Применение карманного индивидуального ингалятора. Введение лекарственных средств: пути

При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыхания - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно по-

лучить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как местного, так и системного воздействия:

Газообразные вещества (кислород, закись азота);

Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

Баллонные дозированные аэрозольные препараты в настоящее время применяют наиболее часто. При использовании такого баллончика больной должен проводить ингаляцию сидя или стоя, немного запрокинув голову, чтобы дыхательные пути распрямились и препарат достиг

бронхов. После энергичного встряхивания ингалятор следует перевернуть баллончиком вверх. Сделав глубокий выдох, в самом начале вдоха больной нажимает на баллончик (в положении ингалятора во рту или с использованием спейсера - см. ниже), продолжая после этого вдыхать как можно глубже. На высоте вдоха следует задержать дыхание на несколько секунд (чтобы частицы лекарственного средства осели на стенках бронхов) и затем спокойно выдохнуть воздух.

Спейсер представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства находятся во взвешенном состоянии в течение 3-10 с (рис. 11-1). Самый простой спейсер пациент может изготовить самостоятельно из свёрнутого трубкой листа бумаги длиной около 7 см.

Преимущества использования спейсера следующие.

Снижение риска местных побочных явлений: например, кашля и кандидоза полости рта при ингаляционном использовании глюкокортикоидов.

Возможность предупреждения системного воздействия препарата (его всасывания), так как невдыхаемые частицы оседают на стенках спейсера, а не в полости рта.

Возможность назначения высоких доз препаратов во время приступов бронхиальной астмы.

Небулайзер. В лечении бронхиальной астмы и хронической обструкции дыхательных путей применяют небулайзер (лат. nebula - туман) - устройство для преобразования раствора лекарственного вещества в аэрозоль для доставки препарата с воздухом или кислородом непосредственно в бронхи больного (рис. 11-2). Образование аэрозоля осуществляется под воздействием сжатого воздуха через компрессор (компрессорный небулайзер), превращающий жидкий лекарственный препарат в туманное облачко и подающий его вместе с воздухом или кислородом, или под

влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер). Для вдыхания аэрозоля применяют лицевую маску или мундштук; при этом больной не прилагает никаких усилий.

Преимущества использования небулайзера следующие.

Возможность непрерывной подачи лекарственного препарата в течение определённого времени.

Отсутствие необходимости в синхронизации вдоха с поступлением аэрозоля, что позволяет широко применять небулайзер при лечении детей и пожилых пациентов, а также при тяжёлом приступе удушья, когда использование дозированных аэрозолей проблематично.

Возможность использования высоких доз препарата с минимальными побочными эффектами.

Паровые ингаляции.

При лечении катарального воспаления верхних дыхательных путей и ангин издавна применяют паровые ингаляции с помощью простейшего ингалятора.

Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачке, выбрасывается по горизонтальной трубке распылителя и разрежает воздух под вертикальным коленом, вследствие чего лекарственный раствор из

стаканчика поднимается по вертикальной трубке и разбивается паром на мельчайшие частицы.

Пар с частицами лекарства попадает в стеклянную трубку, которую больной берет в рот и через неё дышит (делая вдох ртом, а выдох носом) в течение 5-10 мин. В домашних условиях вместо ингалятора можно использовать чайник, в носик которого вводится бумажная или пластмассовая

трубка; вдох проводят через рот. В чайник помещают настои трав, 3% раствор натрия гидрокарбоната (пищевой соды) и/или натуральную минеральную воду «Боржоми».

В паровом ингаляторе частицы лекарства получаются довольно крупные, и поэтому они оседают на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, не достигая лёгких. Чтобы получить аэрозоль с более мелкими частицами (достигающими альвеол), применяют ингаляторы со сложными приспособлениями для распыления, но основанные на том же принципе распыляющего угольника. Для образования аэрозоля вместо пара применяют воздух или кислород, который нагнетают в горизонтальную трубку распылителя под различным давлением, а по вертикальной

трубке поднимается лекарство (например, раствор бензилпенициллина), которое больной вдыхает в течение определённого времени, пока не получит назначенную ему дозу.

В ряде случаев используют «камерный» способ ингаляционного введения лекарственного вещества - когда целая группа пациентов вдыхает препарат, распылённый в помещении ингалятория.

Влажное обтирание

Оснащение: клеенка, пеленка, почкообразный лоток, теплая вода, 6%-ный столовый уксус или спирт, большая салфетка или полотенце, сменное нательное и постельное белье, перчатки.

  1. Установить доброжелательные конфиденциальные отношения.
  2. Вымять руки, осушить, надеть перчатки.
  3. Подстелить под пациента клеенку с пеленкой.
  4. Налить в лоток теплой воды (можно добавить столовую ложку столового уксуса на 1л воды или спирта).
  5. Обнажить верхнюю часть тела пациента.
  6. Смочить салфетку или часть полотенца, слегка отжав.
  7. Протереть пациента в следующей последовательности: лицо, шею, руки, спину, грудь.
  8. Вытереть сухим концом полотенца тело пациента в той же последовательности и прикрыть простыней.
  9. Обтереть таким же образом живот, бедра, ноги.
  10. Подстричь ногти на руках (при необходимости).
  11. Сменить нательное и постельное белье (при необходимости).
  12. Снять перчатки.
  13. Вымыть и осушить руки.

Постановка горчичников

Цель: достичь болеутоляющий и противовоспалительный эффект.

Оснащение: горчичники, лоток с водой (температура 40-45°С), лоток для отработанного материала, полотенце, марлевые салфетки, термометр для измерения температуры воды, часы.

