшим портом для отправки судов в Испанию и в восточные страны. Однако наиболее привилегированным положением пользуется, конечно же, Флоренция: в ней остаются самые ценные произведения искусства, строятся самые красивые palazzo, для работ и заказов привлекаются самые именитые художники, архитекторы, скульпторы. По указанию Козимо I Вазари строит дворец Уффици, по плану Микеланджело возводится мост Св.Троицы и вокруг центральной части, созданной Брунеллески, значительно расширяется Палаццо Питти. Фердинанд I привлекает для работ в городе Джамболонью и Буонталенти.

VI. Тоскана во времена Габсбургов и Бурбонов (16-18 вв.)

Козимо I ведет захватническую политику против Сиены, которую завоевывает в 1554-55 г., и против Лукки, которой удается выстоять. Границы государства устанавливаются почти полностью при нем, за исключением двух небольших изменений, произошедших в период правления Фердинанда II, который присоединяет принадлежавшее Сфорца графство Санто Фьора и городок Понтремоли, бывший на испанской территории. Расширяются политические горизонты Медичи, - они охватывают теперь Италию, Средиземноморье, Европу.
В Европе, чтобы противостоять растущему влиянию Испании, Медичи пытаются найти мощного союзника и с этой целью обращаются к Франции. Именно в это время Франческо I женится на Кристине Лотарингской (1590), а король Генрих IV берет в жены Марию Медичи (1600). Однако первая попытка сближения не дала особых результатов, и подтверждением тому служит брак Козимо II и Марии-Магдалины Австрийской в 1608 г. Однако Медичи все же стараются удерживать нейтралитет и политическое равновесие, - именно этим стремлением характеризуются правление Козимо II (ставшего “двойным посредником” для брака Людовика XIII с Анной Австрийской и наследника испанской короны с Елизаветой Французской) и Фердинанда II.
В Италии Медичи хотят сохранить добрые отношения с соседними государствами, с правящими династиями которых они установили родственные связи. Это им удается только отчасти: не утихают локальные войны, которые в конце концов должны вовлечь Италию в Тридцатилетнюю войну. Медичи пытаются избежать этого, и в 1535 г. Фердинанд II создает лигу итальянских государств, чтобы при необходимости противостоять Испании либо Франции. Однако эта попытка не приносит желаемых результатов: под воздействием испанцев, родственных связей и из боязни разрушить относительное равновесие, установившееся между государствами Италии, они неоднократно вмешиваются в локальные конфликты (война за наследование в Мантуе, 1613-14; война при Кастро, 1642-44).
В Средиземноморье Медичи вынуждены были вмешиваться, чтобы защитить собственную торговлю с Испанией и странами Востока, а также из-за все более частых нападений на суда пиратов-турок. В 1539 г., по приказу Козимо I, был создан военный флот и военный орден св.Этьена, которые получили развитие и во времена Фердинанда I. При нем и при Козимо II неоднократно побеждал турок в восточном Средиземноморье.
Следует отметить, что к 1650 г. усилия Медичи по организации и укреплению Тосканского герцогства начинают ослабевать; кроме того, многие действия, предпринятые ранее, основывались не только и столько на решениях самих герцогов, сколько возникали под влиянием их окружения.
Последние Медичи стали заложниками политической конъюнктуры и, которая осложнилась во второй половине 17 в. и привела к тому, что население оставляло сельскую местность. Сами представители некогда могущественного рода становились все более посредственными личностями, как это видно на примере Козимо III (1639-1723), озабоченного прежде всего придворным этикетом и развлечениями. Вследствие этого усиливается роль окружения великого герцога. Еще при великом герцоге Франческо (1541-1587), который был неумным и легкомысленным правителем, увеличивается роль министров. Затем настает период великих герцогинь и регентов: в начале правления Козимо II (1590-1621), ставшего великим герцогом в 19 лет; Фердинанда II (1610-1670), пришедшего к власти в 11 лет. Во время его правления братья великого герцога заменяют министров и ведут дела государства. Во времена Козимо III и Джованни-Гастоне (1671-1737) значительно усиливается роль и влияние церкви, получившей множество налоговых льгот и различного рода одолжений со стороны власти.
Случайная смерть без наследников Джованни-Гастоне, сына Козимо III, в 1737 г. оборвала династическую линию Медичи. К власти без каких-либо сложностей пришел Франсуа Лотарингский. О прекращении многовекового рода особых сожалений не было, поскольку уже давно Медичи скорее удерживали власть, чем по-настоящему правили страной.

