Что такое сон?  Сон это что такое Сон: определение — Философия.НЭС.

периодическое функциональное психическое состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в сфере вегетативной и моторной, характерное значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира, - состояние, в коем пропадает интерес к внешнему миру. У человека в снах наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. В психологии западной традиционно рассматривается как период отдыха.

Сон с сопровождающими его сновидениями оказывается гораздо сложнее, чем думали прежде. Стало известно, что сон - это состояние первостепенной важности, как по месту, занимаемому им в жизни, так и по мозговой деятельности, лежащей в его основе.

Сон представляет собой совокупность двух основных чередующихся фаз, кои получили название сна медленного и сна быстрого (или парадоксального); их физиологические характеристики во многом противоположны. Обе фазы имеют сложную многоуровневую организацию, обеспечивающую развитие активных процессов в мозге, специфичных для каждой фазы.

Фазы сна медленного и быстрого образуют цикл длительностью в 60-90 мин, повторяющийся в естественном ночном сне 4-5 раз. Длительность фаз сна быстрого к утру увеличивается, а медленного - убывает.

При общем лишении сна сначала восстанавливается сон медленный, а затем быстрый. Сон способствует восстановлению функций соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации.

Согласно З. Фрейду (его теории либидо), сон - состояние, в коем все привязанности к объектам, и либидинозные и эгоистические, оставляются и возвращаются в Я. Сон - это отдых, разрыв связи с внешним миром и уход от реальности. Душевные процессы во время сна имеют совершенно иной характер, чем при бодрствовании. Изучение сна - самый надежный путь к исследованию глубоких психических процессов.

СОН

Физиологическое состояние организма, чередующееся с бодрствованием и характеризующееся отсутствием сознательной психической деятельности, значительным снижением реакций на внешние раздражители.

С. БЫСТРЫЙ. Одна из фаз физиологического С., характеризующаяся наличием на ЭЭГ быстрых низкоамплитудных колебаний, быстрыми движениями глазных яблок, понижением тонуса мышц лица и шеи и наличием сновидений. Составляет 20-25% продолжительности сна.

Син.: С. активированный, С. парадоксальный.

С. ГИПНОТИЧЕСКИЙ. С., вызываемый гипнотическим воздействием, нередко переходит в физиологический.

Син.: С. парциальный.

С. ДИССОЦИИРОВАННЫЙ. Наблюдается в процессе медикаментозного лечения сном, в течение суток прерывается периодами бодрствования.

С. ЛЕЧЕБНЫЙ. Метод лечения нервно-психических заболеваний длительным и прерывистым сном. Предложен J. Klaesi под названием "длительного наркоза" для лечения больных шизофренией. С этой целью первоначально применялся сомнифен. В дальнейшем в качестве снотворных использовались различные лекарственные смеси (барбитураты, алкалоиды, хлоралгидрат, нейролептики). Предлагались сочетания метода лечения сном с другими методами активной терапии шизофрении, в том числе и с инсулинокоматозной терапией. Было установлено, что прерывистый медикаментозный сон менее токсичен, чем длительный. Теоретическим обоснованием лечения сном явилась концепция И.П. Павлова об охранительном защитном торможении, за рубежом - представления о положительном влиянии сна на обменные процессы в нервной системе, трофотропии . В настоящее время лечение сном в основном применяется в пограничной психиатрии, особенно при неврозах и неврозоподобных состояниях и циклотимических (в том числе латентных) депрессиях, протекающих с агрипническими расстройствами. С целью избежать токсического воздействия медикаментозных средств прибегают к замене их специально подобранной электростимуляцией (см. Гиляровского-Ливенцева-Сегаль-Кириловой метод электросна), а также используют продление физиологического сна гипнотическими приемами.

С. МЕДЛЕННЫЙ. Одна из фаз физиологического С. Характеризуется наличием на ЭЭГ медленных высокоамплитудных (дельта) волн и веретенообразных серий быстрых волн (сонные веретена). Составляет большую часть продолжительности сна.

Син.: С. ортодоксальный.

С. НАРКОТИЧЕСКИЙ. См. С. медикаментозный.

С. ПРОЛОНГИРОВАННЫЙ. Достигается продлением С. физиологического назначением снотворных и седативных препаратов.

С. ТЕРМИНАЛЬНЫЙ. Наступает по окончании некоторых психопатологических состояний, например, эпилептического припадка, алкогольного делирия или опьянения.

