Удача. Отрывок из воспоминаний
- + II - - I держ . т держ . т Отражая движение мысли, значки в первом случае показывают: глагол не на -ить (- ), исключение (+ ), 2-го спряжения (II ). Вторая запись расшифровывается так: не на -ить (- ), не исключение (- ), 1-го спряжения (I ). Если итогом первого рассуждения станет выбор буквы и , то результатом второго – буквы е . На каком этапе произошёл «сбой», к какому неверному выводу он привёл и, как следствие, стал причиной ошибочного написания? Поиск ответов на эти и подобные вопросы приучит ребят с бóльшим вниманием относиться к правильности собственных действий. Необходимо убедить четвероклассников ещё и в том, что к ошибке может привести незнание букв на месте суффиксов в неопределённой форме глагола. Поможет в этом задание: «Прочитай рассуждение мальчика и объясни, из-за чего возникли ошибки: Полученные при изучении раздела «Учимся писать личные окончания глаголов» знания нужно включить в систему приобретённых ранее. Сделать это позволит дополнение памятки характеристики глагола. (Теперь анализ предполагает указание спряжения глагола и его роли в предложении.) По ходу тренировки в определении морфологических характеристик глагола уместно обсудить вопрос, озвученный мальчиком-иностранцем: «Разве можно определять спряжение у глаголов прошедшего времени? Мы же не узнаём у них спряжение, чтобы написать окончание » . Получив утвердительный ответ на первый вопрос и необходимые разъяснения по второму замечанию мальчика, ребята переходят заданию (450), которое содержит «ловушку», помогающую выйти на более высокий уровень обобщения. Примерный вариант организации работы: - Даны глаголы: жить, шуметь, звенеть . Попробуйте предположить, какого спряжения первый глагол. (Возможно, 2-го. Ведь он оканчивается на -ить .) - А какого спряжения шуметь и звенеть ? (Наверное, 1-го, потому что оканчиваются не на -ить .) - Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте форму 2-го лица единственного числа, 2-го и 3-го лица множественного числа. - Что получилось? (Первый глагол оказался 1-го спряжения: живёшь, живёте, живут , а остальные – 2-го: шумишь, шумите, шумят; звенишь, звените, звенят. ) - Как определяли спряжение? (По ударным личным окончаниям.) - Подтвердились ваши предположения? (Нет.) А почему? (Потому что приняли во внимание только неопределённую форму.) - Что будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок? (По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя.) - В каком случае поможет неопределённая форма? (Если личное окончание глагола безударное.) Проверить глубину знаний и степень сформированности способов действий, необходимых для постановки и решения орфографических задач в окончаниях разных частей речи, поможет материал тренировочных уроков. Они преследуют и ещё одну, не менее важную, цель: «встраивают» завершающее звено в систему уже имеющихся у четвероклассников представлений о том, как действовать, чтобы правильно писать окончания имён существительных, прилагательных, а теперь ещё и глаголов. 1. Почему умение писать безударные личные окончания глаголов, как и падежные окончания склоняемых частей речи, является комплексным? 2. К каким нежелательным последствиям может привести обращение к форме 3-го лица множественного числа как средству определения спряжения? 3. Какие методические решения и конкретные приёмы работы, рекомендованные в учебнике «К тайнам нашего языка», считаете полезным взять на вооружение? Литература
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – ч.1 – Учпедгиз, М., 1963. – с. 142 Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990. – с. 168 Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. //Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: 1993 и послед. С. 159 Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 1 / С.В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2005 Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2003 Рябцева С.Л. Диалог за партой. – М.: Просвещение, 1989 Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям задачникам по русскому языку для 3 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. –3-е изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2005. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2005. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 4 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.2 – 3-е изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2005. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 4 класс: Тетрадь-задачник 2 к учебнику русского языка для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2005. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Кубасова О.В., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. – М.: «Академия», 2000 и послед. Фонин Д.С. Внимание: глагол! – Нач. школа. –– 1996, №3. – С. 25 – 28
ЛЕКЦИЯ 8
Формирование орфографического самоконтроля
как комплексного орфографического умения
П л а н- Понятие самоконтроль
. Обучение детей осознанному контролю за правильностью письма на разных его этапах. Исправление специально допущенных ошибок как необходимое орфографическое упражнение, условия успешности его применения.
Постоянный возврат к мысли, что ошибки и описки мешают понимать написанное, сформирует более ответственное отношение детей к письменной речи. А это позволяет надеяться, что стремление к грамотному письму станет осознанным, а самоконтроль – целенаправленным и мотивированным. Ученик, желающий, чтобы его поняли, будет так проверять свои записи, чтобы они были свободны и от ошибок и от описок. Хотя в учебнике «К тайнам нашего языка» не предусмотрено обязательное заучивание сведений о корректорах и не предполагается обучение детей жёсткому разграничению описок и ошибок, недооценивать значение этой информации и соответствующих умений нельзя. И вот почему. При формировании самоконтроля операции по обнаружению описок и ошибок разводятся: ведь их появление спровоцировано разными причинами. Это отражено в специальных пунктах памяток, которые направляют действия учеников в различных ситуациях письма. Напомним, что в учебнике «К тайнам нашего языка» есть несколько памяток, которые сопровождают школьников с 1-го по 4-й класс. Имеется в виду, прежде всего, памятка 4 «Как писать без ошибок? », которая трансформируется, дополняется по мере овладения детьми орфографией, грамматикой и т.д. Но одно остаётся неизменным: выполняемая памяткой функция – быть руководством к орфографическому действию. Важных моментов в этой памятке два. Первый связан с разрешением оставить на месте найденной орфограммы «окошко»; оно – сигнал нерешённой (но осознанной!) задачи и осуществлённого – по ходу письма – самоконтроля. (Ведь перед тем как «окошко» появилось, ученику было необходимо пошагово отследить собственные действия: оценить каждый звук в слове; решить, можно ли ему «доверять»; определить, по какому правилу действовать; наконец, установить границы собственных знаний о способах решения задачи и возможностей применить их.) Второй ключевой момент памятки – пункт Проверь (поработай корректором) , который ориентирует детей на осуществление итогового самоконтроля. На какие же операции, согласно памятке, распадается действие проверки написанного?
- читай по слогам – нет ли описок;
снова находи все орфограммы;
где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок;
есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь
?
.
- читай по слогам и слушай себя – все ли звуки правильно обозначены;
отмечай опасные места.
- подчеркнуть букву, место в слове или всё слово, где допущено нарушение; подчеркнуть слово, в нём выделить морфему с ошибкой; подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание; привести на полях верную запись слова написать на полях правильную букву, на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи. отметить только строку, где надо искать ошибку;
- указать номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация.
- Найди ошибку (если она не показана). Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь её. Выпиши слово с «окошком» на месте той буквы, которая выбрана неверно. Реши, какое правило надо применить. Выполни нужные действия и вставь букву. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её .