МЕДИЧИ (Medici) , флорентийский род, игравший важную роль в средневековой Италии. В конце 12 в. Медичи переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджело, разбогатели, занимаясь торговлей и ростовщичеством. Основали торгово-банковскую компанию, одну из крупнейших в 15 в. в Европе; в 1434-1737 (с перерывами в 1494-1512, 1527-30) правили Флоренцией. Главные представители: Козимо Старший Медичи, правил с 1434; Лоренцо Великолепный Медичи, правил с 1469.

Медичи правили великим герцогством Тосканским с 1569 по1737. К роду Медичи принадлежали папы Римские Лев X и Климент VII, французские королевы Екатерина Медичи и Мария Медичи, несколько кардиналов.

МЕДИЧИ (Medici) Козимо Старший (Старый) (27 сентября 1389, Флоренция - 1 августа 1464, Кареджи, округ Флоренции), купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния. Положил начало могуществу семьи Медичи, превратившей Флорентийское государство из республики в синьорию.

Активно участвовал в городских делах, снискал народное доверие и расположение большими пожертвованиями на общественные нужды и культуру, дарами и займами гражданам и государству, раздачей хлеба в голодные годы. В 1433 Козимо, стоявший во главе народной партии в оппозиции к правящей олигархии, был арестован, а затем изгнан из Флоренции. Но уже в ноябре 1434 он с триумфом возвратился во Флоренцию. С этого момента и до конца своих дней он был фактическим правителем государства, оставаясь простым гражданином, не принимая никакого титула и не меняя республиканских форм. При нем сохранялась синьория (правительство) из восьми человек, все советы коммуны, судебные инстанции, коллегии добрых мужей и гонфалоньеров компаний, однако он контролировал выборы в них, в борьбе с противниками использовал налоговую политику.

Козимо был рачительным хозяином, сам вел торговые и банковские дела своего дома, наблюдал за обработкой принадлежавших ему земельных угодий. Как государственный деятель он проявлял заботу о развитии земледелия в округе Флоренции, поощрял шелкопрядильное производство, торговлю, судоходство. Основой политического могущества Козимо было его личное состояние, позволявшее ему выступать кредитором короля Англии, герцога Бургундского, герцога Сфорца, папы и других государей Италии и Европы. Он расширил владения Флоренции, присоединив несколько соседних территорий. В период его фактического правления Флоренция не знала сколько-нибудь значительных государственных и социальных потрясений, став одним из важнейших центров международной политики.

Характерной чертой власти Козимо (и наследовавших ему Медичи) являлось широкое покровительство гуманистам и людям искусства, принесшее ему всеевропейскую славу мецената. Он собирал художественные произведения и книги, оказывал содействие Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леону Баттиста Альберти, Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу, Марсилио Фичино и складывавшемуся вокруг него кружку гуманистов (Платоновская академия), обеспечивал заказы художнику Филиппо Липпи, архитектору Микелоцци. Посмертно был удостоен согражданами почетного титула "отец отечества".

О. Ф. Кудрявцев

МЕДИЧИ (Medici) Лоренцо Великолепный (1 января 1449, Флоренция - 8 апреля 1492, Кареджи, округа Флоренции), внук Козимо Медичи-старшего, после смерти своего отца Пьеро Подагрика в 1469 стал фактическим правителем Флорентийского государства. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.

В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.

Как и его дед, Лоренцо оставался частным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо "Великолепный" свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества. В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства - Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем - Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.

Лоренцо обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.

Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо - Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494.

О. Ф. Кудрявцев

ЕКАТЕРИНА Медичи (Catherine de Medicis) (13 апреля 1519, Флоренция - 5 января 1589, Блуа), французская королева, жена Генриха II Валуа, мать французских королей Франциска II (1559-1560), Карла IX (1560-1574), Генриха III (1574-1589) и королевы Марго (с 1589). Происходит из рода флорентийских герцогов Медичи.

