«Влияние недостатка освещения на развитие болезней глаза» Муниципальное общеобразовательное учреждение Идринская средняя общеобразовательная школа. Выполнила: - презентация

Свет - одно из естественных условий жизнедеятельности человека, которое играет важную роль в сохранении здоровья и высокой работоспособности. Под его влиянием активизируются все обменные процессы, улучшается психоэмоциональное состояние, регулируются биологические ритмы, острота зрения.

Правильное освещение в помещении является одним из важных факторов, действующих на самочувствие, работоспособность, восстановление человека. Недостаточное освещение часто увеличивает риск травматизма на производстве, потому что работники плохо ориентируются в пространстве из-за слепящих источников света, теней, бликов и так далее. Только при правильно спроектированном и выполненном освещении может осуществляться нормальная производственная и рабочая деятельность. Качество зрительной информации при неудовлетворительном освещении страдает. Недостаточное освещение часто увеличивает риск травматизма на производстве, потому что работники плохо ориентируются в пространстве из-за слепящих источников света, теней, бликов и так далее. Свет стимулирует работоспособность. Освещение достаточно, если человек длительное время без напряжения работает, не испытывая при этом утомления глаз. При пользовании люминесцентными лампами, зрительное утомление наступает позже, чем при обычных лампах накаливания, а производительность труда повышается. Наиболее комфортные условия могут обеспечиваться естественным солнечным светом. Основные задачи производственного освещения: поддерживать на рабочем месте необходимую освещенность, улучшать условия зрительной работы, снижать утомление, повышать безопасность и производительность труда, качество выпускаемой продукции и снижение профессиональных заболеваний.

Освещенность регламентируется нормами в зависимости от характера зрительной работы, системы и вида освещения, фона, контраста объекта с фоном. Организуя производственное освещение, выбирают нужный спектральный состав светового потока, для обеспечения правильной цветопередачи, или усиления цветовых контрастов. Естественное освещение дает лучший спектральный состав. Чтобы цвет передавался правильно, используют монохроматический свет. Он усиливает одни цвета и ослабляет другие. искусственный освещение производительность нормирование

Естественное освещение зависит от географической широты, высоты солнцестояния, облачности и прозрачности атмосферы. Нормы естественного освещения определяются в соответствии с назначением здания и отдельных помещений. Улучшать освещенность помещений можно окраской стен и потолков в светлые тона, очисткой оконных стекол. В помещении может использоваться естественное освещение, искусственное и смешенное.

Источники искусственного света - электрические лампы. Искусственное освещение выделяют двух видов: общее, распределение света равномерно по всему помещению, и комбинированное, состоящее из ламп одновременно общего и местного освещения. Только при местном освещении работать не рекомендуется, при переводе взгляда с ярко освещенной поверхности на темные окружающие предметы, создается дополнительная нагрузка на глаза. При выполнении точной зрительной работы лучше применять комбинированное освещение.

В поле зрения работающего не должно быть резких теней. Их наличие искажает размеры и формы объектов различения, повышает утомляемость, снижает производительность труда. Появляющиеся движущиеся тени опасны, т.к. могут привести к травмам. Тени надо смягчать, например, используя светильники со светорассеивающими молочными стеклами, при естественном освещении, применяя солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и др.).

Для улучшения видимости объектов в поле зрения работающего не должно быть прямой и отраженной блескости, вызывающей ухудшение видимости объектов. Блескость уменьшают, снижая яркость источника света, делая правильный выбор защитного угла светильника, увеличивая высоту подвеса светильников, правильно направляя световой поток на рабочую поверхность, изменяя угол наклона рабочей поверхности. По возможности, блестящие поверхности надо заменить матовыми.

Колебания освещенности на рабочем месте, которые могут вызываться резким изменением напряжения в сети, обусловливают переадаптацию глаза, приводящую к сильному утомлению. Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.

