Как беречь зрение: самые важные правила. Как беречь органы чувств? Памятка школьникам и взрослым

Сегодня хорошим зрением может похвастаться далеко не каждый житель нашей планеты, а ведь это очень важная функция, с помощью которой люди получают более 80% информации об окружающем мире и о себе. Развитие технического прогресса достигло такого уровня, что мы уже не представляем свою жизнь без гаджетов, а ведь они негативно влияют на зрение. Существует еще множество факторов, которые способны влиять на наши глаза, поэтому, как беречь зрение, следует знать с самого детства.

Мнение многих о том, что при хорошем зрении не требуются никакие профилактические меры, ошибочно. Со временем такое отношение приведет к ухудшению состояния. Существуют некоторые способы, благодаря которым вы сможете сохранить хорошую работу своих зрительных органов, но не следует также забывать и о регулярном посещении офтальмолога

Существует несколько важных правил, как беречь зрение. Их нужно строго соблюдать:

  • бросайте вредные привычки, курение и злоупотребление алкоголем пагубно влияют на весь организм, и в частности, на глаза;
  • употребляйте больше витаминов. Благотворно влияет на функцию органов зрения черника, она не только снимает усталость, но и способна предотвратить некоторые заболевания. Можно, конечно, принимать витаминные комплексы, но все необходимые вещества лучше искать в продуктах питания. Витамин А содержится в моркови, рыбьем жире, печени и в томатах. Почерпнуть витамин В можно из круп, орехов и почек. А витамин С, Е и калий можно взять из яблок, шпината, смородины, цитрусовых, яиц, растительных масел, бананов, меда, грибов и морепродуктов;
  • чаще гуляйте на улице;
  • защищайте глаза от ультрафиолета;
  • просматривайте телевизор на расстоянии от 2 метров от его экрана;
  • при работе за компьютером делайте регулярные перерывы и защищайте глаза специальными , используйте капли для увлажнения ;
  • при любом виде работы позаботьтесь о хорошем освещении.

Отзывы о способах, как беречь зрение, указывают на большую эффективность . Она помогла многим людям не только избежать заболеваний, но и избавиться от них. Поэтому чтобы расслабить глаза и укрепить их мышцы, периодически делайте профилактические упражнения для этих органов.

Как беречь зрение детям?

Потеря зрения в детском возрасте оставляет отпечаток на всю жизнь, поэтому родителям следует заботиться о здоровье своих детей. Сегодня в каждом доме есть телевизор, компьютер и мобильные телефоны, которые так нравятся детям. Но постоянная занятость ребенка просмотром мультфильмов и играми может спровоцировать развитие , как не потерять зрение в таком возрасте?


Приучите своего ребенка к строгому зрительному режиму. Пока зрительная система только формируется, просмотр телевизора в день следует ограничить до 20 минут. Начиная от 2 лет, смотреть мультфильмы можно в течение 30 минут. Ребенку с пяти лет можно разрешить пребывать перед экраном 1 час, а с 7 лет это время можно увеличивать до 2 часов с небольшим перерывом.

Что касается компьютера, то детям дошкольного возраста разрешается смотреть на его экран только 20 минут, и не каждый день. Если ребенку больше 7 лет, то можно провести за играми 1 час в день. Очень важно, чтобы это был качественный монитор и ребенок делал маленькие перерывы между играми. Если ваш малыш имеет генетическую предрасположенность к близорукости, то лучше вообще исключить его контакт с монитором компьютера до 12 лет.

Важно! Поскольку дети не осознают, какой вред можно нанести зрению, то забота о сохранении этой важной функции — забота родителей!


Детям необходимо рассказать о том, что читать нужно только за столом при хорошем освещении, а никак не лежа и не в транспорте. Когда малыш сидит, расстояние между столом и подбородком должно быть не менее 30 см. Не следует наклоняться вперед, нужно держать спину прямо.