Как видим, в этих записях нарушены нормы графики, в частности, правила обозначения мягкости согласных. Для исправления предложены отдельные слова, их количество не превышает нормы (8 – 12 слов). Заметим: задание сформулировано так, что внимание первоклассников сначала фокусируется на правильных написаниях, и только потом направляется на поиск ошибок. Кроме того, предусматривается материальная фиксация результатов проверки: над правильно написанными словами ставится +, ошибки же исправляются показанным способом. А чтобы в орфографической памяти отложились неискажённые образы каждого слова, ученикам предлагается записать их правильно , действуя по памятке 2 «Как записывать свои мысли и слова?», последний пункт которой как раз и предусматривает осуществление проверки написанного. Ошибка – явление многофункциональное. Она интересна нам как индикатор неверных действий ученика на той или иной ступени решения орфографической задачи. Поэтому наравне с умением контролировать результат (запись слова) нужно формировать умение отслеживать процесс его достижения, другими словами, – осуществлять пооперационный контроль. И тогда можно рассчитывать, что выработанная способность осознанно проверять написанное обеспечит возможность не только находить и исправлять уже допущенные ошибки, но и предупреждать их появление. Как, наверное, понятно из всего сказанного, лекция, посвящённая формированию у младших школьников орфографического самоконтроля, не случайно представляется последней – она, как и само умение осуществлять самоконтроль (в процессе письма и после его завершения), носит обобщающий характер. Перефразируя один из тезисов учебника «К тайнам нашего языка», можно сказать: полноценное содержательное обучение орфографии – полноценный орфографический самоконтроль. Проверьте, как Вы усвоили материал. 1. Просмотрите все проработанные лекции и раскройте смысл тезиса: полноценное сознательное обучение орфографии . 2. Вспомните Серёжу Царапкина, задумавшегося над тем, как писать наречие невмоготу. Определите, он осуществляет проверку результата или процесса его достижения? 3. Докажите, что приём письма с «окошками» (см. лекцию 2) – это способ приучения детей к самоконтролю, осуществляемому по ходу письма. 4. Объясните, в чём обучающий смысл названных в лекции способов исправления и показа ошибок в тетрадях учеников. Проиллюстрируйте, как может быть обеспечен дифференцированный подход к учащимся. 5. Какую информацию о причинах ошибок, а также в целом об уровне орфографической подготовки школьников может получить учитель, если при записи текста они отмечали: а) точками все орфограммы; б) вопросительными знаками – сомнительные? 6. Вернитесь к заданию 227 из «Справочного пособия» О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой. С учётом условий, обеспечивающих положительное влияние «отрицательного материала» на становление орфографического умения, оцените методическую грамотность подачи материала в этом задании. Литература 1. Алешковский Юз. Чёрно-бурая лиса. – М.: Детская литература, 1967 2. Блюз С.М. Работа над ошибками. Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». – Нач. шк. – 2004. – № 8 – С. 40 – 45 3. Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе. – Нач. шк. – 1998. – № 3. – С. 40 – 41 4. Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия применения. – Нач. шк. – 2000. – № 6. – С. 38 – 43 5. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. – Нач. шк. – 2003. – № 6. – С. 82– 86 6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 1 класс: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. - 3-е изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2005 7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Пособие для учителя. – 3-е изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004.8. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Пособие для учителя. – 3-е изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004.9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988 10. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 3 кл. (1 – 4). – М.: АСТ: Астрель, 2005 11. Целикова М.Л. Какографические написания на уроке русского языка. – Нач. шк. – 2003. – № 6. – С. 86 – 88
1 Рамбу́рс – в международной торговле – оплата купленного товара через посредство банка
2 Сборник нормативных документов. Русский язык. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.– М.: Дрофа, 2004, с.12.
3 И в дальнейшем имеются в виду существительные 1, 2, 3-го склонения, поэтому тип склонения не указан
- нацелить учащихся на осмысленное использование слов ≪правильное письмо≫ и сознательное отношение к своему письму;
- учить действиям самоконтроля и способам исправления ошибок;
- проверить сформированность графических и орфографических умений.
Оборудование: ПК, проектор, приставка MimioStudio.
1. Организация внимания учащихся.
— Улыбнитесь и все у вас получится.
— Настроенье каково! -Во!
-Все такого мнения!
-Все без исключения!
-Может, вы уже устали?
-Мы с собой таких не брали!
-Может, ляжем, отдохнём?
-Лучше мы урок начнём.
— Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.
— Что значит «приготовить свой ум» ? (Убрать все ненужные мысли из головы и думать только об уроке. Ещё вспомнить о чём говорили на прошлом уроке) .
Массаж биологически активных зон
— Растираем «грабельками” /раздвинутые пальцы рук / лоб – все посторонние мысли уходят;
— Растираем ушки – голова будет лучше думать;
— «Вилочкой” /указательный и средний пальцы / массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными.
— Какие советы вы могли бы дать своим товарищам, чтобы выполнить работу на уроке без ошибок и красиво?
2. Актуализация опорных знаний. Работа в парах. Слайд 3.
— Исправьте ошибки в записи ученика. Ответьте на вопрос: чему не научился ученик?
Смотрите в памятку «Как исправлять ошибки?»
Похвальался заека: И волка не бойусь. И лисицы, и медведя не боюс.
— Легко ли понять эти записи школьников? Если нет, то почему? Слайд 4.
1.Выросла кртшка.
2. У нас у рок.
3. Учитель взял вруки мель.
4.Корабль сел намел.
5. В ботинок положили стелку.
— Внесите исправления.
3. Постановка учебной задачи. Слайд 5.
— Дошкольник Антон спрашивает у вас: А почему плохо писать с ошибками? Кто может объяснить? Что значит писать правильно? Почему ответы у нас получились разные? Мы пока чего не знаем? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чтобы ответить Антону, нужно открыть еще одну тайну русского языка. Слайд 6.
Прочитайте отрывок из воспоминаний писательницы В. Инбер. Еще в детстве она нашла ошибку. Где? Какую? И как ее исправить? (упр. 148).
— Когда печатают книги, газеты, журналы, иногда допускают пропуски, замены или перестановки букв. Эти ошибки называют опечатками. Их ищут и исправляют особые люди – корректоры.
4.Первичное закрепление нового способа действия . Слайд 7.
— Вы хотите поработать корректорами? Открываем тетрадь на стр.25 упр.149. читаем и ищем опечатки. (Взамопроверка).
Релаксация. Слайд 8.
— Ошибки в книге – это опечатки. Как вы думаете от какого слова оно произошло? А как назвать пропуски, замены и перестановки букв в тетради ученика? Слайд 9.
Печатать – опечатки;
Писать – описки.
— Выполним упражнение 151 на стр. 96 в учебнике. Какие описки допустил школьник? Запишите предложения правильно. Подчеркните буквы, которые пропустил ученик? Слайд 10 — 11.
— Первоклассники под диктовку записали три слова. Сразу ли вы их поняли?
икола кинга бква
А вот, что говорит Антон:
Мне нравится так писать, потому что смешно! Правда, весело писать с описками?
Вы тоже так считаете? Как вы хотите писать: так чтобы смешить того, кто будет читать, или так чтобы вас понимали? Слайд 12.
Я хочу всех смешить. Пусть меня хорошо понимают.
Спишите то предложение, которое соответствует вашему решению. (Слово хорошо – словарное.)
5. Рефлексия. Слайд 13.
— Расскажите дома своим родителям, что такое опечатки и описки. Кто такие корректоры и почему у них важная работа?
Какое настроение у вас в конце нашего урока: солнечное, пасмурное или хмурое и дождливое? Слайд 14.
Наконец мы сдали все экзамены и отправились на оформительские работы. Заранее списались с председателем колхоза - миллионера (раньше был такой термин), они нас ждут с нетерпением. Построили новые здания клуба, школы и детского сада, нужно всё оформить.
Заранее подготовили эскизы. Их много, от фантастических до сельской тематики, на выбор. Работали над ними месяца три. Нам самим понравились. Встретили нас хорошо, определили жить в клубе в уютной комнате (будущей бухгалтерии). Иван Петрович долго перебирал наши эскизы, все три папки. Задумчиво смотрел на них. И так минут тридцать. Затем закрыл их, и посмотрел на нас:
Не ожидал я таких рисунков, уж очень много предложений, есть из чего выбрать, молодцы девчата. Не ошибся я в вас. Маленько погодите, я приведу сюда заведующую клубом. Мы долго совещались и остановились на фантастической теме, она радует глаз.
На том и порешили. Уже во второй половине дня мы приступили к работе. Это уже третья наша поездка по колхозам. Всё привычно, работа не утомляет, а радует. Приятно смотреть на результат нашего труда. Всегда ездим втроём, понимаем друг друга с полуслова. Мы - сёстры: я и Нина с Тамарой. Расписываем фойе клуба, уже по готовым эскизам, голова свободна. Посмотрела в окно, вдали возвышается церковь, и всплывают воспоминания. Мысли уходят в детство.
