Европа больше не будет кормить прибалтику. Чем Польша разозлила ЕС

Одобрят решение ЕК, Польшу могут лишить права голоса в Европейском совете. Польский МИД уже выступил с резкой критикой данного решения. ”Газета.Ru” выяснила, зачем сознательно идет на конфликт с Брюсселем.

Но прежде рекомендацию Еврокомиссии о применении 7-й статьи Лиссабонского соглашения должны рассмотреть страны-члены ЕС. Для запуска санкционного механизма необходимы голоса как минимум 22 из 27 государств-членов Евросоюза.

ТОП

Все зависит от того, выскажется ли за активацию статьи такое количество членов Евросоюза - по словам заведующего сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергея Уткина, этого может и не произойти. ”Вполне вероятно, что, несмотря на определенное беспокойство, с которым в ряде стран ЕС наблюдают за трансформациями польской политики, формальное осуждение Польши с последующим применением к ней санкций просто не наберет нужного количества голосов”, - считает эксперт.

Польский политолог Якуб Корейба в беседе с ”Газетой.Ru” подчеркнул, что премьер уже публично обещал Качиньскому (глава правящей партии ”Право и справедливость” - ПиС), что будет ветировать вступление в силу 7 статьи: ”Так что это пиар-акция, - уверен политолог, - Комиссия пытается создать прецедент и перетянуть на себя больше полномочий, а и традиционно тестируют пределы своего неформального влияния”.

Доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл Коктыш допускает, что ЕС все же применит санкции в отношении Варшавы, но подчеркивает, что это не нанесет существенного ущерба интересам Польши. ”Совет Европы не является органом, который принимает решения, это трибуна для обсуждений - лишение права голоса в СЕ не нанесет Польше особого ущерба, а кроме этого Польше пока ничего не грозит”, - напомнил он.

В некотором смысле эти санкции даже выгодны для Варшавы, поскольку обосновывают ее право не платить по европейским обязательствам и не следовать тем распоряжениям Брюсселя, которые для нее неудобны, считает Коктыш.

”Применение санкций будет политически обидным, но неэффективным. Для Брюсселя это ситуация, когда пряники кончились, а кнута не хватает”, - заключил эксперт.

Зачем Варшаве ссориться с Брюсселем?

Варшава идет на обострение, так как понимает, что это прибавит популярности властям, считает Якуб Корейба. ”ЕС вместо града на холме превратился в черного человека: в глазах польского народа стал источником угроз, а не надежд, и правительство позиционирует себя как защитник простых людей от транснациональной олигархии”, - подчеркивает эксперт.

”Право и справедливость” опирается на евроскептически настроенного избирателя, в целом поддерживающего намерение правительства не идти на поводу у Брюсселя. То есть, с точки зрения избирателя происходит укрепление суверенитета страны, а с точки зрения правящей группы - укрепление ее собственных позиций.

Желание Варшавы ”поссориться” с Брюсселем может быть связано и с тем, что со следующего года Евросоюз существенно сократит дотации для всех стран Восточной Европы, в том числе и Польши.

Страна окажется в ситуации, когда привилегии заканчиваются, а обязанности остаются. ”Поэтому Польша вполне осознанно шла на конфронтацию с Брюсселем”, - утверждает Кирилл Коктыш из МГИМО.

В свете разногласий Варшавы с ЕС особенно интересен вопрос о перспективах развития отношений Польши с . Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев считает, что процессы, наблюдаемые в Польше, дают надежду на улучшение их отношений с Россией на фоне разочарования в ”чисто западном” пути. ”Можно надеяться, что Россия воспользуется этим, чтобы налаживать отношения с Варшавой - нечто подобное уже происходило с Венгрией и , видимо, теперь на очереди Польша”, - говорил в беседе с ”Газетой.Ru” эксперт.

Однако Кирилл Коктыш, предупреждает, что процесс сближения Польши с Россией не будет быстрым. ”Сближение с Россией для Польши будет спекулятивным, чтобы пугать этим ”, - объяснил он.

В Brexit для Польши, Украины и балтийских тигров

После Brexit заговорили о том, что уход Великобритании из Евросоюза имеет не только негативную политическую составляющую, но и экономическую. В самом деле, Объединенное Королевство — один из главных доноров европейского интеграционного проекта.