Родителям следует позаботиться о том, чтобы их дети делали уроки или читали в хорошо освещенных местах. Для этого освещение необходимо именно на рабочем столе. Если стол расположен перед окном, от которого исходит очень яркий свет, то это тоже вредно, следует оградиться легкими шторами. Хорошее освещение необходимо и при просмотре телевизора или компьютера. В темной комнате глаза устанут намного быстрее. Всегда напоминайте детям о том, чтобы они отвлеклись от телевизора, вышли на прогулку или играли в обычные игры.

Правила сохранения зрения очень просты. Следует не только соблюдать их, но и следить за тем, чтобы их соблюдали ваши дети с самого раннего возраста, что поможет избежать осложнений в будущем. Наряду со зрительным режимом обеспечьте для своей семьи правильное питание: регулярное употребление фруктов и овощей сохранит не только зрение, но и поддержит хорошее здоровье всего организма. Важно не забывать один раз в год показываться офтальмологу для того, чтобы вовремя обнаружить проблемы и предотвратить ухудшение зрительной функции.

Ответ оставил Гость

Как нужно беречь зрение

На сегодняшний день по данным мирового здравоохранения, в мире проживает приблизительно 40 млн слепых людей, у 120 млн жителей плохое зрение.

В России у каждого второго жителя имеется любое нарушение зрения. С каждым годом проблемы ухудшения зрения молодеют. Уже в начальной школе нарушением зрения страдают 4% ребятишек, а к окончанию школы с проблемами зрения уже около 40% школьников. Именно по этой причине необходимо своевременно начинать беречь зрение. Так как со временем эти нарушения приведут к развитию глаукомы, катаракты, отслойке сетчатки, и другим тяжелым осложнениям, которые можно решить только операционным путем.

Состояние зрения человека зависит не только от состояния глазных тканей, но и от здоровья мозга, нервной и сердечнососудистой системы. Ведь «глаз смотрит, а мозг видит». Именно в мозге моделируются картинки, зафиксированные глазами и переданными сетчаткой в нервные импульсы. Нарушение зрения может быть следствием кислородного голодания, атеросклероза, стрессов, сахарного диабета, неправильного жирового обмена и правил гигиены зрения.

Как нужно беречь зрение

Телевизор смотреть сидя, находясь от экрана телевизора на расстоянии более 2 метров.

При работе за компьютером постоянно устраивать каждый час перерывы на 10 минут.

Монитор следует располагать на расстоянии не менее 50 см от глаз. Середина монитора при этом должна быть расположена немного ниже уровня глаз.

Чаще следует моргать, если подолгу находишься перед телевизором или монитором. Таким образом, глаза защищаются от пересыхания.

Если рабочее место освещено настольной лампой, то ее плафон должен располагаться слева. Мощность лампы не должна быть меньше 60 Вт.

При выходе на улицу в солнечные дни следует в солнцезащитных очках для предотвращения глазных ожогов.

Пользоваться косметикой для глаз и средствами для кожи вокруг глаз только известных производителей и приобретать ее только в магазинах.

Засоренный глаз лучше промыть кипяченой водой. Полезно промыть глаз раствором марганцовки для дезинфицирующего действия. Промывая глаз, нужно опустить лицо с открытыми глазами в емкость с водой, или просто пипеткой.

Гимнастика для сохранения зрения

Существует необходимая для сохранения зрения гимнастика. Все упражнения несложные, поэтому важно устраивать паузы в работе для тренировки зрения.

Сначала хорошо расслабиться. Поэтому несколько минут сидеть с закрытыми глазами.Открыть глаза, и вращать ими 5 раз по часовой стрелке, и столько же - против часовой стрелки, устраивая небольшие паузы.Переводить закрытые глаза вправо и влево. Затем повторить это упражнение с открытыми глазами.Переводить взгляд с близко расположенного предмета на далеко расположенный предмет по несколько раз.Закрыть глаза ладонями, добившись черного цвета.

Витамины для сохранения зрения

Витамин А является очень важным средством для сохранения зрения, так как он принимает участие в восприятии зрения. Если витамина А недостаточно в организме, то человек начинает различать желтый и синий цвета при слабом освещении. Витамина А достаточно в моркови, печени, томатах, рыбьем жире.