Я вспомнила, что мы уже пытались в свои 12 лет писать лики святых в пустом костёле. Это было в Раубичах, родители там снимали дачу на всё лето, места очень красивые, похожие на маленькую Швейцарию. На высокой горе стоит красивый костёл, внешне немного повреждённый, с крутой крышей. Мы часто туда бегали, внутри пусто, под ногами песок. И мы решили стены расписать. Взяли бидон с водой, краски, кисти, и начало было положено. Из-под наших рук потихонечку возникали лики святых. Мы их писали по памяти. Отец собирал книги по искусству, мы их хорошо запомнили, часто перелистывали, знали всех художников этих шедевров. И работа спорилась.
За нами следили местные ребята. И когда мы ушли, они написали на наши работы и растёрли песком. На следующий день мы опять пришли в костёл, что бы продолжить начатое и с ужасом увидели размытые лики святых. Но всё равно начали восстанавливать образы. И так несколько раз, мы рисуем, а после нашего ухода, мальчишки своим излюбленным способом размазывали наши труды. Мы поняли, что это бесполезно делать. Осмотрели костёл со всех сторон и решили подняться на крышу. Там мы играли в прятки, и я случайно споткнулась и покатилась вниз. Но на самом краю я успеваю ухватиться за выступ, сёстры меня вытащили, Господь видел, что мы, дети, хотели своими силами восстановить роспись внутри костёла и не дал мне погибнуть. Он меня спас. Больше мы туда не ходили, хватало леса, ягод, грибов, речки.
В Раубичах мы отдыхали с родителями до моих четырнадцати лет, потом снимали дачу в Крыжовке. Уже в институте я часто вспоминала костёл в Раубичах, и мне очень хотелось узнать о нём всё. Информации не было. И я с друзьями поехала к нашей бывшей хозяйке, бабе Ванде. Она мне поведала историю этого костёла. В 1650 году на этом месте была найдена икона Божьей Матери Кормилицы. Вначале был построен деревянный костёл. А в 1866 году костёл святого Матвея был освящён православной церковью Успения Божьей Матери. Мы поблагодарили бабу Ванду, и через несколько часов уехали в Минск.
Воспоминания меня окрылили, работа пошла быстрее, свою часть эскиза я успела закончить раньше всех. Нина отправила меня в новый детсад. Там я углём нанесла контуры будущих сказок и экзотических растений и цветов.
Мы провели в колхозе двенадцать дней. Работу принимал сам председатель, Иван Петрович. Нина подписала все договора и нам выплатили заранее оговоренную сумму. К этой сумме нам заплатили ещё и премию, и взяли с нас слово, что на следующий год мы опять приедем. У председателя в голове много проектов. Мы, конечно, согласились. Стали собираться. Я начала считать деньги. Их было так много, что я растерялась. Можно было купить не новую машину. Всю сумму я спрятала в самый большой рюкзак. Дома мы были к вечеру. С каждым годом поездки по колхозам приносили нам всё больше дивидендов.
Мы не просили у родителей деньги, всегда зарабатывали их сами. Теперь нужно подумать, что купить. Отправляемся в самый крупный универмаг. С собой взяли половину заработанной суммы. Ноги сами направились в обувной отдел. Лето, народа в отделе почти нет. Мы осматриваем прилавки и очень удивляемся количеству вполне хорошей обуви.
Нина попросила подать ей с витрины красивые туфли на высоком каблуке и очень изящные. Доставая из витрины туфли, продавец небрежно сказала:
Можно подумать, что вы их купите!
Если захочу, то куплю всю вашу витрину!
И достала из кошелька большую пачку денег, при этом попросила продавца пригласить заведующую. Та стала просить прощения, позвала ещё одного продавца, и они вдвоём нас прекрасно обслужили. Мы купили зимние и осенние сапоги, высокие, до колен, с небольшим широким каблуком. Тамара посмотрела на этикетки и шепнула нам, что обувь из Англии. Мы накупили туфли, босоножки, высокие ботинки на шнуровке, изящные тапочки. Не забыли выбрать маме сапоги, а папе красивые ботинки. Нам прекрасно упаковали коробки, перевязали бечёвкой, что бы нам было удобно нести, а затем отправились в секцию, где продавались шубы. Выбрали маме шубу, о которой она давно мечтала и пошли домой. Мама всю жизнь носила эту шубу, не хотела её менять на другую, и она почему-то каждый год была почти новой.
Удачно начатое дело и закончилось удачно.
Прочтите отрывок из воспоминаний маршала А. М. Василевского и укажите название сражения, о котором идёт речь.
«...Сражение продолжалось два месяца (с 10 июля по 10 сентября 1941 г.) и включало в себя целую серию ожесточённых операций, проходивших с переменным успехом для обеих сторон и явившихся отличнейшей, правда, крайне дорогой, школой отработки военного мастерства для советского бойца и командира... Основные группировки врага... были изрядно измотаны. Задержка наступления врага на главном, Московском направлении явилась для нас крупным стратегическим успехом. Советское командование получило дополнительное время как для создания новых мощных резервов, так и для укрепления Москвы».
1) Орловское
2) Белгородское
3) Смоленское
4) Харьковское
Ответ:
Прочтите отрывок из сводки Совинформбюро и определите, о каком сражении Великой Отечественной войны идёт речь.
«До 6 декабря наши войска вели ожесточённые оборонительные бои, сдерживая наступление ударных фланговых группировок противника и отражая его вспомогательные удары на Истринском, Звенигородском и Наро-Фоминском направлениях. В ходе этих боёв противник понёс значительные потери...
6 декабря... войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок».
1) Московская битва
2) оборона Ленинграда
3) Сталинградская битва
4) Курская битва
Ответ:
Прочтите отрывок из международного договора и определите, о каком явлении идёт в нём речь.
«Статья 1. Правительство Соединённых Штатов Америки будет продолжать снабжать Правительство Союза Советских Социалистических Республик теми оборонными материалами, оборонным обслуживанием... которые Президент Соединённых Штатов Америки разрешил передавать или предоставлять».
2) план «Дропшот»
3) ленд-лиз
4) «план Маршалла»
Ответ:
Прочтите отрывок из межгосударственного договора, подписанного СССР в июле 1941 г., и определите, с какой страной он был заключён.
«1. Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии.
1) Франция
2) Великобритания
3) Испания
Ответ:
1) Сталинградская битва
2) Московская битва
3) битва на Курской дуге
4) прорыв блокады Ленинграда
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний писателя и кинодраматурга Г. М. Шерговой и укажите, о каком дне в них говорится.
«Сообщение о том, что немцы вероломно напали на нашу страну, застало меня на одной из московских площадей. Из репродуктора доносился глухой голос Молотова. Мы, десятиклассники, отмечали выпускной вечер. Самый светлый день года враз стал самым хмурым».
Ответ:
«Обстановка того времени оставалась для нашей страны весьма трудной. Под пятой фашистских оккупантов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, западные и южные области Российской федерации. Враг продолжал блокаду Ленинграда, держал крупные силы войск неподалеку от Москвы. Накопленные с большим напряжением стратегические резервы были израсходованы… Обстановку усугубил неудачный для наших войск исход боевых действий под Ленинградом, Харьковом и в Крыму».
Ответ:
1) депортация
2) эвакуация
3) репатриация
4) мобилизация
Ответ:
1) осенью 1941 г.
2) весной 1942 г.
3) осенью 1942 г.
4) весной 1943 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний маршала А. М. Василевского и укажите, о каком сражении в нем идет речь.
«Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьезные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом "Тайфун" ему не удалось...Разгромом гитлеровцев завершился первый этап борьбы на пути к полной и окончательной победе над фашистской Германией».
1) Смоленское сражение
2) Московская битва
3) прорыв блокады Ленинграда
4) Сталинградская битва
Ответ:
Прочтите отрывок из высказывания и укажите, как назывался процесс, о котором идет речь.