Подготовка к процедуре

  1. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников. Убедиться, что нет противопоказаний: заболеваний кожи, опухолей различной этиологии, аллергических реакций на эфирные масла, гипертермии.
  2. Проверить качество горчичников. Перед применением следует проверить срок годности: пригодный горчичник имеет острый запах горчичного масла и не осыпается.
  3. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (температура 40-45°С). Для горчичных процедур нельзя применять горячую воду, так как она разрушает горчичный фермент и горчичное масло не выделится.

Выполнение процедуры

  1. Смочить горчичник в воде в течение 5 секунд каждый.
  2. Стряхнуть и приложить горчичник на нужный участок кожи горчицей вниз, сверху положить полотенце.

Места постановки горчичников:

А) круговые – на область грудной клетки, кроме грудной железы, сосков;

Б) воротниковые – на область верхнего плечевого пояса при гипертоническом кризе;

В) на область сердца – при болях в сердце у женщин – вокруг грудной железы, у мужчин – кроме сосков, а также на месте проекции боли (чаще на область грудины).

3. Укрыть пациента одеялом.

4. Держать горчичники 10-15 минут.

Окончание процедуры

  1. Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала. При повышенной чувствительности (появление нестерпимого чувства жжения на первой-второй минутах).
  2. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой, вытереть насухо. Исключить аллергическую реакцию и при ее отсутствии между горчичниками и кожей следует проложить смоченную водой и отжатую марлю. Категорически запрещается ставить горчичники на бумагу, так как при этом теряется непосредственное раздражающее действие горчичного масла на кожу.
  3. Помочь надеть белье, уложить в удобное положение.
  4. Укрыть пациента, рекомендовать постельный режим (30-60 минут).

Оксигенотерапия (подача увлажненного кислорода из кислородной подушки)

Цель: повышение кислорода в тканях.

Оснащение: кислородная подушка, содержащая 100% кислорода, воронка (мундштук); марлевая салфетка, сложенная в 4 слоя; емкость с дезраствором (3%-ный раствор хлорамина); вода питьевая или пеногаситель (антифомсилан 10%-ный или этиловый спирт 96%-ный).

Подготовка к процедуре

  1. Заполнить подушку кислородом из кислородного баллона:

Соединить резиновую трубку подушки с редуктором кислородного баллона;

Открыть вентиль на трубке подушки, затем на баллоне.

Наполнить подушку кислородом;

Зарыть вентиль на баллоне, затем на подушке;

Отсоединить резиновую трубку от редуктора баллона;

Подсоединить мундштук к трубке подушки.

2. Смочить салфетку в воде или пеногасителе. Пеногасителем служит 20%-ный этиловый спирт или антифомсилан.

3. Обернуть мундштук (воронку) влажной марлевой салфеткой.

4. Удалить мокроту изо рта и носа пациента тампоном (или электроотсосом) перед процедурой. Необходимо освободить дыхательные пути.

Выполнение процедуры

  1. Держать мундштук (воронку) у рта пациента и открыть кран на подушке. Пациент вдыхает кислородную смесь через мундштук (воронку), а вдыхает через нос. С целью уменьшения потери кислорода в момент выдоха его подача временно прекращается с помощью сжатия трубки пальцами или поворотом крана на трубке.

(Если пациент осуществляет вдох через нос, то выход – через рот!)

  1. Отрегулировать скорость подачи кислорода (4-5л в минуту). Подавать кислородную смесь, содержащую 80-100% кислорода, 15 минут, при необходимости – повторить процедуру через 10-15 минут.
  2. Надавливать на подушку и сворачивать с противоположного конца, пока кислород не выделится полностью.
  3. Менять подушку с кислородом.

Окончание процедуры

  1. Убрать кислородную подушку, отсоединить мундштук (воронку). Наблюдать за состоянием пациента.
  2. Поместить салфетку и мундштук (воронку) в дезинфицирующий раствор. В домашних условиях можно прокипятить в 2%0ном растворе питьевой соды, или протереть мундштук 70%-ным спиртом.

Диета № 11

Показания: туберкулёз лёгких, костей, лимфатических узлов, суставов при нерезком обострении или его стихании, при пониженной массе тела; истощение после инфекционных болезней, операций, травм; во всех случаях – при отсутствии поражений органов пищеварения. Разработаны варианты диеты № 11 с учётом локализации и характера туберкулёзного процесса, состояния органов пищеварения, наличия осложнений.

Цели назначения: улучшение состояния питания организма, повышение его защитных сил, усиление восстановительных процессов в поражённом органе.

Общая характеристика: диета повышенной энергетической ценности с преимущественным увеличением содержания белков, витаминов, минеральных веществ (кальций, железо и др.), умеренным увеличением количества жиров и углеводов. Кулинарная обработка и температура пищи обычные.

Химический состав и энергетическая ценность: белки 110–130 г (60% животных), жиры 100-120 г (20–25% растительных), углеводы 400-450 г; энергетическая ценность 12,6-14,2 МДж (3000-3400 ккал); натрия хлорид 15 г, свободная жидкость 1,5 л.

Режим питания: 5 раз в день; на ночь кефир.

Исключаемые продукты и блюда: очень жирные сорта мяса и птицы, бараний, говяжий и кулинарный жиры; острые и жирные соусы, торты и пирожные с большим количеством крема.

Тесты к теме « »

1. Как называется глубокое шумное редкое дыхание?

а) дыхание Чейн Стокса

б) дыхание Биота

в) стридорозное дыхание

г) дыхание Куссмауля

2. Что такое эмфизема легких?