Витамин В важен для восприятия зрительных ощущений. Его достаточно в орехах, фруктах, крупах, почках, печени.

Витамин С поддерживает мышцы, отвечающие за движение глаз, хрусталика. Его достаточно в шиповнике, боярышнике, смородине, цитрусовых, яблоках, шпинате.

Витамин Е повышает тонус глазных мышц. При его недостатке развивается мышечная слабость. Его достаточно в растительных маслах, кукурузе, орехах, злаковых зародышах, яйцах.

Для сохранения зрения важны калий, содержащийся в бананах, растительном масле, меде; цинк, входящий в состав морепродуктов, грибов, печени.

Из ягод для сохранения зрения полезны черника и смородина. Следует принимать напитки из этих ягод.

Вот пожалуй и все советы о том, как нужно беречь зрение, надеемся что они вам помогут

Классный час «Береги зрение смолоду» 3 класс

Цель:

Познакомить с элементарным строением глаза;

Объяснить, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь;

Научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.

Оборудование: макет глаза; карточки для самостоятельной работы; памятка с упражнениями для снятия усталости; памятки для охраны зрения.

Ход занятия.

Актуализация знаний.

Тему классного часа вы узнаете, разгадав загадку.

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах. Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.

Знакомство со строением глаза.

Посмотрите в глаза друг другу. В центре вы увидите чёрную точку. Она сжимается и расширяется. Это зрачок. Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке. Дальше по нервам передаются сигналы в мозг, и человек видит то, на что смотрит. (Рассказ учитель сопровождает показом на макете всех частей глаза.)

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружён –

Стенкой гладкой, белой,

Назвали еёсклерой .

Где находится склера? Зачем она нужна? (Это оболочка глаза.)

Впереди кружочек тонкий –

Роговица, словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло, -

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый.

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок

Украшает глаз – домок.

По очереди закройте глаз ладонью. Затем уберите руку и понаблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.)

В центре радужки – зрачок,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло – зрачок поуже,

чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид,

как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

оболочкой гладкой-

тоненькой сетчаткой.

А внутри лежит большое

Тело стекловидное

Всё прозрачное такое

И почти невидное.

Очень хрупок этот дом!

Тонки, нежны стенки в нём.

А как же защищены глаза, раз они такие нежные, хрупкие? Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаз? (Веки, брови, ресницы.)

Верно. Вот сколько защитников у глаз. Даже слёзы защищают глаза от пыли.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного её выполнения через каждые два часа зрительной работы.

Упражнение 1. (сидя)

1.Кркпко закрыть глаза на 3-5 сек.

2.Открыть глаза на 3-5 сек. (Делать 6-8 раз.)

Упражнение 2. (сидя)

Быстрое моргание 1-2 мин.

Упражнение 3. (стоя)

1.Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

2.Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек. (действие лечебное)

Упражнение 4. (стоя)

1.Закрыть веки.

2.Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин. (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5. (стоя)

1.Палец правой руки на средней линии лица, на расстоянии 25-30 см от лица.

2. Смотреть обоими глазами на палец 3-5 сек.

3.Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 сек.

4.Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец 3-5 сек.

5.Палец левой руки на средней линии лица.

6.Правой рукой закрыть правый глаз на 3-5 сек.

7.Двумя глазами смотреть на конец пальца 3-5 сек (проделывать 6-8 раз каждой рукой – укрепляет бинокулярное зрение).

Упражнение 6. (стоя)

1.Отвести руку вправо.

2.Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево. Голова неподвижна, глаза следят за пальцами.

3.Обратное движение руки слева направо (повторять 10-12 раз – укрепляет горизонтальные мышцы глаз).

Упражнение 7. (сидя)

1.Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз.

2. Спустя 2-3 сек снять пальцы с века.

Упражнение 8.(стоя)

1.Поднять правую полусогнутую руку вверх и медленно передвигать палец руки сверху вниз при неподвижной голове, следить глазами за пальцем.

