Как получить компенсацию. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ (TCP)

М.А. Дымочка, О.С. Андреева andreeva@jbmse. msk.ru ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», г. Москва

Ключевые слова: технические средства реабилитации, Федеральные нормативные акты, инвалид, индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Резюме: Статья посвящена основным правовым актам Федерального уровня, регулирующим вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

В системе мер, способствующих интеграции инвалидов в семью и общество, важное место занимают технические средства реабилитации. К этим средствам относятся устройства, которые благодаря специальным свойствам обеспечивают компенсацию или устранение ограничений способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В последние годы государство основным направлением своей политики в области социальной защиты инвалидов считает их реабилитацию, в том числе с помощью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (TCP). Обеспечение полной и эффективной реализации указанной политики осуществляется с помощью не только экономических, финансовых, социальных мероприятий, но и с помощью разрабатываемых как на федеральном уровне, так и в регионах, нормативных актов, придающих государственной политике в этой области правовой характер. Правовая база в указанной области общественных отношений содержит различные по юридической силе источники права, начиная с законов и кончая ведомственными нормативными актами. При этом приоритетными являются нормативные акты федерального уровня, определяющие основные направления в области организации и содержания реабилитации инвалидов и, в частности, обеспечения их TCP.

К числу таких нормативных актов, прежде всего, следует отнести Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый 24 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) Этот Закон является первым кодификационным актом в этой области в Российской Федерации. В указанном Законе по-новому определено понятие «инвалид», закреплены на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалида», а также «реабилитация инвалидов»; установлены правила реабилитации инвалидов, в том числе впервые закреплены обязанности за соответствующими органами разрабатывать индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР) с целью интеграции в семью и общество; определены разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, помогающие им стать полноправными членами общества.

Принимая во внимание внесенные в Закон изменения и дополнения (установленные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), можно сказать, что в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов TCP содержатся во многих разделах Закона, в том числе, касающихся вопросов образования, социально-бытового обслуживания инвалидов, трудового устройства и т.д. Так, например, в соответствии со ст. 9 Закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами TCP, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и для пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В соответствии со ст. 10 Закона «государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятии, получение TCP, предоставляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета».

В соответствии с этой статьей к TCP относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Указанная статья определяет виды TCP инвалидов. Ими являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное н спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Согласно рассматриваемой статье, решение об обеспечении инвалидов TCP принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Кроме того, в ст. 11.1 предусматриваются также вопросы финансирования обеспечения инвалидов TCP, включенными в Федеральный перечень. Оно должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. TCP, предусмотренные ИПР инвалидов, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Дополнительные средства для финансирования расходов, не предусмотренные настоящей статьей, могут быть получены из иных, не запрещенных законом источников.

TCP предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов TCP определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В статью 11.1 вышеуказанного Закона Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 355-ФЗ « О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были внесены следующие изменения: часть 16 изложена в следующей редакции: «Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержать и ветеринарное обслуживание собак-проводников устанавливается в размере 17420 рублей»; статья дополняется частями 17 и 18 следующего содержания: «Размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на следующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) указанной ежегодной денежной компенсации принимается Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников определяется Правительством Российской Федерации».

Во исполнение статьи 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Этот перечень состоит из 3-х разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги. Раздел «Технические средства реабилитации» включает: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; кресла-коляскн с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные; протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы; ортопедическую обувь; противопролежневые матрацы и подушки; приспособления для одевання, раздевания и захвата предметов; специальную одежду; специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения; собак-проводников с комплектом снаряжения; медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; сигнализаторы звука световые и вибрационные; слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; телефонные устройства с текстовым выходом; голосообразующие аппараты; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); абсорбирующее белье, памперсы; кресла-стулья с санитарным оснащением.

Раздел «Услуги» включает: ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); предоставление услуг по сурдопереводу.
Выбор для инвалида TCP (его типа и вида), входящего в вышеуказанный перечень, осуществляется специалистами бюро МСЭ при формировании ИПP, при этом они должны руководствоваться медицинскими показаниями и противопоказаниями, а также наличием у инвалида соответствующих ограничений жизнедеятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 1980-р в данный раздел Федерального перечня были внесены изменения, заключающиеся в замене наименования технического средства реабилитации «подгузники» вместо «памперсы».