а) повышение воздушности альвеол

б) снижение эластичности альвеолярной ткани

в) и то, и другое

3. Объясните, почему у больного во время приступа малопродуктивного кашля происходит набухание шейных вен:

а) повышается давление в малом круге кровообращения

б) развивается острая правожелудочковая сердечная недостаточность

в) развивается острая левожелудочковая сердечная недостаточность

г) нарушение венозного притока к сердцу

в результате роста внутригрудного давления

д) развивается относительная недостаточность трехстворчатого клапана

4. Объясните, почему больной "пыхтит" во время приступа малопродуктивного кашля:

а) это приводит к подключению дополнительной дыхательной мускулатуры и облегчению выдоха

б) это приводит к повышению внутрилегочного давления и уменьшению проявлений механизма раннего экспираторного закрытия бронхов

в) это приводит к улучшению отхождения мокроты

г) это способствует уменьшению бронхоспазма

д) это дурная привычка больных, желающих привлечь к себе внимание окружающих

5. КАКАЯ ЛЕГОЧНАЯ ПАТОЛОГИЯ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ПОВЫШЕНИЕМ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ?

а) пневмония

б) плеврит

в) хронический бронхит

6. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) пневмония

б) бронхиальная астма

в) плеврит

7. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ЭКСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) плевриты

б) бронхиальная астма

в) пневмония

8.ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА "РЖАВАЯ МОКРОТА"?

а) бронхит

б) очаговая пневмония

в) крупозная пневмония

9. ХАРАКТЕР МОКРОТЫ У БОЛЬНЫХ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ?

а) в виде "малинового желе"

б) пенистая мокрота

в) бесцветная, вязкая

10. ПРИ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ МОЖЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ БОЧКООБРАЗНАЯ" ГРУДНАЯ КЛЕТКА?

а) хронический бронхит

б) пневмония

в) плевриты

11. КАК МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ ЦВЕТ КОЖИ У ЛЕГОЧНОГО БОЛЬНОГО?

а) гиперемия

б) диффузный цианоз

в) акроцианоз

12. КАКОВА ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ В НОРМЕ

а) 30-40 дыханий в 1 минуту

б) 12-20 дыханий в 1 минуту

в) 6-8 дыханий в 1 минуту

13. ВЫБЕРИТЕ ЖАЛОБЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЕГКИХ:

а) гиперестезия

б) кашель

г) отхождение мокроты

д) повышение температуры

е) судороги

ж) затруднение дыхания

з) одышка

14. ПОЧЕМУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ НЕОБХОДИМО ЗАПРОКИДЫВАТЬ ГОЛОВУ БОЛЬНОГО?

A) Для удобства оказания медицинской помощи.

Б) Чтобы создать хорошую герметизацию между ртом реаниматора и ртом (носом) пациента.

B) Чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей.

Г) В целях создания лучших условий для кровообращения.

Д) Для удобства больного.

15. КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ?

A) Во время проведения искусственного дыхания должен появляться пульс.

Б) Во время проведения искусственного вдоха грудная клетка должна расширяться, а во время пассивного выдоха - спадаться.

B) Во время проведения искусственного вдоха наблюдается «надувание» щёк больного.

Г) Во время проведения искусственного дыхания изменяется окраска кожных покровов.

Д) Всё вышеперечисленное верно.

16. ПРИ ЛЕГОЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ ПОКАЗАНЫ ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КРОМЕ:

A) обеспечения полного покоя больному;

Б) придания полусидячего положения с наклоном в больную сторону;

B) прикладывания грелки к больной стороне грудной клетки;

Г) прикладывания пузыря со льдом к больной стороне грудной клетки;

Д) введения кровоостанавливающих препаратов.

17. НА ОБЩИЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЯЕТСЯ:

A) суточная мокрота;

Б) мокрота, собранная в течение 3 сут методом флотации;

B) свежая утренняя мокрота, собранная в чистую плевательницу;

Г) свежая утренняя мокрота, собранная в чашку Петри с питательной средой;

Д) вечерняя мокрота.

Эталоны ответов к теме « Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания»

1. г 2. в 3. г 4. б 5. б,в 6. а,в 7. б 8. в 9. в 10.а 11. б 12. б 13. б,г,д,ж,з 14. в 15. б 16. в 17. в

Тесты итогового контроля.

(ситуационные задачи)

Задача №1.

В отделение поступил больной К.,41 года, слесарь. Жалобы на кашель с небольшим отделением слизисто-гной­ной мокроты, больше по утрам. Кашель беспокоит больного в течение 4 лет. Год назад перенес воспаление легких.

Курит с 20-летнего возраста по 20-25 сигарет в день.

А) Поражение плевры

Задача №2

В отделение поступил больной Л.,36 лет, рабочий. Жалобы на кашель с выделением мокроты с неприятным гни­лостным запахом (около 250-300 мл в сутки). Кашель уси­ливается в положении больного на правом боку.

При осмотре выявлены положительные симптомы "бара­банных пальцев" и "часовых стекол".

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №3

В отделение поступил больной 0., 32 лет, монтажник. Жалобы на сильные боли в правой половине грудной клетки, усаливающиеся при глубоком вдохе, на повышение темпера­туры тела до 37.9 °С. Больной лежит на правом боку, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №4

В отделение поступил больной Т.,50 лег, инженер. Жалобы на боли в правой половине грудной клетки, усили­вающиеся при дыхании, на тихий сухой кашель, сопровожда­ющийся болью в правой половине грудной клетки, на повы­шение температуры тела до 37.5° С. Положение вынужден­ное - больной лежит на правом боку, прижимая рукой пра­вую половину грудной клетки.