Нормы освещенности установлены СНиП 23-05-95. У светильников местного освещения имеются отражатели из непрозрачного материала с защитным углом не менее 30°, а при расположении светильников не выше уровня глаз работающего - не менее 10°. Освещение должно позволять четко различать деления на отсчетных и контрольно-измерительных устройствах и приборах, а также поверхности обрабатываемых деталей. Настольную лампу устанавливают так, чтобы свет от нее падал спереди с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу. Мощность ламп в светильниках общего освещения определяется из расчета 10-15 Вт на 1 м 3 площади помещения. Общее освещение устраивают с помощью люминесцентных ламп, а для местного используют лампы накаливания.

Зрение – это бесценный дар, подаренный нам природой. «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира», писал А. М. Горький. Человек с помощью зрения получает 90% информации. Быстрое ухудшение зрения - одна из самых серьезных проблем во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения состояния здоровья детей в России – серьезная проблема. Пик ухудшения состояния здоровья ребенка приходится как раз на школьный период от 7 до 17 лет. Среди первоклассников нарушение зрения имеют 4% детей, а среди выпускников уже 40%.

Факторов, которые приводят к нарушению зрения достаточно много. Важнейшее значения для гигиены зрения имеет правильное освещение. Постоянный недостаток света при работе может привести к нарушению зрения. Так как ученики проводят большую часть дня в школе, где влияние компьютера и телевизора сведено до минимума, мы предположили, что недостаточная освещенность школьных помещений может быть причиной ухудшения зрения школьников. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Цель работы: Провести гигиеническую оценку естественной и искусственной освещенности классов и соответствие их нормам СанПин.

Задачи:

  1. Проанализировать данные по заболеваниям органов зрения среди учащихся школы по результатам медицинских осмотров;
  2. Провести анкетирование среди родителей и учащихся по вопросам причин нарушения зрения;
  3. С помощью расчетных методов определить уровень естественной и искусственной освещенности в классах и сравнить их с гигиеническими нормами;
  4. Сделать выводы по результатам исследования;
  5. Разработать практические рекомендации по профилактике заболеваний органов зрения для учащихся, родителей и педагогов.

В качестве объекта для своих исследований мы выбрали кабинеты 215, 216, 214, 409, 404,115,116. Предметом исследования является уровень искусственного и естественного освещения.

Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы :

  • теоретический – анализ литературы по данной проблеме;
  • анкетирование;
  • статистическая обработка данных медицинских осмотров;
  • расчетные методы определения уровня естественной и искусственной освещенности.

1. СТРОЕНИЕ И НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Проанализировав данные ежегодных медицинских осмотров в нашей школе мы обнаружили, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих те или иные нарушения зрения (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели нарушения зрения по школе в сравнении с городскими показателями

Самым распространенным видом нарушением зрения у учеников нашей школы является близорукость (8-10%).

Приведенные цифры свидетельствуют о том, зрение школьников ухудшается. Чтобы рассмотреть причины такой ситуации нами были изучены различные источники, в том числе и интернет. Среди ведущих факторов, приводящих к нарушению зрения были выделены следующие:

  • Длительное пребывание у телевизора или за компьютером;
  • Нарушение гигиены зрения (чтение лежа или в транспорте, компьютерные игры);
  • Неполноценное питание (нехватка в рационе овощей, содержащих витамин А, который входит в состав зрительного пигмента);
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение режима освещенности рабочего места.

Для изучения мнения родителей по данному вопросу мы провели анкетирование. Всего в опросе принимали участие 38 родителей учеников с 5по8 класс. На диаграммах показано распределение результатов.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования родителей

Из диаграмм видно, что по мнению родителей до школы у большинства детей не было проблем со зрением, а за период обучения в школе у многих зрение ухудшилось. Среди факторов, которые могут стать причиной нарушения зрения 94% родителей выделили вредное влияние компьютера и телевизора, наследственную предрасположенность -30% и недостаток освещенности -27%.