Данная классификация изложена в виде таблицы, которая содержит следующие графы: 1 - пункт раздела «Технические средства реабилитации» федерального перечня; 2 - номер вида технического средства реабилитации; 3 - вид технического средства реабилитации; 4 - наименование технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет. Размер компенсации определяется путем сопоставления: наименования TCP, указанного в 4-м разделе, с видом TCP, указанным в 3-ем разделе. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1665н в пункт 8 данной классификации были внесены изменения и дополнения, касающиеся видов протезно-ортопедических изделий.

Утверждены сроки пользовании TCP, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены (утратил силу аналогичный приказ Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 г. № 321). В данном приказе сроки пользования соотнесены с видами и номерами видов TCP федерального перечня, изложенными в вышеприведенной классификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708 были утверждены правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (в ред. от 21.12.2011 г.).

Порядок предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 608; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 г. № 264).

В ряд актов Правительства Российской Федерации (в Положение о Мннздравсоцразвития РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321; в Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, в Правила предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет федерального бюджета; в Правила обеспечения инвалидов TCP) были внесены изменения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2011 г. № 264.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все мероприятия реабилитационного характера (в том числе обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) должны найти отражение в ИПР.

В настоящее время форма ИПР, выдаваемая федеральными учреждениями МСЭ, утверждена (в ред. Приказа Мннздравсоцразвития РФ от 16.03.2009 г. № 116н).

Для обеспечения качества, надежности, безопасности предоставляемых инвалидам и ветеранам технических средств реабнлнтащш и протезно-ортопедических изделий в Российской Федерации приняты государственные стандарты.
Важнейшее значение имеет ГОСТ Р51079-2006 (ИСО 9999:2002) «Технические средства реабилитации люден с ограничениями жизнедеятельности. Классификация», который содержит реестр и классификацию технических средств реабилитации индивидуального пользования. В стандарте предусмотрена 3-х ступенчатая иерархическая классификация технических средств с цифровой системой кодирования.
Классификация включает:
класс 04 - средства медицинской реабилитации;
класс 05 - средства обучения (тренировки) навыкам;
класс 06 - аппараты ортопедические и протезы;
класс 09 - средства для самообслуживания и индивидуальной защиты;
класс 12 - средства для самостоятельного передвижения;
класс 15 - средства для домоводства;
класс 18 - домашние принадлежности и приспособления;
класс 21 - средства связи, информации и сигнализации;
класс 24 - средства для обращения с предметами, бытовыми приборами и аппаратурой;
класс 27 - средства и оборудование для улучшения окружающей среды, приборы и механизмы;
класс 30 - средства для досуга (отдыха).

Следует сказать, что, учитывая повышенное внимание со стороны общества к проблеме реабилитации инвалидов и к той ее части, которая касается обеспечения их техническими средствами, в перспективе правовая база в этой области, несомненно будет развиваться.

Библиография:
1. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.11.2010 г. № 1980-р), утвердившее Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду.
3. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 г. № 264) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
4. «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченное за счет собственных средств услуги по их ремонту.
5. «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак проводников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2011 г. №22161).
6. Постановление Правительства РФ от 08.04.2011 г. № 264 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»
7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 № 1060 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708».

Судебная практика и законодательство - Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 18.11.2017) <О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду>

Изменение содержания подпункта 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", ранее предоставлявшего инвалидам войны возможность бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, не означает прекращение обеспечения их зубными протезами. Согласно статье 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в состав технических средств реабилитации включены протезные изделия, которые, как следует из его статей 9 и , предоставляются инвалидам в рамках индивидуальной программы реабилитации, разработанной для них федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Утвержденный во исполнение статьи 10 названного Федерального закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, содержит указание на протезы, одним из видов которых являются зубные протезы. Следовательно, инвалиды любой категории могут обеспечиваться ими бесплатно в рамках индивидуальной программы реабилитации, что подтверждается письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2005 года N 18-11603.


А теперь разберем то, какие Технические средства реабилитации (далее ТСР) нам положены. ТСР - это то, что необходимо инвалиду для дальнейшего существования, облегчения его жизнедеятельности, помощи в реабилитационных и адаптационных мероприятиях. Согласно п.10 ФЗ 181 "О социальной защите инвалидов в РФ" (см. вложение):

« Г осударство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета . »...«Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.»

Здесь ссылка идет на существующий федеральный перечень ТСР (см. вложения) , утвержденный Московским М инистерством Здравоохранения. Все что прописано в этом перечне мы имеем право получить и не менее этого объема, при условии согласования с лечащим врачом (например при травме позвоночника сложно доказать необходимость собаки-поводыря). Таким образом нам положено 4 коляски (домашняя, прогулочная, активная и электрическая), трости, костыли, опоры (ходунки), поручни, протезы, ортезы, ортопедическая обувь, противопролежневые матрацы и подушки (даже при отсутсвии пролежней), приспособления для одевания, захвата предметов, специальные срдства при нарушении функций выделения (подгузники, катетеры, моче и калоприемники, пеленки), кресла стулья с санитарным оснащением, Динамический Параподиум!!!