Члены ЕС делятся на нетто-получателей и нетто-доноров. «Нетто» — потому что каждая страна и складывает деньги в общую копилку, и берет из нее. Разумеется, не сама и не сколько вздумается. Бюджет Евросоюза наполняется государствами, за его формирование отвечают Совет Европейского союза, Еврокомиссия и Европарламент. За наполнением и расходом бюджета бдительно следит Европейская счетная палата, созданная в 1975 году.

Если страна берет больше, чем дает, то она нетто-получатель. И наоборот, если дает больше, чем берет, — нетто-донор.

Вот как выглядит карта Европы, если ее раскрасить цветами дотационных стран (красно-желтые оттенки) и доноров (желто-зеленые).

В Евросоюзе действует семилетнее планирование бюджета. Предыдущая семилетка — 2007 - 2013 гг., на нее пришелся кризис 2008 - 2009 гг. Нынешняя началась в 2014 году и закончится в 2020-м. На нее придется и надвигающийся мировой кризис, и узко европейский — Brexit. Который, впрочем, наверняка повлияет и на остальной мир.

На основании данных Еврокомиссии я составил несколько табличек.

Как мы видим, нетто-доноров в Евросоюзе десять. Табличка ранжирована по колонке с данными за 2014 год. Легко заметить, что главный донор — Германия. Великобритания лишь на третьем месте, после Франции и перед маленькой Голландией.

Нетто-получателей почти вдвое больше.

Здесь тоже требуется пояснение. Члены ЕС выстроены, опять же, по данным за 2014 год. Как мы видим, Мальта, Кипр, Люксембург и Ирландия находятся в пограничном состоянии, в некоторые годы они бывали даже донорами или близко к ним. Хорватия новичок, она вступила в ЕС 1 июля 2013 года. Понятно, что она вряд ли откажется от дотаций в будущем. Но пока неясно, какое место займет.

Хорошо видно, что самые большие траты Евросоюза приходятся вовсе не на Грецию, а на Польшу. Европейцам виднее, кто больше заслужил халяву, конечно. Был бы толк.

Таблички ниже более корректны. Выше перечисленные не определившиеся страны в них не вошли, потому что создают путаницу.

Оказывается, больше всех получают греки и балтийские тигры. Но это им, по-моему, не очень помогает— из всех трех стран население разъезжается.

Теперь посмотрим среднедушевые дотации, которые платят страны-доноры.

Здесь тоже небольшой сюрприз — оказывается, самыми работящими (или сердобольными) в Европе являются вовсе не немцы, а датчане. Британцы плетутся в хвосте. То есть, подданные Ее Величества Елизаветы Второй вряд ли когда-нибудь почувствуют серьезное повышение жизненного уровня после Brexit. Но, насколько я понимаю, их больше беспокоят не деньги, а мигранты.

Еще кое-какая статистика: в странах-донорах живет 330 млн человек, в остальных — 206. Выводы можно делать любые. По мне так каждый житель старой Европы вполне может прокормить одного-двух младоевропейцев — это очевидно. Просто нужно лучше работать.

Шутки шутками, но для наших бывших соседей по соцлагерю наступают нелегкие времена. Халява явно заканчивается, балтийских тигров гонят из теплых клеток с гарантированным кормом на вольный выпас — поднимать экономику своих гордых стран. Как, впрочем, и остальных жителей Восточной Европы. Пора затягивать пояса — неумолимо наступает настоящая независимость.

Что будет на Украине, прогнозировать сложно. Точнее, тут все зависит от вашей фантазии. Ясно одно: у Европы деньги и так кончались, а тут еще британцы влезли со своим референдумом. Чует мое сердце, опять украинцы дружить с нами захотят. Причем, довольно скоро.

____________________

Данные для таблиц

Владимир Веретенников, для РИА Новости

Экономисты Латвии, Литвы и Эстонии утверждают, что в ближайшие годы прибалтийские республики могут столкнуться с острым системным кризисом, связанным с потерей значительной части финансирования из западных структурных фондов. На кону — сотни миллионов евро. РИА Новости решило выяснить, чем грозит государствам Балтии полное или частичное отлучение от европейской финансовой "соски".