2.Передвигать палец сверху вниз, следя за ним глазами.

Упражнение 9. (сидя)

1.Вытянуть полусогнутую руку вперёд и вправо.

2.На расстоянии 40-50 см от глаз производить медленные круговые движения рукой по часовой стрелке и следить глазами за кончиками пальцев.

3.Сменить руку. Те же движения против часовой стрелки (делать 6 раз, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию сложных движений).

Упражнение 10.

1.Поднять взгляд кверху.

2.Опустить взгляд вниз.

3.Отвести взгляд в правую сторону.

4.Отвести взгляд в левую сторону (делать 6-8 раз).

Выведение правил охраны зрения.

А сейчас ведём мы речь, как глаза свои сберечь.

На доске записана частица НЕ. Рядом с ней нужно записать то, что нельзя делать, чтобы не повредить глаза. Внимательно послушайте стихотворения и выделите из них правила, которые должен знать каждый. Эти правила мы припишем к частице НЕ.

Хоть мальчуган был очень мал, он видел далеко.

Алёша вывески читал свободно и легко.

На задней сидя парте, всё разбирал на карте.

Он много книжек прочитал про войны, приключенья,

При этом, видимо, не знал, что лёжа вредно чтенье.

А если в лес идёт в поход, с собою книжку он берёт:

Лежит в траве мальчишка, читает лёжа книжку.

Алёша как – то раз идёт. Плывёт к причалу пароход –

Осталось метров триста. Вот пароход всё ближе…

«Седов», - кричат вокруг. - А я ещё не вижу, -

Сказал Алёша вдруг. Все буквы у названия

Слились на расстоянии…

Жаль Алёшу, плачь, не плачь, но очки пропишет врач.

Напрасно ты, Алёша, читал так много лёжа.

Какое правило с частицей НЕ мы запишем на доске? (НЕ ЧИТАЙ ЛЁЖА)

Наша Галя подросла, в первый класс она пошла.

Маленькая Галочка начала учиться –

Девочка хорошая не должна лениться.

Маленькая Галочка от души старалась,

Над тетрадкой новенькой низко наклонялась.

Выводила палочки маленькая Галочка –

Наклонялася бочком, помогала язычком.

Изгибалась, как вопрос, словно пишет Галин нос!

Мама Гале говорит: - Кто же, Галя, так сидит?

Прямо сядь, ровней дыши, носом книгу не паши,

Не сгибайся, слышишь? Голову повыше!

Галя с мамой не согласна: - Я же вижу всё прекрасно!

Если сесть иначе, не прочесть задачи.

Галя в пятый класс идёт… Пробежал за годом год.

Тут родные увидали: часто щурит глазки Галя.

И, на первой парте сидя, Галя доску еле видит.

Что там пишут – не понять, слов никак не разобрать.

Плохо видит Галя вдаль, и врачи сказали: «Жаль,

В этом ты сама повинна, вот беды твоей причина:

Ты держала книгу близко, ты к письму склонялась низко.

Над тетрадкой за столом нагибалась ты крюком.

Вот и стала близорука – это и другим наука.

Вывод – НЕ НАКЛОНЯЙСЯ НИЗКО ПРИ ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ

НЕ ПИШИ ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ.

Получила двойку Алла. Слёзы капали из глаз,

Рукавом их вытирала, помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла, сразу – в глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом – только чистеньким платком!

Мне соринка в глаз влетела, заболел, слезится глаз.

Я иду в больницу смело, там помогут мне сейчас.

Мне соринку удалили, глаз слезиться перестал,

И врачи предупредили, чтоб я глаз не засорял.

Нежен глаз и от соринки, от песчинки и пылинки,

Если сразу не убрать, можешь сильно пострадать.

Правило - НЕ ТРИ ГЛАЗА РУКАМИ.

Все в газете прочитали: будет солнышка затменье.

На уроке объяснили, как проводят наблюденья.

Поспешили два подростка, побросав свои дела,

Посмотреть на солнце просто – без очков и без стекла.

