Измерения

Цели урока.

1. Закрепить знание состава числа 10. Совершенствовать умения:

а) выполнять задания, требующие знание состава числа 10;

б) записывать выражения по рисунку или соотносить предложенные с рисунком;

в) выполнять группировку;

г) выявлять закономерности;

д) отмечать изменения.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, математическую речь.

3. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: рисунок к загадке, модель капельки, карточки с числами, геометрические фигуры-маленькие и большие квадраты разного цвета, рисунок “волшебного колеса”, стопка тетрадей, перфокарты, капелька для каждого ученика.

Ход урока

I. Организация учащихся на работу

У: Какое время года?

У: Что изменилось в природе?

Д: Тает снег, солнце греет сильнее, на улице становится тепло.

У: Отгадайте загадку:

Растёт она вниз головой,
Не летом растёт, а зимой.
На солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

У: Что значит заплачет?

Д: Капают капли.

Рисунок 1

У: Каждая упавшая капля пахнет весной, она не простая и предлагает вам задание. Если мы быстро и правильно выполним задание, то эта капля попадает в ручеёк знаний (пока что ещё маленький).

Рисунок 2

II. Чистописание (1-ая капелька)

У: Разгадайте правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его (только однозначные числа)

4, 6, 5, 7, 6, …, …, …, …

Д: 4, 6, 5, 7, 6, 8, 7, 9, 8 (фронтальная проверка).

У: Уменьшите каждое число в ряду на 3.

На обратной стороне доски даны ответы (самопроверка).

1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6, 5,

У: Мы справились с заданием, и первая капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).

III. Устный счёт (2-ая капелька)

1) У: На доске даны карточки с числами 1-9. Я говорю задание, вы должны подумать и выбрать карточку с нужным ответом:

  • на сколько число 8 больше числа 4?
  • на сколько число 7 меньше числа 9?
  • число 9 уменьшить на 3;
  • число 2 увеличить на 1;
  • чему равна сумма чисел 2 и 5?
  • чему равна разность чисел 7 и 6?

Д: 4, 2, 6, 3, 7, 1 (фронтальная проверка).

2) У: Вставьте вместо точек числа, чтобы получились верные записи. Использовать только числа, полученные в первом задании

… + …=… - …

… - …=… - …

… + …=… + …

Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, затем проверяется у доски. Рассматриваются все варианты ответов.

У: Мы справились с заданием, и вторая капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).

IV. Подготовка к работе (3-я капелька)

У: Назовите числа, которые нужно вставить в "окошки".


Рисунок 3

Учащиеся называют числа, выходят к доске и переворачивают карточки:

3, 9, 5, 1, 6, 10

У: Назовите лишнее число.

У: Почему?

Д: Двузначное, один десяток.

У: Какую задачу урока ставим? Зачем?

Д: Повторение и закрепление состава числа 10, чтобы потом легко и быстро выполнять сложение и вычитание.

Сообщение темы и задач урока.

У: Мы справились с заданием, и третья капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).

V. Повторение.

1) 4-ая капелька.

У: У меня в стопке тетради. Сколько их?

У: Как получили 10?

Выражение записывается на доске и в тетради.

2) 5-ая капелька.

Даны фигуры. Назовите их.

Рисунок 4

У: По какому признаку нужно разбить все фигуры на две группы, чтобы это соответствовало выражению 5 + 5?

Д: По цвету.

Ученик у доски делит фигуры по цвету на две группы.

У: По какому ещё признаку можно разбить фигуры?

Д: По размеру.

Ученик у доски делит фигуры по размеру на две группы и записывает выражение 6+4=10, 4+6=10. Дети записывают в тетрадь.

3) Физкультминутка “Хомка”.

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

4) 6-ая капелька.

Игра "Волшебное колесо"

Рисунок 5

У: Расположите числа от 1 до 9 так, чтобы в любом направлении по прямой линии получилось в сумме 10.

Ученики выходят к доске и записывают пары чисел.

У: А теперь напишем новые выражения на доске и в тетради: 1+9=10; 9+1=10; 2+8=10; 8+2=10; 3+7=10; 7+3=10.

Прочитайте все выражения (записи в тетради).

У: Мы справились с этими заданиями, поэтому все капельки попадают в ручеёк знаний.

5) 7-ая капелька.

Работа по учебнику Н.Б.Истоминой. Страница 125 № 291 (работа в парах).

У: Рассмотрите каждую пару рисунков. Что происходит?

Д: Количество кругов увеличивается.

1-ая пара объясняет: число красных кругов увеличили на 2, стало 10 (8+2)

2-ая пара – число жёлтых кругов увеличили на 4, получили 10 (6+4)

3-я пара - число зелёных кругов увеличили на 5, получили 10 (5+5)

4-ая пара - число синих кругов увеличили на 3, получили 10 (7+3)

У: Какого случая не хватает?

6) 8-ая капелька.

Работа в тетради на печатной основе (ТПО). Страница 37 №79. Первое задание выполняется с объяснением.

У: В треугольнике 4 круга. Какой цифрой записали это число?

У: Сколько надо дорисовать кругов до 1 десятка?

У: Сколько всего кругов?

Д: 10. Для записи этого числа используем две цифры: 1 и 0.

У: Мы справились с заданием, и эти капельки тоже попадают в ручеёк знаний.

7) 9-ая капелька.

Работа с перфокартами.

У: У вас на столе перфокарта, с помощью которой я проверю, как вы усвоили состав числа 10. А опускать капельку в ручеёк или нет, я решу после проверки выполненной работы.