В зависимости от уровня повреждения спинного мозга и вашего состояния в целом нам необходимы разные ТСР, таким образом и сотрудники МСЭ определяют то, что нам выдать, так как, по идее, по мере восстонавления утраченных функций и меняются необходимые средства реабилитации. Например сначала вам выдают домашнюю коляску и прогулочную, далее вы становитесь более активным и получаете активную коляску, далее ходунки, трости и т.д. Но процесс реабилитации включает в себя различные ТСР на разных этапах реабилитации и ТОЛЬКО САМОМУ ПАЦИЕНТУ известно, что ему может понадобиться, ибо реабилитируется именно он, а сотрудники МСЭ могут только порекомендовать вам ТСР. Поэтому лучше покупать ТСР самостоятельно, с последующей компенсацией (после его внесения в ИПР). В связи с этими потребностями Правительством Москвы и московской области был создан Классификатор ТСР (см. вложения), который был создан с целью:

«определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, а также конкретизации некоторых видов технических средств реабилитации федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.»

Так что в ИПР может быть вписано ВСЁ что прописано в Федеральном перечне (Классификаторе), и приобретено за свой счет. Об особенностях приобретения ТСР за свой счет и особенностях компенсации этих средств читайте во вложении Приказ об особенностях возмещения ТСР . Не обязательно вписывать все сразу по максимуму, пишите то, в чем нуждаетесь сейчас а в любое время сможете, для этого вы вызываете своего лечащего врача, сообщаете ему о необходимости того или иного ТСР, он готовит посыльный лист на внесение изменений в ИПР с рекомендациями о необходимости ТСР (лучше посетить узкоспециализированных врачей и получить их рекомендации на необходимость ТСР; например для получения ортопедической обуви, ортезов и ходунков нужен ортопед-травматолог. Дополнительные рекомендации будут очередным аргументом для МСЭ), далее создается новая комиссия в БЮРО МСЭ где на основании этих рекомендаций вам оформляют новую ИПР и вписывают новое ТСР, :

Либо обратитесь с запросом в собес (центр социального обеспечения) вашего региона, отказать в такой информации они не имеют право . Если какого то необходимого вам ТСР нет у них в списке, то они должны сделать запрос и провести тендер на данное ТСР а далее либо предоставить его вам, либо сообщить стоимость для возмещения!

Важный момент: Любое ТСР имеет свой срок эксплуатации, в зависимости от этого срока вы получаете его по ИПР. Во вложении ниже есть "Приказ о сроках пользования ТСР" , в нем прописаны все сроки как колясок, так и подгузников с катетерами например. На основании этого документа вы можете прослеживать, на сколько дается коляска, через сколько вы можете ее поменять, сколько подгузников в день вы должны получать и когда вы поменяете ходунки. Эта информация так же может понадобиться вам перед .

Если у вас возникли по этой с татье или любые другие, вы можете воспользоваться в наших !

В соответствии со статьёй 10 федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг за счёт средств федерального бюджета .

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены постановлением правительства от 07.04.2008 № 240.

Гарантированные реабилитационные мероприятия определены федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым распоряжением правительства РФ № 2347-р от 30.12.2005.

Предусмотрено обеспечение инвалидов следующими техническими средствами реабилитации

1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

2. Кресла-коляски с ручным приводом, с электроприводом, малогабаритные.

3. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

4. Ортопедическая обувь.

5. Противопролежневые матрацы и подушки.

6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.

7. Специальная одежда.

8. Специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения.

9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.

10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.

11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.

12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

14. Телефонные устройства с текстовым выходом.

16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

17. Абсорбирующее белье, подгузники.

18. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

В соответствии с перечнем предоставляются следующие виды услуг:

Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.

Услуги по сурдопереводу.

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подаётся инвалидом (ветераном) или лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган фонда социального страхования по месту жительства с предъявлением паспорта или документа, удостоверяющего личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана) и документа, подтверждающего его полномочия на представление интересов инвалида, и .

Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган выдаёт инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).

В случае нарушения срока, установленного для выдачи направления на получение либо изготовление технического средства реабилитации, либо в случае отказа в предоставлении технических средств реабилитации, инвалид либо его представитель вправе обратиться за защитой нарушенных прав в прокуратуру.