Примерно такие же результаты получены и при опросе учеников 9 классов (Таблица 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся

Количество опрошенных

Нарушение зрения

до школы, %

Нарушение зрения

за период обучения, %

Да

Нет

Да

Нет

Из таблицы видно, что сами школьники считают, что зрение за период их обучение в школе ухудшилось. Факторами, влияющими на зрение большинство также отметили влияние компьютера (52%), наследственность (19%), плохое освещение (29%). Кроме этого ученики высказали свое мнение и отметили причинами ухудшения зрения белый цвет школьной доски в некоторых классах, который вызывает перенапряжение и усталость глаз.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОСВЕЩЕНИЯ И МЕТОДОВ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Существует три типа освещения помещений естественное, искусственное и комбинированное.

Естественное освещение - освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

Ориентировочными показателями о состоянии естественной освещенности являются световой коэффициент и угол падения.

Световой коэффициент – это отношение площади световой (застекленной) поверхности всех окон к площади пола. Нормы для классов ¼-1/5.

Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую поверхность (парту). Чем больше угол, тем лучше освещенность. В данной работе измерение угла падения проводили на 4 парте в среднем и самом удаленном от окна ряду. Для определения угла падения определяют высоту стола, на окне делают отметку найденной высоты и определяют расстояние по горизонтали до центральной точки рабочего места(а) и по вертикали –до верхнего края окна(в). Отношение угла падения. С помощью таблицы натуральных значений тригонометрических функций определяют угол падения. В норме угол падения 27 ο на самом удаленном от окна рабочем месте.

Для прямого определения уровня освещения используют люксметр, с помощью которого определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО). Это отношение естественной освещенности в данной точке помещения (е) к одновременно замеренной горизонтальной освещенности на открытом месте (Е). Для определения КЕО замеряют освещенность на самом удаленном от окна рабочем месте и снаружи в защищенной от прямых солнечных лучей точке. Измерения проводят одновременно. Минимальный КЕО в классах не должен быть менее 1,25%.

КЕО= е/Е х100%

Искусственное освещение - освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп - люминесцентных или накаливания.

Для расчета искусственной освещенности определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами.

Удельная мощность - это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м 2 площади помещения. По гигиеническим нормам на 1 м 2 площади необходимо 25 Вт.

Удельная мощность определяется по формуле:

Р= W*n/ S пола ,

где W- мощность лампы, n- количество ламп, S –площадь пола.

При переводе данной величины в люксы удельную мощность необходимо умножить на коэффициент V, который для люминесцентных ламп равен 12.5. Уровень фактического искусственного освещения данной площади рассчитывают по формуле:

ФИО= n* W,

где W- мощность лампы, n- количество ламп.

Для определения величины гигиенической нормы необходимо площадь помещения умножить на заданную нормативами величину удельной мощности.

Комбинированное освещение - освещение, при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

  1. достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Кс);

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

  1. Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

(чистота окон).

  1. Окраска интерьера помещения;
  2. Расстановка и окраска мебели;
  3. Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

4. РАСЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ

Для расчета уровня естественного освещения определяли ориентацию окон кабинетов, площадь застекленной поверхности, площадь пола, световой коэффициент, угол падения на самом удаленном от окна рабочем месте. Полученные данные сравнивали с установленными нормами. Результаты расчета представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень естественной освещенности классов

№ кабинета

S пола, м 2

S окон, м 2

Кс

Норма

0.20-0.25

Угол падения, 0

Норма 27 ο

0.14

Ниже нормы

Ниже нормы

10.5

0.20

В пределах

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.19

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

Из таблицы видно, что световой коэффициент во всех кабинетах ниже установленной нормы. Расчет угла падения проводился на самом удаленном от окон ряду на 4-5 парте. Во всех случаях угол падения также значительно ниже нормы. Это говорит о том, что на партах удаленных от окна освещенность рабочего места значительно хуже, чем у окна. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо м енять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели . Это правило у нас в школе соблюдается не так часто. Большинство учеников из года в год сидят на одном и том же рабочем месте.

Также необходимо следить за санитарным состоянием окон, т.к запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи, что также не соблюдается.