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №5

В отделение поступил больной С, 49 лет, бухгалтер.

Жалуется на приступ удушья, возникший 2 часа назад дома, на кашель с небольшим отделением вязкой стекловидной мокроты.

ОСМОТР: Состояние тяжелое. Положение вынужденное: больной сидит в постели, опираясь на нее руками. Грудная клетка эмфизематозная. Число дыхательных движений - 14 в мин., резко за­труднен выдох. Отмечаются вы­раженный диффузный цианоз, на­бухание шейных вен.

В) Спазм мелких бронхов

Задача №6

В отделение поступил больной Н., 56 лет, рабочий. Жалобы на одышку, возникающую при физической нагрузке (подъем по лестнице, быстрая ходьба). Других жалоб нет. Одышка беспокоит больного в течение 5-6 лет. ОСМОТР: Состояние удовлетворительное. Положение актив­ное. Грудная клетка эмфизематозная. Дыхание симметрично.

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

А) Уменьшение дыхательной поверхности легких (доле­вое воспалительное уплотнение, ателектаз)

Б) Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы

В) Спазм мелких бронхов

Г) Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань)

Д) Механическое препятствие в области трахеи или круп­ного бронха

Задача №7

В отделение поступила больная К., 34 лет, преподава­тель.

Жалобы на одышку в покое, усиливающуюся при физичес­кой нагрузке, на повышение температуры до 37.9 °С, на кашель с небольшим отделением "ржавой" мокроты, на боли в правой половине грудной клетки, связанные с дыханием. При осмотре отмечаются диффузный цианоз, герпес. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Число дыхательных движений - 36 в мин.

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

А) Уменьшение дыхательной поверхности легких (доле­вое воспалительное уплотнение, ателектаз)

Б) Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы

В) Спазм мелких бронхов

Г) Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань)

Д) Механическое препятствие в области трахеи или круп­ного бронха

Задача №8

Больная Р.,68 лет доставлена в клинику с жалобами на кровотечение изо рта. Больная сидит в постели, беспо­койна. Отмечается бледность кожных покровов. С кашлем отделяется умеренное количество алой пенистой крови. Ре­акция кровяных выделений щелочная.

КАКОЙ СИМПТОМ ИМЕЕТСЯ У БОЛЬНОЙ?

Ситуационная задача №9

Пострадавший неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание отсутствует. Пульс на лучевой и сонной артериях не определяется. Действуйте!

Эталоны ответов к задачам:

1. Б

2. В

3. А

4. А

5. В

6. Б

7. А

8. Легочное кровотечение

9. Отсутствие дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что раненый мертв.

14. Список тем по УИРС:

1. Виды оксигенотерапии.

2. Виды ингаляторов и их использование.

15. Литература:

Обязательная:

1. Гребнев А.Л. , Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. М.: Изд-во «Медицина» 2006 г.

2. Ослопов В.Н., Богоявленский О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. –М.: ГОЭТАР-МЕД. 1999г

Дополнительная:

3. Басихина Т.С., Коноплева Е.Л., Кулакова Т.С. и др. /Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела. ГОУ ВУНМЦ Москва – 2003г.

4. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: Медицина, 2002

Методические разработки для студентов:

  • Lt;question1> Какие факторы способствуют возникновению ветровой эрозии? засушливость климата, усиленный ветровой режим переувлажненность почвы
  • Средство измерения не подлежит поверке. Какой способ применим для контроля его метрологических характеристик?"6

  • При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыхания - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно получить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

    Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как для местного, так и системного воздействия:

    Газообразные вещества (кислород, закись азота);

    Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

    Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

    Для введения лекарственных средств через дыхательные пути используют следующие виды ингаляторов:

    · электрические;

    · баллончики-ингаляторы;

    · небулайзеры: ультразвуковые, компрессионные, мембранные;

    · спейсеры.

    Паровые ингаляции.

    При лечении катарального воспаления верхних дыхательных путей и ангин издавна применяют паровые ингаляции с помощью простейшего ингалятора. Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачке, выбрасывается по горизонтальной трубке распылителя и разрежает воздух под вертикальным коленом, вследствие чего лекарственный раствор из стаканчика поднимается по вертикальной трубке и разбивается паром на мельчайшие частицы. Пар с частицами лекарства попадает в стеклянную трубку, которую больной берет в рот и через неё дышит (делая вдох ртом, а выдох носом) в течение 5-10 мин. В паровом ингаляторе частицы лекарства получаются довольно крупные, и поэтому они оседают на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, не достигая лёгких. Чтобы получить аэрозоль с более мелкими частицами (достигающими альвеол), применяют ингаляторы со сложными приспособлениями для распыления, но основанные на том же принципе распыляющего угольника. Для образования аэрозоля вместо пара применяют воздух или кислород, который нагнетают в горизонтальную трубку распылителя под различным давлением, а по вертикальной трубке поднимается лекарство (например, раствор антибиотика), которое больной вдыхает в течение определённого времени, пока не получит назначенную ему дозу.

    В ряде случаев используют «камерный» способ ингаляционного введения лекарственного вещества - когда целая группа пациентов вдыхает препарат, распылённый в помещении ингалятория.

    ПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ИНГАЛЯТОРОМ

    Цель: лечебная, профилактическая.

    Показания: заболевания органов дыхания, по назначению врача.

    Противопоказания: индивидуальная непереносимость препарата.

    Через рот и нос

    ЧЕРЕЗ РОТ:

    Цель: лечебная.

    Показания: назначение врача.

    Оснащение: карманный ингалятор.

    I. Подготовка к процедуре

    1) прочитайте название лекарственного препарата.