Нам стекло, - сказали дружно,- затемнённое не нужно –

Без него на небе ясном видим солнце мы прекрасно.

Два подростка зря хвалились: их глаза потом слезились,

Сильно начали болеть. Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла – то затемнённого глядеть.

Вывод – НЕ СМОТРИ НА СОЛНЦЕ БЕЗ ТЁМНОГО СТЕКЛА.

Какими предметами можно поранить глаз? (игла, ножницы, шило, стекло)

Шилом узел на верёвке развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило глаз у Вовки повредило.

Шило, ножницы, ножи ты в игрушках не держи –

Ведь поранить очень просто можно глаз предметом острым.

Вывод – НЕ РАЗМАХИВАЙ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ.

Какие игры могут привести к травме глаз? (Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука.)

Вот что случилось с ребятами, которые играли в эти игры.

Как – то летом мальчик Петя воробьёв в саду пугал.

И, забыв про всё на свете, из рогатки в них стрелял.

Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз.

Чуть не выбил глаз у брата! Не стреляйте из рогаток!

А вот история другого мальчика, с которым случилась беда.

Случай был такой когда – то: на снегу лежал патрон.

Камнем стукнули ребята, и взорвался гулко он.

По улицам мчится машина с Андреем –

Скорее в больницу! Скорее! Скорее!

Там, в больнице, тишина, койка мальчику длинна.

Плачет мальчик, очень бледный,

А в глазу – осколок медный.

И назавтра утром рано доктор сёстрам так сказал:

Привезите мальчугана в операционный зал.

В зале этом чисто, просто, здесь лекарством пахнет остро.

Жутко здесь и необычно: лампы яркость непривычна,

И у всех на лицах маски, странно всё – как будто в сказке.

Говорит сквозь маску врач: - Будь мужчиной и не плачь!

Меди маленький кусочек, но для глаз он вреден очень.

Нужно нам его достать. Начинаю! Не моргать!

Много дней в окно палаты бились ветви тополей…

Очень медленно, ребята, поправлялся наш Андрей.

Правило – НЕ ИГРАЙ С ВЗРЫВООПАСНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Правило – НЕ СМОТРИ ДОЛГО ТЕЛЕВИЗОР,

НЕ ИГРАЙ ДОЛГО В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

Теперь давайте прочитаем все правила, чтобы запомнить, как нужно беречь глаза.

Самостоятельная работа.

Кроссворд «Берегите глаза!»

По горизонтали:

2. Тонкий заостренный предмет для шитья.

4. Дугообразные полосы волос над глазами.

7. Отверстие в глазу, через которое свет падает внутрь глаза.

10. Инструмент для черчения окружностей.

11. Носовой…

13. Усталость, ослабление сил.

14. Инструмент для прокалывания отверстий.

15. Приемник, предназначенный для показа телепередач.

16. Повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия.

17. Инструмент для резания, стрижки.

По вертикали:

1. Частичное или полное отсутствие зрения.

3. Металлический заостренный стержень для соединения деталей.

5. Оптический прибор для корректирования зрения.

6. Врач, специалист по глазным болезням.

8. Микроскопический болезнетворный организм.

9. Часть оболочки глаза, от которой зависит его цвет.

12. Воздействие на организм с целью его оздоровления.

Самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Работа в группах.

Сейчас вы в группах должны обсудить, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого.

Вредно

Полезно

Смотреть близко телевизор

Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров

Тереть глаза грязными руками

Беречь глаза от ударов

Употреблять в пищу витамины

Долго сидеть за компьютером

Выполнять упражнения для глаз

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – БЕРЕГИТЕ ЕГО!

авторы: Венера Анасовна Нуриахметова , учитель литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, технологии, физической культуры , Республика Татарстан

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Проектная работа "Береги глаза, как зеницу ока!" посвящен одной из самых актуальных проблем современности - проблеме сохранения зрения человека.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.