«С июля по ноябрь 1941 г. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было вывезено более 100 промышленных предприятий. В тот же период по железным дорогам страны перевезено около 1,5 миллиона вагонов грузов. Эта четкая работа позволила в кратчайшие сроки создать на востоке страны новую экономическую базу, которая обеспечила рост военного могущества Советского Союза и его победу».
1) депортация
2) эвакуация
3) репатриация
4) мобилизация
Ответ:
Прочтите отрывок из документа и укажите название плана, о котором идёт речь.
«В декабре 1940 г. германское военное командование разработало план войны против СССР. Он предполагал нанести поражение Советскому Союзу в быстротечной, "молниеносной" кампании. С помощью танковых группировок немцы планировали окружить и уничтожить основные силы Красной Армии западнее рек Днепр и Западная Двина, не допустить их отхода в глубь России. Далее намечался выход на рубеж Архангельск-Казань-Астрахань.»
1) «Барбаросса»
2) «Цитадель»
4) «Тайфун»
Ответ:
Прочтите отрывок из высказывания Г. К. Жукова и укажите, когда происходили описанные события.
«Благодаря упорству и стойкости, которые проявили наши войска, дравшиеся в окружении в районе Вязьмы, мы выиграли драгоценное время для организации обороны на можайской линии. Пролитая кровь и жертвы, понесенные войсками окруженной группировки, оказались не напрасными. Подвиг героически сражавшихся под Вязьмой советских воинов, внесших великий вклад в общее дело защиты Москвы, еще ждет должной оценки».
1) осенью 1941 г.
2) весной 1942 г.
3) осенью 1942 г.
4) весной 1943 г.
Ответ:
1) Сталинградская
2) за Днепр
3) Московская
4) на Курской дуге
Ответ:
Прочтите отрывок из высказывания заместителя начальника генерального штаба французской армии генерала Шассена и укажите битву, о которой идет речь.
«1941 год, который должен был стать годом окончательного установления германского господства в Европе, завершился страшным поражением гитлеровцев... Битва... ознаменовала важный поворотный пункт войны».
1) за Днепр
2) Сталинградская
3) на Курской дуге
4) Московская
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идёт речь.
«Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию "Тайфун", вынужден был признать, что "немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения". Что верно, то верно... Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом».
1) Сталинградская битва
2) Московская битва
3) битва на Курской дуге
4) прорыв блокады Ленинграда
Ответ:
Прочтите отрывок из статьи отечественного историка и укажите, о начале какого наступления немецких войск в нём говорится.
«Три важнейших фактора способствовали первоначальному успеху нового наступления вермахта: просчёты советского Верховного Командования и лично И. В. Сталина в определении главного направления вероятного наступления вермахта и в общей оценке ударных возможностей противника; неудачный для советских войск исход операций в мае 1942 г. в Крыму и в районе Харькова, падение 4 июля после восьмимесячной обороны Севастополя; отсутствие второго фронта в Европе».
1) наступление на Москву
2) наступление под Ленинградом
3) наступление под Курском
4) наступление на Сталинград
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому относятся описываемые события.
«Обстановка того времени оставалась для нашей страны весьма трудной. Под пятой фашистских оккупантов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, западные и южные области Российской Федерации. Враг продолжал блокаду Ленинграда, держал крупные силы войск неподалёку от Москвы. Накопленные с большим напряжением стратегические резервы были израсходованы. <...> Обстановку усугубил неудачный для наших войск исход боевых действий под Ленинградом, Харьковом и в Крыму».
Ответ:
Прочтите отрывок из высказывания и укажите, как назывался процесс, о котором идёт речь.
«С июля по ноябрь 1941 г. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было вывезено более 100 промышленных предприятий. В тот же период по железным дорогам страны перевезено около 1,5 миллиона вагонов грузов. Эта чёткая работа позволила в кратчайшие сроки создать на востоке страны новую экономическую базу, которая обеспечила рост военного могущества Советского Союза и его победу».
1) депортация
2) эвакуация
3) репатриация
4) мобилизация
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите город, в котором произошло описанное сражение Великой Отечественной войны.
1) Сталинград
2) Ленинград
Ответ:
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.
«Мы чаще и чаще в свободное время подходили к картам и всматривались в те пункты, которые обозначались в военных сводках. Особенно тревожило смоленское направление, поскольку это прямая дорога на Москву. Беспокоил также и Житомир, это уже глубокая стрела, нацеленная в глубь Украины, к её славному городу Киеву. Обозначилась также угроза и для Ленинграда. И хотя на этих трёх направлениях стояли славные маршалы Ворошилов, Тимошенко и Будённый, мы тем не менее испытывали законное беспокойство, зная, что такую же тревогу испытывают и все люди».
1) летом 1941 г.
2) осенью 1942 г.
3) весной 1942 г.
4) зимой 1941-1942 гг.
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите город, в котором произошло описанное сражение Великой Отечественной войны.
«Город был в огне. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолёты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от разрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо. Казалось, что всё живое здесь погибает, но люди шли в бой... Жарко приходилось и на Мамаевом кургане. Здесь противник стянул несколько батальонов пехоты и свыше 20 танков. Шесть раз в течение дня фашисты пытались сбить наши подразделения с высоты и каждый раз откатывались, на склонах кургана оставались сотни трупов. Гвардейцы отбили все атаки врага».
1) Сталинград
2) Ленинград
Ответ:
1) «Барбаросса»
2) «Багратион»
3) «Тайфун»
4) «Цитадель»
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова и укажите название военной операции, о которой идёт речь.
«Предпринимая операцию... немецко-фашистское командование рассчитывало разгромить советские войска на вяземско-московском и брянско-московском направлениях и, обойдя Москву с севера и с юга, овладеть ею в возможно короткий срок... Первое окружение и разгром советских войск планировалось провести в районах Брянска и Вязьмы; второе окружение и захват Москвы замышлялось осуществить путём глубокого обхода бронетанковыми войсками Москвы с северо-запада через Клин и с юга через Тулу, Каширу».
1) «Цитадель»
2) «Барбаросса»
3) «Тайфун»
4) «Багратион»
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова и укажите название военной операции, о которой идёт речь.
«Предпринимая операцию... немецко-фашистское командование рассчитывало разгромить советские войска на вяземско-московском и брянско-московском направлениях и, обойдя Москву с севера и с юга, овладеть ею в возможно короткий срок... Первое окружение и разгром советских войск планировалось провести в районах Брянска и Вязьмы; второе окружение и захват Москвы замышлялось осуществить путём глубокого обхода бронетанковыми войсками Москвы с северо-запада через Клин и с юга через Тулу, Каширу».
1) «Багратион»
2) «Тайфун»
3) «Барбаросса»
4) «Цитадель»
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите битву, о которой идёт речь.
«Битва... по количеству войск и боевой техники, размаху и напряжённости боёв и операций была одной из крупнейших в истории войн. Свыше 7 млн солдат и офицеров, около 6,5 тыс. танков, 53 тыс. орудий и миномётов и более 3 тыс. боевых самолетов Германии и СССР в течение 203 суток вели яростное противоборство. Пламя сражений охватило территорию, равную по площади таким государствам, как Англия, Швейцария и Исландия вместе взятым... Впервые во Второй мировой войне армия Германии потерпела крупное поражение, миф о её непобедимости был развеян. Германия... проиграла "молниеносную войну" против СССР».
1) Курская битва
2) битва за Берлин
3) битва за Днепр
4) битва за Москву
Ответ:
1) летом 1941 г.
2) осенью 1941 г.
3) весной 1942 г.
4) летом 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события.
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события.