    2) сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.

    3) объясните пациенту ход процедуры.

    4) вымойте руки.

    II. Выполнение процедуры

    5) продемонстрируйте пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного препарата.

    6) усадите пациента (если состояние пациента позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее).

    7) снимите с ингалятора защитный колпачок.


    Рис. 24. Ингаляция лекарственных средств через нос (а)

    8) переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.

    9) попросите пациента сделать глубокий выдох.

    10) мундштук ингалятора вставьте пациенту в рот, чтобы тот мог плотно обхватить мундштук губами; голова пациента при этом слегка запрокинута назад.

    11) попросите пациента сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика.

    12) извлеките мундштук ингалятора изо рта пациента, порекомендуйте ему задержать дыхание на 5 – 10 сек.

    13) попросите пациента сделать спокойный выдох.

    III. Окончание процедуры

    14) предложите пациенту самостоятельно выполнить эту процедуру с действующим ингалятором в вашем присутствии.

    · Запомните! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

    15) закройте защитным колпачком ингалятор и уберите его.



    16) вымойте руки.


    Б в г

    Рис. 24. Ингаляция лекарственных средств через рот(б,в,г)

    Парентеральный способ введения лекарственных веществ

    НАБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЗ АМПУЛЫ И ФЛАКОНОВ

    Цель: выполнение инъекции.

    Показания: инъекционные способы введения лекарственных средств.

    Оснащение: стерильный шприц, стерильный лоток, стерильный пинцет, лекарственный препарат, пилочка, бикс со стерильным перевязочным материалом, спирт 70°, перчатки, емкость для использованного материала, маска, шапочка.

    Алгоритм действий медицинской сестры:

    1. Вымыть руки (гигиенический уровень), надеть перчатки.

    2. Прочесть на ампуле надпись, убедиться в целостности ампулы, сроке годности лекарственного препарата, а также сроке годности на упаковке шприца.

    3. Слегка встряхнуть ампулу, чтобы весь раствор оказался в ее широкой части.

    4. Подпилить ампулу пилочкой, ватным шариком, смоченным спиртом, обработать ампулу (на случай, если все-таки игла коснется наружной поверхности ампулы при наборе лекарственного средства), отломить конец ампулы.

    5. Взять ампулу так, как показано на рис. 25а, осторожно ввести в нее иглу и набрать нужное количество раствора (набирая раствор, можно постепенно поднимать дно ампулы рис. 25 а).

    6. Не извлекая иглу из ампулы, выпустить воздух из шприца. Снять иглу, которой набирали раствор, и надеть иглу для инъекции (если это не одноразовый шприц, вместе с которым упакована одна игла).

    7. Надеть на иглу колпачок (если игла однократного использования), соблюдая универсальные меры предосторожности, положить в лоток несколько ватных шариков или салфеток для обработки инъекционного поля (если вы собирали шприц со стерильного стола, положите шприц и ватные шарики в лоток; если инъекция выполняется вами в палате – накройте лоток стерильной салфеткой) (рис.26).



    Рис. 25 Набор лекарственных средств из ампулы и флаконов

    Рис. 26 Размещение шприца с лекарственным средством в лотке

    (салфетка отвернута)

    ВНУТРИКОЖНЫЕ ИНЪЕКЦИИ

    Цель: Диагностическая.

    Показания: Проба Манту на туберкулез, проба Бюрне на бруцеллез, диагностические аллергические пробы, определение чувствительности к медикаментам, для местного обезболивания.

    Места введения: Передняя поверхность средней трети предплечья.

    Оснащение: Стерильный лоток, ватные шарики, спирт, перчатки, туберкулиновый шприц или шприц 1 мл, игла длиной 15 мм и сечением 0,4 мм, лекарственное средство, стерильный пинцет, пилочка для вскрытия ампул, маска, шапочка.

    Алгоритм действий мед сестры:

    I. Подготовка к процедуре

    1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и его согласия на инъекцию.

    II. Выполнение процедуры

    4. Вымыть руки, надеть перчатки.

    5. Обработать место инъекции ватным шариком, смоченным спиртом, затем сухим стерильным ватным шариком.

    6. Растянуть кожу в месте инъекции, захватив среднюю треть предплечья левой рукой с тыльной (наружной) стороны.

    7. Натянуть кожу в месте инъекции.

    8. Ввести иглу срезом вверх почти параллельно коже так, чтобы срез иглы скрылся в толще эпидермиса. Переместить большой палец левой руки на канюлю иглы, зафиксировать ее. Правую руку перевести на поршень и ввести лекарственный препарат или после введения иглы перенести на поршень левую руку и ввести лекарственный препарат.

    9. Извлечь иглу, не прижимая место инъекции ватным шариком.

    10. Сухим ватным шариком убрать след, оставшийся после удаления иглы.

    III. Окончание процедуры

    11. Объяснить пациенту, что нельзя мыть место после инъекции в течение определенного времени (если инъекция выполнена с диагностической целью).

    12. Поместить шприц с иглой в емкость с дезинфицирующим раствором.

    13. Снять перчатки, поместить в дезинфицирующий раствор.

    14. Вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки.

    ПОДКОЖНАЯ ИНЪЕКЦИЯ

    Цель: лечебная.

    Показания: назначение врача.

    Противопоказания: индивидуальная непереносимость.

    Места введения: средняя треть передне-наружной поверхности плеча и бедра, подлопаточная область, передняя поверхность брюшной стенки (латеральнее пупка).

    Оснащение: шприц емк. 1-2 мл, лекарственный препарат, стерильные ватные шарики, 70%-ый спирт, стерильный лоток, перчатки, контейнер с дез. раствором, маска, шапочка.