В 1533 году Екатерина Медичи стала супругой французского принца Генриха Валуа, а в 1547 году супруги взошли на французский престол. С 1559 года, в период правления своих сыновей Екатерина Медичи в значительной мере определяла государственную политику, стремилась не допускать вельмож к государственному управлению. В начальный период Гугенотских войн королева-мать стремилась лавировать между враждующими сторонами. В 1570 году она настояла на заключении Сен-Жерменского мирного договора с гугенотами. Но в 1572 году, опасаясь укрепления позиций вождя гугенотов Гаспара Колиньи при королевском дворе и его влияния на Карла IX, стала одним из главных организаторов Варфоломеевской ночи.

МАРИЯ МЕДИЧИ (Marie de Medicis) (1573-1642), королева Франции, жена Генриха IV, мать Людовика XIII, в 1610-14 была регентшей. По достижении Людовиком совершеннолетия продолжала править от его имени вместе со своим фаворитом, маршалом д"Анкром. В 1617 д"Анкр был убит, Мария бежала. Она дважды пробовала поднять восстание против кардинала Ришелье, организовывала заговоры и в конце концов навсегда была вынуждена оставить Францию.

Для нее в Париже был построен Люксембургский дворец, для галерей которого Рубенсом было написано 21 полотно "Триумф Марии Медичи".

Возрождение, Флоренция, Медичи - три слова, неразрывно связанные между собой. Возрождение - время блистательного расцвета культуры, наступившее в Европе после долгих кровавых смут раннего средневековья. Флоренция - город-республика, ставшая одним из центров Возрождения. Семья Медичи - знаменитая флорентийская семья, многие члены которой были типичными людьми нового времени - талантливыми, предприимчивыми, жестокими, воодушевлёнными, как и все истинные флорентийцы, идеями свободы и преданности родине.

В XV в. Флоренция - один из самых богатых, многолюдных и прекрасных городов не только Италии, но и Европы. Её жители Барди и Перуцци стоят во главе крупнейших банков того времени, финансирующих не только купечество и разного рода предпринимателей, но и целые государства, например правительства английских королей Эдуарда II и Эдуарда III.

Шерстяными тканями, изготовленными на флорентийских фабриках, торгуют во многих городах Европы, Азии и Африки. Предприимчивое городское купечество основывает торговые центры по всему миру. Недаром Папа Бонифаций VIII с иронией говорил, что флорентийцы, как и земля, вода, воздух и огонь, являют собой основу мироздания.

В далёком прошлом остались бои горожан с ненавистными феодалами, когда мужчины клана Медичи вдохновляли сограждан криками "Palle!", "Palle!" ("Шары!", "Шары!"), забрасывая неприятелей шарами-отвесами от ткацких станков. Медичи вместе с остальными флорентийцами добились полной победы над рыцарями-дворянами, закреплённой в специальном документе, называвшемся "Установленные справедливости". Подписанный гражданами Флоренции в 1293 г., он лишил рыцарей всяких политических прав, а звание дворянина теперь присваивалось в виде наказания преступникам.

Отцы города избрали одного из Медичи, Джованни, на высшую должность в государстве - гонфалоньера справедливости. Он должен был почти единолично руководить политической и экономической жизнью города-республики. Все остальные полностью полагались на его решения и могли спокойно заниматься своими делами.

Джованни Медичи к тому времени уже был одним из самых богатых граждан, и его не очень привлекала возложенная на него должность. Его главные интересы заключались в приобретении ещё больших богатств и укреплении финансового могущества своей семьи. В 1409 г. он становится банкиром папского двора, при поддержке которого основывает филиалы своего банка в Брюгге и Лондоне.

Золото Джованни Медичи открыло путь его сыну Козимо к неограниченной политической власти во Флоренции, которую он не выпускал из рук до самой смерти и передал своим детям. Козимо был человеком образованным, тонким ценителем наук и искусств. В 1438 г. он познакомился с приехавшим во Флоренцию Гемистием Плетоном. Грек-философ был убеждённым приверженцем учения Платона, мечтал, опираясь на античную философию, создать общую для всего человечества религию. Плетон сумел приобщить к своему учению и Козимо Медичи. С тех пор с его уст не сходило имя великого мудреца древности. Он свято верил в то, что без знания учения Платона никто не может быть ни хорошим гражданином, ни хорошим христианином, и убеждал в этом всех окружающих. Почитание Платона среди образованных флорентийцев становится почти религиозным культом, соперничавшим с поклонением самому Христу. Во многих домах перед бюстом философа ставили зажжённые лампады.