5. РАСЧЕТ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ

Для освещения классов применяются люминесцентные лампы Radium NL-T8 36W/765мощностью 36 Вт. Осветительные установки располагаются в 2 ряда. В каждой установке предусмотрено по 2 лампы. Согласно техническим характеристикам, указанным на упаковке, световой поток ламп составляет 2500 люменов. Срок горения рассчитан на 13000часов.

Для расчета искусственной освещенности мы определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели искусственной освещенности кабинетов

№ кабинета

Площадь, м 2

Количество ламп, шт.

Удельная мощность лампы, Вт/м 2

ФИО, Вт

Гигиеническая норма для данной площади

1225

13.8

1300

13.8

1300

15.0

1200

13.8

1300

13.8

1300

13.8

1300

Удельная мощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м 2 площади помещения. По гигиеническим нормам удельная мощность для люминесцентных ламп составляет 25 Вт на 1 м 2 площади. Искусственное освещение определяется как произведение удельной мощности (по нормативам) на площадь класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется как число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

Расчеты показывают, что уровень естественного и искусственного освещения не соответствует нормам, поэтому освещение классов должно быть комплексным. Особенно недостаток освещения проявляется в осенне-зимней период, когда уровень естественного освещения недостаточен. Кроме этого на уровень искусственного освещения влияет санитарное состояние осветительных приборов и срок службы ламп.

ВЫВОДЫ

Основываясь на полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Зрение школьников за период обучения в школе ухудшается из года в год, о чем свидетельствуют данные медицинской службы школы;

2. По данным анкетирования родителей и учащихся причинами нарушения зрения являются влияние компьютера и телевизора, а также плохое освещение рабочих мест;

3. Расчеты показали несоответствие уровня как искусственного, так и естественного освещения нормам, установленным по СанПин. В течение дня естественное освещение дополняется искусственным. Уровень освещения классов в осенне-зимней период является недостаточным, особенно по утрам и во второй половине дня, когда на улице темно;

4. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо м енять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели.

5. Косвенными показателями, влияющими на освещенность помещений является санитарное состояние окон и плафонов, поэтому необходимо более жестко контролировать их чистоту;

6. Излишнее переутомление глаз практически не компенсируется с помощью гимнастики для глаз, поэтому медицинской службе школы и учителям необходимо проводить физкультминутки, чтобы научить детей правильно выполнять упражнения для снятия утомления для глаз.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам. Хотя лампы дневного света обладают спектром близким к естественному, но естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение , отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройства зрения.

Проведя исследование освещения школьных помещений, мы пришли к выводу, что недостаток освещенности может быть одной из причин нарушения зрения школьников и учителей. В связи с этим мы предлагаем следующие рекомендации:

  • Установить в каждом кабинете ….. для гимнастики глаз;
  • Менять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели;
  • Проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
  • на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (Приложение1);
  • Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: «Глобус», 2008.- 124с. Основы экологии.
  2. Обухова В.А., В.Б. Сапунова: Учебник для 9 класса средней школы к курсу «Человек и окружающая среда» -СПб: Специальная литература, 1998.

Для полноценной зрительной работы важно хорошее освещение рабочего места. Оптимальные условия создаются при достаточном по силе и равномерном естественном освещении, в соответствии с действующими нормами минимальная освещенность рабочего места должна соответствовать 600 люкс, оптимальная - 800-1 200 люкс.

Наиболее физиологичен естественный дневной свет, поэтому желательно, чтобы в рабочем помещении, где вы трудитесь, отдыхаете, тренируетесь, были большие окна.

Чтобы дневной свет беспрепятственно проникал в классную комнату, оконные стекла необходимо содержать в чистоте, не ставить на подоконники высокие цветы, громоздкие предметы; для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей окна лучше всего занавешивать светлыми шторами.

Естественная освещенность классной комнаты зависит от степени отражения дневного света от стен, потолка, мебели. Поэтому отражающие поверхности обычно окрашивают в светлые тона: потолок и оконные рамы - в белый цвет, панели и мебель - в светло-серый с примесью желтого или палевый.