    Алгоритм действий медицинской сестры:

    I. Подготовка к процедуре

    1.Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и получить его согласие на инъекцию.

    2. Набрать в шприц нужную дозу лекарственного средства.

    3. Помочь пациенту занять нужное положение.

    II. Выполнение процедуры

    4. Вымыть руки. Надеть перчатки.

    5. Обработать место инъекции последовательно двумя ватными тампонами (салфетками), смоченными кожным антисептиком: вначале большую зону, затем – непосредственно место инъекции.

    6. Взять кожу в месте инъекции в складку, как показано.

    7. Ввести иглу под углом 45° в основание кожной складки на глубину 15 мм (2/3 длины иглы); указательным пальцем придерживайте канюлю иглы.

    8. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное средство, фиксируя шприц правой рукой (профилактика микротравм).

    9. Извлечь иглу, продолжая придерживать ее за канюлю; место укола прижать стерильной ватой, смоченной кожным антисептиком.

    III. Окончание процедуры

    10. Сделать легкий массаж места инъекции, не отнимая ваты (салфетки) от кожи.

    11. Спросить пациента о самочувствии.

    12.Снять перчатки, вымыть руки.


    Рис. 27. Подкожная инъекция

    ВНУТРИМЫШЕЧНАЯ ИНЪЕКЦИЯ

    Цель: лечебная.

    Показания: назначение врача.

    Оснащение: шприц 5,10 мл, лекарственный препарат, лоток стерильный, 70%-ый этиловый спирт; перчатки; емкость с дез. раствором, маска, шапочка.

    Обязательное условие: соблюдать места введения; пациент должен находиться в положении лежа.

    Лечебный препарат в организм может попадать различными путями. Пути введение лекарственных средств определяются скоростью терапевтического эффекта, его выраженностью и продолжительностью. В некоторых случаях от того, каким способом поступило в организм лекарство, зависит характер его действия, а значит, и наше выздоровление. Существует несколько основных методов введения лекарственных средств внутрь, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Перед тем как разобраться, какой путь введения выбрать, нужно точно знать, какие формы медикаментов существуют.

    Основные формы лекарств

    Перед тем как определить пути введения лекарственных средств в организм, нужно знать, какие виды препаратов существуют, а их немало:

    • Растворы - это жидкая форма препарата. Они представляют собой лекарственное вещество, разведенное в воде, спирте, глицерине или другом растворителе. Но стоит помнить о том, что качественный и неиспорченный раствор должен быть прозрачным, никакого мутного осадка или посторонних частиц. Их могут применять как для парентерального, так и для энтерального введения.
    • Отвары и настои - эти средства готовятся из растительного сырья. Но стоит помнить, что они долгое время не хранятся, не более 3 суток в прохладном и защищенном от солнечных лучей месте.
    • Таблетки - это твердая которую получают путем прессования. В основном их принимают внутрь, но возможен и наружный путь введения лекарственных средств, если их измельчить в порошок.
    • Драже - это еще одна разновидность средств, их создают методом наслаивания основного вещества на гранулу. Используют для приема внутрь.
    • Капсулы - твердая форма лекарства, представляет собой таблетку, покрытую оболочкой из желатина или другого вещества. Чаще всего в капсулах заключены лекарства с горьким привкусом или специфическим запахом, благодаря оболочке значительно облегчается прием этих средств. К тому же она позволяет защитить вещество от быстрого разрушения в пищеварительном тракте.
    • Свечи - это дозированная форма препарата, которая при комнатной температуре остается в твердом виде, но при этом расплавляется внутри тела человека. Если рассматривать введение лекарственных средств, пути для свечей выделяют двух видов - ректальный и вагинальный.
    • Пластырь - это пластическая форма средства, которая под воздействием температуры тела размягчается и легко прилипает к кожному покрову. Подходит только для наружного применения.
    • Мази - средство вязкой консистенции, используют в основном для наружного применения. Они обязательно должны содержать в своем составе около 25% сухих веществ.

    Существует несколько путей введения препаратов, подробнее рассмотрим каждый из них.

    Виды энтерального введения

    Энтеральный путь введения лекарственных средств считается одним из самых удобных и безопасных. Существует несколько подвидов данного пути: пероральный, сублингвальный, ректальный.

    1. Пероральное применение препарата, другими словами, прием внутрь - это один из самых простых методов, именно поэтому его чаще всего и назначают многие врачи. Всасывание лекарств, поступивших таким способом, происходит в основном путем диффузии в тонком кишечнике, в редких случаях - в желудке. Эффект от применения заметен через 30-40 минут. Именно по этой причине для экстренной помощи такой способ не годится. Скорость и полнота всасывания зависят от приема пищи, ее состава и количества. Таким образом, если выпить натощак лекарство, то всасывание слабых оснований улучшается, поскольку кислотность в желудке низкая, а вот кислоты лучше усваиваются после приема пищи. Но есть и такие препараты, например «Кальция хлорид», которые, попадая в организм после приема пищи, могут образовывать нерастворимые кальциевые соли, что ограничивает возможность всасывания их в кровь.

    2. Еще один удобный и эффективный энтеральный путь введения лекарственных средств - сублингвальный. Лекарство кладут под язык, благодаря большой сети капилляров в слизистой оболочке, усваивается оно очень быстро. Эффект наступает уже через несколько минут. Такой метод введения чаще всего используют для применения «Нитроглицерина» при стенокардии, «Клофелина» и «Нифедипина» для устранения гипертонического криза.