Под денежным дождем

На сегодняшний день в Евросоюзе идет очередной период планирования — с 2014 по 2020 год. За этот срок только Латвии, как следует из открытых источников, планировалось выделить из европейских структурных фондов порядка 4,5 миллиарда евро (по три тысячи на каждого жителя). Согласно данным Eurostat, общий размер дотаций для государств Прибалтики составил за последние пять лет около 3,5 миллиарда евро в год. При этом финансовые вливания в Литву и Латвию почти ежегодно увеличивались на 50-100 миллионов евро. Самыми крупными донорами являются Европейский социальный фонд (ESF), Европейский фонд регионального развития (ERAF) и Фонд кохезии (выравнивания) (KF). Примечательно, что с момента вступления всех трех республик в ЕС в 2004-м величина их обязательных выплат в общую казну Союза не превышала 150-300 миллионов евро. Другими словами, объем отдаваемого был в шесть-семь раз меньше, чем получаемого.

В разговоре с РИА Новости депутат Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин подтвердил: "Зависимость всех трех стран Балтии от денег ЕС фатальна. Но самая финансово несамостоятельная из балтийских "сестер" — Латвия. В 2017 году ее годовой бюджет составляет восемь миллиардов евро. Из них один миллиард — помощь от ЕС. То есть каждый восьмой евро в нашем латвийском бюджете — подарок от ЕС. В следующем году финансовая зависимость от Евросоюза останется: бюджет спланирован на уровне почти 8,7 миллиарда евро. Из них 1,2 миллиарда — деньги ЕС".

Европа в Прибалтике – не того сорта. Загуститель не тот Как известно, мы состоим из того, что едим. Точнее, из того, что усвоилось и осталось. А в этом смысле после вступления в ЕС в странах Прибалтики все время происходит что-то невероятное. Но при этом очевидное.

Технология освоения проста: достаточно умело составить проект, подать его на рассмотрение в Брюссель и в итоге получить европейские деньги. "Тут целое море программ: от оборудования лабораторных комнат для студентов в университетах до утепления школ и садиков, от укладки нового асфальта до программы мобильности для безработных с целью вернуть их на рынок труда. Финансирование ведется по сотням программ и по линии десятков фондов и инструментов поддержки. Обучение пограничников, семинары для прессы, строительство новых линий сортировки мусора, борьба с детской бедностью, закупка оборудования для борьбы с контрабандой, улучшение систем управления в госсекторе, помощь предпринимателям при переходе на зеленую энергию, дотация при закупке электромобилей, финансовая помощь крестьянам при рекультивации пахотных земель… Мне легче назвать отрасли, где Евросоюз нам не помогает", — отмечает Мамыкин.

Пора взрослеть

Однако не исключено, что такое изобилие скоро закончится. Мамыкин объясняет, что бюджетные периоды в ЕС планируются на семь лет, а очередной срок истекает в 2020 году.

"Некоторые программы в Латвии будут действовать до 2024 года, потому что они начнутся позже или рассчитаны на десять лет, с 2014-го. Что будет потом — не знает никто. Сокращение финансирования связано с двумя моментами. Первый: выход Великобритании из ЕС. Недавно я встречался с еврокомиссаром по бюджету Гюнтером Эттингером. Он назвал цифру в 12 миллиардов евро в год — та сумма, которой будет ежегодно не хватать при отсутствии в ЕС Соединенного Королевства. Поэтому при уменьшении доходной части общего бюджета ЕС сократится и расходная часть. И каждое государство, включая страны Балтии, будет получать меньше. Самый скромный минус, который прогнозируют финансисты, — 150-200 миллионов евро для каждой из стран. Четыре миллиарда из недостающих денег ЕС готова компенсировать Германия. Но очевидно, что полностью покрыть недостающий взнос британцев не готова ни одна из больших стран ЕС: ни Франция, ни Испания, ни Италия", — утверждает парламентарий.

Кроме того, по его словам, есть и вторая причина сокращения дотирования: прибалтийские республики стали считаться в ЕС "взрослыми". "За время с 2004 года, когда Литва, Латвия и Эстония стали полноправными членами ЕС, прошло более 13 лет. Теперь чиновники Еврокомиссии говорят: за минувшие годы мы закачали в экономики стран Балтии десятки миллиардов евро. Вы эти деньги брали и всякий раз рапортовали, что жизнь становится все лучше и лучше. Теперь вам пора самим становиться донорами — ЕС вам помог, теперь вы сами обязаны помогать Болгарии, Румынии и Хорватии, вошедшим в Евросоюз после вас. И еще на горизонте вступление в ЕС государств Западных Балкан, это даже Юнкер признал в своей последней речи. Детство кончилось, пора странам Балтии взрослеть и тоже нести ответственность за наш общий союз", — описывает ситуацию Мамыкин.