«К исходу первого дня... противнику удалось на северо-западе прорваться к реке Дубиса (северо-западнее Каунаса), а в 60 км южнее Каунаса форсировать реку Неман. На левом крыле западного фронта советским войскам, 4-й армии, пришлось отступить и покинуть Брест. Но Брестская цитадель героически оборонялась в течение длительного времени. Подробности об этой мужественной борьбе с фашистскими захватчиками стали известны лишь спустя много лет после окончания войны».
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события.
«В это время положение наших войск на фронте... оказалось критическим. Кровопролитное сражение развернулось на Можайском направлении, в районе Бородинского поля, оно шло шесть дней и ночей... В те дни противник взял также Малоярославец, Боровск, Тарусу, Рузу. В некоторых местах гитлеровцы приблизились к Москве на 50 километров... В Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение».
1) летом 1941 г.
2) осенью 1941 г.
3) весной 1942 г.
4) летом 1942 г.
Ответ:
3) в мае 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.
«По существу, мы в это время не располагали никакими сведениями и никакими знаниями о том, что действительно на фронте происходит. В сообщениях "От Советского Информбюро" стали появляться наименования городов, которые мы считали находившимися чуть ли не в глубине страны, во всяком случае, отдалёнными от границы. При этом речь шла о крупных городах, как, например, Львов, Минск, некоторых других. То, что они, по существу, с ходу были взяты врагом, навалившимся на наши войска в трёх-, пятикратном превосходстве, о так называемых клиньях мы тогда ещё не знали».
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из дневника начальника Генштаба сухопутных войск Германии и укажите, когда происходили описанные события.
«Обстановка неясная. Противник стягивает силы против наступающего крыла группы армий "Центр" в район северо-западнее Москвы. Хотя это и не крупные соединения, а мелкие группы, но они непрерывно прибывают на фронт и создают всё новые препятствия на пути наших уставших войск. Перед фронтом соединений, наступающих на канал Москва - Волга, противник медленно отходит, ведя упорные арьергардные бои».
3) в мае 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из документа и укажите кодовое название плана, о котором идёт речь.
«В декабре 1940 г. германское военное командование разработало план войны против СССР. Он предполагал нанести поражение Советскому Союзу в быстротечной, "молниеносной" кампании. С помощью танковых группировок немцы планировали окружить и уничтожить основные силы Красной Армии западнее рек Днепр и Западная Двина, не допустив их отхода в глубь России. Далее намечался выход на рубеж Архангельск - Казань - Астрахань».
2) «Тайфун»
3) «Цитадель»
4) «Барбаросса»
Ответ:
Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К. Евсеева, относящихся к 1942 г., и укажите город, о котором идёт речь.
«Как главная база флота, (город) был сильно защищён только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей <...> береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря. <...> Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолёты противника <...> Количество самолётов было доведено до предела. Небо <...> уже больше их не вмещало <...> Дни шли за днями, а бомбардировка шла с прежним неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части (город) и его окрестности <...> Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику <...> Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный <...> красавец превращён теперь в руины».
1) Архангельск
2) Владивосток
3) Севастополь
4) Мурманск
Ответ:
Прочтите отрывок из детских воспоминаний И. Миндель и укажите название города, о котором идёт речь.
«Я родилась в прекрасном городе <...> Когда началась война, мне было восемь лет. Родители были в длительной командировке, папа был военным. Я осталась с бабушкой и дедушкой с...>
8 сентября 1941 г. немцы замкнули кольцо блокады по суше. Снабжение стало возможным только по воздуху или через Ладожское озеро. Многократно начали снижать нормы выдачи продуктов, а выдача хлеба сократилась до 125 граммов. Это был блокадный хлеб - чёрный, тяжёлый, с суррогатами. Начались морозы. Холодно и голодно <...>
Бабушка стала слабеть, часто отдыхала. Спали одетыми вместе в одной кровати, она прижимала меня к себе, чтобы было теплее. Ночью во время бомбёжек вставали и шли в бомбоубежище.
В одну из ночей она меня не будила, чтобы встать, а я радовалась, что можно поспать. К утру, когда повернулась к ней, она как-то резко от меня отстранилась. Я стала её тормошить - не просыпалась и была холодной. Бабушка была мёртвой».
1) Сталинград
3) Ленинград
Ответ:
Прочтите отрывок из указа и определите дату его принятия.
«1) Если кто из помещиков пожелает отпустить <...> крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли, <...> то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел <...>.
2) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных землях землевладельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».
Ответ:
Прочтите отрывок из работы историка Ю. М. Лотмана и определите название органа государственного управления, под руководством которого осуществлялась описанная деятельность.
«Просматривая дела, убеждаешься, что в поле зрения попадали не только преступления политические, но и преступления против нравственности, и даже вообще не поступки, а намерения, мнения, слова и мысли. Жандармы могли заинтересоваться кругом чтения того или иного человека, содержанием его частной переписки, они не стеснялись распечатывать любовные письма и подслушивать дружеские разговоры».
1) Святейший Синод
2) III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии
3) Государственный Совет
4) Негласный комитет
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите город, в районе которого происходили описанные события.
«Кольцо окружения с каждым днём сжимается. Фашистское командование посылает в "котёл" продовольствие и боеприпасы. Лётчики сбрасывают "подарки" в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к "котлу", под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолётов противника. Навстречу поднялись наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолёты… Теперь господство в воздухе принадлежало нам… Войска 71-й армии генерала И.М. Чистякова, действующие с запада, соединились в районе посёлка Красный Октябрь и Мамаева кургана с частями 62-й армии, разъединив отступающего противника на две изолированные группы…»
1) Смоленск
3) Сталинград
Ответ:
Прочтите отрывок из документа, изданного в фашистской Германии, и укажите название города, пропущенное в тексте.
«Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление "Цитадель" - первое наступление в этом году. Этому наступлению придаётся решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим
успехом… Я приказываю:
Цель наступления - сосредоточенным ударом, проведённым решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой из района южнее Орла, путём концентрического наступления окружить находящиеся в районе ____________ войска и их уничтожить…»
3) Харькова
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название военной операции, о которой идёт речь.
«За семнадцать дней наступления армия продвинулась на триста пятьдесят километров, форсировала Березину и Неман, вместе с соседями овладела городами Бобруйском и Минском, освободила пять тысяч населённых пунктов… Огромную помощь нам оказали партизаны Белоруссии. Множество их бригад, отрядов и групп сковывали противника в его тылу, срывали его перевозки, содействовали нашим войскам в форсировании рек.
Влившись в ряды нашей армии, партизаны не просто её пополнили, а умножили её героизм».
1) «Кутузов»
2) «Кольцо»
3) «Багратион»
Ответ:
Прочтите отрывок из официального документа и укажите название органа власти, пропущенное в тексте.
«Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР признали необходимым:
1. Создать _________________ в составе:
т. Сталин И. В. (председатель)
т. Молотов В. М. (заместитель председателя)
т. Ворошилов К. Е.
т. Маленков Г. М.
т. Берия Л. П.
2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в его руках.
3. Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять его решения и распоряжения».
1) Верховный Совет СССР
2) Государственный Комитет Обороны
3) Ставка Верховного Главнокомандующего
4) Совет Народных Комиссаров
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний советского дипломата и укажите страну, о выходе которой из войны идёт речь.
«Этот официальный акт знаменовал собою событие выдающегося значения − начало быстрого распада гитлеровского агрессивного блока. “[Страна] с 4 часов 24 августа 1944 г. полностью прекратила военные действия против СССР на всех театрах войны, вышла из войны против Объединённых Наций, порвала отношения с Германией и её сателлитами, вступила в войну и будет вести войну на стороне союзных держав против Германии и Венгрии в целях восстановления своей независимости и суверенитета…”.
2. Согласилаcь, что с военной точки зрения крайне желательно, чтобы Турция вступила в войну на стороне союзников до конца года;
4. Приняла к сведению, что операция “Оверлорд” будет предпринята в течение мая 1944 г., вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный фронт;
5. Согласилась, что военные штабы трёх держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе. В частности, было решено, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций».
