Танатос (Танат, Фанат), смерть и крылатый бог смерти. Значение слова танатос Что такое танатос

(Фанатос, Танат, Фанат; от греч. thanatos - смерть) - 1) бог смерти; 2) олицетворение смерти; 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения к агрессии и деструкции. Как общее символическое обозначение смерти Танатос получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе).

Влечение к смерти (инстинкт смерти) - понятие психоанализа, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Противопоставляется влечению к жизни. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением, или же энергией мортидо.

Мортидо - термин, используемый в психоанализе. Введён в 1936 году Паулем Федерном, одним из учеников Зигмунда Фрейда. Термин относится к энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояния жизни и развития. В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда - Эрик Берн. Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с деструдо или с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо.

Активизация мортидо - это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин - энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга. Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (репродукции, программах социального, имущественного самоутверждения, повышение иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал - вместо эмиссии эндорфинов - внутренних наркотиков, (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) происходит выброска энкефалинов, которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом - приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.

Олицетворение смерти, персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции. Как общее эмблематическое обозначение смерти Танатос получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 века формирование представлений о существовании сил смерти осуществлялось под влиянием соответствующих философских (Шопенгауэр и др.) и биологических (А. Вейсман и др.) идей. Наиболее систематически идеи о существовании инстинкта смерти и влечения к смерти, инстинкта и влечения деструкции и агрессии развивались группой видных психоаналитиков (Э. Вейсс, М. Клейн, П. Федерн, Фрейд, Шпильрейн, В. Штекель, А. Штерке и мн. др.). В психоанализ представление о Танатосе и само понятие ввел австрийский психоаналитик В. Штекель. Закрепление и распространение понятия Танатос и придание ему категориального статуса в значительной мере было связано с работами австрийского психоаналитика II. Фе-дерна. В трудах Фрейда понятие Танатос не употреблялось, хотя, по свидетельству Э. Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения постулированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения). В психоанализе борьба Эроса и Танатоса трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека. По Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо. Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или деструктивных действий (например, садизм, вандализм и т.д.), а направленность внутрь (на индивида, являющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и др. перверсий, саморазрушения и самоубийства. Понятие Танатос ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. Хотя проблема существования инстинкта (влечения) смерти (к смерти) и комплекса сопряженных с ней вопросов является предметом научных дискуссий.

Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др.-греч. Θάνᾰτος, «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты-ночи, брат-близнец бога сна Гипноса, который всегда сопутствует Танатосу. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде» (XVI 454). Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос считается единственным из древнегреческих богов, не любящим даров.
Танатоса обычно представляли крылатым юношей с погашенным факелом в руке.

Использованы материалы из:

Танатос - это бог, олицетворяющий смерть в мифологии древней Греции. Чаще всего изображался в образе юноши в черном плаще с крыльями за спиной, держащего погашенный факел в руке, как символ угасшей жизни.

Танатос в искусстве

Огромная часть произведений мастеров древней Греции была посвящена мифам - это и скульптуры, и картины, и фрески, и сосуды. В современной культуре мы также можем встретить произведения на тему мифов. К тому же образ смерти для многих деятелей искусства является очень притягательным.

На изображении слева - Эрос и Танатос, Инстинкт Жизни и Инстинкт Смерти, современная скульптура. Справа - Танатос, барельеф на мраморной колонне в храме Артемиды.

Каждый богатый, уважающий себя человек обязан был иметь в своем доме расписные сосуды и вазы, на которых мастерами были увековечены различные сцены из мифологии и жизни древних греков.

На сосуде, представленном ниже, изображены братья-близнецы Гипнос (слева) и Танатос (справа), уносящие воина Сарпедона с поля боя. Именно так греки себе представляли Танатоса.

Танатос в мифологии

Танатос - это сын Никты (Нюкты, Никс) и бога мрака Эреба. Никта - богиня ночи, мать Танатоса и Эфира (вечный свет), Гемера (светлый день) и Кера (уничтожение), а также Гипноса (сон), Эриды (раздор), Апты (обман) и многих других.

Когда срок жизни, отведенный человеку мойрами, заканчивался, человеку являлся Танатос. Это означало неизбежную смерть. Правда, в каждом правиле найдутся исключения, но о них позже. По преданию бог смерти срезал своим мечом у умирающих прядь волос для посвящения ее Аиду, а затем уносил души в царство мертвых.

Как Геракл победил Смерть

У древних греков существовало мнение, что лишь от Танатоса зависит смерть человека, что только он волен решать, убивать или оставлять в живых. То есть, он вполне мог дать кому-либо второй шанс на жизнь, либо его можно было убедить это сделать.