Значительную часть зрительной работы, особенно в осенне-зимний период, вы выполняете при искусственном освещении. Поэтому оно должно быть правильно устроено и обеспечивать достаточное количество равномерного света.

Рабочее место должно освещаться настольной лампой мощностью не ниже 60 ватт, так как меньшая мощность дает недостаточно света, а более сильная вызывает ослепление. При этом лампу надо располагать так, чтобы свет от нее падал с левой стороны, ничем не затемнялся, а глаза оставались бы в тени. Ставить мощный источник света сзади нельзя, так как при этом тень, падающая от вашего тела, будет затемнять рабочую поверхность.

Следите за тем, чтобы расстояние от до рабочей поверхности было не менее 30-35 сантиметров. Это не потребует от вас сильного зрительного напряжения и позволит сидеть за партой или столом не наклоняясь.

Текст книги, рисунок или наглядное пособие должны быть достаточно контрастны с фоном - бумагой, доской и т. п. Поэтому цвет бумаги, уровень печати и ряд других подобных «мелочей» играют далеко не последнюю роль. Так, например, темная буква лучше всего видна на белом, хуже - на сером и еще хуже на черном фоне. Поэтому советуем пользоваться белой писчей бумагой и темными чернилами.

Сегодня телевидение стало одним из самых доступных источников информации, а для некоторых взрослых и детей - основным досугом. Порой передачи настолько увлекают человека, что почти не оставляют времени для чтения, посещения кино, театра, концертов, выставок, общения с друзьями, занятий . Многочасовой просмотр отрицательно сказывается на , приводит к значительным нагрузкам на орган зрения, а иногда способствует и нарушению осанки.

Исследования, проведенные в Киевском научно-исследовательском институте общей и коммунальной гигиены(показали, что смотреть телевизор школьникам следует не более получаса, затем необходим 30-40-минутный перерыв. Если же проводить у экрана по 3-4 часа в день, заметно снижается восприятие передачи, наступает зрительное , отмечается расстройство сна, нередки головные боли.

На основе комплексных исследований разработаны рекомендации по наиболее рациональному просмотру телевизионных передач. Так, детям младшего школьного возраста рекомендуется смотреть только специальные программы общей продолжительностью не более одного часа в день и не чаще двух раз в неделю, старшеклассникам - до двух часов в день, но не чаще 3 раз в неделю. Ни в коем случае нельзя поддаваться искушению посмотреть еще «только одну телепередачу», отдавая в жертву экрану чтение художественной литературы, занятия спортом, игры на свежем воздухе.

Нельзя подсаживаться к экрану сразу после возвращения из , так как за время занятий вы устали, а просмотр телепередачи - это дополнительная нагрузка, она еще более усугубляет утомление. Вернувшись из школы, поиграйте на свежем воздухе, приготовьте уроки и только после этого можете посмотреть одну телепередачу.

Сидеть перед телевизором следует на расстоянии, равном примерно 8-10 его размерам по высоте, т. е. не ближе 2,5-3 метров от экрана (но не далее 5 метров) и обязательно прямо перед ним, так как на более близком расстоянии глаза из-за мельканий изображения быстро устают, а электрическое поле, создаваемое телевизионным приемником на расстоянии до 0,5 метра, превышает допустимую норму. Экран при этом должен находиться примерно на уровне глаз сидящих зрителей или чуть-чуть ниже.

Смотреть телепередачи в темноте не рекомендуется. Комната должна быть неярко освещена, для чего лучше всего использовать настольную лампу или торшер с лампочкой мощностью в 40-60 ватт и располагать их так, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался на экране. В противном случае наступает зрительное утомление из-за большой контрастности яркого изображения и темного фона. Не следует также смотреть телевизор лежа. И, разумеется, просмотр телепередач не должен мешать сну и отдыху. Звук должен быть умеренным, а изображение - четким. Лучше намечайте накануне конкретный план просмотра телепередач. А в незапланированные часы возьмите себе за правило совсем не подходить к телевизору. Ведь от этого зависит и ваше , и ваше здоровье в целом.