Задачи:

  • Формировать у учащихся знания об органах зрения; учить соблюдать гигиенические требования по уходу за глазами; установить взаимосвязь органов зрения с познанием окружающего мира.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, речь, формировать исследовательские навыки
  • Воспитывать бережное отношение к зрению, своему здоровью, эстетический вкус, развивать познавательный интерес к предмету; познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Тип урока: Защита проекта

Вид урока: Урок-презентация

Методы: словесный, наглядный, практическая работа, поисковый.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.

Оборудование : мультимедийная презентация к занятию; приборы ЛАБДИСК на парту; музыкальное сопровождение; плакат с изображением поляны, цветы у каждого ребенка для приклеивания на полянку.

В ходе работы над проектом были намечены этапы реализации проекта :

  1. Сбор и обработка информации по данной теме.
  2. Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
  3. Изучение способов сохранения зрения.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.)

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель:

Пусть в этот весенний, прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного весеннего настроения!

(Дети здороваются с гостями.)

Учитель: Пусть эти цветы радуют и дарят вам хорошее настроение! (на экране цветы, звучит мелодия)

II. Основной этап. Формирование новых знаний.

1) Учитель: С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже – "Будь здоров", ещё позже – "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, – здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать. Девиз нашего урока: «Наше здоровье – в наших руках!» (слайд)

– Сегодня у нас необычный урок. Это заключительный урок – защита проекта, который мы начали некоторое время назад. Урок мы проведем в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)

– Кто такой офтальмолог? (ответы)

Офтальмолог – врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.

Учитель: Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). И приглашаю всех вас на медицинский консилиум (слайд)

Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) - совещание нескольких врачей одной или различных специальностей.

Учитель: Его тема: «Береги глаза как зеницу ока». Почему мы так говорим? (ответы)

– В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.

Учитель: Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить? Эти вопросы мы ставили себе, начиная работу над проектом (слайд)

  1. Как устроен глаз – орган зрения.
  2. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо.
  3. Будем учиться беречь глаза.

2) Учитель: Итак, первый вопрос: Строение глаза. (Слайд)

Учитель: Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждать всей красотой красок окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз! Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. Посмотрите друг на друга.

Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)

Ученик 1 : Природа предусмотрела надёжную защиту глаз. Это – брови, веки, ресницы. В среднем, верхнее веко имеет 100-260 ресничек, а нижнее 50-160 ресничек. Каждая ресница живет в среднем 100 дней. Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра.

Самый первый барьер – это веки. Веки – это две складки, которые расположенные снизу и сверху глаза. Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают его поверхность и увлажняют её слезной жидкостью. Ресницы предохраняют глаз от попадания пылинок, а брови задерживают стекающие со лба капельки пота.

Ученица 2 (Слайд) В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

3) Внутреннее строение глаза (Слайд)

Учитель: О внутреннем, очень сложном строении глаза я вам расскажу сама (макет глаза)

Учитель: Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Сверху он покрыт жесткой белой оболочкой – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачной массой – стекловидным телом. Оно придает форму глазу и содержит питательные вещества. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу, пропускающую свет. Под склерой лежит сосудистая оболочка, густо пронизанная кровеносными сосудами, питающими глаз. Впереди располагается радужная оболочка или радужка. Благодаря содержащемуся в ней пигменту меланину она бывает голубого, зелёного или коричневого цвета.

В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок. Мышцы радужки могут сокращаться, уменьшая размер зрачка, – так радужка регулирует количество света, попадающего в глаз.

Если свет яркий, то зрачок сужается. Если свет слабый и тусклый – то расширяется.

Сразу за зрачком находится хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет. Хрусталик фокусирует лучи света на задней стенке глаза, выстланной изнутри сетчаткой.

Сетчатка – это часть глаза, с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате. Сетчатка состоит из особых светочувствительных клеток – палочек (свет и тьма) и колбочек. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву.

Предметы в глазах отображаются перевернутыми.

После этого зрительный НЕРВ передаёт изображение в мозг.

Мозг совмещает изображения, полученные с двух глаз, в одно и переворачивает его.

И мы видим то, на что смотрят наши глаза.

За долю секунды мозг переводит сигнал в зрительный образ, и ты говоришь сам себе: «Я вижу маму», «Я вижу мир».

Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Для того, чтобы эти мышцы хорошо работали, нужно периодически выполнять специальную гимнастику для глаз. Сейчас ее проведет Ахметшина Сабина.

III. Физминутка для глаз по Базарному.

IV. Продолжения формирования знаний

Учитель: – Эти полезные упражнения для глаз нужно выполнять часто, по мере их уставания. А что же еще благотворно влияет на зрение? Об этом нам расскажут ребята.

Ученик 3: 1)Больше двигаться! (слайд)

Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом.

Ученик 4: 2) Чем меньше, тем лучше (слайд)

Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше – всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.

Ученик 5: 3) Чтение книг (слайд).

Ученик 6: 4) Школьник должен как следует высыпаться (слайд)

Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.

Ученик 7: 5) Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую"передышку" во время выполнения домашних заданий.

Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, – отличная разгрузка (слайд).

Ученик 8: 6) Значительное место должна заниматьвитаминная диета (слайд)

Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы – это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А . Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.

Ученик 9: 7) Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.

V. Практическая работа

Учитель: – Ребята, у нас на столах лежат приборы – ЛАБДИСКИ. При помощи этого прибора сейчас мы проверим, хватает ли света нашим глазам в кабинете. Мы уже знаем, что по (гигиеническим правилам) СанПину норма должна составлять – 450 Люкс.

(Дети измеряют при помощи ЛАБДИСКА уровень освещения на рабочем столе и на доске)

VI. Продолжения формирования знаний

Учитель: Очень часто на приём к офтальмологу приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

(Ученицы читают стихи)

Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!

Учитель: Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.

Учитель: У многих людей уже нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?

Ученик 10: (слайд)в результате работы над проектом, мы выяснили, что есть несколько факторов, которые вредны для глаз:

  • наследственная предрасположенность;
  • наличие болезней;
  • характер питания;
  • условия зрительной работы (освещенность рабочего места; требования к мебели);
  • окружающая среда и другое.

В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.

VII. Заключительный этап

Итог урока. Выводы.

Учитель: Итак, подходит к концу наш консилиум. К каким выводам мы пришли в результате? (ответы)

Глаз имеет сложное строение.

Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Но сохранить зрение при желании возможно!

Учитель: Еще раз давайте напомним несколько правил, как сохранить наше зрение.

(Ученики)

  1. Прислушайся! Когда хотят,
    Чтоб вещь служила нам без срока,
    Недаром люди говорят:
    «Храните как зеницу ока!»
    И чтоб глаза твои, дружок,
    Могли надолго сохраниться,
    Запомни два десятка строк
    На этой вот странице:
  2. Глаз поранить очень просто -
    Не играй предметом острым!
    Глаза не три, не засоряй,
    Лежа книгу не читай;
    На яркий свет смотреть нельзя -
    Тоже портятся глаза.
  3. Телевизор в доме есть -
    Упрекать не стану,
    Но, пожалуйста, не лезь
    К самому экрану.
    И смотри не все подряд,
    А передачи для ребят.
  4. Не пиши, склонившись низко,
    Не держи учебник близко,
    И над книгой каждый раз
    Не сгибайся, как от ветра,
    От стола до самых глаз
    Должно быть сорок сантиметров!

Учитель: Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила! И в заключении, на память наши ребята подарят вот такой коллаж из цветов (под музыку дети прикрепляют свои цветы на плакат).

Мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором.


Фото с урока: Дети за работой с ЛабДиском (измерение уровня освещенности)

Упражнения для глаз

«Если Ваши глаза устали»:

  1. Зажмурь глаза, потом открой. Повтори 5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  3. «Стрельба глазами».Двигайте глазами влево – вправо, вверх-вниз. Повтори 5-6 раз.
  4. Закройте глаза на 10-15 секунд. Можно провести массаж: закройте веки и круговыми движениями пальцев легко массируйте их на протяжении 1 минуты.

«Для профилактики нарушения зрения»:

  1. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.
  2. Быстро поморгать. Закрыть глаза и спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 1-2 раза.