Сон

sleep) Умозрительные рассуждения о природе С. восходят к периоду античности (Аристотель написал отдельную главу о С.), тогда как эмпирические исслед. С. - как одно из проявлений развития наук о жизни - появились лишь в XIX в. По мере накопления данных о системе кровообращении и ЦНС, начали обращать внимание на описания изменений в функционировании этих систем во время С. и зачастую превращать их в теории С. Важное событие, связанное с совершенствованием исследовательской технологии, произошло в 1937 г. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), позволяющая измерять мозговые импульсы, показала отчетливые и систематические изменения паттерна, наблюдаемые в момент засыпания и на протяжении периода С. Впервые появилась возможность объективно и непрерывно измерять С. и наблюдать его как активный процесс. Второй важный прорыв произошел в 1953 году, когда Клейтман и Азеринский открыли регулярно повторяющуюся "стадию" С., характеризуемую быстрыми движениями глаз (REMs) и паттерном ЭЭГ, свойственным состоянию активного "бодрствования". Как оказалось, этот паттерн, появляющийся спонтанно примерно через каждые 90 минут, "указывает" на наличие сновидения у людей. Исслед. С. носят междисциплинарный характер и ведутся совместными усилиями биохимиков, биологов, эндокринологов, специалистов по нейронауке, педиатров, физиологов, психиатров и психологов. Конкретные исслед. варьируют от изучения активности одной-единственной нервной клетки до интерпретации сновидений; в качестве объектов таких исслед. выступают все виды животных, люди, включая младенцев и стариков, а тж больные, представляющие весь спектр патологических состояний. Измерения сна Предметом исслед. С. выступают три его аспекта: структура С., паттерны С. и субъективные реакции. Структура С. относится к измерениям непрерывного процесса С.; паттерны С. характеризуют количество и распределение С. в границах 24-часового периода; субъективные реакции включают оценочные высказывания о С. и сохранившихся в памяти сновидениях. Структура С. традиционно размечается на основе ЭЭГ. У молодых взрослых людей выделяются четыре фазы С. (1-4), к-рые приблизительно соотносятся с глубиной С., и 1-REM-фаза (фаза 1 плюс REMs). На рис. 1 показан типичный ночной С. молодого взрослого чел., разделенный на фазы. Каждую ночь все люди в той или иной степени приближаются к этой записи: 50% (±5%) - фаза 2; 25% - 1-REM (±4%); 15% (±3%) - фаза 4; 7% - фаза 3 (±2%) и 3% - фаза 1 (±2%). Первый RЕМ-период обычно наступает через 90-100 минут после засыпания, затем эти периоды повторяются с интервалами в 90-100 минут, увеличиваясь в то же время по своей продолжительности. Большая часть 3 и 4 фаз приходится на первую треть ночи. В течение ночи может иметь место неск. пробуждений. Фазы с 1 по 4 кодируются высотой вертикальных отрезков, а фаза 1-REM обозначена черными полосками. Горизонтальная ось соответствует 8-часовой продолжительности сна. (Из: W. В. Webb, Sleep, the gentle tyrant - New York: Prentice-Hall, 1975) Паттерны С. главным образом отображают суммарное время С., время его наступления и окончания, а тж распределение и число эпизодов С. в границах суток. Что касается молодых взрослых людей, то их типичный паттерн представлен длинным периодом ночного С., перемежаемого эпизодами полусна. Субъективные реакции могут простираться от простого сознавания, что пора ложиться спать или просыпаться, через оценочные высказывания вроде "легкого", "глубокого" или "освежающего" С., до более общих утверждений, таких как "хороший" и "плохой" С. Таким реакциям посвящено очень мало исслед., но они показали полное несоответствие между этими реакциями и объективными мерами С., что особенно характерно для лиц, жалующихся на свой С. Эти измеряемые характеристики С. можно рассматривать и как зависимые переменные, и как независимые переменные, т. е., с одной стороны, мы можем спросить, что определяет вариацию указанных мер, а с др. - поинтересоваться последствиями вариаций в этих мерах. Детерминанты сна. Главной детерминантой структуры и паттернов С. являются видовые различия. С. животных варьируется в широких пределах. Люди и приматы имеют сходную структуру С., т. е. четыре фазы С. и "активный", или REM-сон. Однако С. др. биолог. видов обычно включает две фазы: медленноволновый С., имеющий сходство с 3 и 4 фазами С. у людей, и "активный" С., связанный с циклическими эпизодами активации головного мозга во время С., эквивалентный 1-REM-фазе или С. со сновидениями у людей. Процентное соотношение этих стадий и их цикличность существенно варьируют. Значительные различия наблюдаются в суммарном количестве С., числе эпизодов С. и их распределении во времени. Пасущиеся животные, такие как коровы, обычно снят только от 2 до 4 часов в сутки, тогда как мелкие грызуны - более 12 часов в день. У приматов, как правило, осн. период С. довольно продолжительный, в то время как у большинства животных - частые и относительно короткие периоды С. Разумеется, нек-рые животные спят днем, а др. - ночью. Данные о вариациях С. животных наиболее полезны ученым, пытающимся строить теории о функциях С. Второй важной детерминантой вариаций С. является возраст. У людей возраст связывается с самыми значительными переменами в жизни. Фазы С. складываются довольно быстро и полностью представлены у ребенка уже к началу второго полугодия жизни. Существенному изменению подвергается фаза 1-REM, к-рая составляет около 50% от общей продолжительности С. новорожденных, а затем экспоненциально уменьшается примерно до 25% к концу первого десятилетия жизни. С этого времени распределение фаз С. остается на удивление постоянным вплоть до шестого-седьмого десятилетия жизни. Наиболее разительные изменения наблюдаются в области систематических возрастных изменений паттернов С. С. новорожденного в среднем составляет 16 часов и делится примерно на 6 эпизодов, равномерно распределенных в рамках 24-часового цикла. Через неск. дней после рождения ребенка начинается систематическое объединение эпизодов его С. в более продолжительный ночной период и сокращение С. в дневной период. Суммарное время установившегося ночного С. сохраняется относительно постоянным. В ходе взросления и старения, на четвертом-пятом десятилетии жизни и далее, главное изменение С. связано с возрастающей неспособностью поддерживать нормальный С., т. е. с ночными пробуждениями и преждевременным окончанием С. Еще одна важная детерминанта различных аспектов С. - вариации графика С., вызванные произвольными или неподвластными чел. факторами. Все эти вариации выливаются в изменения паттернов С. как таковых - сокращение общей продолжительности С., варьирование времени засыпания, изменение длительности и количества эпизодов С. Изменения паттернов С. оказывают предсказуемое воздействие на его структуру. Поскольку стадии С. асимметрично организованы во времени, сокращение продолжительности ночного С., напр., на одну четверть почти не сказывается на фазах 3 и 4, но несоразмерно уменьшает фазу 1-REM. Смещение времени С., напр., с периода 23 час. - 8 час. на период 8 час. - 16 час. заметно сказывается на временном порядке структуры С. Латентный период самой первой фазы 1-REM резко сокращается, и она может наступить уже при засыпании. Кроме того, учащаются случаи пробуждения и преждевременного окончания С. С. - это система поведенческого реагирования, и как система определяется, по крайней мере, отчасти, внешними стимульными условиями и психол. состояниями. В самых общих словах, эти детерминанты преимущественно воздействуют на паттерны С. и субъективные реакции, оказывая лишь ограниченное влияние на структуру С. К тому же С. опосредуется работой ЦНС, и отклонения в ее работе, вызываемые снотворными, стимуляторами или постоянными перестройками режима функционирования, модулируют С. как поведенческую реакцию. Когда С. рассматривается в качестве независимой переменной, исслед. фокусируются на эффектах лишения С. и на его видоизмененных структурах, в особенности на изменениях стадии 1-REM. Известно лишь неск. надежно установленных физиолог. эффектов даже в случае продолжительной - до 10 дней - депривации С. у людей. Воздействие такой депривации на эффективность выполнения разного рода задач чрезвычайно сильно зависит от их характера. Общая картина эффекта депривации С. заключается, скорее, в неспособности поддерживать заданный уровень реагирования, чем в утрате способности реагировать. Сотни исслед. посвящены эффектам сокращения или исключения фазы 1-REM или активного С. у людей и животных в эксперим. условиях. Эти эксперименты подтвердили развитие состояния "давления", т. е. стадия 1-REM, или активный С. все с большим трудом поддается исключению, причем наблюдается "упругое восстановление" количества его эпизодов при возвращении С. к обычному режиму. Однако поведенческие эффекты сокращения активного С. являются менее определенными. Не было обнаружено и существенных когнитивных или личностных эффектов. Отмечено возрастающее и плодотворное взаимодействие между исслед. С. и исслед. биолог. ритмов. В экспериментах с использованием среды без признаков течения времени, измененных и смещенных графиков С. было установлено, что С. организован в систематический циркадный паттерн. Короче говоря, С. - это биолог. ритм. См. также Циркадный ритм, Сновидения, Поведенческие ритмы человека У. Б. Уэбб

СОН

англ. sleep) - одно из функциональных состояний человека. Можно выделить фазы быстрого и медленного С, которые четко различаются картинами электрической активности мозга. Во время медленного С. наблюдается исчезновение альфа-ритма, появление дельта-волн и кратковременных "сонныхверетен". Дельта-волны - это высокоамплитудные и медленные колебания, они присущи наиболее глубоким стадиям С. По данным Я. Освальда, на стадии дельта-С. происходят восстановительные (анаболические) обменные процессы в различных тканях организма. На стадии быстрого С. в ЭЭГ появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, неотличимые от ритмов активного бодрствования (см. Электроэнцефалография).