3) Тегеран
4) Потсдам
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний советского авиаконструктора и укажите год, когда произошли описанные события.
«Талалихин нервничал. Неужели уйдёт? Он боялся потерять противника в ночном небе, но горящий двигатель бомбардировщика служил хорошим ориентиром. Талалихин догнал противника и сразу дал несколько длинных
очередей, но, видимо, промахнулся, потому что "Хейнкель" продолжал уходить. Виктор подошёл к нему ещё ближе, нажал гашетки, но патронов больше не было. И он решил отрубить винтом своего истребителя хвостовое оперение "Хейнкеля". Рванув сектор газа до упора, он стал быстро настигать противника. В этот момент ответной очередью стрелок "Хейнкеля" прошил кабину истребителя, и рикошетом одна из пуль обожгла Талалихину правую руку.
Обливаясь кровью, Талалихин решил во что бы то ни стало таранить врага. Он догнал фашиста. Истребитель на огромной скорости врезался в бомбардировщик, и тот, охваченный пламенем, камнем пошёл к земле».
Ответ:
Прочтите отрывок из сообщения Совинформбюро и укажите город, название которого пропущено в отрывке.
«С 16 ноября … германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на _____________.
До 6 декабря наши войска вели ожесточённые оборонительные бои, сдерживая наступление ударных фланговых группировок противника и отражая его вспомогательные удары на Истринском, Звенигородском и Наро-Фоминском направлениях. В ходе этих боёв противник понёс значительные потери. С 16 ноября по 6 декабря, по далеко не полным данным, нашими войсками было уничтожено и захвачено, не считая действий авиации: танков - 777, автомашин - 534, орудий - 178, миномётов - 119, пулемётов - 224; потери противника убитыми - 55 170 человек. 6 декабря войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери».
Прочтите отрывок из документа и определите время его появления.
«Проникнутые …новым духом освобождённой демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого».
2) октябрь 1916 г.
3) апрель 1917 г.
4) ноябрь 1917 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения А.И. Деникина и укажите год, о событиях которого идёт речь.
«В результате длительного правительственного кризиса, вызванного событиями 3–5 июля, разгромом на фронте и непримиримой позицией, занятой либеральной демократией, в частности кадетской партией, в вопросе об образовании власти, Совет вынужден был освободить формально министров-социалистов от ответственности перед собою и предоставить право Керенскому единолично формировать правительство».
На свете не так много стихов, над которыми я плакал, — и это не обязательно хорошие стихи: у цветаевской любимицы Сонечки Голлидей все было в порядке с литературным вкусом, а плакала она все же не от цветаевских стихов, а от «Дарю тебе собачку, прошу ее любить». И все-таки заставить читателя рыдать и умиляться — серьезная заслуга, ибо чувства эти благотворны. Понятно, почему я два часа не мог успокоиться после есенинской «Песни о собаке», — я и сейчас ее считаю одним из величайших русских стихотворений — но не возьмусь объяснить, почему в возрасте этак десятилетнем я ревел над стихами Инбер: «Поздней ночью у подушки, когда все утомлены, вырастают маленькие ушки, чтобы слушать сны ». Что здесь такого? Сплошная ведь идиллия! Ночью подушка не спит, слушает сны, а днем сама отсыпается; банальный сказочный сюжет. Но то ли оттого, что одушевлено и наделено волшебными способностями было такое пухлое и прозаическое существо, как подушка, то ли от особой инберовской слезной интонации я совершенно утратил самоконтроль. И должен вам сказать, что годы в этом смысле мало что изменили — есть у Инбер стихотворение, над которым я и сейчас... что вовсе уж неприлично моим летам... Я говорю про колыбельную «Сыну, которого нет». Там гениально все, кроме последней строфы (в которой автор впадает в совершенно уже плюшевую слащавость): «Заглянул в родную гавань — и уплыл опять. Мальчик создан, чтобы плавать, мама — чтобы ждать ». Нет, невозможно.
Может, если бы не в детстве я читал все это... Но с тех пор ее стихи настолько врезались в память, домашний фольклор и современную речь, что всякий раз, поворачивая на Можайку с МКАДа, я читаю — про себя или вслух: «Еще стояли холода во всей своей красе, еще белели провода Можайского шоссе... Один подснежник-новичок задумал было встать, приподнял белый колпачок — и спрятался опять ». Это из детской поэмы про войну — «Домой, домой», — где описана история скворчиной семьи, улетевшей в эвакуацию и счастливо вернувшейся на родные березы.
И после этого мне тут будут впаривать — как пишут в некоторых сегодняшних статьях про Инбер, — что в большую литературу она так и не вошла: мило, талантливо, но никому сейчас не нужно... Во-первых, автор, который вошел в фольклор, уже в литературе, не вычеркнешь: «У сороконожки народились крошки» — не хуже Чуковского. А «Девушка из Нагасаки»? Скажи ей кто, что в памяти народной останется от нее главным образом эта песня, Инбер бы, может, переключилась на шансон и многого бы достигла; как все поэты, умеющие писать прозу, она сильна в балладе, замечательно держит сюжет, и такие ее стихи, как «Васька Свист в переплете» или «Сеттер Джек», попали бы в хрестоматию советской поэзии при самом требовательном отборе. Вертинский, весьма придирчивый в выборе текстов, написал на ее стихи знаменитого «Джонни» — «У маленького Джонни горячие ладони и зубы, как миндаль», — и эта вещь тоже не может посетовать на забвение.
А во-вторых — что-то подсказывает мне одну утешительную мысль: мало ли кого сейчас не читают и не помнят? Сейчас вообще не очень хорошо с чтением и памятью. Но погодите, придут иные времена, когда будут востребованы тонкие и сложные эмоции, когда не стыдно будет сострадать и умиляться, и даже сентиментальность будет вполне уместна, а интерес к советскому будет глубоким и неконъюнктурным, тем более что многое ведь и повторится; и тогда Инбер еще перечтут, и место ее в литературе, как знать, сделается более почетным. Надо только пережить так называемые темные века — в нашем случае, надеюсь, всего лишь годы.
Про Инбер помнят в самом деле немного. Например, что она была двоюродной сестрой Троцкого и почему-то уцелела. Это написано даже в «Википедии», и это неправда. Двоюродной сестрой Троцкого была ее мать, Фанни Соломоновна Шпенцер, учительница словесности. Трудно представить, что двоюродная сестра Троцкого могла бы выжить, печататься и получить Сталинскую премию: Сталин был, конечно, непредсказуем — но не настолько же. Троцкий, вероятно, сыграл в жизни Инбер некую роль — именно этим родством, тогда спасительным, хоть и достаточно дальним, можно объяснить ее скоропалительное возвращение из эмиграции. Она с мужем туда уехала из Одессы, но меньше чем через полгода вернулась, а муж ее, Натан, остался, переехал потом в Париж и канул. Вероятно, жизнь в Советской России показалась ей более перспективной, и она не ошиблась. Дело, конечно, не в том, что Троцкий помог, — его можно было рассматривать как некую гарантию, и то недолго: пробилась она в двадцатые благодаря собственному таланту и феноменальному чутью. Чутье это она начала проявлять рано, еще в десятые годы, когда набрела на собственную литературную манеру: положим, в первой книжке — «Печальное вино» — этой манеры еще нет и следа, там все довольно тривиально, но уже в «Горькой усладе», выпущенной в революционном семнадцатом, появляется та печальная ирония, тот насмешливый и вместе сентиментальный тон, который был тогдашней модой с легкой руки Тэффи; но как поэт Инбер была сильнее Тэффи, хотя в прозе, пожалуй, уступает ей. Тэффи, самый человечный человек в русской прозе двадцатого века, обладала в прозе собственным стилем, волшебным даром ставить слова подлинным углом; Инбер — хороший прозаик, но личной печати ее стиль лишен. А вот в стихах, где Тэффи не всегда могла избавиться от пафоса, — Инбер крепче, и фабулы у нее лучше выстроены, и рассказ суховат, мускулист, и речевые характеристики великолепны. «У Любуси-Любки розовые губки — лучше не рассказывай при нас! У Любуси-Любки — лучше не рассказывай! — шарфик очень газовый, ядовитый газ ». Тэффи не то чтобы так слабо — захотела, смогла бы, — но ей эта городская речь была уже незнакома: в двадцатые она жила в Париже.