Старый Козимо любил проводить тёплые весенние дни на своей вилле Кареджи. Собственноручно подстригая виноградные лозы, он слушал, как его любимец, юный Марсилио Фичино, читал ему отрывки из произведений Платона и декламировал античные оды, аккомпанируя себе на лире. Во время одного из таких чтений этот некоронованный владыка Флоренции и умер. Благодарные сограждане написали на его надгробии: "Здесь лежит Козимо Медичи, по решению государства - "отец отечества"".

Наследником Козимо стал его внук Лоренцо. И опять на вилле Кареджи, среди окружавших её дубрав, звучали стихи, музыка, велись философские беседы, в которых принимали участие внуки Козимо, Лоренцо и Джулиано, их друзья - поэты, живописцы, архитекторы, светские и духовные лица. Они называли себя "Платоновской семьёй", или участниками Платоновской Академии - вольного общества людей разных званий и имущественного положения, любивших античную культуру.

Единодушно избранный главой Академии любимец покойного Козимо Медичи, повзрослевший Марсилио Фичино называл себя "платоническим философом, богословом и медиком". Не торопясь, он перевёл на латинский язык все известные произведения Платона и других античных философов и историков.

Лоренцо, прозванному Великолепным, и его друзьям стремились подражать не только в их занятиях изящными искусствами, философией и литературой, но и перенимали у них манеру одеваться, разговаривать, вести себя в обществе. В трактате Бальдассаре Кастильоне "Придворный" перечислялись все качества образованного человека: умение хорошо драться на шпагах, изящно ездить верхом, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо изъясняться, красноречиво ораторствовать, свободно владеть любым музыкальным инструментом, всегда вести себя просто и естественно, быть до мозга костей светским и в глубине души верующим.

Лоренцо Медичи внимательно прислушивался к словам Фичино, когда разговор заходил о Боге и человеке. Фичино стал к тому времени настоятелем кафедрального собора во Флоренции, и на его проповеди собирались все люди, считающие себя благовоспитанными. Он говорил слушателям, что человек стоит на вершине творения не потому, что может постичь законы божественного созидания, но благодаря тому, что сам способен к творческому созиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется в труде самого человека, который с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним. Человека можно назвать божественным художником.

Фичино утверждал, что человеческое могущество почти подобно божественному; то, что Бог создал в мире своей мыслью, человеческий ум замышляет в себе посредством интеллектуального акта, выражает посредством языка, изображает, созидая здания и произведения искусства.

Современник Фичино Николай Кузанский утверждал, что Бог - творчество, а человек создан по образу и подобию Божию; следовательно, и человек есть тоже творец.

Участник "Платоновской семьи" Пико делла Мирандола идёт ещё дальше. Он утверждает, что если Бог есть создатель самого себя, а человек создан по образу и подобию Божию, то и человек тоже должен создать самого себя.

Лоренцо Медичи слушал друзей, приглашал во Флоренцию выдающихся людей своего времени, поручал лучшим художникам возводить дворцы, храмы, общественные здания и украшать их фресками и картинами, по-царски одаривая творцов. Он соглашался с другом Фичино, утверждавшим, что наступил золотой век, породивший золотые умы и таланты, возродивший почти погибшие в прошлом свободные искусства - грамматику, поэзию, риторику, живопись, архитектуру и древнее пение лиры Орфея. И всё это свершилось во Флоренции.

Казалось, эти люди, рассуждавшие о божественной всеобщей любви и творчестве, не видели, что происходило вокруг них. Им хотелось, чтобы жизнь была постоянным праздником, чередой сменявших друг друга карнавалов, театральных представлений, военных смотров, на которых граждане демонстрировали свои манеры, красавиц-жён и возлюбленных, богатство, нажитое отцами и дедами.

Для одного из карнавалов Лоренцо сочинил песенку, полюбившуюся жителям Флоренции. В ней были такие слова:

О, как молодость прекрасна,
Но мгновенно. Пой же, смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет,
И на завтра не надейся.

Печальное "завтра" наступило в 1478 г. Часть влиятельных флорентийцев, во главе которых встали представители враждебного Медичи дома Пацци, не желавшие примириться с возвышением и безграничной властью соперников, задумали свергнуть Медичи и захватить власть во Флоренции. 26 апреля во время торжественного богослужения в городском соборе заговорщики окружили ничего не подозревавших братьев Медичи. Джулиано упал, сражённый кинжалом убийцы. Лоренцо, раненный, укрылся в ризнице собора.