Различно и психическое значение этих стадий. Медленные фазы С. сопровождаются отсутствием сновидений. На стадии медленного С. происходит определенное упорядочивание поступившей за период бодрствования информации, ее реорганизация в зависимости от степени значимости. На стадии быстрого С, напротив, спящий видит сновидения. Психическое значение стадии быстрого С. связывают с реакцией человека на стрессовую ситуацию. Высказывается гипотеза, согласно которой во время быстрого С. и сновидений осуществляется поисковая активность, способствующая компенсации состояния отказа в предшествующем С. бодрствовании и направленная на восстановление готовности к поисковой активности в последующем бодрствовании. Согласно И. М. Сеченову, сновидения имеют рефлекторную природу; он также называл сновидения небывалой комбинацией былых впечатлений.

К психологическим теориям сновидений следует отнести подход 3. Фрейда, который считал, что сновидение есть осуществленное желание, его образы не являются бессмысленными и хаотичными, их психологическая функция заключается в репрезентации субъекту скрытых смыслов его бессознательного, но смысл сновидения м. б. понят только при символическом анализе сновидений, техника которого идентична обычной технике психоанализа. Работа С. противоположна работе анализа. Переработка информации в сновидении сводится к 3 основным процессам: 1) сгущение (концентрация) образов вплоть до их контаминации (наложения друг на друга); 2) смещение (замещение), когда некий скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека; поэтому то, что находится на периферии реально значимого переживания, в сновидении м. б. кульминацией, центром (механизм смещения можно также наблюдать в психогенезе остроумия); 3) символизация - процесс превращения мысли в зрительные образы, это мышление зрительными образами. Фрейд составил список типических символов сновидений - т. н. "сонник Фрейда". Главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию, - освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Проблему символизации сновидений изучал также соратник Фрейда Отто Ранк, который посвятил данной теме работу "Сновидение и миф". Но наиболее подробно связь символики сновидений и кросс-культурных символов, проявляющихся в религии, мифах и др., была исследована К. Юнгом.

Юнг считал, что символы продуцируются человеком спонтанно и бессознательно. Сновидения интимно связаны с бессознательным, но они не только символическое проявление личного бессознательного пациента, содержащего комплексы, они также - отражение коллективного бессознательного, которое, действуя через сновидения, использует архетипические, надличностные, надкультурные символы. При интерпретации сновидений Юнг сосредоточивал все внимание на содержании самого С, а не пытался уйти от сновидения по цепи свободных ассоциаций.

Природу сновидений анализировал также П. Флоренский в сочинении "Иконостас", где он обращает внимание на тот факт, что в некоторых сновидениях время течет как бы в обратном направлении. То, что для бодрствующего духа было началом, отправной точкой, в сновидении становится финалом, конечной целью, к которой движется сновидение. Время сновидения течет ускоренно и в обратном направлении. Сновидение подчинено конечной цели. (И. М. Романенко.)

СОН

sleep) - физиологическое явление, при котором организм погружается в бессознательное состояние, во время которого связь с окружающим миром в значительной мере ослабляется и активность головного мозга является практически незаметной (не считая поддержания основных жизненных функций организма, например, дыхания), но четко определяется на электроэнцефалограмме (ЭЭГ). По особенностям ЭЭГ выделяют пять стадий сна, которые характеризуются на ЭЭГ разными волнами. В состоянии расслабленного бодрствования преобладает ритм с изменчивой амплитудой. В стадии А (переход от бодрствования к сну) он постепенно исчезает и появляются все более длительные интервалы с очень мелкими волнами. В стадии В (засыпание и поверхностный сон) характерны волны. В стадии С (поверхностный сон) появляются высокоамплитудные зубцы длительностью 3-5 с и веретенообразные всплески ритма (сонные веретена). В стадии Д (умеренный глубокий сон) регистрируются быстрые волны, а в стадии Е (глубокий сон) - крайне мелкие волны (ред.). Периоды сна, для которых характерно замедление волн, периодически прерываются эпизодами парадоксального или быстрого сна, когда кривые на ЭЭГ напоминают кривые, которые отмечаются у только что проснувшегося и бодрствующего человека (десинхронизация). Сновидения возникают у человека именно во время быстрого сна. В норме БДГ-сон повторяется примерно через каждые 1,5 часа и длится в среднем около 20 минут, причем с каждым разом его продолжительность несколько увеличивается. Быстрый сон составляет примерно четвертую часть от общего времени сна.

СОН

В основном, определенная потеря сознания, характеризуемая рядом поведенческих и нейрофизиологических эффектов. В современной психологии сон и различные фазы сна обычно определяются и характеризуются через определенные физиологические события, в частности, паттерны биоэлектрической активности головного мозга, регистрируемые электроэнцефалографом, метаболические процессы, мышечный тонус, частота сердцебиения и дыхания и, что важно, наличие или отсутствие быстрых движений глаз (БДГ). Обычно сон разделяется на БДГ-сон и МДГ-сон. БДГ-сон характеризуется своей основной отличительной чертой – быстрыми движениями глаз, и несколько менее очевидными, но важными факторами, включая отсутствие дельта-волн (медленные, с большой амплитудой волны на ЭЭГ), расслабленной мускулатурой, колеблющейся частотой сердцебиений, беспорядочным дыханием, изменением в гениталиях и, что важно, сновидениями (в приблизительно 80-85% анализируемых случаев субъекты, разбуженные в БДГ-период, сообщали о сновидениях). МДГ-сон обычно разделяется на четыре отдельные фазы, на основании пропорции наблюдаемых дельта-волн: в фазе 1 обнаруживается фактически 0% общей мозговой активности, выражаемой в дельта-волнах (но без БДГ), в фазе 2 имеется до 20% дельта-волн, на стадии 3 – от 20% до 50%, в фазе 4 – более 50%. Не удивительно, что фазы 3 и 4 часто собирательно обозначаются как медленно-волновой сон (МВС). По мере прохождения этих фаз наблюдается все более глубокий сон, и все они характеризуются отсутствием БДГ, регулярным сердцебиением, ритмичным дыханием, низким уровнем метаболической активности и умеренным или высоким мышечным тонусом. Хотя сновидения неразрывно связаны с БДГ-сном, имеется приблизительно 15% вероятность того, что люди, разбуженные в МДГ фазу, сообщат о своих сновидениях, хотя эти сновидения лишены четких образов, эмоциональной окраски и структуры, присущих сновидениям БДГ-сна. Однако в фазе 4 имеется тенденция к возникновению ряда атипичных феноменов сна, таких как сомнамбулизм и расстройство ночных страхов. См. сновидение, анализ сновидений, гипнагогические образы. Обратите внимание, что многие авторы предпочитают систему обозначений: Д-сон и С-сон для БДГ-сна и МДГ-сна, соответственно о причинах см. эти статьи.