Было в двадцатые годы несколько превосходных поэтесс, которые потом канули, — это отдельная, весьма интересная тема, почему в двадцатые, точней, после двадцать третьего, почти замолчала Ахматова, почти не писала Цветаева, а вот голоса Шкапской, Инбер, Адалис зазвучали на всю Россию. Тут дело, я думаю, вот в чем. Двадцатые годы были, конечно, чрезвычайно привлекательны и, я бы сказал, креативны, при всей испакощенности этого слова; они здорово стимулировали литературу, но был в них привкус пошлости, примесь безвкусицы, куда более отчетливая, чем в русском Серебряном веке. Писать в это время могли только люди, которым, по словам Евгения Петрова, ирония заменила мировоззрение, поскольку была единственно возможной реакцией на отсутствие ценностей. Вот Маяковский — не мог: его сатира не онтологична, она не подвергает сомнению основы бытия, миссию поэта, само понятие литературы. И революция для него — святое. Была попытка увидеть в его революционных одах пародию, шутовство — ну не мог же он всерьез, в самом-то деле, все это славить и ничего не понимать! Более или менее последовательно эта тема развивается в книге маяковеда-самоучки Бронислава Горба «Шут у трона революции», но автор слишком упорно выдает желаемое за действительное. При желании можно увидеть пародию хоть в «Гамлете» (и она там есть, см. «Мышеловку»), но «умение видеть во всем смешную сторону есть вернейший признак мелкой души», читаем у Белинского. Сатира двадцатых в лучших своих образцах не смешна или смешна непреднамеренно, как показала это Анна Герасимова ака Умка в диссертации «Смешное у обэриутов»; осмеянию подвергнуто как раз то, что для Маяковского было свято. Отсюда обэриуты, Вагинов, отсюда же Инбер, чья поэзия при всей сентиментальности была очень жесткой и тем доказывает, что сентиментальность не от слабости, а от силы. Исключением была Шкапская — она и замолчала раньше всех, — но у нее онтология подрывается с другой стороны: мужчины не сумели распорядиться Абсолютом, и он достался женщинам. Шкапская физиологична до неприличия, до истинного гениального бесстыдства, которого мы и у Ахматовой не найдем. Когда рушатся ценности, спасает либо физиология (как у Шкапской, у Шолохова, Бабеля, у Пильняка, Веселого, Замятина отчасти), либо насмешка.
Инбер нащупала интонацию, с которой можно было в двадцатые говорить и о любви, и о материнстве, и о стариках-родителях. Она примкнула к главной, по-моему, литературной группе второй половины двадцатых (не считая тут же разгромленных обэриутов): ее литературной семьей стали конструктивисты.
Кто такие конструктивисты, прямые наследники акмеистов и непосредственные их ученики? Термин придумал Сельвинский. Конструктивизм — не значит пафос голого созидания, сплошной рациональности, поэтики труда и т.д. Это всего лишь конструктивное, позитивное, здравое мышление — превалирование интеллектуального начала над хаотическим, сознания над подсознанием. Конструктивизм — это проза стихами, что часто дает любопытный стык; в нынешней российской литературе правят бал люди, которые считают, что чем случайней, тем вернее, и не особо задумываются не только о связности, но даже об элементарной грамотности. Для них все, что можно пересказать, — по определению проза, балладу они презирают, любят эллипсисы, «опущенные звенья», — но если у Мандельштама эти опущенные звенья были лишь способом ускорить поэтическую речь, сделать ее плотней, то в сегодняшнем литературном мейнстриме это способ затуманить смысл, выдать невнятицу за осмысленное высказывание. В общем, чем непонятней, тем лучше. У рассказа в стихах свои минусы, свои риски — шанс соскользнуть в девальвацию поэтического слова, в лирический репортаж действительно есть; но в лучших образцах прозаическое содержание и поэтические приемы высекают замечательную искру. Так происходит у Сельвинского в «Улялаевщине», у Луговского в «Большевиках пустыни и весны», у Инбер в балладах двадцатых годов. Она не конструктивист в «сельвинском» и «луговском» смысле — но азарт, радость новизны, насмешка над личным и поэтизация коллективного усилия — это ее с ними, конечно, роднит; и не зря она, как истинный конструктивист, в это время много пишет о стройках, о поездках, о великих советских проектах.
Сегодня все это многократно осмеяно, но в тогдашних очерках Инбер, в ее стихах, в репортажах для «Огонька» и «Прожектора» (она много работала для журналов, надо было кормить дочь-подростка, которую она, как и Цветаева свою Алю, родила в 1912 году) действительно есть азарт строительства, свежесть новизны и ощущение перспективы. Очеркистом она оказалась превосходным — именно потому, что все это, электростанции, радиостанции, обводнение пустыни и пр., — было ей действительно внове. Опыт был совершенно другой — и потому остранение, которое открыл Шкловский, у нее получалось без усилий: все это было для нее очень странно, а новизну она, как все женщины, любила.
Парадокс тут кажущийся: как это могло быть, чтобы Лариса Рейснер, чьим первым мужчиной был Гумилев, а первым поэтическим увлечением — Ахматова, стала женщиной-комиссаром? Но именно так и могло: ведь женщин Серебряного века вдохновляло то, чего еще не было. Как у Гиппиус: «Мне нужно то, чего не бывает, никогда не бывает»... Революция — это и есть желанная им новизна; только многих мужчин раздавил или напугал демон, которого вызвали ученики чародея, а женщины оказались бесстрашней. Буревестник кричит «Пусть сильнее грянет буря!» — а при виде бури, как Горький, говорит, что это все не то, что не такую бурю он призывал, и даже бесстрашный Блок говорит: мол, не эти дни мы звали, а грядущие века. Зато женщинам, которым вечно хочется небывалого, все это как раз очень нравится — «И так близко подходит чудесное к развалившимся грязным домам, никому, никому неизвестное, но от века желанное нам». Им вечно желанно предельное, огромное, невозможное — они его и получают. Как писал мерзкий, но умный Василий Васильич Розанов, что можно сделать с Настасьей Филипповной, чем удовлетворить ее? — только убить.
И потому двадцатые стали временем расцвета молодой женской поэзии: мужчина не умеет так кощунствовать, так решительно рвать с прошлым, не умеет встречать настоящее и будущее с любопытством, а не с ужасом. Любопытство не зря называют женской чертой.
И они — Инбер, Адалис, Баркова, Радлова, позже Берггольц — сумели найти новый язык там, где замолчали старшие, там, где бессильны были мужчины. И появились два новых типа: женщина-комиссар (это ведь не только Рейснер, их много было, причем у анархистов тоже) — и женщина-очеркист, она же репортер, шофер, даже летчица. Прелестная, маленькая, деловитая, бесстрашная, циничная, остроумная.
Вот этот стиль создала Инбер.
Она вообще в стиле понимала — не зря в родной Одессе читала лекции про парижскую моду, не зря с мужем четыре года жила в Европе, эту самую моду изучая; но кожанка и блокнот шли ей больше, чем парижские туалеты. Женщины этой породы писали очерки с великолепной иронией и с неподдельным восхищением: для них какой-нибудь кишлак был в это время интереснее Парижа. Новизна — вот главное! Рассказы Инбер этой поры — «О моей дочери», «О моем отце», «Мура, Тосик и ответственный коммунист», повесть «Место под солнцем», ее стихи, привозимые из поездок, — лучшее, что она сделала в литературе. Ей очень нравилась советская жизнь. Некоторые пишут сейчас, что она приспосабливалась, чувствуя сомнительность происхождения, — да ничего подобного, она была абсолютно честна. И она спокойно продолжала писать хорошие стихи. Правда, в поэме «Путевой дневник» появилась новая статуарность, торжественность, она с обычным своим версификаторским талантом освоила октаву, — а в конце провозглашался тост «Как за венец всего, Иосиф Виссарионович, за вас!» — но пластика, радость, азарт оставались при ней. Конечно, трагизм тридцатых в ее стихах никак не отразился, — но и казенщина тридцатых в них полновесно не вошла; перестала она только писать свою грустную и веселую прозу, ушла, как Шкапская, в очерк.