Заговорщики надеялись, что их поддержат остальные граждане Флоренции. Но этого не произошло. И тогда Медичи стали мстить: почти все заговорщики были схвачены и повешены на улицах города. Удалось бежать лишь убийце Джулиано, Бернардо Бандини - беспутному и бессовестному человеку. Через год он объявился в Константинополе, надеясь, что избежал мести Лоренцо. Тот же, узнав об этом, обратился к самому турецкому султану с просьбой о выдаче убийцы. Бандини был привезён во Флоренцию, закован в цепи и незамедлительно повешен там, где год назад висели тела его соумышленников. Отцы города приняли постановление, согласно которому каждое покушение на жизнь и благополучие Лоренцо отныне рассматривалось как "оскорбление величества" и должно было караться жесточайшим образом.

Оказалось, что проповедовать всеобщую любовь легче, чем следовать этой проповеди. Во Флоренции разгорелась беспощадная политическая борьба. Казни, убийства, изгнания, погромы, пытки, поджоги и грабежи следовали друг за другом. Когда умирал какой-либо известный человек, по городу расползались слухи о его отравлении. Семейство Лоренцо не избежало подозрений в убийствах и других преступлениях, в которых обвиняли и его наследников. Например, современни-ки утверждали, что Козимо I Медичи (1519- 1574 гг.) в припадке гнева убил своего сына Гарциа, а Пьетро, сын Козимо, ударом кинжала поразил насмерть свою жену Элеонору.

Вседозволенность и безнаказанность власть имущих приводили к падению нравов остальных горо-жан. Чтобы навредить врагам, флорентийцы составляли магические зелья, вызывали демонов. Многие верили в привидения, дурной глаз, порчу и чёрных всадников, намеревавшихся погубить Флоренцию. Вместо святой воды, как положено христианам, употребляли микстуры, составленные из толчёных волос, костей и одежды умерших. Сам Марсилио Фичино, например, занимался алхимией и астрологией, составляя гороскопы для детей Лоренцо Великолепного. Кому было осуждать жителей Флоренции, если подобным образом вели себя даже высшие духовные лица - Папы?

И вот в городе появился человек, который во всеуслышание стал обличать порок. Его звали Джироламо Савонарола. Он родился в Ферраре, в семье известных врачей. Родители желали, чтобы он унаследовал семейную профессию. Но юноша захотел стать священником. В своих проповедях он утверждал, что без нравственных добродетелей как отдельный человек, так и целое общество неминуемо окажутся на краю гибели.

В 1491 г. Савонаролу избирают настоятелем кафедрального собора во Флоренции. Вот тогда о нём и услышал Лоренцо Медичи. Ему было странно видеть человека, пусть и духовного звания, посмев-шего упрекать его в деспотизме, ограблении сограждан, различных злоумышлениях. Лоренцо пы-тался приручить смелого проповедника. Он часто заходил в собор, делал богатые вклады, приглашал Савонаролу к себе во дворец. Всё было напрасно. Савонарола открыто объявлял, что нужно ожидать великих перемен, т. к. время жизни, отпущенное Лоренцо Богом, истекает и его ждут Страшный суд и геенна огненная.

К тому времени Лоренцо был на самом деле тяжело болен, и его душа жаждала покоя, отпущения грехов. Он не верил своим духовникам, зная их трусость и продажность. Лоренцо желал исповедаться перед человеком, которого стал уважать за смелость и неподкупность. Савонарола пришёл к умирающему Лоренцо, но согласился исповедовать его при определённых условиях: он должен уповать на бесконечную милость Божию, исправить последствия совершённых преступлений или завещать это сыновьям и, последнее, но главное, - возвратить флорентийскому народу свободу. Последнее условие привело Лоренцо в ярость, и Савонарола ушёл, не дав ему отпущения грехов. 8 апреля 1492 г. Лоренцо Великолепный скончался.

Его наследник Пьеро - красивый и легкомысленный человек - за короткое время своей глупостью и высокомерием добился всеобщей ненависти к себе и увеличения числа единомышленников Савонаролы. Пока Пьеро проматывал богатства дома Медичи, Савонарола упорно строил свой дом - монашескую общину. В монастыре он ввёл строгий обет нищеты, запрещавший всяческие излишества и роскошь. Монахи должны были заниматься полезным трудом. Савонарола организовал школы, где изучались изящные искусства, философия, мораль, право, Святое писание, языки - греческий, еврейский и др.