СОН

Основная единица измерения громкости по шкале отношения. Он определяется как воспринимаемая громкость звукового тона в 1000 Гц, на 40 дБ превышающего абсолютный порог чувствительности.

Сон (нарушения)

Характерны расстройства засыпания, нарушения глубины и длительности сна, расстройства пробуждения, дневная сонливость.

Расстройства засыпания. Вначале изредка, особенно при усталости, появляется запаздывание наступления сна в пределах 1 ч. При этом иногда отмечаются парадоксальная сомнезия (чувство сонливости рассеивается при попытке уснуть), просоночные гиперестезии слуха, обоняния, не вызывающие беспокойства. При трудностях засыпания больной остается в постели, на имеющиеся нарушения обычно не обращает внимания, отмечая их только при специальных расспросах.

При более выраженных нарушениях почти постоянно имеются расстройства засыпания, беспокоящие больного. Запаздывание наступления сна - в пределах 2 ч, при этом наряду с парадоксальной сомнезией и дремотными гиперестезиями могут наблюдаться чувство внутреннего напряжения, беспокойства, различные вегетативные расстройства. Больной при трудностях засыпания иногда встает с постели.

Выраженные нарушения засыпания характеризуются постоянно мучающей, изматывающей невозможностью в течение нескольких часов уснуть. Иногда в этот период отмечается полное отсутствие дремоты. В этих случаях больной лежит в постели с открытыми глазами и в напряжении пытается уснуть. Могут отмечаться беспокойство, фобии, выраженные вегетативные нарушения, нередко - гиперестезии, гипнагогические галлюцинации. Больной встревожен, со страхом ждет ночи, при невозможности уснуть старается изменить суточный ритм сна, активно ищет помощи.

Нарушения глубины и длительности ночного сна. Изредка, чаще при усталости, появляются внезапные ночные пробуждения. Вслед за которыми вновь наступает сон. В ряде случаев интрасомнические расстройства носят иной характер и выражаются в появлении периодов поверхностного сна с обильными и яркими сновидениями. Общая продолжительность ночного сна обычно не изменена. При наличии указанных нарушений ночью больной продолжает оставаться в постели, не придавая им серьезного значения.

В более выраженных случаях почти постоянно имеются нарушения ночного сна в виде пробуждений (диссоциированный, раздробленный ночной сон, обычно сопровождающийся сенестопатиями, фобиями, вегетативными нарушениями). Пробуждения мучительны для больного, после них долгое время он не может вновь уснуть. В ряде случаев интрасомнические расстройства выражаются в поверхностном наполненном грезами состоянии полусна, не приносящем по утрам ощущения бодрости и свежести. Общая продолжительность ночного сна, как правило, уменьшается на 2- 3 ч (длительность сна составляет 4-5 ч).

Перечисленные расстройства тяжело переносятся больным, он ищет помощи, стремится выполнять врачебные рекомендации.

При крайних степенях нарушений глубины и длительности сна отмечается мучительная, почти ежедневная бессонница, когда сон не наступает вообще на протяжении всей ночи или короткие периоды поверхностного сна сменяются частыми пробуждениями. Иногда интрасомнические расстройства сопровождаются частыми сноговорениями, сомнамбулизмом, выраженными ночными страхами. У больного нередко имеется страх перед бессонницей (агрипнофобия), он тревожен, раздражителен, активно ищет врачебной помощи. Продолжительность ночного сна снижается в этих случаях обычно на 4-5 ч (длительность сна иногда составляет лишь 2-3 ч).

Расстройства пробуждения. В легких случаях изредка, при усталости, после сомато- и психогении, появляется затягивание пробуждения, когда больной не может в течение нескольких минут обрести чувство бодрости и свежести. В этот период имеется выраженная сонливость. Другой вид нарушений пробуждения - крайне быстрое, внезапное пробуждение по утрам с неприятными вегетативными расстройствами. Нарушения пробуждения не вызывают беспокойства больного, об их наличии удается обычно узнать только при специальном расспросе.

При усложнении симптоматики нарушения пробуждения почти постоянны, по утрам отсутствует свойственное отдохнувшему человеку ощущение свежести и бодрости. При трудностях пробуждения наряду с тяжелой сонливостью иногда отмечается просоночная дезориентировка. Нарушения пробуждения могут выражаться в виде крайне быстрого, мгновенного пробуждения со значительными вегетативными реакциями (сердцебиение, страх, тремор и др.). Больной обеспокоен нарушениями пробуждения, при его замедлении в утренние часы обычно вял, сонлив.

Наиболее выраженные расстройства пробуждения характеризуются мучительными, почти постоянными нарушениями в виде длительной невозможности после сна включиться в активную деятельность, ощущением усталости, полным отсутствием бодрости и свежести. Во время просоночных состояний отмечаются иллюзорные и гипносомнические галлюцинаторные расстройства, дезориентировка, дисфагии. После пробуждения в первой половине дня больной испытывает постоянную вялость, сонливость. Наряду с трудностями пробуждения может отмечаться внезапное пробуждение с ощущением отсутствия сна (отрицание бывшего сна). Выраженное ощущение разбитости, вялости, отсутствие бодрости и свежести крайне беспокоят больного.

Повышенная сонливость. Первые проявления повышенной сонливости обнаруживают лишь при расспросах, число часов сна в сутки увеличено незначительно (не более чем на 1 ч). Имеющаяся сонливость легко преодолевается больным, не является для него актуальной. В более выраженных случаях по утрам больной долго спит, просыпается с трудом, жалуется на сонливость в течение дня, которую не может преодолеть. В беседе заметно "сонное" выражение лица (расслабленная мимика, слегка опущенные веки). Кроме ночного сна, он, как правило, спит или дремлет днем по 3-4 ч.

Наибольшая сонливость характеризуется тем, что больной почти весь день спит или дремлет, активная деятельность из-за этого для него крайне затруднена. При обращении к больному он с трудом отвечает на простые вопросы. При этом типично "заспанное", несколько отечное лицо, веки опущены, расслаблена мускулатура лица и всего тела.

СОН

Гипноз долгое время считали разновидностью сна. Месмер и Пюисепор сообщали о случаях «усыпления», позже говорилось о «сомнамбулизме»; в дальнейшем операторы использовали представление о сне, иногда открыто, как Фариа, иногда косвенным методом, как Брэйд, добивавшийся спонтанного закрытия глаз. Льебо внушал сон, прежде чем приступить к более специфичным внушениям. Такой вызванный сон, согласно Льебо, имел ту же природу, что и естественный. Впрочем, замечает он, можно производить те же внушения в момент засыпания.

Бернгейм допускал, что сон, естественный или вызванный, способствует появлению гипнотических феноменов (Bemheim, 1916).

Мы теперь хорошо знаем, что гипноз - это не сон. Но во время традиционной индукции повторяют слова, внушающие мысли о сне (см. экспериментальная индукция), до тех пор, пока пациент не закроет глаза и не уронит голову как человек, который уснул.