Как нужно беречь зрение

На сегодняшний день по данным мирового здравоохранения, в мире проживает приблизительно 40 млн слепых людей, у 120 млн жителей плохое зрение.

В России у каждого второго жителя имеется любое нарушение зрения. С каждым годом проблемы ухудшения зрения молодеют. Уже в начальной школе нарушением зрения страдают 4% ребятишек, а к окончанию школы с проблемами зрения уже около 40% школьников. Именно по этой причине необходимо своевременно начинать беречь зрение. Так как со временем эти нарушения приведут к развитию глаукомы, катаракты, отслойке сетчатки, и другим тяжелым осложнениям, которые можно решить только операционным путем.

Состояние зрения человека зависит не только от состояния глазных тканей, но и от здоровья мозга, нервной и сердечнососудистой системы. Ведь «глаз смотрит, а мозг видит». Именно в мозге моделируются картинки, зафиксированные глазами и переданными сетчаткой в нервные импульсы. Нарушение зрения может быть следствием кислородного голодания, атеросклероза, стрессов, сахарного диабета, неправильного жирового обмена и правил гигиены зрения.

Как нужно беречь зрение

Телевизор смотреть сидя, находясь от экрана телевизора на расстоянии более 2 метров.

При работе за компьютером постоянно устраивать каждый час перерывы на 10 минут.

Монитор следует располагать на расстоянии не менее 50 см от глаз. Середина монитора при этом должна быть расположена немного ниже уровня глаз.

Чаще следует моргать, если подолгу находишься перед телевизором или монитором. Таким образом, глаза защищаются от пересыхания.

Если рабочее место освещено настольной лампой, то ее плафон должен располагаться слева. Мощность лампы не должна быть меньше 60 Вт.

При выходе на улицу в солнечные дни следует в солнцезащитных очках для предотвращения глазных ожогов.

Пользоваться косметикой для глаз и средствами для кожи вокруг глаз только известных производителей и приобретать ее только в магазинах.

Засоренный глаз лучше промыть кипяченой водой. Полезно промыть глаз раствором марганцовки для дезинфицирующего действия. Промывая глаз, нужно опустить лицо с открытыми глазами в емкость с водой, или просто пипеткой.

Гимнастика для сохранения зрения

Существует необходимая для сохранения зрения гимнастика. Все упражнения несложные, поэтому важно устраивать паузы в работе для тренировки зрения.

Сначала хорошо расслабиться. Поэтому несколько минут сидеть с закрытыми глазами.Открыть глаза, и вращать ими 5 раз по часовой стрелке, и столько же - против часовой стрелки, устраивая небольшие паузы.Переводить закрытые глаза вправо и влево. Затем повторить это упражнение с открытыми глазами.Переводить взгляд с близко расположенного предмета на далеко расположенный предмет по несколько раз.Закрыть глаза ладонями, добившись черного цвета.

Витамины для сохранения зрения

Витамин А является очень важным средством для сохранения зрения, так как он принимает участие в восприятии зрения. Если витамина А недостаточно в организме, то человек начинает различать желтый и синий цвета при слабом освещении. Витамина А достаточно в моркови, печени, томатах, рыбьем жире.

Витамин В важен для восприятия зрительных ощущений. Его достаточно в орехах, фруктах, крупах, почках, печени.

Витамин С поддерживает мышцы, отвечающие за движение глаз, хрусталика. Его достаточно в шиповнике, боярышнике, смородине, цитрусовых, яблоках, шпинате.

Витамин Е повышает тонус глазных мышц. При его недостатке развивается мышечная слабость. Его достаточно в растительных маслах, кукурузе, орехах, злаковых зародышах, яйцах.

Для сохранения зрения важны калий, содержащийся в бананах, растительном масле, меде; цинк, входящий в состав морепродуктов, грибов, печени.

Из ягод для сохранения зрения полезны черника и смородина. Следует принимать напитки из этих ягод.

Вот пожалуй и все советы о том, как нужно беречь зрение, надеемся что они вам помогут