Не без его влияния 19 ноября 1494 г. Пьеро Медичи был низложен жителями Флоренции и бежал сначала в Венецию, а потом в Рим, где начал плести интриги против Савонаролы.

После бегства Медичи Савонарола предложил отцам города свою программу действий. В городе учреждается Большой совет, в котором могли принимать участие все жители по достижении 29 лет. Совет обладал всей полнотой власти, а исполнительной властью наделялся Малый совет, куда выбирали самых достойных.

Савонарола предложил провести реформу судопроизводства и всеобщую амнистию. Все эти ме-роприятия настоятель кафедрального собора проводил без принуждения и насилия, пользуясь лишь своим авторитетом и умением убеждать.

Проповедуя покаяние и моральное возрождение, он не был гонителем искусства и науки. Когда стало известно о распродаже огромной, собиравшейся не одним поколением, библиотеки дома Медичи, Савонарола сделал всё возможное для её сохранения. Он распорядился продать часть монастырских земель, сделал от своего имени крупный заём, выкупил библиотеку и открыл её для всеобщего пользования.

У Савонаролы были сильные враги, и они не бездействовали. Обвинения в ереси и различные про-вокации следовали друг за другом. По инициативе Папы Александра VI он был арестован, подвергнут пыткам, но палачи не вырвали у него отказа от прежних взглядов и дел.

23 мая 1498 г. Савонарола был повешен, а затем тело его сожжено и прах развеян. Ему было всего 45 лет. Пьеро Медичи мог торжествовать: его враг был повержен. Но Медичи не возвращались во Флоренцию до 1512 г. Слишком злую память оставили они о себе. А когда вернулись, оказалось, что ис-тория их ничему не научила. Опять они непременные участники переворотов, казней, насилия. В 1527 г. семейству Медичи снова пришлось бежать из Флоренции от возмездия сограждан. После это-го, вернувшись вновь, они стали осторожнее, старались избегать обострения отношений с флорентийцами, ещё помнившими вкус свободы.

В 1569 г. Медичи получили от Папы титул великих герцогов Тосканских. Власть их была абсо-лютной, опиравшейся на собственную, хотя и небольшую, армию.

История семьи Медичи ещё ждёт своего исследователя. Среди её членов были герои и преступники; люди, способные на высокие, благородные поступки и низкое предательство; свободные зем-лепашцы, ремесленники-горожане, купцы, финансисты, коронованные и некоронованные властите-ли, но все они были людьми своего необыкновенного времени. И каждый из них мог сказать о себе словами поэта Возрождения Франсуа Вийона:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю Смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя!

Дмитрий Шевляков, РепортерUA 04 Мар 2013 - 16:42

Могущественные покровители Микеланджело, Леонардо да Винчи и Галилея из рода Медичи болели туберкулезом костей, сифилисом, рахитом, артрозом, а также страдали от тяжелой депрессии, не говоря о случаях отравления.

Несмотря на огромные финансовые возможности и прогресс в медицине, среднестатистический Медичи умирал молодым или тяжело болел всю свою жизнь.

О подробностях их болезненной жизни и здоровья стало известно после масштабного исследования, проведенного международной группой ученых, сообщает газета "Zeit".

"Они были могущественны и больны, - пишет издание, - Медичи были банкирами римских пап. Они сами были римскими папами и правили как герцоги и великие герцоги. При такой огромной власти неудивительно, что некоторых Медичи убивали в молодые годы".

Например, судьбу последнего регента Тосканы определяла грусть: Джан Гастоне – либеральный, дружественный к евреям, масонам и наукам, вульгарный, бесплодный, толстый и депрессивный – в последние годы совсем не покидал спальню. Единственным утешением были проституты.

В рамках «Проекта Медичи» в 2004 году было эксгумировано сразу несколько тел представителей династии. Целью проекта было восстановление истории болезни как можно большего количества Медичи. Перемешанные в гробницах кости были упорядочены путем генетической экспертизы, и, наконец, установлены причины смертей, по поводу которых на протяжении веков продолжались спекуляции.