В принципе (кроме редких исключений) в новом гипнозе больше не упоминается о сне, поскольку терапевт не стремится к подразумеваемой пассивной установке пациента.

СОН

психическое состояние, характеризующееся отрешенностью человека от окружающего мира.

В физиологическом отношении сон является условием для восстановления жизненных сил и запаса энергии в организме человека. В психологическом плане сон – это приостановление реагирования человека на окружающий мир посредством восприятия и действия. Для психоанализа сон представляет интерес с точки зрения не столько физиологии, сколько психологии.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд дал следующую психологическую характеристику сна. «Сон – это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему угасает. Я погружаюсь в сон, отходя от внешнего мира, задерживая его раздражения. Я засыпаю также, если я от него устал. Засыпая, я как бы говорю внешнему миру: «Оставь меня в покое, я хочу спать». Таким образом, если биологической целью сна является отдых, то его психологическим признаком – утрата интереса к миру. В состоянии сна происходит не только потеря интереса к миру, но и стремление обрести покой, который человек имел до своего рождения. «Наше отношение к миру, в который мы так неохотно пришли, кажется, несет с собой то, что мы не можем его выносить непрерывно. Поэтому мы время от времени возвращаемся в то состояние, в котором находились до появления на свет, то есть во внутриутробное существование. Мы создаем по крайней мере совершенно аналогичные условия, которые были тогда: тепло, темно и что не раздражает. Некоторые еще сворачиваются в клубочек и принимают во сне такое же положение тела, как в утробе матери». Пробуждение после сна напоминает собой рождение.

Принято считать, что если сон представляет собой прежде всего покой, не предусматривающий никакой психической деятельности, то единственно целесообразным является сон без сновидений. В этом смысле сновидение как бы не входит в программу сна и представляет собой реакцию на мешающее сну раздражение. Однако, как полагал З. Фрейд, это не так. Во-первых, существуют так называемые сны наяву, которые связаны с фантазиями и которые свидетельствуют не о покое, а о психической деятельности человека. Во-вторых, как показывают детские сновидения, их функция выступает в качестве «стража сна», возникающего из двух конкурирующих тенденций – желания сна и стремления к удовлетворению психического раздражения. Поэтому можно говорить о том, что «сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения».

З. Фрейд исходил из того, что в состоянии сна человек находится во власти эгоистических мотивов. Если под воздействием этих мотивов у человека возникают дурные намерения, то они не могут привести ни к чему иному, как к практически безвредному сновидению. Как заметил основатель психоанализа в работе «Толкование сновидений» (1900), «было бы уместно запомнить слова Платона, что добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает».

Первоначально З. Фрейд придерживался именно данного положения. Он полагал, что проявляющееся во сне находится во власти исключительно эгоистических мотивов. Однако после того, как предложенная им теория либидо была подвергнута пересмотру с точки зрения осмысления феномена нарциссизма, что нашло отражение в его работе «О нарциссизме» (1914), ему пришлось признать, что «сон есть состояние, в котором все привязанности к объектам, как либидозные, так и эгоистические, оставляются и возвращаются в Я». Тем самым он по-новому взглянул на состояние сна, считая, что у спящего восстанавливается полный нарциссизм, при котором либидо и интерес Я оказываются нераздельными в самоудовлетворяющемся Я. На этом основании З. Фрейд выдвинул предположение, в соответствии с которым вытесненное бессознательное получает независимость от Я, в результате чего оно не подчиняется желанию спать и сохраняет свои привязанности, даже если зависящие от Я привязанности к объектам оставляются ради сна.

В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что отход от реального внешнего мира в состоянии сна создает условие для развития психоза. Вместе с тем «безобидный психоз сновидения является следствием сознательно желаемого и лишь временного отхода от внешнего мира, и он исчезает при возобновлении отношений с этим миром».

Представления З. Фрейда о сне получили свое дальнейшее развитие и критическое переосмысление у ряда аналитиков. Так, К.Г. Юнг (1875–1961) пришел к мнению, что фрейдовское понимание сновидения, как служащего функции охраны сна, является ограниченным, хотя высказанная основателем психоанализа мысль о биологической компенсаторной функции остается верной. По его словам, эта компенсаторская функция «лишь в ограниченной мере имеет дело с самим состоянием сна»: сновидения поддерживают сон, но делают это автоматически под влиянием состояния сна; они могут нарушать сон, если этого требует их функция, то есть когда компенсаторные содержания интенсивны, то они могут прервать сон. Данная точка зрения была высказана им в докладе «Психология сновидений» (1916), текст которого был расширен и опубликован в 1928 г.

Э. Фромм (1900–1980) рассмотрел психологическую функцию сна не только с точки зрения ухода от внешнего мира, на что обратил внимание З. Фрейд, но и в плане свободы человека. По его мнению, во сне человек беспомощен (не случайно сон называют «братом смерти»), но в то же время он является более свободным, чем во время бодрствования. Во сне человек свободен от бремени труда, от необходимости защищаться или нападать, от необходимости наблюдать или действовать. В работе «Забытый язык» (1951) Э. Фромм заметил по этому поводу, что «во сне царство необходимости уступает место царству свободы, в котором «Я» – единственная система, являющаяся приложением мыслей и чувств». Словом, сон свободен от функции действия, характерной для бодрствования, и он связан с функцией восприятия человеком самого себя. Кроме того, состояние сна имеет двойственную функцию: при отсутствии контактов с культурой во сне проявляется как самое плохое, так и самое хорошее; «во сне мы можем быть не так разумны, не так мудры и не так пристойны, но мы можем быть и лучше, и мудрее, чем когда бодрствуем».

Если З. Фрейд соотносил состояние сна с внутриутробным существованием человека, а его предшественники рассматривали сон в качестве своеобразного эквивалента смерти (понятие «сон» – от греческого hipnos – восходит к мифу о Гипносе, сыну ночи, Никиты и брату смерти, Танатоса), то некоторые психоаналитики усматривают в состоянии сна прообраз бессмертия. В частности, французский психоаналитик Д. Анзье подчеркнул, что «в действительности видеть сон – значит отрицать факт, что человек смертен». Эта точка зрения нашла отражение в его книге «Кожное Я» (1985) в виде вопроса: «Разве можно было бы вынести дневную жизнь без этого ночного убеждения в бессмертии, хотя бы частичного?».

В современной психоаналитической литературе большее внимание уделяется рассмотрению природы сновидений, их толкованию и меньшее феномену сна как таковому. Тем не менее в некоторых исследованиях затрагиваются вопросы, связанные с пониманием сна. В частности, в статье Р. Гринберга и С. Перлмана «Континуум сна в психоанализе: источник и функции сновидения» (1975) нашли отражение результаты лабораторных методов изучения сна, на основе которых было сделано заключение, что сон связан с обработкой информации в целях эмоциональной адаптации.