Не очень хорошо обстоят дела и в Литве. Вот что рассказал РИА Новости депутат горсовета Клайпеды Вячеслав Титов: "Сегодняшнее развитие Литвы, как и Прибалтики в целом, во многом определяется именно субсидиями ЕС. В последние годы республика ежегодно получала 1,6-1,9 миллиарда евро. Например, у нас в Клайпеде принцип формирования инфраструктурного бюджета таков, что, к примеру, Евросоюз выделяет 85% для строительства бассейна, а 15% средств отчисляет самоуправление. Бывает, что на тот или иной проект 85% в равных долях выделяют ЕС и государство, а оставшиеся 15% — местные власти. Евросоюз также дотирует сельское хозяйство в странах Балтии. Если у тебя есть один гектар сельскохозяйственной земли и ты косишь на ней траву, тебе выделяют где-то по 100 евро в год. Можно смело говорить, что в случае сокращения субсидий государствам Прибалтики предстоит очень болезненный процесс — придется учиться жить на свои средства".

Было — даром, будут — кредиты

Неутешительные прогнозы для Прибалтики в беседе с РИА Новости подтвердил и Мирослав Митрофанов — сопредседатель партии "Русский союз Латвии", помощник евродепутата Татьяны Жданок.

"Существующий сейчас порядок финансирования Фонда кохезии существенно изменится. Раньше старые члены ЕС вкладывали деньги в этот фонд, а оттуда финансировались инфраструктурные проекты в государствах — новых участниках Содружества. Цель — сократить существенный разрыв в уровне развития инфраструктуры старых и молодых членов ЕС. Впрочем, деньги на выравнивание получают не только государства, но и некоторые отдельные бедные регионы, например в Испании, Италии и Греции", — комментирует Митрофанов.

За счет внешних вливаний, уточняет он, формируется примерно пятая часть ВВП Латвии. "Понятно, что лишиться этих денег было бы очень болезненно для государства. Сейчас Минфин пытается успокоить население: недавно заявили, что в следующий период планирования бюджета Евросоюза после 2020 года объем доступных нашей стране средств из еврофондов может снизиться лишь на 15-30 процентов", — поясняет эксперт.

После 2020 года, уверен собеседник, приток европейских денег в Прибалтику не иссякнет, но поступать они будут уже не даром, а в виде долгосрочных кредитов. "Дело в том, что сейчас Евросоюз переживает экономическую стагнацию. Там просто не предвидится настолько больших инфраструктурных проектов, которые потребуют вложения "дешевых денег", имеющихся сейчас в ЕС в большом количестве. В этих условиях наилучшим способом размещения средств считается отдача их в кредит под гарантии государств или муниципалитетов", — обрисовывает перспективы Митрофанов.

И добавляет, что в ближайшие годы случится еще одно существенное изменение — проекты, на которые идут деньги из европейских структурных фондов, начнут оцениваться гораздо строже, чем раньше. "До нынешних времен в этой сфере царила большая свобода. Оценкой проектов, требующих менее 200 тысяч евро, в Брюсселе вообще не интересовались, полностью оставляя это в сфере компетенции национальных правительств. Но сейчас все проекты, претендующие на еврофинансирование, не просто начнут подвергать тотальной проверке, их еще и заставят конкурировать друг с другом. Допустим, представит Германия 50 проектов инфраструктурного развития и пять — Латвия. Естественно, предпочтение отдадут проектам с более тщательной проработкой (а для этого необходимо наличие высококлассных экспертов), с возможностью государственного софинансирования и меньшими коррупционными рисками. Помимо этого, Еврокомиссия может проверить на любом этапе эффективность своих вложений, а выдачу денег под утвержденные проекты можно будет остановить уже в ходе их реализации, если государство откажется участвовать в общих программах ЕС. Как, например, в программе равномерного распределения беженцев по всем странам — членам Евросоюза. Страны Балтии отнюдь не рвутся размещать у себя мигрантов", — напоминает Митрофанов.

В ожидании "финансового шторма"

По информации Андрея Мамыкина, в Прибалтике сейчас есть масса программ, которые не смогут существовать без ЕС, оплачивающего до 85% стоимости того или иного проекта. "Понятно, что, сидя на денежном буксире, в самостоятельное плавание отправиться сложно. Ясно, что в ситуации урезания или полного прекращения финансирования те или иные программы придется просто закрыть", — признает Мамыкин.