Представьте, что электричества не существует, а старинные методы освещения – свечи и лампы – вам по какой-то причине недоступны. Не нужно обладать буйным воображением, чтобы понимать: в этом случае вы «потеряете» большую часть суток (и, наконец-то, начнете как следует высыпаться). Вам просто нечего будет делать вечерами – да уже сразу после сумерек! Эта маленькая фантазия помогает понять, что все мы окружены искусственным освещением, при котором занимаемся буквально всем – от готовки и игр с детьми до учебы, работы и чтения. Но при этом искусственное освещение так основательно слилось с образом жизни цивилизованного человека, что мы его уже просто не замечаем. А ведь искусственное освещение является одним из главных факторов, влияющих на зрение.

Самый лучший свет для зрения – разумеется, естественный солнечный. Но и тут есть свои нюансы: так, смотреть на яркое солнце без темных очков не рекомендуется, а долгое пребывание на палящем солнце без защиты глаз может привести к нарушению зрения и способствовать развитию различных . Наиболее здоровый вариант – это чуть рассеянный дневной белый свет . Но даже днем далеко не всегда такого света достаточно: во-первых, если вы находитесь в помещении, степень освещенности в течение дня меняется из-за перемещения солнца относительно вашей стороны здания; во-вторых, в зимний период (захватывая позднюю осень и раннюю весну) свет в наших широтах вообще слишком тусклый для полноценного освещения. Поэтому в дневное время естественный свет часто используется лишь как фоновый, который обязательно нужно дополнять местным искусственным освещением. Тут мы приближаемся к главному вопросу: какое искусственное освещение наиболее полезно для зрения?

Лампы накаливания или люминисцентные

Как и следовало ожидать, люди еще не изобрели идеального искусственного освещения. Чаще всего споры о пользе/вреде для зрения касаются выбора между традиционными лампами накаливания и люминисцентными лампами дневного света, - и в этих спорах нет победителей. Все дело в том, что в чем-то лампы накаливания превосходят люминисцентные лампы – и наоборот; обе технологии не дают идеального эффекта. Главное достоинство ламп накаливания состоит в том, что они не мерцают, а значит, не дают нагрузки на глаза. Свет таких ламп распространяется равномерно и плавно, пульсация полностью отсутствует. Недостатком ламп накаливания является низкая экономичность и экологичность, а также желтый оттенок и слабая интенсивность света. Главным достоинством ламп дневного света можно назвать белый свет высокой интенсивности, подходящий для освещения больших помещений, офисов, учебных классов и т.д., главным недостатком – мерцание, пусть и незаметное для невооруженного глаза. Лампы дневного света старого образца мерцали совершенно очевидно – и это было заметно, теперь такой проблемы нет, но мерцание все равно присутствует и теоретически может негативно влиять на ваше зрение, хотя убедительных доказательств этого пока не получено.

Что касается оттенка света , то в последнее время разгорелась настоящая дискуссия о том, какой именно свет более предпочтителен для зрения, - совершенно белый или желтый. Считается, что белый свет более эргономичен, он повторяет оттенок дневного света, поэтому для глаз полезнее. С другой стороны, существует противоположное мнение, которое состоит в том, что в белом дневном свете присутствуют естественный желтый оттенок, который отсутствует в люминисцентных лампах. Поэтому от чересчур белого света глаза устают, а человек чувствует себя некомфортно. Окончательной ясности по этому вопросу пока нет, а специалисты советуют пользоваться светом того оттенка, который комфортен лично для вас. Совершенно определенно вредными для глаз являются лишь холодные оттенки света – особенно синий.