Царь Адмет и его жена Алкеста (Алкестида) были счастливейшими, любящими и богатейшими людьми в Фессалии. Но затем Адмет резко и очень тяжело заболевает, не может пошевелить ни руками, ни ногами, впадает в беспамятство. Алкесте остается лишь молить богов о том, чтобы ее любимый муж выздоровел. Она молилась, чтобы отвел свою тяжелую руку от ее мужа бог смерти Танатос. Это сработало.

Однако вместо Адмета должен уйти в царство мертвых кто-либо другой. И ни родители, ни друзья не отважились принять смерть за прекрасного Адмета. Алкесте пришлось принять удар на себя, и она умерла.

Адмет выздоровел, однако не находил себе места, вечно грустил и скорбил по своей жене. В это время к нему в гости приезжает Геракл. Сначала Адмет делает вид, будто ничего не произошло, а затем в слезах выбегает из зала. Тогда Геракл и узнает печальную историю царя от его старого слуги и решает спасти Алкесту, вызывая на поединок Танатоса. Он победил его, ни разу не прикоснувшись к телу бога смерти, ведь существовало мнение, что одно прикосновение к Танатосу лишает жизни. А затем потребовал возвращения Алкестиды. Богу смерти ничего не оставалось, кроме согласия, иначе Геракл пронзил бы его шею своим мечом. Алкестида вернулась к своему мужу из царства мертвых. Геракл победил Смерть.

Ниже представлена картина Фредерика Лейтона на тему этого мифа, однако на ней Геракл все же прикасается к Танатосу.

Как Сизиф обманул Смерть

Сизиф - коринфский царь, который дважды обманул смерть. Как-то раз к Сизифу Зевс прислал Танатоса, который должен был, как и полагается богу смерти, забрать жизнь и душу Сизифа. Но хитрый правитель Коринфа не растерялся и обманом заковал самого бога смерти цепями, - он лишь попросил объяснить, как ими пользоваться.

И остался в заточении у Сизифа на несколько лет рассерженный Танатос. Это поспособствовало тому, что бог не смог выполнять свои функции, и люди попросту стали бессмертными. Даже если человека обезглавливали, он оставался живым. Раненые смертельно не могли умереть. Интересно, как за пару лет боги Олимпа могли этого не заметить? Первым в ярость пришел Аид, когда наконец-то осознал, что души к нему в царство не поступают. И тогда боги послали Ареса, чтобы тот освободил бедного Танатоса.

Сизифа за такой поступок сразу же забрали в царство мертвых, однако он и тут смог блеснуть хитростью. Перед смертью царь попросил жену не совершать погребальные обряды и не приносить жертвы. Сизиф попросил у бога смерти отсрочку на три дня, чтобы наказать жену за такой проступок, но обратно, как уже догадались, не вернулся, и Гермесу пришлось его отлавливать.

И Сизиф был жестоко наказан Аидом за свои поступки. Именно о нем фразеологизм Его задача - докатить огромный валун до вершины горы, однако каждый раз почти у самой вершины камень срывается, и Сизифу нужно начинать все заново. Не стоит шутить со смертью, не так ли?

Танатос в психологии

Множество философов разных времен ломали голову над тем, что же движет жизнедеятельностью человека. Известнейший психолог и психиатр Зигмунд Фрейд также задумался над этим вопросом и решил изучить его подробнее.

Фрейд начал рассматривать первичные влечения, движущие жизнедеятельностью, такие понятия, как "инстинкт жизни" и "инстинкт смерти" - Эрос и Танатос. Фрейд пишет, что на основе двух этих инстинктов строится вся жизнедеятельность человека.

Они постоянно взаимодействуют между собой. Благодаря Эросу развивается культура, ведь инстинкт жизни и любви помогает людям взаимодействовать между собой и объединяться в семью, народ, государство. Беды, разруха и ужас, которые принесла Первая мировая, свидетельствуют о склонностях человека к жестокости, агрессии и саморазрушению, это и натолкнуло Фрейда на мысли об "инстинкте смерти".

"Целью всякой жизни является смерть" - говорил Фрейд, Эрос и Танатос постоянно борются друг с другом. Согласиться с этим или нет - решать вам.

Пару слов о мифологии

Греческая мифология, как и любая другая, несет в себе множество информации о народе, среди красивых сказок скрыты какие-либо уроки (помните историю с Сизифом, который играл со смертью?). Мифы легко запоминать, ведь в них огромное множество простых и понятных образов.

Мифология послужила толчком для развития искусства, эта тематика была очень популярна среди творцов разных времен и народов. Так что читайте, изучайте, смотрите и думайте.

Танатос (Танат, Фанат), греч., лат. Морта или Морс - бог смерти и сама смерть, сын богини ночи Никты и бога вечной тьмы Тартара.