Истинный расцвет ее таланта, однако, пришелся... страшно писать — на блокаду, потому что какой же это расцвет? Но ничего не поделаешь, она, как и Берггольц, лучшие свои вещи со времен бурных двадцатых написала в страшные сороковые. Может быть, потому, что во время войны люди опять стали равны себе. И государство перестало их давить, понадеявшись на личную инициативу, — людям разрешили спасать страну. Не до того было, появились у начальства другие заботы, кроме как непрерывно прессовать подданных. А главное — в экзистенциальной ситуации, на пределе возможностей, к Инбер вернулись лучшие ее черты. Насмешливость. Трезвость. Мужество. Самодисциплина.
В блокадном Ленинграде Инбер написала «Пулковский меридиан» — большую дневниковую поэму в пятистопных ямбических шестистишиях. Она отказалась покинуть Ленинград — не столько потому, что таков уж был ее личный героизм, а потому, что в Ленинграде должен был остаться ее муж, знаменитый врач Илья Страшун, автор фундаментального исторического исследования «Русский врач на войне». Он был в блокадном Ленинграде директором Первого мединститута и уехать никуда не мог. Инбер оставалась с ним все это время. Ее блокадный дневник «Почти три года» — лучшая ее проза, лаконичная, жесткая, без тени рефлексии (напротив, Лидия Гинзбург в «Записках блокадного человека» рефлексией как раз спасается — но Инбер, конечно, человек не столь глубокий: она не мыслит, а фиксирует).
«Пулковский меридиан» — хорошая вещь. В нем есть патетические казенные отступления, нарочитые сталинистские вставки — но большая часть этих недооктав, сделанных по конструктивистскому принципу (столкновение высокой поэтической формы и самой грубой, самой жестокой прозы), свидетельствует о долгожданном обретении нового языка.
На мне перчатки, валенки, две шубы
(Одна в ногах). На голове платок;
Я из него устроила щиток,
Укрыла подбородок, нос и губы.
Зарылась в одеяло, как в сугроб.
Тепло, отлично. Только стынет лоб.
Лежу и думаю. О чем? О хлебе.
О корочке, обсыпанной мукой.
Вся комната полна им. Даже мебель
Он вытеснил. Он близкий и такой
Далекий, точно край обетованный.
И самый лучший — это пеклеванный.
А тут еще какой-то испоганил
Всю прорубь керосиновым ведром.
И все, стуча от холода зубами,
Владельца поминают недобром:
Чтоб дом его сгорел, чтоб он ослеп,
Чтоб потерял он карточки на хлеб.
В системе фильтров есть такое сито —
Прозрачная стальная кисея,
Мельчайшее из всех. Вот так и я
Стараюсь удержать песчинки быта,
Чтобы в текучей памяти людской
Они осели, как песок морской.
Бывало, Муза днем, в мороз седой,
Противовесом черной силе вражьей,
Орудовкой, в берете со звездой,
Стояла у Канавки у Лебяжьей
И мановением варежки пунцовой
Порядок утверждала образцовый.
Это высокий класс. И пусть нет здесь той непосредственности, того пламени, что у Берггольц (кощунственны любые сравнения), но интонация гордости, достоинства, силы — есть безусловно; и есть строфы не хуже ахматовских.
Почему у Инбер получилась эта вещь? Потому что для нее, выросшей в одном из самых литературных домов Одессы, естественно было литературой заслоняться от всего, видеть в ней панацею; потому что самодисциплина для нее органична, а не насильственна; потому что она на опыте двадцатых годов знает — те, кто сосредоточился на еде, деградируют и умирают, а те, у кого есть дело, живут вопреки всему. «Пулковский меридиан» — манифест борющегося духа. Это поэзия, которая реально и каждодневно помогала выживать, не сходя с ума от голода и ужаса, и действие ее так же благотворно и спасительно сегодня, семьдесят лет спустя.
Инбер была в числе тех, кто, по выражению Ахматовой, «не выдержал второго тура». Она вынесла тридцатые, пережила сороковые, но когда ее мужа, героически проработавшего в Ленинграде всю блокаду, выбросили из института во времена борьбы с космополитизмом, — что-то в ней сломалось навсегда.
Она стала писать чудовищно плохие советские стихи. Она после публикации пастернаковских «Стихов из романа» в «Знамени» ругала эти стихи и публично недоумевала, зачем их печатать. Она набросилась на первые публикации Леонида Мартынова — дескать, неблагонадежен, — и Леонид Мартынов ответил ей стихотворением, где сравнил со старым деревом: «Но чего бы это ради жарче керосина воспылала в мокрой пади старая осина? Я ей повода не подал. Зря зашелестела. Никому ведь я не продал ни души, ни тела. Огненной листвы круженье, ветра свист зловещий... Я смотрю без раздраженья на такие вещи ». Она вообще стала дуть на воду, нападая даже на тех, кто вообще ни сном, ни духом не умышлял против советской власти. Ее стали числить в самых бездарных, в самых идейных. Повесть «Как я была маленькая», при всем ее очаровании, жиже и бледней прелестных ранних рассказов. Теперь она была преданной без энтузиазма, осторожной без надобности. Оттепель ее не коснулась. В ней не было ничего от прежней маленькой Веры, любимицы конструктивистов, лучшей журналистки «Огонька», непреклонной и бесстрашной блокадницы. В отличие от Берггольц, сохранившей верность себе до конца, — пусть и ценой безоглядного алкогольного саморазрушения — Инбер ничем не напоминала себя прежнюю. Проза прекратилась. Иногда появлялась публицистика. Последние стихи хуже даже позднего Тихонова. Она пережила мужа и дочь, маленький внук погиб еще в блокаду, так что умерла она в совершенном одиночестве, в 82 года, хотя и в обстановке полного государственного признания. Последние ее заметки, дневники, письма хранят след глубочайшей скорби и страшного, детского непонимания — за что все так получилось, почему?
Советская власть, в общем, прошла сходный путь, хотя виновата она гораздо больше, чем Инбер.
Когда почитаешь ранние инберовские стихи, ту же «Подушку», или «Колыбельную», или строки о внуке в «Меридиане» — и сравнишь это со стихами из последней книги 1971 года, поневоле подумаешь еще об одном убийстве, хотя ни в какие мартирологи советской литературы она не занесена. Она была, в общем, эгоистична и холодновата временами, и кокетлива не в меру, но поэт была настоящий и человек неплохой, была из тех людей, кто мог бы написать «Нефть» Бабеля, — то есть по праву считалась голосом молодой и многообещающей страны, в которой было место и подвигу, и сантименту, и любви, и работе. Может быть, всему этому не хватало сострадания, той истинной человечности, что была, например, у Платонова. Но Инбер и не претендовала на платоновский масштаб. Она была маленькая, хотя и несгибаемая. И сострадание было ей знакомо, и людей она чувствовала и жалела, судя по дневнику и «Меридиану». Видимо, приговор советской России был подписан в конце сороковых — после этого никакая оттепель не могла ничего исправить: поздний Сталин добил то, чего не добила война.
Стихи Инбер вряд ли сегодня кого-то заразят энтузиазмом или соблазнят свежестью великих планов. Сегодня они могут заставить только плакать.
Не так мало. Плакать тоже иногда надо.