Один из путей постижения иного мира, относимый к числу низших. "Сон, даже в диком своем состоянии, невоспитанный сон, восторгает душу в невидимое и дает даже самым нечутким из нас предощущение, что есть и иное, кроме того, что склонны считать единственно жизнью" (о. П.Флоренский). Важны сны, несущие в себе глубокий смысл, для понимания которого необходимо искусство истолкования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сон

1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения; 3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина актуализовано мифологией С. как онтологич. извода яви и формы временного покоя. С. вписывается в общий круг мифологич. жизнеотношения как реальность, усредняющая оппозиции “мир людей / мир демонов”, “здесь / там”, “зримое / незримое”, “обычное / экстраординарное”. Произвольная “логика” сновидения трактуется бодрственным сознанием как извне формируемая причинность иного порядка. Спящий не удивляется диковинным событиям С., и проснувшийся числит их какое-то время в ряду повседневного событийного ряда. С. есть магия бытия и параллельная жизнь. Это форма диалога с богами в пространстве их голосов, указаний и намеков (“вещий С.”); здесь осуществляется профетически опознаваемый замысел божеств. руководительства поступками людей, сакрального оберега и упреждающей заботы. Реальность С. чудесна и не нуждается в объяснении: в ней нет ничего, чего бы не было в действительности и в памяти; это делает С. убедительнее и ценнее внесновидч. мира (чудо внутри С. не осознается как диво и небывальщина). Метафора “жизнь=С.” закрепляет эту самоценность С. как формы свободы от обыденной детерминации и как прорыва в область самозаконной онтологии. В цепочке “С. - греза - видение - мечта - идеал - утопия” мы имеем градацию ирреальных возрастаний желаемого. Интенции и претензии на воплощение делают С. формой и образом профетизма, и особенно активно - в лит-ре: С. героя есть или предвосхищение сюжета (С. Татьяны в “Евгении Онегине”), или предупреждение о будущем (апокалиптич. С. Раскольникова в “Преступлении и наказании”), или утопия (“Что делать?” Чернышевского). В лит-ре и искусстве романтизма и Символизма создана универсальная “мифология” С.: С. предпочтен иным типам реальности как Дар онтологич. и духовной свободы, как порыв к бесконечному, как способ богочеловеч. диалога и контакта с потусторонними силами. Религ. авангард создает символологию С. как “текстуального” свидетельства бытия Я во множественных мирах, в т.ч. и в мире чистых смыслов (см. анализ С. у Ницше и Флоренского (см. Флоренский)), здесь сформулирована анамнетич. культурология сновидения. Фрейд и его школа придали символике сна гиперсемиотич. значимость, прямо заменив традиц. сакральную детерминанту Божьего внушения агрессивным пафосом саморазоблачения ментальных подвалов бессознательного. Переход от “объятий Морфея” к власти Гипноса, его отца, осуществлен во втором значении термина (пограничные состояния Я). С открытием структурных свойств сновидческих состояний и с накоплением гипнопедич. опыта отчасти прояснилась природа “загадочных феноменов психики”, благодаря чему явления лунатизма, сомнамбулизма, летаргии и каталепсии встали в один ряд с фактами творчества во С. Выяснилось, что “С. разума” отнюдь не всегда “порождает чудовищ”, как думал Фрейд. Совр. психоаналитич. штудии измененных форм мышления, типов ложной памяти, механизмов функциональной асимметрии мозга, парапсихологич. феноменов и лечебной сенсорики вскрыли работу весьма архаич. структур внутр. поведения, получающих во С. символич. и метафорич. образные репрезентации. Свой вклад внесла и эмпирич. танатология, не слишком склонная к интерпретации уникального опыта клинич. самонаблюдений над состояниями “пост-смерти” в терминах некоей философии С., но предоставившая впечатляющий архив “С. наяву”. На этих путях заново открылся инобытийно-пограничный репертуар существования субъекта, не раз описанный в спец. уставах ментального тренажа на Востоке (в частности, в дзэн-буддийской и йогич. практике, типологически родственной аскетич. опыту самопогружения в христ. исихастской культуре священно-безмолвия). В близких С. состояниях Я обретает “единомножественность” личности (в терминах Л. Карсавина и А. Мейера), в психол. пространстве к-рой свершается многоголосый полилог пересекающихся ипостасей Я, обнимаемый единством самосознания. Во С. обнажены и персонифицированы механизмы и агенты диалогич. фактуры мышления, памяти и аутовидения, актуализованы эвристич. способности творчески напряженного и проблемно озабоченного сознания. Ему даны во С. возможности таких пространственно-временных топологич. проекций, метаморфоз, смыслового конструирования и сверхлогич. интуитивной альтернации, какие не в силах предоставить Я отягощенное объективацией и объясняющими раздражителями бодрствующее сознание. С. в этом смысле (в отличие от первого значения термина) осмыслен не в качестве источника сверхчеловеч. внушений (голос Музы, оклик Бога, наваждение дьявола), а в аспекте спонтанной аккумуляции и самопроизводства форм неявного знания и неформализуемой экзистенции. С. есть черновик возможных миров и своего рода гностич. контрабанда. На фоне многократных приравниваний С. и жизни (Кальдерон, С. Квазимодо, Тютчев, Лермонтов), С. и смерти (романтизм) убедительно выглядят гипотезы сновидч. философии истории, к-рая описывает реальность, построенную по принципу “матрешки” и перехода бога-демиурга из одного С. в другой. Так эстетически оформляется образ кумулятивной онтологии мирового С. с ее ритмами пробуждения/засыпания и перехода из реальности в реальность. Это третье наполнение термина “С.” обслуживает поэтич. философию С. Ср. прозу Борхеса и Хлебникова, для к-рых культура есть континуум С., “цитирующих” друг друга в истор. пространстве. Ср. также знаменитую притчу Чжуан-цзы о бабочке с образами С. в рус. традиции (Лермонтов) и словами Тютчева о здешнем мире, где “человек лишь снится сам себе”. Старинные представления о С. как временной смерти, усложненные опытом анамнезиса и метемпсихоза, придали С. функцию аргумента в пользу релятивных картин мира и интуитивистских концепций культуры. Образ ноосферы (см. Ноосфера) как грандиозного перманентного сновидения Мирового Духа брезжит в картинах мира классич. объективного идеализма (Гегель), в циклич. моделях и космизме; в психол. и филос. прозе модерна (символизм, Постмодернизм), в интуитивистской эстетике. На Архетипе С. и сейчас сходятся интересы психологии творчества, филос. антропологии, теории культуры и истор. эстетики. Как зеркало внутр. проективного опыта С. не раз становился объектом философско-поэтич. (Вяч. Иванов) и психоаналитич. (Н.Е. Осипов) рефлексии и лит. мифологии. Лит. : Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. Т. 1. М., 1980; Динесман Т.Г. “Сон” // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981; Друскин Я.С. Сны // Даугава. Рига, 1990. № 3; Руднев В.П. Культура и сон // Там же; Сны Николая Клюева // Новый журнал. 1991. № 4; Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993; Михайлов А.И. О сновидениях в творчестве Алексея Ремизова и Николая Клюева // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб., 1994; Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб., 1997. К. Г. Исупов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Почти каждый человек по время сна переживает некие «видения». Нам снятся люди, места, события, какие-то предметы или явления. Чаще всего человек видит сон от первого лица и под утро большую часть сна забывает. Некоторые сны воздействуют на эмоции и могут быть очень реалистичными. Сегодня учёные точно не могут сказать, почему снятся сны, но существует несколько неплохих теорий, объясняющих это явление.