Интенсивность освещения

Слишком тусклое освещение портит зрение и заставляет вас засыпать на ходу, слишком яркое освещение утомляет (распространенный симптом – головная боль из-за перенапряжения глазных мышц). Оптимальный вариант – умеренно-интенсивное освещение, при котором вам все прекрасно видно, но глазам все еще комфортно. Для достижения такого эффекта можно воспользоваться несложным приемом – сочетать общий и местный источник света . Общий свет должен быть рассеянным, ненавязчивым, местный свет должен быть на 2-3 порядка интенсивнее общего. Очень желательно, чтобы местный свет был регулируемым и направленным. При общем свете вы можете общаться, отдыхать, заниматься домашними делами или работой, не напрягающей зрение. Если же ваша деятельность требует вовлечения глаз, зрения, вы можете включить местное освещение, подобрать интенсивность (для чтения – одна, – другая и т.д.).

Очень вредны для зрения выразительные световые блики ; именно поэтому специалисты по освещению часто критикуют интерьерную моду на глянцевые поверхности, стекло и зеркала: такие элементы как раз и дают заметные блики. Блики отвлекают внимание, напрягают зрение, мешают фокусироваться на выбранном объекте. Поэтому очень желательно, чтобы поверхности в помещении были светлыми, но матовыми: такие поверхности отражают свет, но не создают бликов.

В целом, наиболее полезным для зрения вариантом является комбинирование различных методов освещения – вплоть до того, чтобы вы иногда давали отдых глазам, освещая комнату, например, свечой или открытым огнем камина. Используйте интенсивный свет только в том случае, если это необходимо для работы или чтения, в остальных случаях предпочитайте рассеянный общий свет естественного желтоватого оттенка. Помните, что лампы изначально расчитаны на применение в светильниках, поэтому очень желательно наличие плафона или абажура как минимум из матового стекла. Освещайте свое жилое и рабочее пространство с умом: в некоторых случаях уместнее всего слабая подсветка, в других требуется четко направленный яркий свет, а иногда достаточно и маломощной лампочки под плотным абажуром.

Безопасность и здоровье условия труда в большой степени зависят от освещенности рабочих мест и помещений. Неудовлетворительное освещение утомляет не только зрение, но и вызывает утомление организма в целом.
Неправильное освещение может быть причиной травматизма: плохо освещенные опасные зоны, слепящие лампы, резкие тени ухудшают или вызывают полную потерю зрения, ориентации. Неправильная эксплуатация осветительных установок в пожароопасных цехах может привести к взрыву, пожару и несчастным случаям.
Обычно пользуются естественными, искусственным и совмещенным освещением.
Естественное освещение предпочтительнее, т.к.солнечный свет наиболее благоприятен для человека. Солнечное излучение дает видимую часть излучения и невидимую - ультрафиолетовую и инфракрасную. Ультрафиолетовые излучения оказывают биологически положительное воздействие на организм человека и вызывает эритемный эффект (загар), но при высоких интенсивностях они могут вызвать ожог кожи. Проникая в глаза, могут вызвать ожог сетчатки глаза, что ведет к ухудшению или полной потере зрения. Ультрафиолетовые излучения возникают при работе кварцевых ламп, электрической дуги, лазерных установок, электро- и газовой сварке, при эритемном освещении (эритемные лампы).
Защита от УФ излучения проста - ткань обычной одежды, очки с простым стеклом.
Инфракрасное излучение - это тепловое излучение. Видимое излучение при больших яркостях вызывает ослепленность и снижение остроты зрения.
Согласно санитарным нормам все помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Естественное освещение может быть:
боковым - через световые проемы в наружных стенах(одностороннее и двухстороннее);
верхнее - через световые проемы (фонари) в покрытиях и через проемы в стенах в местах перепада высот зданий;
верхним и боковым (комбинированное) - сочетание верхнего и бокового.
Искусственное освещение осуществляется в темное время суток при помощи осветительных приборов, состоящих из светильников. Электрический светильник представляет собой совокупность источника света и арматуры.
Важнейшим назначением осветительной арматуры является предохранение глаз работающих от воздействия чрезмерно больших яркостей источников света.

Искусственное освещение.

Искусственное освещение должно проектироваться с применением эл. ламп накаливания или люминисцентных ламп.Рациональное освещение обеспечивает наилучшую освещенность рабочих мест при наименьших затратах электроэнергии и достигается совмещением общего и местного освещения. Иначе оно называется комбинированным освещением.Рациональное освещение благоприятно действует на работающих, способствует обеспечению безопасности труда и повышает производительность.