    3. Ректальный путь используют не очень часто. В основном его применяют, если у пациента имеются заболевания ЖКТ, или же если он находится в бессознательном состоянии.

    Энтеральное введение: преимущества и недостатки

    Все пути и способы введения лекарственных средств имеют свои плюсы, у энтерального они также есть:

    • Простота и удобство в применении.
    • Естественность.
    • Относительная безопасность для пациента.
    • Не требует стерильности, наблюдения со стороны медперсонала.
    • Возможность длительной терапии.
    • Комфортность для больного.

    Но есть и недостатки энтерального пути введения лекарственных средств:

    • Эффект наступает медленно.
    • Низкая биодоступность.
    • Разная скорость и полнота всасывания.
    • Влияние приема пищи и других компонентов на процесс всасывания.
    • Невозможность применения пациентами в бессознательном состоянии.
    • Нежелательно использовать больным, у которых имеются патологии желудка и кишечника.

    Виды парентерального введения препаратов

    Парентеральный путь введения лекарственных средств подразумевает введение препаратов, не вовлекая в этот процесс пищеварительную систему. Его можно разделить на несколько видов.

    • Внутрикожно - этот метод в основном используют с целью диагностики, например на аллергические пробы Бюрне или же для местного обезболивания.
    • Подкожно - применяют, если требуется получить максимальный эффект от препарата. Это достигается благодаря тому, что подкожно-жировой слой хорошо снабжен сосудами, и это способствует быстрому всасыванию.
    • Внутримышечно - используют, если подкожное введение вызывает раздражение или боль, а также когда препарат сам по себе медленно всасывается.

    • Внутрикостно - этот метод используют нечасто, в основном при обширных ожогах и деформации конечностей, когда другие варианты не удается применить.

    Если предстоит введение лекарственных средств, пути через сосуды бывают следующими:

    • Внутривенно - этот метод используют для введения большого количества лекарств и некоторых препаратов, которые имеют такое требование к использованию.

    • Внутриартериально - применяют при которые обусловлены шоком, большой потерей крови, асфиксией, травмированием электрическим током, интоксикацией и инфекциями.
    • В лимфатические сосуды - этот метод используют для того, чтобы лекарство не попало в печень и почки, для обеспечения более точного попадания к месту очага заболевания.

    Не всегда удобно внутрисосудистое введение лекарственных средств, пути могут вести и через полости:

    • Плевральную.
    • Брюшную.
    • Сердца.
    • Суставную.

    плюсы и минусы

    Парентеральное введение имеет ряд преимуществ:

    • Такой метод позволяет ввести препарат в обход пищеварительного тракта, что очень важно для пациентов с серьезными патологиями желудка.
    • Быстрота действия необходима в экстренных ситуациях.
    • Максимальная точность дозировки.
    • Поступление препарата в кровь в неизмененном виде.

    Парентеральный путь введения лекарственных средств имеет ряд недостатков:

    • Обязательно препарат должен вводить обученный медицинский работник.
    • Требуется соблюдение асептики и антисептики.
    • Затрудненное и даже невозможное введение лекарства при кровоточивости, повреждениях кожных покровов в месте инъекции.

    Ингаляции

    Ингаляционный путь введения лекарственных средств позволяет использовать в лечении аэрозоли, газы (летучие антисептики) и порошки При таком способе введения препараты быстро попадают внутрь и оказывают свое лечебное воздействие. Кроме того, легко обеспечивается управление концентрацией средства в крови - прекращение ингаляции ведет к приостановке действия лекарства. При помощи вдыхания аэрозоля концентрация средства в бронхах очень высокая при минимальном

    Но стоит помнить и о том, что насколько бы ингаляция ни была эффективной, она не позволяет применять раздражающие вещества. Также надо иметь в виду, что ингалируемые препараты могут влиять на окружающих (к примеру, наркоз).

    Плюсы и минусы ингаляционного введения

    Продолжаем рассматривать пути введения лекарственных средств. Достоинства и недостатки имеет и ингаляционный метод. Плюсы ингаляции:

    • Действует непосредственно в самом месте патологии.
    • Лекарство легко проникает к месту воспаления, при этом минует печень в неизмененном виде, что обуславливает его большую концентрацию в крови.

    Минусы ингаляции:

    • Если сильно нарушена бронхиальная проходимость, то лекарственное средство плохо проникает в очаг болезни.
    • Препараты могут раздражать слизистую носа, рта и горла.

    Основные пути введения лекарственных средств рассмотрены, но есть и другие, которые также в некоторых случаях могут стать незаменимыми.

    Ректальный, вагинальный и уретральный пути введения

    Если сравнивать ректальный путь введения препаратов с приемом через рот, то можно точно сказать, что эффект от первого метода наступает значительно быстрее. Препарат быстро всасывается в кровь, не разрушаясь при этом под действием ферментов пищеварительного тракта и печени.

    Ректально в организм вводят свечи, мази, а также другие формы препаратов, предварительно растертые в порошок и разведенные, при этом используют клизмы. Но стоит помнить, что раствор, введенный ректально, даст эффект намного быстрее, чем свеча. Объем клизмы для взрослых составляет от 50 до 100 мл, а для детей - от 10 до 30 мл. Но у данного метода введения препаратов есть и минусы:

    • Неудобное применение.
    • Особые колебания скорости и полной картины всасывания.

    Вагинальный и уретральный методы позволяют вводить любую форму препаратов. Но оба этих способа дают наилучший результат, если применять их для лечения инфекций в указанных органах или для проведения диагностики, к примеру для введения контрастных веществ, таких как "Йодамид", "Триомбраст" и других.