Почему человек спит

Для начала разберёмся, зачем вообще нам нужен сон.

Сон – естественное состояние организма, включающее в себя несколько циклов. В этот период активность мозга понижена, как и реакция на внешние раздражители.

Долгое время механизм состояния сна и причина видения сновидений были под завесой тайны, и учёные разных времён выдвигали предположения, основываясь на своих домыслах. Современные технологии позволили изучить мозг человека во время сна, и люди получили ответы, правда, лишь на некоторые вопросы.

До сих пор многие считают, что сон необходим для отдыха мозга и организма в целом. Но ещё в 20 веке выяснилось, что это не совсем так: во время сна активность мозга ниже только на 10-15%, чем при неглубокой дрёме , а мышцы вполне могут отдохнуть, просто находясь в состоянии покоя. Так зачем же мы тратим почти треть нашей жизни на особое состояние сна?

Сегодня это физиологическое явление рассматривается не как просто отдых, а как механизм саморегуляции организма. В состоянии сна происходит систематизация воспоминаний, разгружается психика, снижается уровень стресса, обновляются клетки и выводятся шлаки.

Что будет, если не спать

Именно в период быстрого сна человек видит яркие сновидения, часть которых можно вспомнить на утро. Каждые стадии сменяют друг друга несколько раз, при этом по длительности они неравномерны, и постепенно быстрый сон занимает всё больше времени.

В древности сновидения воспринимались как зашифрованные послания из потустороннего мира, содержащие сведения касаемо будущего человека. Расшифровывать эти послания помогали «знающие» люди (). Со временем появлялись сонники, которые и сегодня пользуются популярностью.

Однако с развитием психологии и физиологии начали появляться новые взгляды на это явление, отражающиеся в нескольких теориях.

Теория 1: Сны – образы желаний человека

Знаменитый психотерапевт Зигмунд Фрейд предположил, что во снах человек видит подавленные желания и скрытые стремления . Подсознание как будто общается с нами через сны. Иногда это точное изображение, а иногда оно завуалировано в каких-нибудь символах (образах).

Фрейд считал, что обсуждение снов с психотерапевтом, может способствовать разрешению внутренних психологических проблем человека. Он даже написал книгу «Толкование сновидений», где говорит о типичных символах во снах, которые могут иметь похожее значение у разных людей.


По Фрейду сны имеют скрытый смысл

Теория 2: Особенность работы мозга

А вот именитый психиатр Джон Хобсон наоборот говорил, что никакой смысловой нагрузки сны не несут. Он изучал то, как именно возникает сновидение с физиологической точки зрения. Выяснилось, что к видению правдоподобной реальности приводят случайные сигналы из ствола головного мозга.

Мозг пытается как-то интерпретировать случайные импульсы и складывает их в определённые сюжеты . За основу он часто берёт воспоминания.

Интересный факт! Экспериментально доказано, что такие млекопитающие, как кошки и собаки тоже переживают сновидения.

Теория 3: Постоянная активация

Психиатр Чжан Цзе соглашается, что к возникновению сновидений приводят нервные импульсы. Вот только по её мнению, они не случайны.

Мозг во время сна систематизирует воспоминания, и в момент их перемещения из краткосрочной памяти в долгосрочную они могут частично активизироваться, и мы видим сновидения .


Сновидение может быть следствием «ночной работы» мозга

Теория 4: Моделирование угрозы

Это довольно необычное объяснение того, почему мы видим сны. Считается, что эта способность досталась человеку от древних предков, которые с помощью сновидений могли имитировать потенциально опасные ситуации.

Фактически сны – защитный биологический механизм, позволяющий «тренироваться» переживать угрозы . У современного человека не такая опасная жизнь, как у предков, поэтому есть мнение, что функции снов немного изменились. Отсюда и следующая теория.

Был период, когда считалось, что сон – это болезненное состояние, возникающее из-за накопившихся ядов в организме человека.

Теория 5: Естественный отбор мыслей

Психолог Марк Бленчер предполагает, что ситуации, которые мозг моделирует во сне, позволяют ему выбирать наилучшие эмоциональные реакции . Он их запоминает и использует уже в реальной жизни.

То есть в этом случае мы тоже тренируемся, но уже с учётом того, что чаще всего происходит в нашей современной жизни.

Интересно, что особой разновидностью сна являются осознанные сновидения , когда человек понимает, что спит, и иногда даже управляет сновидением. Некоторые исследователи убеждены, что этим может овладеть каждый человек при должной подготовке.

Обязательно посмотрите видео с интересной информацией о снах :

Заключение

Пока ни одна теория не является общепризнанной, но на их основе можно предположить, что сны возникают из-за импульсов в мозгу и, возможно, формируются на основе воспоминаний.

Во сне наш организм продолжает действовать. Во время этого естественного процесса ученые выделяют непосредственно сон и сновидение, видения (или галлюцинации), грезы. В терминологии мы разберемся позднее. Изначально же следует упомянуть, что все виды снов представляют собой соответствие духовных явлений, которые в совокупной аллегорической форме могут растолковать будущее и прошлое человека.

Основные разновидности сна

Выделяют следующие его виды:

  • суточный периодический;
  • сезонный периодический (спячка некоторых животных);
  • наркотический;
  • гипнотический;
  • патологический.

Виды сна и их характеристики

Помимо основных разновидностей, существуют еще естественные и искусственные. Они и рассматриваются как основные два вида сна. Естественный процесс чаще всего наступает как у людей, так и у животных неожиданно, без каких-либо посторонних воздействий. Искусственный вид вызывается при помощи разных факторов и воздействий (электросон, наркотический, гипнотический).

Естественным видам сна здорового взрослого человека и большинства млекопитающих присуща периодичность. Тем не менее периодичность и чередование могут отличаться. Взрослый человек в основном спит ночью, а днем бодрствует. Такая периодичность называется монофазной. Есть люди, которые отдыхают в сутки по два раза — основной сон ночью и дополнительный днем. Это двухфазовая периодичность. Большинство млекопитающих используют полифазные виды снов: они способны засыпать и просыпаться в течение ночи и дня по нескольку раз, без необходимости строгого соблюдения чередования периодов отдыха и бодрствования. Детям также присущ полифазный Это можно увидеть на примере новорожденных, которые находятся большую часть времени в этом физиологическом состоянии. Оно, однако, по нескольку раз в сутки прерывается из-за естественных нужд, но далее, из-за влияния воспитания и окружающей обстановки, ритм сна начинает перестраиваться, приближаясь к аналогичному у взрослого человека.