У Танатоса было сердце из железа, черные ледяные крылья и безжалостная хватка: попавший в его руки не мог и мечтать о пощаде или отсрочке. Танатос внушал ужас не только людям, но и бессмертным богам. Между тем Танатос обладал всего лишь исполнительной властью, а день смерти определялся судьбой (см. «Мойры», «Парки»). В строго предназначенный срок (регистрация планируемых кончин у Танатоса всегда была на высоте) бог смерти исторгал из человека душу, уносил ее в загробный мир и вручал мрачному Аиду.

Лишь дважды Танатос сплоховал, имея дело со смертными (см. статьи «Адмет» и «Сисиф»).


Картина: Фредерик Лейтон «Гипнос и Танатос» (Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду).

Античные художники изображали Танатоса в виде молодого мужчины с черными крыльями и с угасшим или угасающим факелом; чаще всего мы видим его в обществе брата, бога сна Гипноса, например в распространенном сюжете вазописи: «Танатос и Гипнос переносят тело Сарпедона в Ликию».

Танатос, Фанат (Q a n a t o z) - бог-олицетворение смерти, сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.

У Танатоса есть жилище в тартаре (на краю света), однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу.
Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах, в скульптурах и на картинах можно видеть их изображения.


Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке (факел часто перевернут вниз что так же указывает на отсутствие огня, искры жизни. Так например на некоторых провинциальных монетах Рима чеканящихся в греческих городах он помещен именно в такую композицию).


Часто изображается как черный или более темный мальчик, юноша рядом с белым мальчиком Гипносом.

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен многим богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса был значительно представлен в Спарте.

Интересны истории указывающие на борьбу людей и сверхчеловеков с данным воплощением смерти и побеждавших или обманывающих его.

Одна из подобных историй описана Эврипидом в трагедии "Алкестида", где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду.

"Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду" Фредерик Лейтон


======================================== =======

Другая история связана с коринфским царем Сизифом. Когда-то он осмелился обмануть самого Зевса. Разгневанный владыка Олимпа послал к Сизифу Танатоса, чтобы тот немедленно отправил святотатца в царство Аида. Но хитрый Сизиф сумел обмануть даже смерть. Он устроил Танатосу почетную встречу. Пригласил его к роскошному столу, а когда демон смерти изрядно захмелел, Сизиф крепко связал его и запер в пиршественном зале. На земле после этого перестали умирать люди, напрасно мучились больные и смертельно раненые. Они просили Танатоса прекратить их страдания. Но смерть не приходила к ним. (вот вам первые отзвуки проблемы эвтаназии) Сам Аид удивлялся, почему так долго не появляются в его царстве новые тени умерших. Послал он узнать, куда подевался Танатос. Нашел демона смерти Арес, освободил его и сразу же отдал ему Сизифа.

Но и на этот раз хитрость и изворотливость Сизифа взяли верх. Он приказал своей жене плеяде Меропе не предавать его тело ни земле, ни огню погребального костра, и не совершать никаких заупокойных обрядов. Как только оказался Сизиф в царстве Аида, сразу же начал жаловаться на Меропу и просить позволения вернуться на землю, чтобы наказать супругу за нерадивость. Лестью уговорил, наконец, Сизиф Аида позволить ему вернуться на три дня домой. Но хитрому коринфскому царю куда больше нравилось жить под голубым небом, под теплыми солнечными лучами, чем тенью пребывать во владениях Аида. Пришлось Гермесу самому явиться за Сизифом и насильно доставить его в преисподнюю. Сизифов труд - наказание за непослушание смерти продолжается и поныне, он тащит свой вечно скатывающийся камень на безмерно высокую гору.


======================================== =======

Но самую большую боль причиной которой был Танатос пережил Аполлон, потеряв собственного сына. Звали его Асклепий. Когда он родился, Аполлон перенес его в горную Фессалию и отдал его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Многое было ведомо Хирону. Знал он и тайны движения звезд, и скрытые силы целебных трав, знал все о событиях давно минувших времен, и то, что прячется за завесой будущего.

Когда пришла пора выбирать предмет обучения, Асклепий отдал предпочтение искусству врачевания. Очень скоро ученик превзошел своего учителя. Не было болезни, которую не смог бы излечить Асклепий. Никому не отказывал в помощи божественный врачеватель, ни бедному, ни богатому, ни старому, ни молодому.


Искусство Асклепия было столь велико, что люди на земле перестали умирать. Тогда демон смерти Танатос пожаловался Зевсу, что Асклепий нарушает мировой порядок. "Если люди станут бессмертными, — подумал Зевс, — кто тогда отличит людей от богов?" Яркой вспышкой мелькнула молния великого царя Олимпа, и поразила Асклепия.

Смерти Танат (Танатос), сын богини ночи Нюкты , обитает подле своего брата – бога сна Гипноса . Но Сон – друг смертных, он мирно ходит посреди них на земле, – а бог Смерти не знает пощады, у него жестокое ледяное сердце. Он никогда не выпускает несчастного, раз захваченного им, он ненавистен даже бессмертным богам (Гесиод).