Для сортировки останков был проведен генетический анализ

Среди прочего команда исследователей «Райс-Энгельхорн-Музеен» под руководством Вилфрида Розендаля получили разрешение совместно с соответствующими учреждениями во Флоренции вскрыть до сих пор нетронутую гробницу Анны Марии Луизы, последней представительницы семьи Медичи.

Некоторые исследования пролили свет на историю отношений в семье. Была разгадана причина смерти Бьянки и Франческо Медичи, которые более 400 лет назад умерли практически одновременно.

«Бьянка Капелло бежит вместе со своим возлюбленным», картина XIX века

Тогда произошло следующее: у Козимо I, умершего в 55 лет после оспы, малярии, почечно- и желчекаменной болезни, бронхита, инсульта и пневмонии в 1754 году. Он не любил свою жену Йоханну из Австрии несмотря на то, что та подарила ему семерых детей. На восьмом ребенке она умерла от разрыва матки. После ее смерти Франческо женился на своей давней любовнице Бьянке – к недовольству своего брата, кардинала Фердинанда, который с 14 лет посвятил свою жизнь служению церкви.

Семь лет правила скандальная герцогская пара Франческо и Бьянка, а за ними ревниво наблюдал духовный брат. Затем за несколько часов оба скоропостижно скончались. Кардинал Фердинанд назначил вскрытие, чтобы проверить слухи об убийстве. Врачи диагностировали малярию – Фердинанд сложил с себя пурпур, вернулся в свет и взошел на трон, на котором только что сидел его брат. Память о его ненавистной невестке Бьянке вымарывается из дворцов, и он становится успешным регентом с выдающимися (и светскими, и духовными) потомками.

Где находилась могила Бьянки, никто до сегодня не знал. Однако исследовательница Донателла Липпи во время своих исследований сделала страшное открытие: в манускрипте 16 века она нашла доказательства того, что внутренности Бьянки и Франческо после вскрытия были захоронены в четырех глиняных кувшинах в крипте церкви Санта-Мария а Бонисталло. «Мы попросили у приходского священника разрешения на поиски в крипте», - сообщает Липпи.

Собственноручно она начала исследование и обнаружила под обломками и хламом осколки сосуда. К нему приклеились заскорузлые ткани. Молекулярные исследования показали, что это были фрагменты печени. «А ДНК, - говорит Липпи, - соответствует ДНК Франческо». Другие части принадлежат женщине. Липпи уверена: «Это Бьянка». И, наконец, главное: во всех остатках внутренностей было обнаружено большое количество мышьяка. Для историка медицины это доказательство того, что пару отравили.

По мнению Липпи, впереди еще множество криминальных эпизодов в истории семейства Медичи.

Дворец Медичи во Флоренции

По каждой из этих историй страданий можно догадаться, что членам этого семейства пришлось пережить. Маленький дон Филиппино даже не дожил до своего пятого дня рождения – водянка головного мозга. Элеонора Толедская уже ребенком нетвердо держалась на искривленных голенях – следствие рахита. Она страдала от ревматизма, туберкулеза, тяжелых проблем с зубами и носила на ногах стальные скобы. Несмотря на это, она родила одинадцать детей.

В жутком рейтинге болезней на одном из первых мест - кардинал Карло. Несмотря на туберкулез костей, остеопороз, полиартрит и оспу, он дожил до 70 лет и пережил своего брата Франческо ди Фердинандо на полстолетия. Франческо был спортивным фанатиком. В медицинских записях Липпи задокументированы проблемы с его коленями – остеохондроз рассекающий. Вызванный сальмонеллой брюшной тиф окончил 20-летнюю жизнь дона Франческо.

Портрет Карло Медичи, XV век

Многие случаи можно объединить под понятием «синдром Медичи». Сюда относятся хроническое воспаление кожи (в большинстве случаев - экзема), а также воспаление и опухание суставов. То, что описывалось как подагра (Пьеро иль Готтозо называли «Подагрическим»), на самом деле было артритом. Третьим компонентом было дегенеративное заболевание позвоночника, сегодня известное как диффузный идиопатический скелетный гиперостоз (ДИСГ). Причиной этого часто является пища с высоким содержанием жиров. Поскольку эта болезнь преследовала Медичи на протяжении тысячелетий, ученые исходя из того предполагают, что это наследственная предрасположенность. Только после того, как благодаря замужествам в семействе появился новый генетический материал, количество этих случаев снизилось.