Не евро единым… Почему в Польше уверены, что европейская валюта ей навредит Страны Прибалтики, вступив в ЕС, поторопились перейти на евро. Результат, мягко говоря, неоднозначный. А вот Дания и Швеция, например, входят в ЕС давным-давно, а в еврозону – нет. И даже не собираются. Почему?

Вместе с тем, указывает он, безрадостная перспектива — не секрет для властей. "Но тут в странах Балтии подход совершенно разный. В Эстонии, например, задолго до прекращения еврофинансирования поставили амбициозную цель — стать "цифровым центром" ЕС. В итоге Эстония получила в Еврокомисии пост комиссара по единому цифровому рынку (им стал бывший премьер-министр республики Андрус Ансип). Эстонцы уже создали не только первое в мире, но и самое эффективное "цифровое" государство: от заявления в полицию до подписания закона президентом — все это происходит в электронном виде. Они оказались настолько прозорливыми, что пять-семь лет назад сумели подготовиться к экономическому кризису и создали государственный накопительный фонд. В Латвии, к сожалению, противоположная ситуация. Пока нам дают деньги из ЕС, мы их "пилим", причем не без случаев чудовищной коррупции. Однако стратегическое видение развития страны до сих пор отсутствует", — рассказывает депутат.

Парламентарий говорит, что ситуация весьма унизительная: "Спустя 27 лет после провозглашения независимости моя страна стоит в позе попрошайки с протянутой рукой! Мол, дяденьки в Брюсселе, дайте нам денег, кушать хочется…" Также он обращает внимание на то, что самая талантливая и работоспособная молодежь продолжает десятками тысяч покидать Латвию, чтобы получить достойную работу и сделать карьеру в Западной Европе. А зарубежные инвесторы, у которых есть желание вложиться в Латвию, зачастую понимают, что их денег здесь никто не ждет.

В свою очередь, не все настроены столь пессимистично и считают, что латвийское правительство все же готовит фундамент для жизни после оттока европейских денег. По словам Мирослава Митрофанова, в стране проводят налоговую реформу, сокращают персонал государственных учреждений, расходы на социальную среду (хотя, к примеру, финансирование военной сферы не только не урезается, а, напротив, растет). "Скоро резко усилится давление на муниципалитеты, чтобы радикально увеличить ту долю взимаемых налогов, которую самоуправления перечисляют в госказну. При этом особенно пострадают муниципалитеты Риги и Рижского района — как наиболее состоятельные. Кроме того, уже опубликован план о закрытии почти половины школ в стране", — резюмирует Митрофанов.

Хватит ли времени перестроить финансовую систему — вопрос открытый.

Председатель Европейского совета Дональд Туск заявил о том, что Польша может выйти из Евросоюза. По словам европейского лидера, нынешнее руководство страны удерживают в ЕС лишь финансовые субсидии. Вместе с тем Туск обвинил польские власти в «скрытой поддержке российского курса по подрыву либерально–демократических и западных ценностей». RT выяснял, с какой целью политик заговорил о выходе Польши из ЕС и способствует ли евроскептицизм Варшавы нормализации отношений с Москвой.

Бывший премьер–министр Польши Дональд Туск, с 2014 года возглавляющий верховный орган ЕС - Европейский Совет, заявил в интервью польскому изданию Tygodnik Powszechny, что Варшава может поставить вопрос о выходе из ЕС, если страна из получателя европейских субсидий превратится в донора.

«Я могу с лёгкостью представить ситуацию, когда Польша окажется среди чистых доноров, тогда правительство Польши может решить, что настало время спросить поляков, хотят ли они, чтобы Польша продолжила оставаться в ЕС», - отметил политик.

По его словам, нынешнее руководство Польши «по меньшей мере не воспринимает с энтузиазмом» членство страны в Евросоюзе.

Польша ежегодно получает дотации из европейских фондов в размере до €10 млрд, однако после выхода Великобритании из ЕС, который запланирован на 2019 год, всё может измениться. После того как ЕС лишится одной из самых мощных экономик Европы, все взносы в европейские фонды, которые ранее делало Соединённое Королевство, лягут на плечи других стран - членов Евросоюза, в том числе и на Польшу. Кроме того, ЕС планирует сократить траты в период с 2020 по 2027 год. Это означает, что Польша будет платить в бюджет ЕС больше, чем получать из него.