Покрытый черными одеждами, он движется среди людей, отрезывая локон у умирающих и принося его в жертву богу царства мертвых Аиду ; он пьет кровь жертв, приносимых в память умерших (Еврипид). Впрочем, несмотря на страшные описания поэтов, Танат является в древнем искусстве далеко не в таком страшном виде, какой ему придавали позже, в Средние века. Он большей частью изображается в виде спящего юноши с опрокинутым факелом – таким он представлен на многих саркофагах. На греческих памятниках искусства зачастую очень трудно отличить Таната от Гипноса, и часто их изображают вместе. Прекрасная статуя в Лувре, известная под названием «Гений вечного покоя», может изображать как одного, так и другого из братьев.

Сон и его брат – Смерть. Изображение богов Гипноса и Таната на картине художника Дж. У. Уотерхауса, 1874

Несмотря на свое могущество, Танат бывал побежден, – например, разбойником Сизифом . Зевс , желая покарать этого нечестивца за все его злодейства, послал к нему бога смерти, но Сизис ухитрился заключить Таната в оковы, так что на земле перестали умирать. Боги не могли долго терпеть подобного нарушения раз уже заведенного порядка и послали на землю Ареса , победившего Сизифа и ввергшего его в ад.

Миф об Адмете и Алкестиде указывает на то, что греки веровали в возможность отдать свою жизнь богу смерти взамен жизни любимого человека.

Лишь только в древнегреческом доме кто-нибудь умирал, там тотчас же раздавались крики и рыдания, и все присутствующие, подняв руки кверху, ударяли одну о другую. В трагедии Еврипида «Алкестида» хор поет: «Слышит ли кто-нибудь там, внутри, стоны и рыдания? Раздаются ли удары рук, которые должны означать, что все кончено?» А дальше хор прибавляет: «Я не вижу сосуда с водой очищающей, который должен по обычаю стоять у дверей, где царит смерть; не видно отрезанных волос в знак траура и не слышно шума от ударов рук». Сосуд, о котором здесь идет речь, обыкновенно глиняный, разрисованный, должен был быть наполнен водой, непременно взятой из другого дома: она служила для омовения рук посетителей, и этим как бы очищались все прикоснувшиеся к трупу.

Найденные в гробницах и на гробницах фрески изображают похоронные процессии и церемонии, в которых обязательно участвуют наемные плакальщицы или флейтистки. На этих же фресках изображены разные сосуды и домашняя утварь, которые дарят покойнику друзья; воспроизведены также и пиры в честь умерших. Часто даже учреждались в память умерших общественные игры – например, Немейские игры в честь Архемора. Сохранилась ваза, на которой изображены эти игры и умерший Архемор.

Древние народы не считали отталкивающим вид гробниц и надгробных памятников, – напротив, их помещали на видных местах, и они служили украшением городов. В Греции и в Италии, находят развалины этих могил и памятников на самых торных дорогах. Скульптурные произведения или живописные, украшавшие эти памятники, большею частью изображали те представления, которые были у народа, о другой жизни; часто встречаемые на них вакхические маски должны были напоминать, что вся человеческая жизнь – это роль, которую каждый должен исполнять во время своего земного существования. Трагическая маска, помещенная рядом с комической, указывала на то, что вся жизнь человека есть смесь горя и радости. Изображение битв говорило о той борьбе, которую должен был выдерживать покойный, борясь с добром и злом, и добрые и злые духи принимали в ней участие.

Иногда причина смерти изображалась намеками – так, например, Аполлон и Артемида , поражающие стрелами детей Ниобы , должны были представлять внезапную смерть; похищение Персефоны означало, что молодая девушка слишком рано сделалась жертвой смерти, а похищение Ганимеда объясняло раннюю смерть юноши.

Сохранились многие надписи на гробницах; одна из них гласит следующее: «Пепел прелестной Тинос покоится в этой могиле. Жестокие парки перерезали нити ее жизни, прежде чем бог Гименей зажег для нее свой факел. Все ее подруги мужественно отрезали в знак печали свои прекрасные волосы». Иногда надгробная надпись является как бы советом для живых: «Чужестранец, сиракузец Ортон советует тебе не позволять зимней ночи захватывать тебя пьяным на дороге: это было причиной моей смерти, и вот почему я, вместо того чтобы покоиться в родной земле, похоронен здесь, в стране чужой».

Шутливая надпись иногда содержит в себе сожаление о том, что умерший вообще жил: «Мое имя – Дионисий из Тарса, и я покоюсь здесь, прожив шестьдесят лет. Я никогда не был женат и был бы благодарен богам, если б отец мой поступил точно так же».