Искусственные виды сна можно регулировать при помощи дозировки влияния факторов, которые вызывают их (снотворных таблеток, электрического тока и др.).

Протяженность периодичности естественного сна у разных животных очень изменчива, и даже у особей одного вида она резко отличается в разные отрезки года.

Больший интерес ученные проявляют к так называемой сезонной спячке животных. Зоологи исследуют ее причины и физиологию.

Классификация естественных снов

Естественными считаются те виды снов, которые способен видеть время от времени:

  • здоровый (по некоторым знакам восстанавливает реальность);
  • видение (восстанавливает пробудившемуся человеку картину, которую он во сне уже видел);
  • предсказательный сон (включает в себя некоторое предостережение);
  • грезы (воплощают во снах то, что на человека произвело наяву сильное впечатление);
  • призрачные ночные видения (неоднократное появление во сне определенных образов; чаще всего это происходит с детьми и людьми в преклонном возрасте).

Среди всех перечисленных только первые три вида сна заслуживают особого внимания, так как два последних в большинстве случаев приводят к заблуждениям.

Патологический сон

По своей этиологии данное состояние в процессе его проявления разделяется учеными на ряд разновидностей. Возникает оно исключительно во время анемии мозга, когда он получает недостаточное кровоснабжение; при наличии высокого давления, когда развиваются опухоли в обоих полушариях или если поражен мозговой ствол на некоторых участках. Нередко патологические виды сна могут проявляться в течение многих дней, и это может продолжаться вплоть до нескольких лет. Данное состояние переменчиво, сопровождается как пониженным мышечным тонусом, так и повышенным.

Патологические сновидения часто путают с гипнотическими состояниями, но это не одно и то же. Гипноз может быть вызван особыми воздействиями окружающей обстановки или некоторыми действиями человека, который внушает другому ту или иную потребность в Во время патологической же разновидности физиологического состояния происходит отключение корковой произвольной активности. При этом частичный контакт с окружающими и наличие сенсомоторной деятельности сохраняется. Нервная система во время этого сна может находиться как в угнетенно-заторможенном, так и в возбужденном состоянии.

Периодический суточный сон

Как уже упоминалось раннее, у здорового человека выделяют 3 вида снов: монофазный (один раз в сутки), дифазный (два раза), а в младенчестве — еще и полифазный.

Новорожденный в общем проводит в фазе сновидений около 21 часа; ребенок в возрасте от полугода до 12 месяцев в сутки спит 14 часов, до 5 лет — 12 часов, от 5-10 лет — около 10 часов. Взрослый человек в среднем спит в сутки 7—9 часов. В более пожилом возрасте несколько снижается продолжительность сна.

Отсутствие сна

Длительное отсутствие полноценного отдыха (от 3-5 дней) характеризуется возникновением психических расстройств. Начинается произвольно непреодолимая тяга ко сну: воспрепятствовать его наступлению можно только посредством сильных болевых раздражений - уколов иглами или ударов электрического тока. У человека, лишенного сна, ярко выражено понижение скорости реакций, при мозговой работе повышается утомляемость и уменьшается точность операций.

Не так заметны при длительной бессоннице изменения вегетативных функций. Они проявляются только небольшим снижением температуры тела и незначительным замедлением пульса. Но не каждый человек ощущает легкие физиологические и психологические изменения, при 40—80-часовой бессоннице последствия могут быть более тяжелыми.

Наркотический сон

Наркотические виды сна проявляются в виде временного отключения сознания. Наступает угнетение рефлексов с полным снижением тонуса мышц. Углубляется человек в при помощи наркоза, который оказывает влияние на центральную нервную систему.

Во время погружения пациента в наркоз продолжается функционирование продолговатого мозга, так как в его области находятся жизнеобеспечивающие центры - сосудодвигательный и дыхательный. Если воздействие наркотических веществ продолжается долгое время, то может произойти углубление описываемого состояния, вследствие чего регистрируется паралич этих центров. Долгий приводит к смерти больного.

Гипнотический сон

Рассуждение о том, какими бывают виды снов, продолжим более детальным описанием сна гипнотического. Это состояние не до конца изучено до сих пор. Неизвестно, что вызывает саму фазу сновидений. Во время возникновения данного состояния происходят ощутимые физиологические изменения в процессах работы центральной и вегетативной нервных систем, а также других органов и систем организма человека.

Сезонный периодический сон

Такие виды снов также известны как спячка, оцепенение или глубокий сон. Данный тип состояний характеризуется значительными понижением температуры тела, при этом снижаются энергозатраты и интенсивность каждого физиологического процесса. Спячка характерна только для некоторых видов животных.

Животные, которые способны за счет внутренней теплопродукции поддерживать температуру тела, называются эндотермными. Существуют также эктотермные организмы, которые именуются холоднокровными. Человек теплокровный, а значит, он относится к эндотермам так же, как и млекопитающие с птицами. Именно поэтому люди не могут впадать в спячку, их температура тела не позволяет выдержать длительного сна. Но есть теплокровные, которые все же впадают в сезонный сон, их называют гетеротермными эндотермами.

Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5-2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста , учащённым дыханием и пульсом , и временным расслаблением скелетных мышц тела. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.

Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим напротив - яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения , в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда - пытается управлять сновидением.

Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 лет видит сновидения. Остальные 15 лет сна проходят без сновидений.

Толкование сновидений

Обложка сонника 1883 года.

Издревне сновидения связывались с подземным и потусторонним миром. Считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью. Толкованием сновидений на основе особых сонников занимались либо жрецы, либо особые профессионалы (как, например, в странах арабского мира). Так, целиком сохранился греческий сонник II-III века н. э. - «Онейрокритика» .

Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой в конце XIX - начале XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Большее количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

По З. Фрейду

Другие исследователи отмечали определённую закономерность появления образов в сновидении и пытались её понять. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с бессознательным. На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом .

Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций . Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения - осуществление подавленного цензурой рассудка желания, главным образом сексуального. При этом он уточнял, что мы сами можем не осознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеет в основе своей сексуальный характер и даёт выражение эротическим желаниям» . С другой стороны, по Фрейду сновидение, как правило, не раскрывает явно своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.

Толкование сновидений К. Юнга

Дежавю

Существует предположение, что феномен дежавю может возникать в тех случаях, когда приснившаяся ситуация и обстановка, стимулированная во сне подсознательной деятельностью мозга, повторяется в реальной жизни. Это подтверждение эффективности подсознательной обработки и моделирования реальных явлений, их прогнозирования во время переживания сновидения. Кроме того, есть мнение, что данный феномен вызван т. н. деперсонализацией .

См. также

Примечания

Литература

На русском языке
  • Бескова И. А. Природа сновидений (эпистемологический анализ) / РАН, Ин-т философии. - М., 2005. - 239 с.
  • Большаков И. В. Предопределение и толкование снов в Древнем Египте (историко-философский аспект). СПб.: Алетейя, 2007. - 268 с., ил.
  • Живица Е. Ю.