«Для «Права и справедливости» (ПиС, правящая партия в Польше. - RT) преимущества членства в ЕС сводятся лишь к платёжному балансу, - считает Туск. - Они полностью игнорируют другие выгоды, такие как единый рынок, правопорядок, гарантии безопасности и тому подобное. Пока мы не превратились в чистого донора, игра для них стоит свеч».

Он отметил, что конфликт между ним и лидером партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским - это вопрос об основаниях польской политики и «спор не о том, какой должна быть Европа, а о том, должна ли Польша быть её частью».

Перспективы выхода

«За этим заявлением стоят некоторые реальные основания, потому что нынешний польский народ в значительной степени разочарован Европейским союзом и тем, как устроена в нём система управления. Особенно важен для польского общества вопрос ценностей. Нынешние либеральные европейские ценности не устраивают польское общество и вызывают довольно сильное отторжение», - отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.

Посткоммунистическая страна превратилась в настоящий рай для вложений.

Польша вышла в лидеры среди стран Восточной Европы по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику. Зарубежный капитал заинтересовали стабильный экономический рост и легкость ведения бизнеса.

Согласно докладу World Investment Report 2015, подготовленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Польша находится в числе двадцати крупнейших получателей прямых иностранных инвестиций в мире. В 2014 году их общий приток в эту страну составил почти 14 млрд долларов. Наиболее сильными преимуществами Польши являются: стабильный экономический рост, большой рынок сбыта, многочисленные налоговые льготы и удобное географическое положение, пишет сайт «Белорусы и рынок» .

В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2017 Польша заняла 24-е место среди 190 стран, а в докладе FDI Intelligence (подразделения Financial Times Ltd.) - первое место в Европе и третье в мире (после Китая и США) по привлекательности вложений в производство.

Стабильный экономический рост

Польская экономика одна из наиболее быстрорастущих среди европейских стран. Она едва ли не единственная на континенте сумела успешно противостоять глобальному экономическому кризису. Государственный бюджет Польши находится в гораздо лучшем состоянии, нежели бюджеты других государств ЕС.

Согласно прогнозу Европейской комиссии, в 2017 году ВВП Польши увеличится на 3,7 %, тогда как в среднем по ЕС прирост не превысит 1,9 %. Основными движущими силами экономического роста являются инвестиции, частное потребление, в том числе за счет значительных государственных субсидий в виде детских пособий, и экспорт, который демонстрирует опережающий темп по сравнению с импортом.

Рынок труда также характеризуется хорошими показателями. Как ожидается, в нынешнем году безработица снизится до 6,3 %.

Большой рынок сбыта

Внутренний рынок Польши является одним из крупнейших в Европе, так как в стране проживает почти 40 млн человек. По численности населения это государство занимает шестое место в ЕС и первое в Восточной Европе.

Польша является членом Евросоюза и имеет выгодное географическое положение. Как следствие, у инвесторов появляется возможность поставлять товары и услуги на рынок объединенной Европы, который включает 500 млн потенциальных потребителей. В числе основных европейских торговых партнеров Польши - Германия, Франция, Италия, Чехия, Испания, Украина, а также Великобритания.

Легкость ведения бизнеса

За последние годы Польша значительно улучшила свои позиции в рейтинге Doing Business. Если в 2008 году страна занимала в нем 72-е место, то сейчас - 24-е среди 190 государств мира.

Правительство и парламент Польши регулярно принимают программы, направленные на оживление бизнес-среды. В качестве примера можно назвать Конституцию для бизнеса, которая стала консолидированным нормативным правовым актом, регулирующим хозяйственную деятельность. Документ призван значительно облегчить работу компаний, в том числе посредством ликвидации или снижения правовых барьеров, защитить от изменений в толковании законодательства и излишнего контроля со стороны государственных органов, ограничить обязательства нанимателей перед работниками, упростить расчет налогов и социальных взносов.

Кроме того, польский законодатель разрабатывает правила игры для принципиально новой организационно-правовой формы юридического лица, благодаря чему оно сможет привлекать финансирование с помощью современных инструментов, в том числе краудфандинга.

Квалифицированная и конкурентоспособная рабочая сила

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на территории Польши функционируют более 430 высших учебных заведений, в которых обучается около 1,4 млн студентов, в том числе свыше 60 тыс. иностранцев из примерно 150 государств.

Почти 30 % жителей в возрасте 25-64 лет имеют высшее образование. Согласно данным Программы международной оценки учащихся (PISA), по уровню подготовки студентов Польша занимает 22-е место среди 72 стран, входящих в общемировую классификацию, и одну из самых высоких позиций в ЕС.