    Спинномозговой и внутричерепной пути введения

    В очень редких случаях используют спинномозговые и внутричерепные (субокципитальные, субарахноидальные, субдуральные и другие) инъекции. Связано это в большей степени с тем, что вводить такими методами препарат должен только квалифицированный специалист. Подобные способы требуют использования только стерильных, абсолютно прозрачных истинных водных растворов с нейтральной реакцией. Действие наступает очень быстро.

    Трансдермальные терапевтические системы

    В последнее время все чаще появляются лекарственные препараты в новой форме. Трансдермальные терапевтические системы (ТТС) - одна из них. Они представляют собой мягкую дозированную форму, предназначенную для наружного применения с медленным высвобождением лекарственного вещества. Современные ТТС - это пленки и пластыри, которые были изготовлены с применением ультрасовременных технологий и очень удобны в применении: пластырь приклеивают на кожный покров, а пленку закладывают за щеку. При этом основное вещество всасывается в кровь через кожу или слизистую.

    Многие медики во всем мире в последнее время все больше обращают внимания на новейшие пути введения лекарственных средств. Преимущества и недостатки есть у каждого, в том числе и у ТТС. Рассмотрим плюсы:

    • Лекарство действует ускоренными темпами.
    • Препарат поступает в кровь постепенно без перерыва, что позволяет обеспечить стабильный уровень основного вещества.
    • Неприятные ощущения полностью исключены, это касается и рвотных позывов, и болей от инъекций.
    • Полное отсутствие нежелательных эффектов со стороны пищеварительного тракта.
    • Снижение частоты проявления аллергии.
    • Возможность быстрой отмены препарата, если вдруг есть противопоказания.
    • Точная дозировка.
    • Возможность точечной доставки медикамента в нужную часть организма.

    Каждый из описанных путей введения лекарственных средств имеет свои плюсы и минусы. Но каким бы хорошим ни был метод, главное, что назначать его должен доктор, и желательно, чтобы самые сложные и редкие способы введения осуществлялись специально обученным человеком в медицинском учреждении. Берегите себя, чтобы не пришлось думать, каким способом доставить лекарство внутрь организма.

    Условия проведения ингаляций.

    · В педиатрии достаточно широкое применение нашёл данный метод: проводят ингаляции паровые, тепловлажные, масляные, аэрозоли лекарственных средств.

    · Используются как стационарные, так и портативные ингаляторы.

    · Больного ребёнка раннего возраста завертывают в одеяло и держат на коленях, приставив к области рта и носа маску (мундштук), распылителя. Крик ребенка способствует более глубокому вдыханию аэрозоли.

    · Дети старшего возраста охватывают мундштук распылителя губами и периодически делают глубокие вдохи.

    · Для детей, больных астмой, широко применяют портативные ингаляторы: чтобы успешно проводить ингаляцию, флакон с лекарственных веществом необходимо располагать строго перпендикулярно, дном вверх; ребенок при вдохе аэрозольной смеси из ингалятора должен запрокидывать голову, иначе до 90% лекарственных средств остается в глотке.

    МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОРТАТИВНОГО ИНГАЛЯТОРА

    Медицинская сестра.

    · читает название лекарственного препарата;

    · объясняет ребёнку ход процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства;

    · усаживает ребёнка, а если позволяет его состояние, то лучше провести ингаляцию в положении ребёнка стоя, так как при этом эффективнее дыхательная экскурсия;

    · снимает с ингалятора защитный колпачок;

    · переворачивает баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхивает его;

    · просит ребёнка сделать глубокий выдох;

    · мундштук ингалятора вставляет ребёнку в рот, прост плотнее, как только можно, охватить ею губами и голову при лом слегка запрокинуть назад;

    · просит ребёнка сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажимая на дно баллончика;

    · извлекает мундштук ингалятора изо рта у ребёнка, попросив его задержать дыхание на 5-10 секунд;

    · простит ребёнка затем сделать спокойный выдох

    · предлагает ребёнку самостоятельно выполнить эту процедуру в её присутствии:

    · после окончания процедуры закрывает ингалятор зашитым колпачком.

    ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

    Включает в себя введение лекарственных средств через рот, сублингвально, в прямую кишку.

    МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

    Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления детям сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям старшего школьного возраста.

    При раздаче лекарств медицинская сестра должна соблюдать следующие правила:



    1. Внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства;

    2. Раздавать лекарства у постели больного ребёнка;

    3. Ребёнок должен проглотить и запить лекарство в присутствии медицинской сестры;

    4. Средства с пометкой "до еды" необходимо дать ребёнку за 15 минут до приема пищи; с пометной "после еды" - через 15 минут после приема пиши: средства, предназначенные для приема "натощак" - дать ребёнку утром за час до завтрака;

    5. Детям старшего возраста твердые лекарственные формы - таблетки, капсулы, драже - медицинская сестра помещает на корень языка и даёт запить небольшим количеством воды: порошок высыпает на корень языка и дает запить водой: жидкие лекарственные формы (настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой; спиртовые настойки, экстракты назначают в каплях - медицинская сестра отмеривает в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребёнку и запить чистой водой;

    6. Для детей раннего возраста делают специальные мелкие расфасовки препаратов; лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя ею в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах для таких детей, в суспензиях с добавлением сахарных и фруктовых сиропов;

    7. Если в одни и те же часы ребёнок должен получить несколько лекарственных препаратов, медицинская сестра не должна их смешивать, а должна дать каждое лекарство поочередно.

    8. В случае упорной рвоты все лекарственные препараты вводят ребенку в виде свечей и парентерально.