Освещение должно удовлетворять:

а) давать достаточную и равномерную освещенность рабочих мест;

б) не вызывать слепящего действия, блескости и излишней яркости в поле зрения работающего;

в) не вызывать образования резких теней на рабочей поверхности;

г) быть экономным и отвечать требованиям техники безопасности.

Искусственное освещение применяется 2-х систем:

а) общее освещение;

б) комбинированное освещение, когда к общему добавляется местное освещение.

Нормирование освещения.

Естественное и искусственное освещение в помещениях регламентируется нормами СНиП 23-05-95 в зависимости от характера зрительной работы, системы и вида освещения, фона, контраста объекта с фоном. Характеристика зрительной работы определяется наименьшим размером объекта различения (например, при работе с приборами-толщиной линии градуировки шкалы, при чертежных работах - толщиной самой тонкой линии). В зависимости от размера объекта различения все виды работ, связанные со зрительным напряжением, делятся на восемь разрядов, которые в свою очередь в зависимости от фона и контраста объекта с фоном делятся на четыре подразряда. Искусственное освещение нормируется количественными (минимальной освещенностью Еmin) и качественными показателями (показателями ослепленности и дискомфорта, коэффициентом пульсации освещенности kE).

Принято раздельное нормирование искусственного освещения в зависимости от применяемых источников света и системы освещения. Нормативное значение освещенности для газоразрядных ламп при прочих равных условиях из-за их большей светоотдачи выше, чем для ламп накаливания Для ограничения слепящего действия светильников общего освещения в производственных помещениях показатель ослепленности не должен превышать 20...80 единиц в зависимости от продолжительности и разряда зрительной работы. При освещении производственных помещений газоразрядными лампами, питаемыми переменным током промышленной частоты 50 Гц, глубина пульсации не должна превышать 10...20 % в зависимости от характера выполняемой работы.

При определении нормы освещенности следует учитывать также ряд условий, вызывающих необходимость повышения уровня освещенности, выбранного по характеристике зрительной работы. Увеличение освещенности следует предусматривать, например, при повышенной опасности травматизма или при выполнении напряженной зрительной работы I...IV разрядов в течение всего рабочего дня. В некоторых случаях следует снижать норму освещенности, например, при кратковременном пребывании людей в помещении.

Кроме светотехнических величин, СНиП и другие российские нормативные документы регламентируют и энергетические параметры осветительных установок. С целью максимальной экономии электроэнергии нормируется удельная установленная мощность осветительной установки, то есть полная электрическая мощность (с учетом потерь в аппаратуре включения), деленная на площадь освещаемого помещения. Например, максимальная удельная установленная мощность осветительных установок административных зданий при нормируемой освещенности 500 лк составляет 42 Вт/м2. С этой же целью прямо оговариваются и параметры источников света. Так, указано, что для общего освещения должны использоваться газоразрядные лампы со световой отдачей не ниже 55 лм/Вт; использование ламп накаливания допускается только для удовлетворения архитектурно-художественных требований и для освещения некоторых взрывоопасных помещений. Установлена взаимосвязь между общим индексом цветопередачи и световой отдачей источников света.

Российскими нормами предусматривается общее, местное, локальное и комбинированное освещение, причем нормируемые уровни освещенности при разных системах освещения существенно различаются. Например, для работ наивысшей точности при малом контрасте объекта, различаемого на светлом фоне, нормируемая освещенность составляет: при одном общем освещении - 750 лк, при комбинированном освещении - 2500 лк. Кроме этого, нормируемая освещенность зависит от типа источника света - при лампах накаливания или при люминесцентных лампах с отличной цветопередачей (Ra > 90) уровень освещенности должен понижаться на одну ступень. В европейских нормах такого деления нет; там нормируется освещенность в зоне выполнения задачи и в зоне непосредственного окружения. Нормируемая освещенность не зависит ни от системы освещения, ни от типа источника света.