Квалифицированных польских специалистов (экономистов, программистов, инженеров) и ученых активно нанимают европейские IT-компании, научно-исследовательские центры и научно-технические институты. Крупными работодателями также являются инвесткомпании, особенно специализирующиеся на инвестициях в сфере высоких технологий.

Дотации из средств Евросоюза

C 2014 по 2020 год Польша получит от Брюсселя в общей сложности более 120 млрд евро в виде субсидий ЕС: в рамках так называемой политики сплочения будет передано свыше 82 млрд евро, еще 32 млрд поступят по линии сельскохозяйственной политики. В 2007-2013 годах страна уже получила от ЕС более 100 млрд евро, в том числе 68 млрд в рамках политики сплочения.

Средства предназначены для сфер, которые вносят наибольший вклад в экономическое развитие, повышение уровня занятости и модернизацию экономики, и, помимо прочего, будут инвестированы в научные исследования, строительство автомобильных и железных дорог, общественный транспорт, энергетику, поддержку бизнеса, развитие широкополосной интернет-инфраструктуры и профессиональную переподготовку безработных. Иностранные инвесторы также смогут пользоваться указанными средствами для занятия бизнесом в Польше.

Хорошо развитая инфраструктура

Среди значимых достоинств Польши можно выделить постоянно развивающуюся инфраструктуру: автомобильные и железные дороги, авиационный и морской транспорт, широкую сеть грузовых складов и терминалов. Через Польшу проходят несколько оживленных международных транспортных путей совокупной протяженностью 5 тыс. км (Берлин - Львов, Берлин - Москва, Белосток - Прага, Гданьск - Цешин, Гданьск - Львов).

Планируется, что к 2020 году на польском участке Трансъевропейской транспортной сети TEN-T расположится 21 пересадочный и перегрузочный узел. В 2014-2020 годах общий объем расходов на дорожную инфраструктуру превысит 140 млрд злотых (около 40 млрд долларов). До 2023 года будет построено 1800 км национальных дорог и скоростных автомагистралей.

С 2016 по 2023 год запланировано увеличение до 31 млн злотых (из них 22 млн - средства ЕС) расходов на развитие и модернизацию инфраструктуры железнодорожного транспорта. С 2014 по 2020 год общий размер инвестиций в морской транспорт должен превысить 6,5 млрд злотых, а оборот товарного потока в польских портах - 80 млн т в год.

В Польше 15 аэропортов. Ежегодно ими пользуются около 35 млн пассажиров, и эта цифра постоянно растет. Предполагается, что до 2019 года польский сектор воздушного транспорта будет прирастать в среднем на 3,7 % в год.

По общей площади складских помещений страна занимает восьмое место в Европе. Причем в Польше цены на складские услуги ниже, чем в большинстве государств - членов ЕС.

Специальные экономические зоны

Польша предлагает иностранным инвесторам ряд преимуществ, в том числе возможность реализовывать проекты в специальных экономических зонах (СЭЗ). Сейчас в стране 14 таких зон: Каменная, Катовицкая, Костшинско-Слубицкая, Краковская, Легницкая, Лодзьская, Мелецкая, Поморское, Слупская, Староховицкая, Сувальская, Тарнобжегская, Валбжихская и Варминско-Мазурская.

Инвесторы СЭЗ могут пользоваться государственной поддержкой в виде освобождения от налога на прибыль, вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль инвестиционных расходов и расходов, связанных с созданием новых рабочих мест. Предприятия некоторых СЭЗ освобождены от налога на недвижимость.

Резиденты СЭЗ также могут рассчитывать на другие преференции, например на аренду или покупку по конкурентоспособной цене земельного участка, полностью подготовленного для осуществления предпринимательской деятельности. В арсенале поддержки - бесплатное содействие в прохождении процедур, необходимых для старта бизнеса, покрытие расходов на обучение стажеров, предоставление дополнительного финансирования при создании новых рабочих мест.

По расчетам экономистов, каждую секунду в польские СЭЗ инвестируется в среднем 215 злотых, или около 60 долларов. Среди ведущих инвесторов СЭЗ можно выделить компании: General Motors, Volkswagen, Toyota, Opel, Michelin, Shell, UBS, Ericsson, Fujitsu, Indesit, IBM, IKEA, Electrolux, Gillette, LG.