Рисунок 6

У: Что повторили на уроке? Какие задания больше понравились?

На столе у каждого маленькая капелька. Если вы уверены, что хорошо знаете состав числа 10, не затруднялись при выполнении заданий, то ваша капелька попадает в “ручеёк знаний”. Если кто-то не уверен в себе, пусть ваша капелька пока останется с вами. И когда вы убедитесь в своих знаниях, вы опустите капельку в ручеёк. Может быть это будет завтра.

Дети выходят к доске и опускают свою капельку в “ручеёк знаний” (в конверт).

Список литературы:

  1. Истомина Н.Б. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина. – 10-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. – 176 с.
  2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2. / Н.Б. Истомина. – 13-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. – 64 с.
  3. Бугримова Т.А. Математика. 1 класс: Поурочные планы (по учебнику Н.Б. Истоминой) / Т.А. Бугримова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 287 с.

«Величины длины» - а) В сумке 5 кг. апельсинов. б) Глубина бассейна 2 м. в) Площадь участка 8 соток. г) Рост мальчика 1м 70 см. Определение. Смысл произведения и частного натуральных чисел, полученных в результате измерения величин. Когда со стола взяли 3 книги, то на нем осталась 1 книга. Теорема. а)В сумке 5 кг апельсинов. б)Глубина бассейна 2 м. в)Площадь участка 8 соток. г)Рост мальчика 1м 70 см.

«Единицы измерения» - Время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров применялся золотник (около 4 г). Проценты. Таковы сажень, локоть, пяди. Знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. Особенно быстро знания о свойствах фигур развивались в Древнем Египте. Составьте задачу с использованием старых русских мер массы.

«Урок математики Дециметр» - Начертите отрезок длиной 1 см. 15. Задача №1. 17. 19. Надо отодвинуть клетку слоненка от клетки льва на 1 дециметр. В математике принято называть единицу измерения 10 см – ДЕЦИМЕТРОМ. Задача №2. 13. Мы умеем считать десятками. 16.

«Дециметр математика 1 класс» - Физкультминутка. 5 –2 = 3 (р.). Сколько рыбок у Кати? Что измеряется килограммами? Что такое дециметр? Длина отрезков. Сантиметр. У Кати на 2 рыбки меньше. Сантиметрами? А литрами? Сколько рыбок у Коли? 3. Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1. 2.В ведро вмещается воды 10. Начертите в тетради отрезки длиной 1 см, 10см.

«Расстояние» - В 1712-1728 и 1732-1918 – столица России. Был расположен на стыке путей «из варяг в греки». Достопримечательности Санкт- Петербурга. Пункт отправления: город Санкт- Петербург Пункт пересадки: город Новгород. Год основания: 1147г. Основан Петром Первым. Город Вологда. Расстояние - 120км Скорость автобуса - 60 км/ч Время - ?

«Килограмм масса» - Какова масса кролика? Для работы с некоторыми видами весов необходимы гири: 1кг, 2кг,5кг и другие. Сравните. Корова тяжелее кролика или масса коровы больше массы кролика. Весы механические. Мы узнали на уроке, Что такое «килограмм». Масса щенка 2 килограмма (2 кг). Кто легче? Килограмм предмет Математика класс 1

Всего в теме 19 презентаций

ДЕСЯТОК, десятка, муж. 1. Счетная единица, равная десяти одинаковым предметам. Десяток пирожных. 2. Десять лет возраста (разг.). Ему уже поспел шестой десяток. ❖ Не робкого десятка (разг.) о смелом человеке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

См. десять Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. десяток сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов

Одна из величин измерения площади. = 2,74 га см. Меры площади В. Д. Гладкий Древний Мир Том 2 (Источник: «Древнеегипетский словарь справочник».) … Энциклопедия мифологии

Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? десятка, чему? десятку, (вижу) что? десяток, чем? десятком, о чём? о десятке; мн. что? десятки, (нет) чего? десятков, чему? десяткам, (вижу) что? десятки, чем? десятками, о чём? о десятках 1.… … Толковый словарь Дмитриева

Бойкого десятка. Волг. Одобр. О смелом, решительном человеке. Глухов 1988, 4. Выбросить (выкинуть) из десятка (из десятки) кого, что. Волг., Дон. Отвергнуть кого л., что л. как ненужное. СДГ 1, 84. Из десятка не выбросишь (не выкинуть) кого, что … Большой словарь русских поговорок

десяток - добрый десяток … Словарь русской идиоматики

Древнеегипетская = 1 3/5 са = 10 пекейсам = 2,74 а … Словарь мер

Счетная единица для льна, упом. в актах 1592 и 1631 годов. По всей вероятности, единица эта не изменялась доселе, теперь же Д. состоит из 10 кукол, или 120 горстей. В XVI в. Д. считали бобровые меха, а также тесьму; по расчету данности 40 аршин… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

М. 1. Единица счёта, равная десяти. 2. Десять одинаковых предметов. 3. разг. Десять лет. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Десяток, десятки, десятка, десятков, десятку, десяткам, десяток, десятки, десятком, десятками, десятке, десятках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Математика. 1 класс и дошкольники. Десяток. Состав числа. Более 500 примеров для вычисления , О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Что вас ждет под обложкой: Тетрадь для многоразового использования "Математика. 1 класс и дошкольники. Десяток. Состав числа. Более 500 примеров для вычисления" можетстать одной из первых…
  • Устный счет в пределах двадцати без перехода через десяток , Беденко М.В.. Практическое пособие для развития навыков устного счета в пределах 20 без переход через десяток…